Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКТОРА ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СУТУЛОЙ СПИНОЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКТОРА ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СУТУЛОЙ СПИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУТУЛАЯ СПИНА / КОРСЕТ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / СРЕДНИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КИФОЗ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Аболишин Андрей Геннадьевич, Лукьянова Екатерина Викторовна

Статья посвящена результатам научных исследований о использование в процессе физической реабилитации корректора осанки у детей с сутулой спиной. Представлены оригинальные научные результаты систематического исследования функционального состояния опорнодвигательного аппарата детей среднего школьного возраста с сутулой спиной. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярное ношение корсета является эффективным в профилактики кифоза и борьбы с прогрессированием сутулости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Аболишин Андрей Геннадьевич, Лукьянова Екатерина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION OFPOSTURE CORRECTOR IN THE PROCESS OFPHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH STOOPED BACK

The article is dedicated to the results of scientific research on the use of the posture corrector in the process of physical rehabilitation of children with stooped back. The original scientific results of systematic study of functional state of musculoskeletal system of secondary school aged children with a stooped back are presented. The obtained results prove that the regular wearing of a corset is effective in preventing kyphosis and combating the stooping progression.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКТОРА ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СУТУЛОЙ СПИНОЙ»

Педагогические науки

УДК 796.011.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОРРЕКТОРА ОСАНКИ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С СУТУЛОЙ СПИНОЙ

Андрей Геннадьевич Аболишин, кандидат педагогических наук, доцент, Екатерина

Викторовна Лукьянова, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Статья посвящена результатам научных исследований о использование в процессе физической реабилитации корректора осанки у детей с сутулой спиной. Представлены оригинальные научные результаты систематического исследования функционального состояния опорно-двигательного аппарата детей среднего школьного возраста с сутулой спиной. Полученные данные свидетельствуют о том, что регулярное ношение корсета является эффективным в профилактики кифоза и борьбы с прогрессированием сутулости.

Ключевые слова: сутулая спина, корсет, физическая реабилитация, средний школьный возраст, кифоз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.11.p3-5

APPLICATION OF POSTURE CORRECTOR IN THE PROCESS OF PHYSICAL REHABILITATION OF CHILDREN WITH STOOPED BACK

Andrey Gennadievich Abolishin, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ekaterina Viktorovna Lukianova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Moscow State Academy

of Physical Education, Malakhovka

Abstract

The article is dedicated to the results of scientific research on the use of the posture corrector in the process of physical rehabilitation of children with stooped back. The original scientific results of systematic study of functional state of musculoskeletal system of secondary school aged children with a stooped back are presented. The obtained results prove that the regular wearing of a corset is effective in preventing kyphosis and combating the stooping progression.

Keywords: stooped back, corset, physical rehabilitation, secondary school age, kyphosis.

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях значительно увеличилось количество детей с нарушением осанки. В большинстве случаев, болезнь прогрессирует в возрасте 7-8 лет, после окончания формирования изгибов позвоночника. Нарушение осанки чаще возникает в периоды бурного роста, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям.

Современные представления и взгляды на формирование нарушений осанки у детей школьного возраста весьма многообразны и не сформированы в единую научно -обоснованную классификацию. Вместе с тем исследователи единодушны в том, что нарушения осанки сопровождается функциональными нарушениями организма.

Прогрессирование патологического процесса приводит к нарушениям основных систем жизнеобеспечения. Ученые всего мира сходятся на том, что у нормального физически развитого человека отклонений позвоночника в сагиттальной плоскости не должно быть. Малейшее смещение рассматривается как патология.

Актуальность работы заключается в том, в период активного скелетного роста детей школьного возраста возникает одна из главных задач - формирование правильной

осанки и профилактика нарушений ОДА.

Мы предположили, что использование корректора осанки будет способствовать повышению функционального состояния опорно-двигательного аппарата у детей среднего школьного возраста с сутулой спиной.

В связи с этим определили цель исследования, которая заключалась в повышении эффективности процесса физической реабилитации детей среднего школьного возраста с сутулой спиной, направленного на повышение функционального состояния опорно-двигательного аппарата

МЕТОДИКА

Педагогические наблюдения осуществлялись за детьми среднего школьного возраста с сутулой спиной. Исследование проводилось на базе ортопедического центра БЭБИ КИНГ. Было сформировано две группы детей, в каждой 36 человек (19 мальчиков, 17 девочек).

До исследования у детей определили функциональное состояние мышечного корсета, подвижность позвоночника и плечевой показатель. Как в основной, так и в контрольной группах дети получали массаж спины, грудной клетки и выполняли физические упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки, укрепления мышечного корсета, повышения подвижности позвоночника.

Отличие методик между основной и контрольной группой заключалось в том, что дети в основной группе во время статики дома или в школе носили корректор осанки до двух часов в день.

Курс массажа и лечебной гимнастики составлял 10 процедур через каждые 3 месяца. За 1 год дети прошли 4 курса, между курсами выполняли домашнее задание. По окончании каждого курса проводилось тестирование, полученные данные сравнивались с исходными.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Таблица 1 - Динамика показателей функционального состояния мышечного корсета и плечевого показателя мальчиков среднего школьного возраста_

Основные показатели До эксперимента (п=19) После эксперим, (п=19) Р

КГ ЭГ КГ ЭГ

Выносливость мышц спины (сек) 84,2±15,9 83,8± 15,9 158,1± 4,7 161,4± 4,3 >0,05

Выносливость мышц, брюшного пресса (сек) 40,4±6,2 40,3±7,4 120±4,1 119,2± 1,7 >0,05

Подвижность позвоночника (см) 4,1±0,8 4,3±0,8 8,2±0,9 8,9±0,8 >0,05

Динамика плечевого показателя (%) 82,4±1,5 80,1±1,7 89,1±2,4 95,8±2,4 >0,05

Таблица 2 - Динамика показателей функционального состояния мышечного корсета и плечевого показателя девочек среднего школьного возраста_

Основные показатели До эксперимента (п=17) После эксперим, (п=17) Р

КГ ЭГ КГ ЭГ

Выносливость мышц спины (сек) 68,1±18,1 68±18,1 120,2±5,1 122,3±1,5 >0,05

Выносливость мышц, брюшного пресса (сек) 32±7,1 30±6,5 88,4±3,1 90,2±2,5 >0,05

Подвижность позвоночника (см) 4,5±0,6 4,3±0,7 8,5±0,9 8,9±1,1 >0,05

Динамика плечевого показателя (%) 80,4±1,9 82,3±1,5 88,7±1,2 95,1±2,9 >0,05

По анализу статистических данных за время исследования, достоверно изменились показатели статической выносливости спины у мальчиков и девочек экспериментальной группы, а также отмечался значительный прирост статической выносливости мышц брюшного пресса, по сравнению с исходными показателями. По результатам антропометрических измерений, определяется также достоверный прирост.

ВЫВОД

Полученные данные позволяют сделать вывод, о том, что использование корректора осанки в методике физической реабилитации детей с нарушением осанки способство-

вало повышению функционального состояния ОДА и плечевого показателя по сравнению с контрольной группой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аболишин А.Г. Физическая реабилитация детей среднего школьного возраста с нарушением осанки : дис. ... канд. пед. наук/ Аболишин Андрей Геннадьевич. - Малаховка, 2005. - 130 с.

2. Бегидова Т.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / Т.П. Бегидова. -Москва : Юрайт, 2019. -192 с.

3. Пономаренко Г.Н. Медицинская реабилитация: учебник / Г.Н. Пономаренко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2019. - 360 с.

4. Попов С.Н. Лечебная физическая культура : учебник / С.Н. Попов. - Москва : Academia, 2019. - 96 c.

5. Рубанович В.Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой / В.Б. Рубанович. - Москва : Юрайт, 2019. -254 с.

REFERENCES

1. Abolishin, A.G. (2005), Physical rehabilitation of children of secondary school age with im-pairedposture, dissertation, Malakhovka.

2. Begidova, T.P. (2019), Theory and organization of adaptive physical culture, Yurayt, Moscow.

3. Ponomarenko, G.N. (2019), Medical rehabilitation, textbook, GEOTAR-Media, Moscow.

4. Popov, S.N. (2019), Therapeuticphysical culture, textbook, Academia, Moscow.

5. Rubanovich V. B. (2019), Fundamentals of medical control during physical culture classes, Yurayt, Moscow.

Контактная информация: katerinalukyanova@bk.ru

Статья поступила в редакцию 28.10.2022

УДК 796.011.3

ВОПРОСЫ ОПТИМИЗАЦИИ ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Михаил Владимирович Алаев, доцент, Московский государственный лингвистический университет, Военный университет им. князя Александра Невского, Москва; Иван Петрович Кульгачев, кандидат философских наук, доцент, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Москва; Сергей Меркурьевич Иванов, кандидат педагогических наук, доцент, Московское высшее общевойсковое командное училище, Москва

Аннотация

Введение. Работа посвящена проблематике контролирующей функции, которая включает в себе аспекты проверки и оценки результатов учебно-воспитательного процесса, а также совершенствованию процесса физического воспитания в высшем учебном заведении. Целью исследования является анализ методики использования оценочных средств учебных дисциплин «Физическая культура», «Элективные дисциплины физической культуры и спорта». Методика и организация исследования. В рамках проведенного исследования были использованы методы анализа и синтеза элементов методики использования фонда оценочных средств (далее ФОС) в процессе педагогического контроля физического воспитания в условиях вуза, педагогического эксперимента, метод экспертных оценок, а также обобщения научных исследований отечественных ученых. На первом этапе исследования (сентябрь-октябрь 2021-2022 года) проведен мониторинг требований и организационной деятельности кафедр вышеназванных учебных заведений, а также проанализированы научные исследования по вопросам методики использования ФОС в системе физического воспитания вуза. На втором (ноябрь-июнь 2021-2022 года) - проведен анализ результатов рейтинга обучающихся и на основе полученных данных сделаны обобщающие выводы за весь период педагогического эксперимента (сентябрь 2021 г. - июнь 2022 г.). Результаты исследования и их обсуждение. Рейтинговая система имеет позитивные стороны: стабилизирует посещение занятий на определенном этапе обучения (на первом курсе), повышает активность студентов на учебных заня-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.