Щ Кафедра молодых
ческими процессами и обосновании рациональных параметров конструктивных элементов систем разработки с учетом горно-геологических факторов. В частности, было установлено, что в условиях многолетней мерзлоты вмещающие породы представляют собой однородную среднеустойчивую упругую среду, сцементированную влагой с отдельными участками расслоения. Это позволяет применять сплошную систему отработки запасов без оставления целиков, а также проводить погашение опорных целиков ранее отработанных блоков обратным ходом с анкерным или стоечным креплением зон рассланцевания при локализации пустот.
Исследован также механизм образования сверхнормативных потерь и разубоживания руды в процессе ее добычи и изучены возможности их существенного сокращения на основе совершенствования процессов очистной выемки и систем разработки. В результате установлено, что при классификации потерь полезного ископаемого, которые в условиях камерно-столбовой системы разработки маломощных наклонно залегающих мерзлых жил могут достигать 15 %, следует учитывать дополнительные потери рудной мелочи в местах искусственной «наморозки». Снижение их общего уровня до 1-3 % возможно за счет применения более совершенной технологии.
На основании полученных данных разработана более совершенная технология отработки маломощных жил наклонного падения в условиях многолетнемерзлых пород, предусматривающая применение специальных средств механизации при очистной выемке, таких, как гидравлические стойки, сталеполимерные штанговые крепи с синтетической защитной сеткой и др.
Предлагаемая технология включает отработку залежи по простиранию наклонными уступами широким забоем, контурное взрывание с заградительными экранами, применение передвижной буровой машины и скреперной доставки, механизированную вакуумную зачистку руды в смеси со специальными реагентами от смерзания рудной массы, крепление призабойного пространства и локализацию образующихся пустот. Благодаря всему этому обеспечивается существенное улучшение условий труда и снижение потерь полезного ископаемого в недрах.
Разработанная технология прошла промышленную проверку и успешно внедряется в производство.
С.В.Молокова
Использование контролируемого отжига в целях повышения безопасности движения
Большая часть железнодорожных магистралей проходит вдоль степных и лесных массивов. Лесные пожары в засушливые периоды времени нередко возникают и развиваются вблизи железнодорожных путей. Одним из самых отрицательных факторов лесных пожаров является устойчивое длительное задымление атмосферы, охватывающее большие площади и объемы. В результате из-за плохой видимости происходят сбои в работе железнодорожного транспорта, нарушение графика движения поездов.
Для профилактики воздействия таких отрицательных факторов на непокрытых лесом участках лесного фонда с травяным покровом создаются защитные противопожарные полосы. Рекомендуемая ширина защитных противопожарных полос — от 6 до 20—25 м.
Начало работ по созданию защитных противопожарных полос с применением огня планируют после
схода основной массы снега в местах предполагаемых зажиганий до наступления пожароопасного сезона или (и) после окончания пожароопасного сезона, в зависимости от местных условий.
На участках лесного фонда, где прокладка минпо-лос с применением плуга нарушает сложившийся ландшафт, а также, если она недопустима или затруднена по иным причинам (эрозия почв, недоступная местность, отсутствие необходимых механизмов и др.), следует создавать охранную линию в виде увлажненной полосы шириной не менее 1—1,5 м на поверхности почвы. Куртины подроста, расположенные в границах защитной противопожарной полосы, должны быть так же окружены минполосой или увлажненной полосой шириной не менее 1 м.
В настоящее время в качестве средств увлажнения используют ранцевые лесные огнетушители или лесные
пожарные автоцистерны, лесопатрульные автомобили с применением воды со смачивателем. Однако, в условиях недостатка финансирования, отсутствия пожарной техники и транспортных средств, естественных водоисточников, подъездных путей применение этих средств не всегда возможно.
Таким образом, актуальной является задача создания доступного, оперативного, эффективного способа создания увлажненных полос.
Для оперативного создания такой увлажненной полосы можно использовать способ, заключающийся в увлажнении горючих материалов почвы струей переохлажденного водяного пара. Особенностью этого способа является то, что с целью увеличения интенсивности увлажнения, перед подачей пар охлаждают до температуры меньшей, чем температура его конденсации.
Полученная таким образом термодинамически нестабильная струя обладает двумя свойствами, позволяющими использовать ее в качестве увлажнителя: способностью проникать в труднодоступные места; способностью увлажнять элементы фитоценоза до состояния, при котором невозможно распространение горения при минимальном расходе воды.
Данные экспериментальных исследований по определению интенсивности увлажнения элементов фитоценоза при воздействии струи переохлажденного
водяного пара позволили рассчитать зависимость между скоростью перемещения источника пара и интенсивностью увлажнения (толщиной пленки конденсата, образуемой на поверхности элементов фитоценоза).
Рассмотрим одну из возможных схем по организации проведения контролируемого отжига. Два оператора, снабженных генераторами переохлажденного пара, начинают движение из одной точки и перемещаются в противоположные стороны, создавая полосу из интенсивно увлажненных элементов фитоценоза. Практически одновременно с увлажнением производится поджог вдоль линии, расположенной в непосредственной близости от увлажненной полосы. После поджога пламя, дошедшее до увлажненной полосы затухает, продолжая распространяться по сухой траве. Создание опорной полосы может производиться со скоростью до 2 км/час при существующих устройствах даже на пересеченной местности.
Библиографический список
1. Способ локализации лесного низового пожара: Положительное решение на изобретение № 2004126516/12(028676) Россия / Руденко М.Г., Гришин А.М., Молокова C.B., Щербаков И.С.; Восточно-Сибирский институт МВД России.