Научная статья на тему 'Использование космических информационных технологий в региональном управлении'

Использование космических информационных технологий в региональном управлении Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
349
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ РЕГИОНАМИ / MANAGEMENT OF REGIONS / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / SINGLE INFORMATION SPACE / КОСМИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ / SPACE IMAGES / РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ / СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ СВЯЗИ / SATELLITE COMMUNICATION SYSTEMS / ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ / RADIO EMISSION / TARGETED PROGRAMMES / INFORMATION AND ANALYTICAL FRAMEWORKS

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Остапенко Олег Николаевич, Захаров Юрий Никитич, Левкин Игорь Михайлович

В статье рассмотрены потенциальные возможности космических информационных технологий для использования в системе управления регионами. Среди них результаты дистанционного зондирования Земли в различных диапазонах электромагнитного спектра; зарегистрированные радиоизлучения от работающих радиоэлектронных средств; потоки радиосигналов, передаваемых по спутниковым системам связи; навигационные сигналы от глобальных систем навигации. Предложено в рамках существующих информационно-аналитических учреждений (предприятий) субъектов Российской Федерации создать типовое подразделение, отвечающее за разработку основных направлений использования космической информации в интересах социально-экономического развития региона, сбор, обработку и доведение этой информации до заинтересованных потребителей. Определены основные задачи этого подразделения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Остапенко Олег Николаевич, Захаров Юрий Никитич, Левкин Игорь Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of Space Information Technologies in Regional Government

The article describes the potential of space information technologies for use in the regions. Among them are the results of remote sensing in various ranges of the electromagnetic spectrum; registered radio from operating radio-electronic means; streams of radio signals transmitted by satellite communications systems; navigation signals from global navigation systems. Proposed in the framework of existing information and knowledge institutions (companies) of the subjects of the Russian Federation to establish a model unit responsible for the development of space-based information for socio-economic development of the region, the collection, processing and communicating this information to interested consumers. The main task of this unit.

Текст научной работы на тему «Использование космических информационных технологий в региональном управлении»

^ Остапенко О. Н., Захаров Ю. Н., Левкин И. М.

§ Использование космических информационных

I технологий в региональном управлении

о

™ Остапенко Олег Николаевич

щ Руководитель Федерального космического агентства (Москва)

^ Доктор технических наук

ш Генерал-полковник

О Заслуженный военный специалист Российской Федерации www.roscosmos.ru

Захаров Юрий Никитич

Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр Первый заместитель директора Кандидат технических наук, профессор zaharov@iac.spb.ru

Левкин Игорь Михайлович

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры национальной и международной безопасности Доктор военных наук, профессор lev.kin@yandex.ru

РЕФЕРАТ

В статье рассмотрены потенциальные возможности космических информационных технологий для использования в системе управления регионами. Среди них результаты дистанционного зондирования Земли в различных диапазонах электромагнитного спектра; зарегистрированные радиоизлучения от работающих радиоэлектронных средств; потоки радиосигналов, передаваемых по спутниковым системам связи; навигационные сигналы от глобальных систем навигации. Предложено в рамках существующих информационно-аналитических учреждений (предприятий) субъектов Российской Федерации создать типовое подразделение, отвечающее за разработку основных направлений использования космической информации в интересах социально-экономического развития региона, сбор, обработку и доведение этой информации до заинтересованных потребителей. Определены основные задачи этого подразделения.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

управление регионами, единое информационное пространство, космические изображения, радиоизлучения, спутниковые системы связи, целевые программы, информационно-аналитические структуры

Ostapenko O. N., Zakharov Yu. N., Levkin I. M. Use of Space Information Technologies in Regional Government

Ostapenko Oleg Nikolaevich

Head of Federal Space Agency (Moscow, Russian Federation) Doctor of Science (Technical Science) Colonel General

The Deserved Military Expert of the Russian Federation www.roscosmos.ru

Zakharov Yury Nikitich

Saint-Petersburg Information and Analytic Center (Saint-Petersburg, Russian Federation)

First Deputy Director

PhD in Technical Sciences, Professor

zaharov@iac.spb.ru

Levkin Igor Mikhailovich -o

North-West Institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public q_

Administration (Saint-Petersburg, Russian Federation) O

Professor of the Chair of the International and National Security ®

Doctor of Science (Military Sciences), Professor cl

lev.kin@yandex.ru x

ABSTRACT

The article describes the potential of space information technologies for use in the regions. Among them are the results of remote sensing in various ranges of the electromagnetic spectrum; registered radio from operating radio-electronic means; streams of radio signals transmitted by satellite communications systems; navigation signals from global navigation systems. Proposed in the framework of existing information and knowledge institutions (companies) of the subjects of the Russian Federation to establish a model unit responsible for the development of space-based information for socio-economic development of the region, the collection, processing and communicating this information to interested consumers. The main task of this unit.

KEYWORDS

management of regions, a single information space, space images, radio emission, satellite communication systems, targeted programmes, information and analytical frameworks

о

ш Ш

О

Одним из основных признаков формирующегося информационного общества является превращение информации в важнейший стратегический управленческий ресурс [2]. Среди различных видов стратегической информации, используемой для обеспечения управленческой деятельности, особое место занимает информация, получаемая в результате реализации космических информационных технологий. Эта информация представляет собой результаты дистанционного зондирования Земли в различных диапазонах электромагнитного спектра (видимого, инфракрасного, сантиметрового); зарегистрированные радиоизлучения от работающих радиоэлектронных средств, потоки радиосигналов, передаваемых по спутниковым системам связи; навигационные сигналы от глобальных систем навигации (например, ГЛОНАСС).

Среди всего множества космических снимков различают [4]: черно-белые, полученные с приемника изображения, сенсибилизированного ко всей видимой части спектра или ее отдельным участкам; цветные (трехслойные), дающие изображения с натуральной передачей цветов; спектрозональные (многоспектральные, гиперспектральные), сенсибилизированные к отдельным участкам спектра и дающие контрастные изображения в условных цветах; радиолокационные, использующие отражающие свойства земной поверхности и размещенных на них антропогенных объектов в радио (сантиметровом) диапазоне электромагнитного спектра. Основными свойствами космических изображений являются:

• высокая информационная емкость — как формальная, определяемая большим числом воспроизводимых элементов (примерно 1010 дв. единиц на кадр 30х30 см при числе градаций яркости т = 16 и разрешающей способности Я = 50 линий на 1 мм), так и смысловая, определяемая разнообразными характеристиками объектов и объемом информации, заключенной во взаимосвязях между объектами;

• геометрическая определенность положения точек на плановом снимке, позволяющая точно измерять координаты точек и производить другие измерения: линейные, площадные, высотные и угловые;

• активное использование дополнительных параметров (цветовой тон, его насыщенность, светлота, цветовой контраст), заметно увеличивающих арсенал де-шифровочных признаков и нередко выполняющих индикаторную роль по отношению к другим признакам;

з • использование комплексных дешифрованных признаков — цветовой структуры

космических изображений; 0 • возможность передачи дополнительных температурных свойств объектов, и воз-£ можность получения изображений ночью (для инфракрасных изображений); ^ • возможность передачи дополнительных радиолокационно-контрастных свойств ° объектов, и возможность получения изображений независимо от погодных усло-о вий и времени суток (для радиолокационных изображений).

Эти изображения могут использоваться для решения следующих основных ш задач1:

• формирование единого банка геоинформационных данных, в том числе создание трехмерных моделей местности, которые позволяют наглядно видеть районы строительства объектов, качественно проектировать коммуникационную инфраструктуру с учетом отслеживания зоны видимости, зоны покрытия сигналом и т. п.;

• картографирование, включая создание (с привлечением дополнительных данных) и обновление топографических карт всего масштабного ряда (от 1:1 000 000 до 1:2000), обновление кадастровых планов, создание тематических карт — как природно-ресурсных, так и социально-экономических и т. п.;

• сейсмологический мониторинг, включая мониторинг геотермальных эффектов в зоне подготовки очага землетрясений, облачных структур, трассирующих активизированные разломы, вариаций ионосферной плазмы и сопутствующих электромагнитных эффектов, а также прогнозирование и оценка последствий землетрясений;

• мониторинг речных пойменных затоплений и наводнений на всех стадиях: при прогнозе, в период наводнений, после спада воды, а также оценка нанесенного ущерба;

• мониторинг состояния ледяного покрова для проектирования и развертывания морских буровых установок, для прокладки оптимальных маршрутов движения судов в арктических морях, а также для экологических и климатических исследований;

• экологические исследования, включая наблюдение за нефтяными разливами на поверхности моря, обнаружение источников загрязнения воздуха и поверхностных вод суши, выявление загрязнения атмосферы в окрестностях промышленных центров, выявление лесных и степных пожаров, а также наблюдение за ними, мониторинг участков, подверженных эрозии, отслеживание динамики береговой линии крупных водоемов, пространственно-временное наблюдение за состоянием экосистем и биологических разновидностей и т. п.;

• решение задач рационального природопользования путем использования оперативной информации о состоянии окружающей среды, природных и техногенных объектах на территориях, на которых ведется добыча и переработка полезных ископаемых; при поисковых работах перспективных месторождений полезных ископаемых и при проектировании объектов по добыче и переработке полезных ископаемых;

• сельскохозяйственный мониторинг путем использования оперативной и объективной информации о состоянии сельскохозяйственного производства на больших и удаленных от центров управления территориях, что особенно актуально для нашей страны (общий мониторинг сельскохозяйственных территорий, в том числе целых регионов; наблюдение за снежным покровом и оценка влагонако-пления; оценка температуры и влажности почвы; определение площади полей,

1 Научный центр оперативного мониторинга Земли [Электронный ресурс]. URL: http://www. ntsomz.ru/for_clients/themat_ip/3d (дата обращения: 08.08.2014).

занятых теми или иными культурами; контроль состояния растительности раз- з личных сельскохозяйственных культур; выявления участков деградации почвы; ^ прогнозирование урожайности; мониторинг темпов уборки урожая и т. п.); §

• лесной мониторинг, в том числе оперативное обнаружение, регистрация и контроль £ зон с подозрениями на лесные пожары; получение оперативных оценок параметров ^ действующих пожаров (площади пожаров, направления их развития, установления ° площади и степени задымленности прилегающих к пожару территорий); получение о оценок последствий действия лесных пожаров (оценок площадей, пройденных ^ огнем); наблюдение за состоянием и динамикой растительного покрова; ш

• мониторинг городского хозяйства (уточнение границ городского строительства, мониторинг транспортной инфраструктуры города, планирование и контроль городского строительства, мониторинг состояния рекреационных зон города, контроль состояния свалок и полигонов твердых бытовых отходов (ТБО), выявление несанкционированных свалок и т. п.;

• мониторинг транспорта (создание крупномасштабных фотопланов и мозаик основных участков транспортных магистралей для решения задач землепользования; мониторинг состояния почво-растительного слоя вдоль трасс; контроль состояния инфраструктуры транспортных узлов и станций; контроль строительных работ в зоне транспортных магистралей, узлов и станций; наполнение и уточнение слоев транспортных геоинформационных систем; обнаружение чрезвычайных ситуаций (наводнения, оползни, сели и др.) в зоне транспортных магистралей; оценка последствий чрезвычайных ситуаций в локальных местах магистралей и узлов по данным детального разрешения; периодический контроль (особенно при перевозке техногенно-опасных грузов) состояния разломов и линиаментов, пересекающих и примыкающих к железнодорожным маршрутам в зонах повышенной сейсмической опасности, и предупреждения о возникновении сейсмической опасности.

Зарегистрированные радиоизлучения от работающих радиоэлектронных средств используются для контроля безопасности связи1.

Потоки радиосигналов, передаваемых по спутниковым системам связи, обеспечивают [1; 3]: работу корпоративных сетей передачи данных для предприятий или организаций, имеющих иерархическую и распределенную по территории структуру между объектами предприятия; реализацию современных сервисов связи, таких как: передача данных, телефонная связь, доступ в Интернет, видеоконференцсвязь и видеонаблюдение, электронная почта, передача факсов, доступ к файловым серверам, репликация баз данных, мониторинг и телеметрия, передача радио-и телесигнала для всех объектов, находящихся на определенной территории; возможность организациям, предприятиям и компаниям осуществлять оперативное управление, обмен информацией, обеспечивать технологические процессы; связь с объектами, не имеющими наземных или других альтернативных каналов, передвижными и мобильными объектами (в том числе автомобилями, морскими и воздушными судами, железнодорожными поездами); оперативную организацию связи службам Министерства по чрезвычайным ситуациям (МЧС) с местом событий при возникновении чрезвычайных ситуаций с целью их ликвидации.

Навигационные сигналы от глобальных систем навигации (например, ГЛОНАСС) обеспечивают2:

1 Способы и методы ведения радиоразведки [Электронный ресурс]. URL: http://ru.referatus. com.ua/voennoe-delo/sposoby-i-metody-vedeniya-radiorazvedki/?page=5#ixzz2zuTmL7kn (дата обращения: 22.08.2014).

2 Глобальная Спутниковая Система — ГЛОНАСС (GLONASS) — российская спутниковая система навигации [Электронный ресурс]. URL: http://www.odintsovo.info/white/blog.asp?id=6556 (дата обращения: 28.08.2014); Национальный стандарт Российской Федерации: Глобальная

з • глобальную оперативную навигацию подвижных объектов: сухопутных, морских и воздушных;

0 • высокоточную взаимную геодезическую «привязку» удаленных наземных объ-£ ектов;

^ • взаимную синхронизацию стандартов частоты и времени на удаленных наземных ° объектах;

о • работу системы диспетчерского управления городским пассажирским транспортом в интересах определения текущего местоположения транспортных средств и паш раметров их движения; контроля соблюдения маршрута движения (определение местоположения транспортного средства); контроля расхода топлива; голосовую связь «диспетчер-водитель»; контроль состояния транспортного средства путем сбора телеметрической информации через подключение бортовых датчиков состояния узлов и агрегатов к аналоговым, дискретным или цифровым входам абонентского телематического терминала; оперативной сигнализации о возникновении нештатных и аварийных ситуаций (передача сигнала бедствия водителем в диспетчерский пункт (центр) системы диспетчерского управления нажатием тревожной кнопки); передачи навигационной и телеметрической информации в диспетчерский пункт (центр) с заданной периодичностью; записи мониторинговой информации в энергонезависимую память прибора («черный ящик») при потере связи с диспетчерским пунктом (центром) и последующей автоматической передачи записанной информации при восстановлении связи; передачу управляющих воздействий на исполнительные устройства, установленные на транспортные средства; подсчет пройденного расстояния (виртуальный одометр);

• автоматизацию процессов объявления остановок в салоне транспортного средства по данным спутниковой навигации без участия водителя и управления отображением информации на указателях маршрута следования (переднем, боковом, заднем) транспортного средства; управления отображением информации на бортовом внутрисалонном электронном табло («бегущая строка»); доведения до сведения пассажиров всех изменений, касающихся маршрутов движения и связанных с прекращением движения или изменением схемы движения городского пассажирского транспорта; показа релевантной рекламы с использованием данных спутниковой навигации; проведения аудио- и видеоэкскурсии с использованием данных спутниковой навигации.

Рассмотренные возможности космической информации превращают ее в мощный ресурс управления регионами. Это связано с тем, что она способна обеспечить выполнение основных задач регионального управления, к числу которых относятся [5]: создание и поддержание условий воспроизводства рабочей силы (социальная инфраструктура, жилищное и коммунальное хозяйство), нормального хозяйствования на территории (производственная инфраструктура, транспортная инфраструктура, связь); контроль использования природных ресурсов и состояния окружающей среды.

При этом следует учитывать следующие особенности доступа к космической информации:

• получение космических изображений (особенно высокодетальных) требует выполнения процедуры планирования работы бортовой специальной аппаратуры космических аппаратов дистанционного зондирования Земли по заявке потребителя, что связано с определенными временными задержками. Это относится также к решению задач контроля загрузки радиочастотного спектра региона;

навигационная спутниковая система. Системы диспетчерского управления городским наземным пассажирским транспортом. Назначение, состав и характеристики бортового навигационно-связного оборудования. ГОСТ Р 54024-2010 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/ document/gost-r-54024-2010 (дата обращения: 28.08.2014).

• доступ к остальным видам космической информации проведения дополнительных з организационных мероприятий, как правило, не предполагает. ^ Понимание на государственном уровне необходимости использования космиче- §

ской информации в региональном управлении нашло отражение в Основах госу- £ дарственной политики в области использования результатов космической деятель- ^ ности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее ° регионов на период до 2030 г.1, которая, в частности, предусматривает необходи- о мость реализации таких ключевых мероприятий, как: принятие и реализация реги- ^ ональных целевых программ использования результатов космической деятельности; ш создание типовой региональной информационно-аналитической системы использования результатов космической деятельности для решения задач государственного и муниципального управления.

В системе регионального управления Российской Федерации существует опыт реализации перечисленных мероприятий. Так, например, региональные целевые программы использования результатов космической деятельности приняты в Татарстане, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Костромской, Владимирской, Смоленской и других областях2. Анализ этих программ позволяет выявить общие и частные недостатки, препятствующие эффективному использованию космической информации в системе регионального управления. К основным из них относятся:

• практически все программы носят краткосрочный характер (2-4 года), что не позволяет учитывать высокую динамику развития космической отрасли и постоянно растущие потенциальные возможности космических информационных технологий;

• часть программ носит не вполне конкретный характер: в них не указаны конкретные исполнители, не предложен механизм решения поставленных задач,

1 Основы государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 года [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/space/20140123/ 990877717.html (дата обращения: 20.08.2014).

2 Программа «Использование результатов космической деятельности в целях социально-экономического развития Республики Татарстан (2008-2010 годы)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.pandia.ru/text/77/226/26715.php (дата обращения: 12.08.2014); Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25 декабря 2013 г. № 1033 [Электронный ресурс]. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SPB;n= 143076 (дата обращения: 02.09.2014); Об утверждении долгосрочной целевой программы «Внедрение спутниковых навигационных технологий с использованием системы ГЛОНАСС и других результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Ленинградской области на 2013-2014 годы» [Электронный ресурс]. URL: rg.ru>2011/12/01/chelobl-prog-glonass-reg-dok.html (дата обращения: 28.08.2014); Об областной целевой программе «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в целях ускорения социально-экономического развития и повышения конкурентоспособности ... (с изм. на 7 мая 2008 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/972213836 (дата обращения: 02.09.2014); Об утверждении государственной программы Владимирской области «Использование результатов космической деятельности и современных геоинформационных технологий в интересах социально-экономического развития Владимирской области на 2014-2015 годы» : Постановление губернатора Владимирской области от 31 декабря 2013 г. № 1575 [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/hotlaw/vladimir/522974/ (дата обращения: 28.08.2014); «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Смоленской области» на 2011-2012 годы [Электронный ресурс]. URL: http://its.admin-smolensk.ru/dejatelnost/programm/kosmos/ (дата обращения: 13.08.2014); «Использование результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития Кировской области» на 2011-2013 годы [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/973027593 (дата обращения: 15.08.2014).

з отсутствует понимание организации взаимодействия местных информационных органов с производителями отдельных видов космической информации и т. п.; 0 •в существующих программах не просматривается единое понимание организа-£ ции процессов получения и реализации результатов космической деятельности ^ в целом и космической информации в частности;

° • большинство программ предполагает использование только части потенциальных о возможностей космической информации; д • многие программы закончены в 2010-2012 гг.

ш В этой связи целесообразно разработать проект типовой региональной целевой программы, согласованный с основными положениями Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 г. Обязательными пунктами такой программы в части использования космических информационных технологий должны быть:

• создание элементов системы обеспечения данными дистанционного зондирования Земли в субъектах Российской Федерации, отраслях экономики, муниципальных образованиях, университетах, общеобразовательных учреждениях;

• порядок взаимодействия элементов системы обеспечения данными дистанционного зондирования Земли региона между собой и с федеральными структурами аналогичного назначения;

• механизм государственно-частного партнерства в области использования космических информационных технологий;

• обоснование типовой региональной информационно-аналитической системы использования космических информационных технологий для решения задач государственного и муниципального управления;

• обоснование состава базовой программно-технологической платформы использования информационных технологий для решения задач государственного управления, включающей, в том числе, специализированные программно-технологические платформы по видам космического обеспечения;

• порядок создания основы инфраструктуры подготовки и повышения квалификации производителей, операторов и конечных пользователей космическими информационными технологиями.

Так как эффективная работа системы информационного обеспечения возможна только в том случае, если вся необходимая для управления информация концентрируется в одном органе, то и космическая информация должна поступать в этот орган в полном объеме. В ряде субъектов федерации в качестве такого органа выступают информационно-аналитические центры. На эти центры возлагаются отдельные задачи по использованию космической информации. Другая часть аналогичных задач, как правило, распределена по другим, часто не связанным между собой структурами. Это также является сдерживающим фактором в эффективном использовании космической информации.

Представляется целесообразным в рамках существующих информационно-аналитических учреждений (предприятий) субъектов Российской Федерации создать типовое подразделение, отвечающее за разработку основных направлений использования космической информации в интересах социально-экономического развития региона, сбор, обработку и доведение этой информации до заинтересованных потребителей. Типовая структура такого подразделения приведена на рисунке.

На соответствующие подразделения космической информации должны возлагаться следующие основные задачи:

• создание единого информационного пространства региона на базе современных геоинформационных систем, обеспечивающего согласованную, оперативную

Директор (начальник)

информационно-аналитического центра

Управление космической информации

Заместитель директора по космическим информационным технологиям

о ©

о

со —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О ш

ш

О

Отдел планирования использования результатов космической деятельности

Отдел видовой космической информации

Отдел космической навигации и связи

Структура типового подразделения космической информации

работу различных пользователей информации, каждый из которых имеет возможность использования всех ресурсов формируемого информационного пространства;

• оперативная актуализация информационной базы геоинформационных систем в интересах ведения кадастров земельных, водных, лесных ресурсов, а также месторождений полезных ископаемых; обеспечения строительства объектов; сельского хозяйства; использования водных, лесных, земельных и минеральных ресурсов; создания технических сетей (электро-, газо- и водоснабжения, канализации, связи и др.); развития транспортной инфраструктуры; контроля изменения природной среды; экологического мониторинга; мониторинга районов чрезвычайных ситуаций и т. п.;

• изучение потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов региона в космической информации, и разработка предложений по их реализации;

• предоставление необходимой космической информации потребителям региона и другим заинтересованным инстанциям;

• организация взаимодействия с центральными органами, формирующими космическую информацию (например, с Научным центром оперативного мониторинга Земли);

• организация взаимодействия с научно-исследовательскими учреждениями, высшими учебными заведениями и другими организациями региона, занимающимися вопросами изучения возможностей результатов космической деятельности в регионе.

Таким образом, унификация нормативных правовых документов, регламентирующих порядок применения результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития регионов и функционирования подразделений сбора и обработки космической информации, позволит: во-первых, проводить единую политику в регионах России по реализации Основ государственной политики в области использования результатов космической деятельности в интересах модернизации экономики Российской Федерации и развития ее регионов на период до 2030 г.; во-вторых, обеспечить своевременное и полное предоставление информации органам регионального управления и другим заинтересованным потребителям; в-третьих, повысить степень реализации потенциальных возможностей космической информации во всех сферах социально-экономической деятельности региона.

^ Литература

о 1. Алымов С. Г. Спутниковая связь и задачи МЧС РФ // Системы связи, оповещения, авто-ö матизации и безопасности МЧС России. М. : Информационный мост, 2010.

gl 2. Барабаш П. А. Инфокоммуникационные технологии в глобальной информационной инфра-^ структуре / Барабаш П. А. и др. ; под ред. Б. Я. Советова. СПб. : Наука, 2008.

° 3. Камнев Е. Ф. Новые подходы к построению перспективных систем спутниковой связи [Электронный ресурс] / Камнев Е. Ф., Белов А. С., Бобков В. Ю. // Оборонная мощь России. ш URL: http://www.rc-tech.ru/content/62/Oboronnaya%20mosch%20Rossii.pdf (дата обращения:

=? 24.08.2014).

о 4. Левкин И. М. Комплексная обработка информации. СПб. : ВКА им. А. Ф. Можайского, 2011. 5. Уткин Э. А., Денисов А. Ф. Государственное и региональное управление. М. : ИКФ «ЭКМОС», 2002.

References

1. Alymov S. G. Satellite communication and tasks of the Ministry of Emergency Situations of the Russian Federation [Sputnikovaya svyaz' i zadachi MChS RF] // Communication systems, notifications, automation and safety of Emercom of Russia [Sistemy svyazi, opoveshcheniya, avto-matizatsii i bezopasnosti MChS Rossii]. M. : Information bridge [Informacionnyj most], 2010.

2. Barabash P. A. Infocommunication technologies in global information infrastructure [Infokom-munikatsionnye tekhnologii v global'noi informatsionnoi infrastructure] / Barabash P. A., etc. ; under the editorship of B. Ya. Sovetov. SPb. : Science [Nauka], 2008.

3. Kamnev E. F. New approaches to creation of perspective satellite communication systems [Novye podkhody k postroeniyu perspektivnykh sistem sputnikovoi svyazi] [Electronic resource] / Kamnev E. F., Belov A. S., Bobkov V. Yu. // Defensive power of Russia [Oboronnaya moshch' Rossii]. URL: http://www.rc-tech.ru/content/62/0boronnaya%20mosch%20Rossii.pdf (date of the address: 24.08.2014).

4. Levkin I. M. Complex information processing [Kompleksnaya obrabotka informatsii]. SPb. : Military Space Academy of A. F. Mozhaysky [VKA im. A. F. Mozhaiskogo], 2011.

5. Utkin E. A., Denisov A. F. Public and regional government [Gosudarstvennoe i regional'noe upravlenie]. M. : IKF "EKMOS", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.