Научная статья на тему 'Использование концепции интегрированной логистики для защиты окружающей среды'

Использование концепции интегрированной логистики для защиты окружающей среды Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИКА / LOGISTICS / ТВЕРДЫЕ БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ / MUNICIPAL SOLID WASTE / ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КАНАЛ / LOGISTICS CHANNEL / ЗАЩИТА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / PROTECTION OF THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — Левкин Григорий Григорьевич

В статье анализируются особенности управления потоками твердых бытовых отходов и выбор подходов к совершенствованию организации сбора и переработки остаточных потоков с целью защиты окружающей среды от влияния антропогенных факторов в условиях научно-технического прогресса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of the concept of integrated logistics to protect the environment

In the article analyzes the characteristics of flow control of solid waste and variety of approaches to improving the organization of collection and processing of residual flows in order to protect the environment from the influence of anthropogenic factors in the conditions of scientific-technical progress.

Текст научной работы на тему «Использование концепции интегрированной логистики для защиты окружающей среды»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

The use of the concept of integrated logistics to protect the environment

Levkin G.

Использование концепции интегрированной логистики для защиты окружающей среды Левкин Г. Г.

Левкин Григорий Григорьевич /Levkin Grigory — кандидат ветеринарных наук, доцент, кафедра экономики транспорта, логистики и управления качеством, Институт менеджмента и экономики Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск

Аннотация: в статье анализируются особенности управления потоками твердых бытовых отходов и выбор подходов к совершенствованию организации сбора и переработки остаточных потоков с целью защиты окружающей среды от влияния антропогенных факторов в условиях научно-технического прогресса.

Abstract: the article analyzes the characteristics of flow control of solid waste and variety of approaches to improving the organization of collection and processing of residual flows in order to protect the environment from the influence of anthropogenic factors in the conditions of scientific-technical progress.

Ключевые слова: логистика, твердые бытовые отходы, логистический канал, защита окружающей среды.

Keywords: logistics, municipal solid waste, logistics channel, protection of the environment.

Проблема обращения с твердыми бытовыми отходами характерна для большинства городов, особенно с высокой плотностью населения и низкой экологической культурой. Актуальность этой проблемы особенно обострилась при масштабном развитии общества потребительского типа, где преобладает тенденция однократного использования продукта с применением большого количества упаковки. Особенностью решения этой проблемы является необходимость ежедневного удаления значительного количества накапливаемых ТБО из мест их образования в целях предупреждения социально-экологических проблем [1, с. 54].

В условиях научно-технического прогресса, нарастания объема товарной массы и упаковки, возникает необходимость в создании единой системы предупреждения образования твердых бытовых отходов для размещения их на полигоны без переработки. Развитие рынка покупателя приводит к увеличению разнообразия товаров и услуг, индивидуализации потребительского спроса, что косвенно приводит к увеличению количества твердых бытовых отходов.

Использование концепции логистики для защиты окружающей среды от воздействия неблагоприятных антропогенных факторов основано на возможности упорядочения остаточных материальных потоков, которые возникают в результате образования твердых бытовых отходов в домашних хозяйствах или отходов промышленных предприятий, теплоэлектростанций, транспортных предприятий.

Во всех случаях возникают отходы разной степени опасности в отношении их воздействия на здоровье человека и равновесие экологических систем. Кроме того, образуемые отходы обладают разной степенью полезности при их повторном использовании и производстве из них товарной продукции.

Поэтому эффективная система сбора и переработки остаточных потоков должна быть сформирована с учетом сложности состава этих потоков и необходимости предотвращения образования не рациональных отходов на разных этапах материалопроводящей цепи.

В современной концепции интегрированной логистики эти задачи формулируются на этапе проектирования изделия и в этом случае возможно повторное использование сложнотехнических изделий в качестве источников для запасных частей при соответствующем контроле качества. Для этого необходимо создание системы сбора и переработки изделий, которые отслужили свой срок.

При определении траектории движения использованных товаров из мест их потребления конечной точкой назначения может быть предприятие, где товар был изготовлен, или другое предприятие этой же отрасли.

В первом случае для перемещения изделий в место назначения могут быть использованы традиционные каналы распределения, по которым проходят материальные потоки в прямом направлении на пути от источника сырья к конечным потребителям, что может привести к экономии затрат на складирование и транспортировку. Во втором случае необходимо формирование специальных логистических каналов для сбора и переработки отходов в рамках логистики обратных материальных потоков.

Кроме того, могут быть созданы промежуточные пункты, с помощью которых может происходить первичная разборка изделий на агрегаты или запасные части, их сортировка и упаковка, создание грузовых единиц для последующей транспортировки.

В том случае, если запасные части не требуют доработки, они могут быть направлены сразу в места их потребления. Так в настоящее время распределяются контрактные запасные части автомобилей личного пользования.

В результате формирования системы сбора и распределения отработанных автомобильных масел, расходных материалов, элементов питания, аккумуляторов от населения значительно сокращается ущерб для флоры и фауны, а в некоторых случаях можно получить и дополнительную прибыль при продаже использованных материалов.

Выбор схемы перемещения материальных потоков изделий, бывших в употреблении, зависит от культуры населения при обращении с отходами. Чем ниже культура населения при обращении с отходами, тем больше рассеяние отходов в окружающей среде и тем сложнее состав потоков, собираемых от домашних хозяйств.

Высокая культура обращения с отходами предполагает раздельный сбор отходов, что означает их разделение по фракциям в домашних хозяйствах. Кроме того, потребитель с высокой культурой обращения с твердыми бытовыми отходами размещает их только в специально отведенных местах и может самостоятельно осуществлять сбор отдельных видов отходов (к примеру, макулатуры или элементов питания) и транспортировать их к местам утилизации.

Повсеместное повышение культуры обращения с отходами является первоочередной задачей при формировании системы сбора и переработки отходов домашних хозяйств в отдельном регионе или в целом по стране, так как домашние хозяйства или транспортные средства являются первичными источниками образования отходов. Без усиления первичного звена материалопроводящей цепи невозможна организация дальнейших этапов материалодвижения, поэтому использование системного подхода позволяет достичь максимального эффекта в единой системе предупреждения и образования твердых бытовых отходов.

Для усиления первичного звена при сборе твердых бытовых отходов необходимо изменение инфраструктуры домашних хозяйств на макро- и микроуровне. В настоящее время необходимо учитывать пространственное размещение домашних хозяйств в городской и сельской местности, а также пересмотреть внутреннюю компоновку домашних хозяйств в многоквартирных домах. Для раздельного сбора отходов необходимо дополнительное место на кухне при размещении двух и более емкостей для сортировки биоотходов, стекла, бумаги и размещения на придомовой территории специальных контейнеров.

Следовательно, для формирования системы раздельного сбора отходов необходимы стратегические решения на законодательном уровне. Все другие полумеры без учета всех системных особенностей и элементов инфраструктуры могут привести только к обратному эффекту.

Все вышеперечисленное свидетельствует о сложности вопросов формирования системы сбора и переработки отходов домашних хозяйств, но в тоже время требует безотлагательных решений, так как увеличение объема твердых бытовых отходов происходит опережающими темпами, а полигоны для захоронения отходов вокруг крупных городов в Российской Федерации уже переполнены и работают на пределе возможностей. Использование концепции интегрированной логистики в этой сфере деятельности позволит не только принять правильные стратегические решения, но и решить ряд оперативных задач функционирования логистических систем в будущем.

Литература

1. Дружакина О. П. Эффективность принципов логистики при оптимизации обращения с

отходами / О. П. Дружакина // Твердые бытовые отходы, 2011. № 10. С. 54-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.