Научная статья на тему 'Использование контроллинга в качестве системы мер по стабилизации цен на нефтепродукты'

Использование контроллинга в качестве системы мер по стабилизации цен на нефтепродукты Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
314
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЛИНГ / КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА / АНАЛИЗ ЗАТРАТ / ЦЕНЫ НА БЕНЗИН / ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / CONTROLLING / THE CONTROLLING CONCEPT / THE ANALYSIS OF EXPENSES / THE PRICES FOR GASOLINE / TRANSFER PRICING / OIL PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пчелинцева И. Н.

Рассматривается понятие контроллинга, концепция контроллинга, анализируется использование контроллинга в нефтедобывающей отрасли, а так же практика применения мер по стабилизации цен на нефтепродукты используя инструменты контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF CONTROLLING AS SYSTEM OF MEASURES ON STABILIZATION OF THE PRICES FOR OIL PRODUCTS

The author analyzes the concept of controlling, controlling use in oil-extracting branch and as practice of application of measures on stabilization of the prices for oil products using controlling tools is analyzed.

Текст научной работы на тему «Использование контроллинга в качестве системы мер по стабилизации цен на нефтепродукты»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОНТРОЛЛИНГА В КАЧЕСТВЕ СИСТЕМЫ МЕР ПО СТАБИЛИЗАЦИИ ЦЕН НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

Пчелинцева И.Н., соискатель Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы

Рассматривается понятие контроллинга, концепция контроллинга, анализируется использование контроллинга в нефтедобывающей отрасли, а так же практика применения мер по стабилизации цен на нефтепродукты используя инструменты контроллинга.

Ключевые слова: контроллинг, концепция контроллинга, анализ затрат, цены на бензин, трансфертное ценообразование, нефтепродукты.

USE OF CONTROLLING AS SYSTEM OF MEASURES ON STABILIZATION OF THE PRICES FOR OIL PRODUCTS

Pchelinceva I., The applicant, Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow

The author analyzes the concept of controlling, controlling use in oil-extracting branch and as practice of application of measures on stabilization of the prices for oil products using controlling tools is analyzed.

Keywords: controlling, the controlling concept, the analysis of expenses, the prices for gasoline, transfer pricing, oil products.

Контроллинг — комплексная система управления организацией, направленная на координацию взаимодействия систем менеджмента и контроля их эффективности. Контроллинг может обеспечивать информационно-аналитическую поддержку процессов принятия решений при управлении организацией (предприятием, корпорацией, органом государственной власти) и может быть частью прописывающей принятие определённых решений в рамках определённых систем менеджмента.

Современный контроллинг включает в себя управление рисками (страховой деятельностью предприятий), обширную систему информационного снабжения предприятия, систему оповещения путём управления системой ключевых («финансовых») индикаторов, управление системой реализации стратегического, тактичес-

кого и оперативного планирования и систему менеджмента качества.1

В последние годы контроллинг занимает особое место среди концепций управления затратами на предприятиях промышленно развитых стран Запада. Подтверждением этого может служить все возрастающее число публикаций, посвященных исследованию проблем контроллинга и придающих ему чрезвычайно важное значение в системе управления современным предприятием. Однако следует отметить, что до настоящего времени не существует однозначной, общепризнанной трактовки понятия контроллинг.

В ряде исследований контроллинг рассматривается в качестве системы управления хозяйственной деятельностью и прибылью, в рамках которой выделяют две основные функции: контроль и планирование. Это нашло отражение в работе немецкого исследователя Д. Хана.

В ряде работ получила распространение концепция контроллинга, в которой главной его функцией является координация системы менеджмента в целом для обеспечения действий, направленных на целевое управление. Вместе с тем к настоящему времени в промышленно развитых странах Запада достаточно четко оформились три основные концепции контроллинга, обусловленные его функциональным назначением и институциональным оформлением:

- контроллинг с ориентацией на систему бухгалтерского учета;

- контроллинг с ориентацией на информацию;

- контроллинг с ориентацией на координацию деятельности предприятия.

Концепция контроллинга с ориентацией на систему бухгалтерского учета связана с реализацией информационных целей посредством использования данных бухгалтерского учета на предприятии. Основное внимание уделяется стоимостным показателям. Речь идет преимущественно об обеспечении получения прибыли.2

Проблема роста цен на бензин волнует всех. Скачки цен на нефтепродукты влекут за собой повышение цен на другие продукты первой необходимости, раскручивают инфляцию в стране, что вызывает оправданное недовольство у граждан. Кроме того, большинство россиян задается вопросами: «Если Россия - нефтедобывающая страна, то почему бензин стоит так дорого?», «Почему цены на нефтепродукты все время повышаются, несмотря на колебания цены на нефть?» Чтобы ответить на эти резонные вопросы профессионально, ФАС России провела детальный анализ ситуации на рын-

ках нефтепродуктов и разработала систему мер, направленных на стабилизацию цен на нефтепродукты. Рынки нефти и нефтепродуктов являются монополизированными, закрытыми, непрозрачными, способствующими коррупции и завышению издержек.3

Например, практика ВИНК по оптовой продаже нефтепродуктов сбытовым компаниям ВИНК, которые одновременно владеют АЗС, не позволяет оценить реальную оптовую цену нефтепродуктов для АЗС ВИНК. Ориентация ВИНК на экспорт нефтепродуктов приводит к нестабильности внутреннего рынка и мешает появлению общепризнанных и объективных индикаторов цены. Закрытость рынка на всех этапах, с точки зрения потребителей, выражается в отсутствии практики долгосрочных договоров (год и более) на поставку нефтепродуктов и фактическом отсутствии гарантий поставки нефтепродуктов на среднесрочный и краткосрочный периоды. Кроме того, закрытость порождает неэффективность с точки зрения самих ВИНК. Условия работы настолько неопределенны и лишены внятных гарантий поставки, что сделки по купле-продаже нефти или нефтепродуктов между ВИНК практически не заключаются. Так, для обеспечения сети АЗС или собственных нужд топливом ВИНК вынуждена транспортировать нефтепродукты на значительные расстояния, поскольку фактически не может купить их на расположенном вблизи НПЗ, принадлежащем другой ВИНК. Практика запрета отпуска нефтепродуктов независимым поставщикам в регионы присутствия сетей АЗС данной ВИНК неэффективна для ВИНК в нормальной рыночной ситуации, поскольку ограничивает возможности расширения оптовой реализации в таких регионах. Также такие действия противоречат антимонопольному законодательству и, несмотря на умелое их сокрытие, безусловно, будут оценены ФАС России.4

В 4 квартале 2007 года и 1 полугодии 2008 года крупнейшие ВИНК (ОАО «Газпром нефть», ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ») устанавливали монопольно высокие цены на оптовых рынках нефтепродуктов.

В 2009 году Федеральная антимонопольная служба установила, что в начале 2009 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг», ОАО «Газпром нефть», ОАО «НК «Роснефть» и ОАО «ЛУКОЙЛ» осуществляли изъятие товара из обращения, результатом которого явилось повышение цены товара. ФАС России квалифицировала указанные действия как повторное нарушение Закона о защите конкуренции.

В конце мая 2010 года Президиум ВАС Российской Федерации подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «ТНК-ВР Холдинг» (установление монопольно высоких цен), а также постановления о наложении штрафа в размере 1,112 млрд. рублей. В июне 2010 года ОАО «ТНК-ВР Холдинг» оплатило штраф в полном объеме. Содержащиеся в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Также в феврале 2011 года Президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) подтвердил законность и обоснованность решения и предписания ФАС России в отношении ОАО «Газпром нефть» (изъятие товара из обращения и создание дискриминационных условий).

В настоящее время нефтяные компании оплатили штрафные санкции в бюджет Российской Федерации

Таким образом, в настоящее время только мер антимонопольного реагирования недостаточно для оказания решающего влияния в целях формирования справедливых рыночных цен на нефтепродукты. Изменить положение вещей на этих рынках возможно лишь в результате реализации системы мер государственного управления.

Во-первых, по мнению ФАС России, необходимы меры, направленные на существенное повышение прозрачности взаимоотношений при операциях с нефтью и нефтепродуктами и вовлечение в торговый оборот нефти и нефтепродуктов, принадлежащих ВИНК. Это, в частности, позволит устранить негативное влияние на ценообразование вертикальной интеграции добычи, переработки и сбыта нефтепродуктов. Во-вторых, необходимы меры по корректировке налоговой и таможенной политики. Налоговая политика должна стимулировать увеличение глубины переработки нефти, способствовать эффективному освоению недр и быть привязанной к внутренним ценовым параметрам. Инструменты таможенной политики необходимо использовать не только в фискальных, но и в регулирующих целях. В-третьих, в целях предотвращения ситуаций локального дефицита нефтепродуктов и снижения рисков манипулирования их объемами и ценами необходимо внедрение государственной системы синхронизации ремонтов оборудования НПЗ и оперативного раскрытия информации о запасах нефтепродуктов. В-четвертых, организация биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами и проведение государственной политики по формированию адекватных индикаторов цены - биржевых и внебиржевых - позволит создавать новые финансовые инструменты хеджирования рисков. В-пятых, снижению амплитуды ценовых колебаний будет способствовать организация государственных интервенций нефти и нефтепродуктов, в том числе за счет использования системы Росрезерва.

Нефтяными компаниями в феврале 2011 года были продекларированы меры по снижению цен на нефтепродукты и стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Снижение должно было иметь место как в мелкооптовом, так и в розничном звене. Должно было иметь место снижение цен как в крупнооптовом (НПЗ), так и в мелкооптовом (нефтебазы), и в розничном (АЗС) звене. В этом случае цены в рознице могли быть снижены как у компаний, входящих в ВИНК, так и у независимых участников рынка. Т.е. ВИНКи должны были обеспечить недискриминационные условия поставки нефтепродуктов в оптовом звене, как для своих дочерних сбытовых предприятий, так и для независимых АЗС. Эти условия касаются цен, объемов, условий договоров поставки. В 2008-2009 года ФАС России возбудила порядка 250 дел связанных с нарушением 10 и 11 статьи антимонопольного законодательства на рынках нефтепродуктов. В конце 2010 и начале 2011 года возбуждено 65 дел по нарушению антимонопольного законодательства на товарных рынках нефтепродуктов как хозяйствующими субъектами входящими в ВИНК, так и независимыми.

1. Задачу повышения прозрачности деятельности участников рынка нефти и нефтепродуктов можно обеспечить за счет:

- законодательного требования о разделении основных видов деятельности ВИНК между различными юридическими лицами в рамках одного холдинга и организации мониторинга хозяйственных отношений (например, основных параметров сделок внутри группы лиц ВИНК между сегментами рынка: добыча - переработка - опт - мелкий опт - розница);

- введения законодательного запрета на переработку собственной нефти по схеме процессинга;

- введения обязательных стандартов раскрытия информации о деятельности ВИНК: ценообразование на каждом этапе - от добычи до розничной реализации, запасы и товарный баланс как внутри ВИНК, так и в крупных нефтехранилищах.

Реализация данных мер (совместно с изменениями принципов трансфертного ценообразования) повысит прозрачность формиро-

вания цены по всей цепи «добыча - переработка - опт - розница», будет способствовать установлению цен на рыночных принципах как внутри ВИНК, так в хозяйственных отношениях между ВИНК и независимыми участниками рынка, что создаст условия для развития конкурентных отношений. 5

Безусловно, эти меры будут действенными, если будут подкреплены мерами антимонопольного регулирования. Важно обеспечить реальный недискриминационный доступ при реализации нефтепродуктов ВИНК: независимые участники рынка должны иметь возможность получать нефтепродукты, производимые ВИНК, по тем же ценами и на тех же условиях, что и предприятия, входящие в группу лиц данной ВИНК.

Индикатором результативности мер по повышению прозрачности должно стать вовлечение в торговый оборот объемов нефтепродуктов, которые ранее покупались и продавались между компаниями группы лиц ВИНК, то есть когда ВИНК станут продавать нефтепродукты друг другу.

2. Меры по корректировке налоговой и таможенной политики неоднократно предлагались к обсуждению на уровне Правительства Российской Федерации, однако по разным причинам пока не нашли своего отражения в нормативно-правовых актах.

По уровню изъятий государством доходов нефтяной отрасли (за счет налогов, экспортных пошлин и прочих платежей) Россия занимает одно из первых мест в мире. Вместе с тем и при существующей налоговой нагрузке доходы нефтяных компаний в 2005 г. выросли на 80%. Поэтому главная проблема заключается не только и не столько в уровне налоговой нагрузки, а в том, насколько действующая система налогов адекватна стратегии решения приоритетных задач развития отрасли и экономики в целом. Практически никем не оспаривается тот факт, что ныне действующая система налогообложения в нефтяной отрасли носит преимущественно фискальный характер и не способствует решению таких важнейших задач, как технологическая модернизация нефтедобычи и нефтепереработки, стимулирование притока инвестиций в разведку и разработку новых месторождений, изменение качественной структуры рынка нефтепродуктов и снижение издержек их производства. Соответственно налоги слабо используются как инструмент регулирования уровня цен на внутреннем рынке моторного топлива и ГСМ.

По данным Минпромэнерго России, налоги в цене нефтепродуктов составляют примерно 51-52%. При этом в структуре цен на моторное топливо около 8% приходится на налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), 10% - на налог на прибыль, 15% - на НДС. Самую значительную долю в цене составляют акцизы - порядка 17,5-22%. Производственные и транспортные затраты в цене составляют порядка 20%. Вполне понятно, что обсуждаемые в настоящее время пути оптимизации налогообложения нефтяной отрасли находятся в сфере регулирования данных налогов.

За период с 2001 по 2005 г. ставка акциза на нефтепродукты выросла примерно на 96%.6 Достаточно серьезным элементом фискального давления на динамику цен стал и изменившийся порядок уплаты акцизов. В связи с этим достаточно эффективной мерой может стать решение Правительства Российской Федерации об отказе от индексации ставок акцизов на нефтепродукты.

Другой возможной мерой является возврат к порядку взимания акцизов непосредственно на НПЗ. Система взимания акцизов не только на НПЗ, а в основном на уровне оптовых и розничных продавцов не дала ожидаемого результата. В то же время при возврате к сбору акциза на НПЗ необходимо сохранить порядок распределения собранных доходов по всем субъектам Российской Федерации.

Перспективным также представляется предложение о дифференциации ставок акцизов на нефтепродукты в зависимости от их экологических характеристик.

После введения в процессе налоговой реформы с 2002 г. вместо фиксированных ставок налога на добычу полезных ископаемых

1 http://ru.wikipedia.org/wiki

2 http://www.strategplann.ru/kontrolling/kontrolling-na-predprijatii-soderzhanie-i-funktsii.html

3 Гусева, Т. В. Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента [Текст] / т. В. Гусева // Менеджмент в России и за

рубежом. - 2010. - №2. - С. 75-86. - Библиогр.: с. 46.

4 Прохоров, А. П. Перспективы развития российской модели управления [Текст] / А. П. Прохоров // Менеджмент в России и за рубе-

жом. - 2010. - №2. - С. 77-89. - Библиогр.: с. 133

5 Владимирова Е. Команда ФАС против инфляции // Труд. - 2010. - 22 дек.

6 Рост цен на энергоносители в РФ на 20% связан с монополистическим разделением рынка [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.p^pg.ru./?podrobnee&r=1&id=1982.

и экспортной пошлины механизма расчета этих ставок в зависимости от цен на российскую нефть на мировом рынке эти налоги стали выполнять специальную фискальную функцию - изъятия сверхвысоких доходов. При этом относительные размеры НДПИ и экспортной пошлины нарастают по мере роста уровня цен на нефть.

Рост налога на добычу полезных ископаемых считается наиболее значимым налоговым фактором удорожания нефтепродуктов. Так, в результате принятой формулы расчета НДПИ составлял в среднем в 2005 г. свыше 45% от внутренней цены нефти.7 Очевидно, что по мере увеличения НДПИ добывающие компании поднимают цену пропорционально повышению ставки. Таким образом, рост мировых цен на нефть прямо ведет к удорожанию российской нефти и, как следствие, к росту цен на нефтепродукты, полученные из нее.

Кроме того, по расчетам специалистов Минэкономразвития, существует сильная корреляция между повышением НДПИ и ростом цен в отраслях экономики. Так, при повышении цен на нефть на 10% возрастают цены в таких базовых отраслях, как электроэнергетика - на 7%, цветная металлургия - на 8%, транспорт и машиностроение - на 4%. Все это свидетельствует о том, что в сегодняшних условиях сильная привязка налогов к мировой цене на нефть фактически провоцирует усиление инфляционных тенденций.

Одной из возможных мер по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов может стать введение дифференцированных ставок НДПИ в зависимости от степени выработки месторождений. В частности, для старых, то есть выработанных более чем на 80%, месторождений будут применяться коэффициенты, понижающие базовую ставку НДПИ.

В то же время для ряда новых месторождений в конкретных районах страны можно установить так называемые налоговые каникулы. Принцип налоговых каникул - установление нулевой ставки НДПИ до достижения определенного накопленного объема добычи нефти. При этом для участков недр, расположенных в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции, порог накопленного объема добычи устанавливается в размере 25 млн тонн, для участков Тима-но-Печорской нефтегазоносной провинции - 10 млн тонн, для континентального шельфа Российской Федерации - 35 млн тонн. При превышении этих значений месторождение перестает считаться новым и возвращается в стандартный режим налогообложения.

Существуют предложения о необходимости дифференциации ставок НДПИ в зависимости не только от степени выработки месторождений, но и от более широкого круга факторов - географических, горно-геологических и других условий.8

В качестве других мер можно назвать введение специальной шкалы на нефтепродукты, в которой экспортная пошлина на нефтепродукты становится дифференцируемой и вычисляется по специальным формулам. При этом ставка пошлины на темные нефтепродукты практически вдвое ниже, чем на светлые (то есть более глубокой степени переработки). Кроме того, предлагается снизить или полностью отменить пошлины на ввозимое импортное технологическое оборудование, не имеющее российских аналогов и необходимое для модернизации нефтеперерабатывающей отрасли в России.

В качестве одного из вариантов улучшения состояния налогообложения природных ресурсов, по мнению ряда экспертов, могло бы стать введение налога, основанного на прибыли и финансовых показателях той или иной компании. Конкретным видом такого налога, который рассматривается уже в течение нескольких лет, является налог на дополнительные доходы (НДД). Суть этого налога в том, что он носит рентный характер, а также учитывает затраты на разработку месторождения по каждому лицензионному участку. В качестве базы для расчета такого налога должна служить накопленная за время разработки месторождения прибыль. Подразумевается, что налог должен взиматься со всех без исключения налогоплательщиков, занимающихся добычей нефти, но только после достижения определенного порога доходности. При этом предполагается, что ставка налога должна формироваться в зависимости от эффективности месторождения и объемов добычи. Однако существуют противоположные мнения относительно возможности применения такого налога в российских условиях. В частности, в качестве аргументов против данного налога приводится слож-

ность расчета и трудность контроля со стороны государства.

3. В целях предотвращения повторения ситуаций локальных дефицитов нефтепродуктов ФАС России предложила разработать порядок синхронизации вывода в ремонт крупных НПЗ. Раскрытию и публикации в общедоступных СМИ подлежит информация не только о планах и фактических сроках ремонтных работ, но и о наличии запасов нефтепродуктов на НПЗ, планируемом и фактическом сокращении выпуска нефтепродуктов в связи с ремонтами оборудования.

Особо следует отметить необходимость оперативной публикации информации о наличных запасах нефтепродуктов в нефтехранилищах (включая хранилища на НПЗ). Недостаток информации о наличии ресурсов создает ажиотажный спрос и, следовательно, ситуации локальных дефицитов. Например, закрытая информация о запасах и динамике поставок нефтепродуктов в Магаданской области спровоцировала в январе 2010 года кризисную ситуацию -ажиотажный спрос, возникновение угрозы дефицита и резкий рост цен на бензины и дизельное топливо. Для предотвращения таких ситуаций, по мнению ФАС, необходимо установить обязательный для публикации перечень информации о запасах нефтепродуктов в крупных нефтехранилищах.

Реализация этих мероприятий повысит кратко- и среднесрочную стабильность ожиданий участников рынка, а также позволит осуществлять планирование и своевременно учитывать возможное снижение предложения нефтепродуктов на внутреннем рынке для предотвращения ажиотажного спроса и манипулирования ценами.9

4. Организация биржевой торговли. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2007 г. № 350 в рамках организации биржевой торговли осуществляется необходимый комплекс мер, выбрана биржевая площадка («Санкт-Петербург»). В целях формирования первичной ликвидности необходимо привлечение для участия в биржевых торгах компаний с государственным участием.

Внедрение биржевой торговли не приведет к стабилизации или, тем более, снижению цен на нефтепродукты. Биржевая торговля при корректной ее организации является лишь адекватным отражением текущего состояния рынка и баланса спроса и предложения. При этом биржевая торговля может привести к увеличению рисков манипулирования ценами в ситуации недостаточно прозрачных взаимоотношений на рынке или ошибок в проектировании такой биржевой торговли. Стабилизации цен на биржевом рынке может способствовать организация государственных интервенций в периоды высокого спроса на нефтепродукты.

Для сглаживания пиков сезонного спроса на нефтепродукты ФАС России предлагает использовать систему Росрезерва с использованием основных инструментов контроллинга целях проведения товарных интервенций как механизм стабилизирующего влияния на конъюнктуру внутреннего рынка.

Литература:

1. Владимирова Е. Команда ФАС против инфляции // Труд. -2010. - 22 дек.

2. Гусева, Т. В. Интеграция как закономерный этап развития систем менеджмента [Текст] / т. В. Гусева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №2. - С. 75-86. - Библиогр.: 286 с.

3. Прохоров, А. П. Перспективы развития российской модели управления [Текст] / А. П. Прохоров // Менеджмент в России и за рубежом. - 2010. - №2. - С. 77-89. - Библиогр.: 389 с

4. Фалько, С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 272 с.

5.Калинина, Н.М. Интегрированный контроллинг: теория и практика : монография / Н.М. Калинина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. - 216 с.

6. Рост цен на энергоносители в РФ на 20% связан с монополистическим разделением рынка [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfpg.ru/?podrobnee&r=1&id=1982.

7. Миронова Т. А. Налоговая система Российской Федерации и цены на нефть и нефтепродукты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа:.

8.http://www.strategplann.ru/kontrolling/kontrolling-na-predprijatii-soderzhanie-i-funktsii.html

9. http://ru.wikipedia.org/wiki

7 Миронова Т. А. Налоговая система Российской Федерации и цены на нефть и нефтепродукты [Электрон. ресурс]. - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/vestniksf300-12/vestniksf300-12030.htm.

8 Калинина, Н.М. Интегрированный контроллинг: теория и практика : монография / Н.М. Калинина. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2007. -с. 152

9 Фалько, С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов. - М.: Финансы и статистика, 2008. - с. 204

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.