Научная статья на тему 'Использование краеведческого материала на уроках биологии на примере изучения фауны «Мраморного озера» (Астраханская область)'

Использование краеведческого материала на уроках биологии на примере изучения фауны «Мраморного озера» (Астраханская область) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
321
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОКИ БИОЛОГИИ / ФАУНА / РАКООБРАЗНЫЕ / АРТЕМИЯ САЛИНА / ENVIRONMENTAL EDUCATION / LESSONS OF BIOLOGY / FAUNA / CRUSTACEA / ARTEMIA SALINA

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Ефимова Светлана Эмильевна

Рассмотрены возможности использования краеведческого материала для изучения биологии ракообразных в средней школе. Обычные для ученых животные, «открытые» усилиями учеников могут оказаться удивительными и необыкновенными. Увидеть новое в обыденном и расширить горизонты познания подрастающего поколения можно и около своего дома.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Ефимова Светлана Эмильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF MATERIAL ON THE LESSONS OF BIOLOGY FOR EXAMPLE, STUDY THE FAUNA «MARMARA LAKE» (ASTRAKHAN REGION)

The possibility of using local material for studying the biology of crustacea in Secondary school.

Текст научной работы на тему «Использование краеведческого материала на уроках биологии на примере изучения фауны «Мраморного озера» (Астраханская область)»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (32) 2015. с. 161-164

соответствующего новым требованиям научно -технической цивилизации и формирующегося информационного общества; 2. Конвергенция между различными направлениями в философии образования [8].

Литература

1. Вейланд И. С. Университеты и новый облик Европы Il Aima mater 1991. -№4. - С.73 - 74.

2. Гачев Г.Д. О возможности содействия гуманитарных наук развитию человека. II Методологические проблемы взаимодействия общественных, естественных и технических наук. М., 1981. -С. 23 - 29.

3. Зоткин А. О. Философские основания педагогической деятельности: Автореф. на соиск. Ученой степ. докт. филос. н. Томск., 1997. - 18с.

4. Клементьев Е.Д. Социально философские аспекты образования. II Вопросы философии. -1984. - №11. - С.11 -21.

5. Мамут Л.С. Ценность как проблема науки о государстве. II Общественные науки и современность. М.,1996. - №6. - С.48 -5G.

6. Субетто А.А. Образовательное общество и реализация стратегии развития образования в XXI веке. Часть 4. Астраханский вестник экологического образования №2 (24). Изд-во «Нижневолжский экоцентр». Астрахань, 2013. С. 4-29.

7. ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ [Электронный ресурс] http://dic.academic .ru/ dic .nsf/enc_philosophy/9321/ Дата доступа 26.02.2015

8. Философия образования как научное и социальное явление [Электронный ресурс] http://www.stankin.ru/science/postgraduate-study-and-doctoral-studies/postgraduate-study-speciality-and-rules-of-admission-of/G9.GG.G8..pdf. Дата доступа 26.G2.2G15

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ ФАУНЫ «МРАМОРНОГО ОЗЕРА» (АСТРАХАНСКАЯ

ОБЛАСТЬ)

Светлана Эмильевна Ефимова

МАОУ "СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов МО"Ахтубинский

район" [email protected]

экологическое образование, уроки биологии, фауна, ракообразные, артемия салина

Рассмотрены возможности использования краеведческого материала для изучения биологии ракообразных в средней школе. Обычные для ученых животные, «открытые» усилиями учеников могут оказаться удивительными и необыкновенными. Увидеть новое в обыденном и расширить горизонты познания подрастающего поколения можно и около своего дома.

USE OF MATERIAL ON THE LESSONS OF BIOLOGY FOR EXAMPLE, STUDY THE FAUNA

«MARMARA LAKE» (ASTRAKHAN REGION)

Svetlana Emilevna Efimova MAOU "Secondary school No. 1

environmental education, lessons of biology, fauna, crustacea, Artemia salina The possibility of using local material for studying the biology of crustacea in Secondary school. Цель исследования:

Выявление многоклеточных представителей фауны «Мраморного моря» посёлка Нижний Баскунчак Ахтубинского района Астраханской области.

161

Методы исследования:

1. Наблюдение за обитателями водоема.

2. Микроскопическое исследование.

3. Культивирование ракообразных в жестких условиях.

4. Индуктивное обобщение практического и теоретического исследования.

В современной школе, как показывает практика, отрыв от природы продолжает увеличиваться. Все больше детей хотят спокойно окончить школу и тихо сидеть в офисах за большую зарплату. Весь многообразный мир природы для детей оказывается за сухими строчками учебника, за экранами телевизора и компьютера. В этой связи чрезвычайно важно побуждать подрастающее поколение исследовать окружающую природу и открывать для себя ее удивительные творения эволюции. Очень важно при этом формировать у школьников основы адекватного экологического сознания, используя при этом краеведческий материал [3-8].

К данному исследованию нас подтолкнули события, связанные со взрывными работами на карьере «ЗАО Кнауф гипс Баскунчак».

История происхождения «Мраморного озера», которое как бы внезапно появилось в районе взрывных работ Баскунчакского карьера, давно уже передается из уст в уста жителями Ахтубинского района и за его пределами. Очевидцы говорят, что у них на глазах разверзлась земля и из ее недр забили фонтаны. Очень скоро карстовый провал заполнился голубоватой соленой водой. На фоне скальных пород карьера оно казалось кусочком моря.

На самом деле этот водоем образовался на месте карьера, в котором добывалось сырье для изготовления гипсовых строительных материалов. Карьер заполнился высокоминерализованными подземными водами, характерными для данного региона (неподалеку находится озеро Баскунчак). Данный карьер начал разрабатываться еще в советское время, а в настоящее время принадлежит «ЗАО Кнауф гипс Баскунчак».

Посетители озера считали, что в нем нет живых обитателей. Мы с учениками химико -биологического класса решили исследовать возможную фауну этого необычного водоема.

Визуальное наблюдение за поверхностью воды не показало наличие жизни. Подводные поиски выявили наличие мелких животных с большим количеством конечностей. На основе тех знаний, которыми располагали ребята, они не смогли определить, кто перед ними -многощетинковые черви или примитивные ракообразные. Этот факт тоже весьма показателен в плане понимания филогенеза. Примитивные ракообразные близки по своей организации к своим прародителям. Были произведены заборы воды с животными.

Микроскопические исследования показали, что найденные животные имеют трубчатое сердце, автоматически пульсирующее со скоростью 3 удара в секунду. Все они оказались самками с развитыми гонадами и со зрелыми яйцами. Конечности представляли собой двуветвистые жаберные ножки в количестве 11 пар. Голова несла две пары усиков, фасеточные глаза на стебельках и ротовые придатки. Описанные признаки являются отличительными чертами подкласса ВгашсЫороёа, отряда Жаброноги, рода Артемия [1]. Также в пробах воды обнаружились палочковидные одноклеточные. Однако, увеличение школьного микроскопа не позволило нам их идентифицировать. Было выявлено главное: лишь несколько месяцев озеро оставалось девственно необитаемо. Вскоре его заселили микробы и удивительные артемии.

В пластмассовых емкостях без смены соленой воды «Мраморного озера», без добавления какой-либо пищи рачки прожили около шести месяцев. Всё это время они активно размножались, а затем все погибли.

У детей возникло желание получить информацию из литературы о найденных ими животных и выяснить, почему они смогли прожить так долго в суровых условиях и, почему, все-таки прекратили свое существование. Так, они выяснили, что эти изящные

полупрозрачные членистоногие длиной до 1 см, плавно двигающиеся в воде брюшной стороной вверх поселяются в очень соленых водоемах при отсутствии в них хищников [ 1].

Независимо от того, в какой по солености воде живут рачки, солевой состав крови у них не изменяется! У других беспозвоночных нет такой совершенной регуляции солености крови. В процессе эволюции рачки приспособились к жизни в крайне неблагоприятных для других животных условиях и только таким образом смогли выжить в жестокой борьбе за существование.

Дети узнали, что 11 пар ножек жабронога попеременно, друг за другом изгибаются назад, создавая ток воды, направляющийся к голове. Таким образом, каждая ножка выполняет одновременно три функции: служит для передвижения, направляет своими внутренними лопастями ток воды с пищевыми частицами ко рту и своими жаберными лопастями усваивает растворенный в воде кислород. Эта функциональность конечностей немало удивила исследователей. Пищей жаброногам служат микроскопические водоросли, бактерии и мелкие частицы разлагающейся растительности, а также другие органические частицы. Ученики предположили, что на фекалиях жаброногов хорошо развивались бактерии, которыми и питались эти неприхотливые членистоногие. Питательных веществ им вполне хватало, чтобы выживать самим и производить многочисленное потомство. Артемии приспособлены к жизни только в стоячей воде. И снова дети делают вывод: это обстоятельство позволило рачкам выжить даже в пластмассовой бутылке с соленой озерной водой в течение полугода. Вода потихоньку испарялась и соленость воды в бутылке повышалась. Это только сокращало срок достижения рачками половозрелости. Замечательно, что оплодотворение не влияет на судьбу яйца. Неоплодотворенные яйца у подопытных артемий развивались партеногенетически, превращаясь в личинок - науплиусов. Так, химики - биологи «увидели» партеногенез в действии. В природе при неблагоприятных условиях каждая особь образует до 70 яиц. Яйца плавают на поверхности водоема и при высыхании подхватываются ветром. В этой покоящийся стадии артемии путешествуют по всему земному шару в виде яиц и при благоприятных условиях быстро развиваются в каком-нибудь тихом, стоячем, никому из хищников непривлекательном озере. Теперь для ребят все стало ясно. Они познакомились с удивительным рачком, с очень интересной и непростой эволюционной историей.

Интерес только возрастал. Физиологи, изучая функции ретикулярной формации мозга, установили, что интерес способен через эту структуру усиливать силу мозговой активности. Увлеченность школьников звала их узнавать все больше, чтобы рассказать о своих открытиях уже другим ребятам.

Они выяснили, что в отдельных случаях эти рачки служили пищей человеку. Американские индейцы, живущие на берегах Соленого озера в штате Юта (США) охотно ели артемий. Арабы, кочевавшие к западу от дельты Нила, вылавливали в соленых озерах артемий, приготавливали из них пасту, напоминавшую соленую селедку, и охотно использовали ее вместо мяса [1, 2].

Аквариумисты широко используют рачков в качестве корма для рыбок. Высушенные яйца артемий пересылаются по почте из страны в страну и служат предметом торговли. Однако наиболее существенно значение артемий в рыбоводстве. Они представляют собой первоклассный, высокопитательный корм для молоди ценных промысловых рыб, разводимых на рыбоводных заводах, и в первую очередь для осетровых. Молодь осетровых ест только живых рачков. На рыбоводных заводах артемий подкармливают гидролизными дрожжами, что позволяет им производить живых науплиусов все лето. Выкормленная на артемии молодь осетровых отличается быстрым темпом роста и высокими биохимическими показателями. А это уже связь с производством осетровых в Астраханской области, что снова удивило исследователей.

Вот такими замечательными оказались обитатели «Мраморного озера». Мы с учениками исследовательской группы видели их сердце, пульсирующее под микроскопом, и восхищались той жизненной силой, которую в него вложила эволюция.

Дети получили большое удовольствие от своих открытий. Газета со статьей об их исследовании заняла достойное место в школе на научно - практической конференции. Более младшие ученики с удивлением узнают о том, что «Мраморное озеро», куда их родители возят раз в год, обитаемо. Открыли это такие же школьники, как и они. А значит: горизонты познания ждут новых исследователей!

Таким образом, данное исследование помогло решить следующие образовательные задачи:

- заинтересовать детей изучением фауны родного края;

- побудить учащихся к теоретическому и практическому исследованию;

- стимулировать развитие навыков проведения исследования и обобщения полученных данных;

- расширить знания учеников о биологии и многообразии ракообразных;

- приобрести первые навыки изложения результатов исследование в литературной форме.

Литература

1. Жизнь животных. Том 2. Под ред. Л. А. Зенкевича. М.: Просвещение, 1968.Стр.383, 384,385,386.

2. Медников Б. М.. Биология - формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.Стр. 182-186.

З.Чуйкова Л.Ю. Экологическое сознание: социально-педагогические аспекты, детерминирующие его

формирование. /Монография/ - Астрахань, изд-во Нижневолжского экоцентра. - 2013. - 376 с. ISBN 978-5905224-04-1.

4.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Экологическая педагогика как область исследования и применения. /Гуманитарные исследования, № 1(49), 2014. - с. 111-118.

5.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Экологическая педагогика: содержание экологической информации в концепции формирования адекватного экологического сознания. /Гуманитарные исследования, № 1(49), 2014. -с. 118-125.

б.Чуйкова Л.Ю., Чуйков Ю.С. Использование материалов по биоразнообразию Каспийского моря в формировании экологического информационного пространства в школе. // Экология России: на пути к инновациям. № 7., 2013. Издательство Нижневолжского экоцентра. - с. 45-56.

7.Чуйкова Л.Ю., Семчук Н.М., Чуйков Ю.С. Изучение регионально значимых экологических проблем в школе на примере курса «биоразнообразие Каспия». Биология в школе. 2012. № 3. С. 46-52.

8.Чуйков, Ю.С. Экология Астраханской области (учебное пособие по экологии для 8 класса средней школы). Третье издание / Ю.С. Чуйков, Л.Ю. Чуйкова, М.В. Сиговатова // - Изд-во Нижневолжского экоцентра. - Астрахань, 2010. - 264 с. ISBN 978-5-99013472-0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.