Научная статья на тему 'Использование космической индустрии в геополитических интересах России'

Использование космической индустрии в геополитических интересах России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панферов Константин Николаевич

Рассматривается история строительства новых космодромов в России, раскрываются проблемы развития космической промышленности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE THE SPACE INDUSTRY IN THE GEOPOLITICAL INTERESTS OF RUSSIA

The significance of new Russian cosmodromes construction is researched.

Текст научной работы на тему «Использование космической индустрии в геополитических интересах России»

2008

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология

№ 129

УДК 32С(470):629.78

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОСМИЧЕСКОЙ ИНДУСТРИИ В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСАХ РОССИИ

К.Н. ПАНФЁРОВ

Рассматривается история строительства новых космодромов в России, раскрываются проблемы развития космической промышленности на современном этапе.

2007 год показал, что российская экономика постепенно набирает обороты и позволяет нам рассматривать геополитическое положение страны с позиции перспективы. Немаловажную роль в этом вопросе играет космическая индустрия. Российско - казахстанское сотрудничество по использованию космодрома на Байконуре недёшево обходится для нашей страны. Однако географическое расположение этого космодрома ещё не один год будет вынуждать нас использовать Байконур для запуска ракет-носителей к Международной космической станции. Исходя из этой ситуации, в 2007 году Россия начала разрабатывать совместный с казахстанской стороной проект «Байтерек».

Возникает вопрос о том, почему только теперь мы занялись проблемой космодрома вплотную? Ответ лежит почти на поверхности. Достаточно вспомнить в какой стране мы жили в девяностые годы ХХ столетия. Действительно, в мире немного можно перечислить стран, на долю которых за одно столетие выпадало бы столько тяжёлых испытаний, каким подверглась наша держава. В девяностые годы Россия была вычеркнута из списка государств с высоким уровнем экономического и социального развития современного мира. Подтверждением этого положения являются следующие экономические показатели.

За 90-е годы объём совокупной стоимости конечного продукта, созданного в течение года внутри страны с использованием факторов производства, принадлежащих как данной стране, так и другим странам, называемый валовым внутренним продуктом (ВВП), сократился почти в два раза. По совокупному размеру ВВП мы в эти годы уступали США в десять раз. Китаю в пять раз. После кризиса 1998 года душевой размер ВВП сократился примерно до 3500 долларов, что примерно в пять раз ниже среднего показателя стран «большой семёрки».

В эти же годы резко изменилась структура нашей экономики. Ключевые позиции в национальном хозяйственном комплексе стали занимать не промышленные предприятия, а топливная промышленность, чёрная и цветная металлургия. Их доля в ВВП составляла около 15 процентов, в общем объёме промышленной продукции - 50, а в экспорте - более 70 процентов. Крайне низка была производительность труда, большинство промышленных предприятий были закрыты, подскочила безработица, появились люди без определённого места жительства. Производительность труда была средней в сырьевых отраслях и энергетике, а в остальных отраслях ниже 20 - 24 процентов от аналогичных показателей, например, США [1, с. 2].

Если возьмём технико-технологический уровень выпускаемой продукции, который определяется долей оборудования со сроком эксплуатации до пяти лет, то в эти годы она в России сократилась с 29 процентов в 1990 году до 4,5 процента в 1998 году. Более 70 процентов всех машин и оборудования эксплуатировался свыше 10 лет. Это более чем вдвое превышало показатели экономически развитых стран

Хотя сегодня положение в области экономики в стране меняется к лучшему, однако экономическая составляющая аренды Байконура для космических нужд заставляет российскую сторону задуматься о поиске новых путей развития космической индустрии на собственной территории. Уже в конце 2007 года правительство России приняло решение о строительстве нового космодрома гражданского назначения. Указ о его создании был подписан президентом и к 2015

году мы будем иметь современную площадку для орбитальных стартов на территории Амурской области. Космодром будет называться «Восточный».

Учёные в области космонавтики доказали, что «Восточный» может быть использован для запуска космических аппаратов гражданского и двойного назначения. Рядом с этим космодромом будет построен новый город со всей инфраструктурой. Город будет отвечать всем современным стандартам международного класса и войдёт в строй в течение десяти лет.

Специалисты считают, что использование космодрома «Восточный» снимет много проблем, связанных с арендой Россией стартовых комплексов во французской Гвиане и Южной Америке. Другими словами, отечественная космическая индустрия снимет проблему «космического извозчика» для других стран, что является тревожным сигналом для отставания всей нашей космической деятельности.

Ныне отечественная космическая группировка оценивается по трём критериям: а) по количеству спутников на орбите; б) по надёжности работы спутников на орбите; в) по времени активного действия спутников на орбите. По данным учёных и специалистов сегодня средний срок действия в космосе наших спутников связи и телевидения равен шести с половиной годам. Подобные зарубежные аппараты эксплуатируются от двенадцати до восемнадцати лет. Навигационные космические аппараты российского производства служат на орбите до пяти лет, в то время как их зарубежные аналоги - до семи- двенадцати лет [2,с.7]. Но это касается производства космической техники, а вот запуск и эксплуатация стартовых площадок - дело только квалифицированных специалистов. В этой ситуации возникает проблема подготовки кадров для будущего космодрома. Быть может наступит время, когда МГТУ ГА рассмотрит возможность подготовки таких специалистов для космодромов «Плесецк» и «Восточный». Кстати, абитуриентов можно будет набирать из тех регионов, где располагаются эти космические центры. С такими кадрами меньше будет хлопот и с их трудоустройством после окончания университета.

Интересна история создания космодрома в Амурской области. Как депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и член Комитета по вопросам геополитики автор статьи был непосредственно связан с проблемой использования космоса и космической индустрии в геополитических интересах России в Амурской области.

Во время поездки в июне 1994 года на Дальний Восток, президент России Б.Н.Ельцин поддержал идею создания нового российского космодрома в Амурской области (космодром «Свободный»).

С целью подробного изучения состояния космической деятельности при Комитете по вопросам геополитики в течение трёх месяцев работала представительная рабочая группа специалистов. Была изучена обстановка на ведущих предприятиях ракетно-космической отрасли, объекты космической инфраструктуры военно-космических сил.

В феврале 1995 года Комитет Госдумы по вопросам геополитики подготовил и провёл парламентские слушания по данной проблеме, после чего была выработана концепция по исправлению кризисной ситуации в российской космической индустрии.

Парламентские слушания проходили под руководством председателя Комитета по вопросам геополитики, депутата Госдумы, генерал-лейтенанта В.И.Устинова. Общий доклад был сделан Председателем подкомитета по космосу, депутатом Госдумы, генерал-майором авиации

Н. С. Столяровым. С докладом «О состоянии дел с выполнением генеральной федеральной космической программы и гражданским космосом» выступил генеральный директор Российского космического агентства Ю. Н. Коптев. Командующий военно-космическими силами России, генерал-полковник В. Л. Иванов доложил состояние проблемного вопроса космической деятельности России в области обороны и безопасности. На слушаниях выступили депутаты Госдумы, посетившие предприятия космической индустрии и объекты военно-космических сил.

Парламентские слушания помогли рассмотреть глобальную проблему, от решения которой во многом зависит будущее российского государства. Изучение состояния космической инду-

стрии должно было помочь ответить на вопрос о том, будет ли Россия претендовать на роль мировой державы или она должна смириться с тем, чтобы стать третьестепенным региональным государством.

Выступающие на парламентских слушаниях были едины в том, что самой рациональной формой развития и взаимодействия государств возможен только мир. Однако мир, понимаемый нами, не как отсутствие войны, а мир - базирующийся на балансе интересов государств. Что касается России, то высший интерес нашего государства требует осознания той роли, которую может и должен сыграть космос в геополитической стратегии развития России, в обеспечении её национальной безопасности.

Парламентские слушания показали и то, что космическое пространство следует использовать в социально-экономических интересах государства, для создания информационного поля, для развития связи и телевидения. Через космос легче осваивать и управлять недрами, лесным фондом, сельским хозяйством, проектированием новых перспективных районов и путями сообщения. Космос - это наука и образование, культура и оборона. В конечном счёте, космос -это и моральное состояние народа.

Сейчас нам, старшему поколению, важно вспомнить как мы радовались и гордились выходом в космос первого землянина - нашего соотечественника Юрия Гагарина. Ныне мы немного подзабыли, в каком экономическом и моральном состоянии находилась Россия и её граждане в середине девяностых годов ХХ столетия. В 1994 году социологи проводили опрос населения в крупных регионах России. На вопрос: каково будущее России, более пятидесяти процентов опрошенных не смогли дать ответа. В таком безвыходном положении находилась большая часть населения страны.

Парламентские слушания сделали единственный вывод о том, что развитие космических систем может стать основной составляющей современного научно-технического прогресса нашего государства.

В самой палитре широкого использования космических средств лежит их высокая экономическая эффективность. Учёными доказано, что при отказе использования космических средств, дистанционного зондирования земли, возврата к авиационным средствам, стоимость аэрофотосъёмки возрастает в десять - двадцать раз. При отсутствии отечественных космических аппаратов, за аренду каналов связи зарубежных систем, нам пришлось бы платить более одного миллиарда долларов США в год. Таким образом, с позиции первой четверти двадцать первого века, нынешняя цивилизация немыслима без космической индустрии. Космос сегодня является сферой национальных интересов для всех развитых стран мира.

Среди сегодняшних лидеров в освоении космического пространства мы наблюдаем только США, хотя значительным космическим потенциалом стали обладать Франция, Китай, Япония, Германия, Англия, Канада, Нидерланды, Бельгия, Испания, Индия, Пакистан, Аргентина, Египет и другие. Мы видим, что страны мира в космической деятельности видят возможность ускоренного развития и укрепления своего геополитического положения. Сама обстановка требует от нас сохранения и упрочения своих ведущих некогда позиций в освоении и использовании космического пространства. Можно сказать, нам в будущем необходима независимая космическая политика. Не случайно, что в 1994 году Комитет Госдумы по вопросам геополитики выступил одним из инициаторов создания нового российского космодрома в Амурской области «Свободный».

В то сложное для России время (с экономической точки зрения, с нравственных позиций, с ослаблением обороноспособности страны) нужно было обосновать важность этого мероприятия и изыскать средства для решения такой задачи и определить геополитическое место России. В октябре 1995 года мне было поручено возглавить группу депутатов Госдумы и экспертов для изучения проблемы использования в Амурской области всей инфраструктуры в пользу создания космодрома. В результате ознакомления с положением дела на месте специалисты, эксперты и законодатели пришли к следующему выводу:

1. Имеющаяся инфраструктура позволяет поэтапный перевод с космодрома «Байконур» запусков космических аппаратов военного назначения на российские космодромы «Плесецк» и «Свободный».

2. Сохранение на переходном периоде наиболее благоприятных для России условий использования космодрома «Байконур».

3. Космодром «Свободный» может стать противовесом в политике России и Казахстана. Этот космодром может стать ключевым моментом в арендной плате. Поэтому создавать его необходимо, но поэтапно. На первом этапе (1995 - 1997 годы) необходимо обеспечить пуск ракет-носителей с использованием имеющейся на космодроме инфраструктуры пусков ракет-носителей лёгкого класса «Рокот» и «Старт», созданных по программам с использованием элементов межконтинентальных баллистических ракет. На втором этапе (2004 - 2005 годы) важно создать стартовый комплекс для пусков перспективной ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара», который полностью заменит ракету-носитель «Протон», запускаемую с космодрома «Байконур».

4. Создание космодрома «Свободный» полностью отвечает геополитическим интересам России в силу целого ряда факторов, среди которых:

а) геополитический - укрепление позиций России в дальневосточном регионе, снижение экономического и демографического давления на российский Дальний Восток со стороны высокоразвитых соседних государств за счёт выравнивания потенциалов;

б) международный - демонстрация способности России реализовывать крупные проекты, подтверждение её стремления к сохранению ведущих позиций в космосе и проведению независимой космической политики, обеспечение качественно нового уровня международного сотрудничества в космосе - с ориентацией на страны юго-восточного региона, которые уже осознали свои интересы в космосе, но ещё не имеют высокой технической возможности их реализовывать;

в) военный - устранение зависимости России в реализации военно-космических программ. Создание устойчивой космической инфраструктуры в составе двух космодромов на территории России, обеспечивающей гарантированный доступ нашего государства в космос;

г) социально-политический - обеспечение комплексного развития всего дальневосточного региона России, рост занятости населения более чем на 100 тысяч рабочих мест, увеличение на 30 - 40 процентов промышленных и строительных предприятий, повышение на 10 - 15 процентов эффективности производства за счёт освоения новых технологий, расширения масштабов использования в интересах космических систем связи, телевидения и навигации, исследования природных ресурсов и экологического контроля;

д) экономический - Космодром «Свободный» создаётся с максимальным использованием фондов ракетной дивизии РВСН, в 1993 году переформированной в Главный центр испытаний и применения космических средств в составе Военно-космических сил. Стоимость этих фондов оценивается в 1. 332 трлн. рублей в текущих ценах. Стоимость создания космодрома «Свободный» первого этапа составит около 50 млрд. рублей в текущих ценах, что составляет всего 3,7 процента от стоимости уже созданной инфраструктуры и 5 - 6 процентов от годовых затрат России на космодром «Байконур» (с учётом выплат 115 млн. долларов в год за аренду).

Стоимость космодрома второго этапа ориентировочно оценивается в сумму 4,5 трлн. рублей (на период 10 лет), что равноценно общим затратам России на космодром «Байконур» в течение 3 - 4-х лет.

5. Выбор места расположения космодрома отвечает всем требованиям, предъявляемым к подобным объектам. В районе имеется вся необходимая для его создания промышленная и сырьевая базы. Развита транспортная инфраструктура (через позиционный район проходят Транссибирская железнодорожная магистраль и автомобильная магистраль «Москва - Владивосток», в 70 километрах имеется аэродром первого класса, в 50 километрах располагается речной порт на реке Зея).

Низкая географическая широта позволяет эффективно использовать энергетические возможности ракет-носителей. Выигрыш по массе выводимого на орбиты полезного груза по сравнению с космодромом «Плесецк» составляет 20-25 процентов. При среднемировой стоимости выведения в космос одного килограмма груза 20 -30 тысяч долларов для ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара», запускаемой с космодрома «Свободный», экономический эффект может составить 400-500 млн. долларов США в год.

Все перечисленные факторы способствовали тому, чтобы сформулировать позицию российского президента для издания указа по эффективному использованию космической индустрии. К документам, посланным из Г осударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации президенту России, были приложены таблицы с обоснованием гарантированного доступа России в космос; объяснение независимой космической политики Российского государства; пояснительная записка о ресурсных возможностях дальневосточного региона по обеспечению создания и функционирования космодрома «Свободный»; таблицы поэтапного создания космодрома и оценки стоимости создания космодрома «Свободный».

Какая радость была у тех специалистов, экспертов и депутатов Госдумы, которые были причастны к решению этой проблемы, когда через несколько лет узнали, что 4 марта 1997 года с этого космодрома были успешно проведены запуски ракет специального назначения. И вот через двенадцать лет первый вице-премьер С. Иванов озвучил Указ Президента В.Путина о создании нового космодрома гражданского назначения «Восточный».

ЛИТЕРАТУРА

1. Путин В. В. Россия на рубеже тысячелетия. // Национальная безопасность и геополитика России (1 - 2000).

2. Г аврилов Ю. Космический извозчик дальше не поедет // Российская газета, 2007, № 2.

USE THE SPACE INDUSTRY IN THE GEOPOLITICAL INTERESTS OF RUSSIA

Panfyorov K. N.

The significance of new Russian cosmodromes construction is researched.

Сведения об авторе

Панфёров Константин Николаевич, 1932 г.р., окончил Киевское военно-морское политическое училище (1957), Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина (1964), аспирантуру Высшей школы Профдвижения ВЦСПС (1969), Институт журналистского мастерства (1972), обучался в Гарвардском университете США (1995), член Союза журналистов СССР и России, член Российского философского общества, заслуженный работник культуры Российской Федерации, действительный член Русской Академии, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 470 опубликованных работ, область научных интересов - экономика, политика, культура, философия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.