Научная статья на тему 'Использование конструкций пешеходных мостов для создания многоуровневых рекреаций'

Использование конструкций пешеходных мостов для создания многоуровневых рекреаций Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
340
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
многоуровневая рекреация / пешеходный мост / конструкции / материалы / технологии возведения / ландшафт / градостроительная ситуация / multilevel recreation / pedestrian bridge / structures / materials / construction technologies / landscape / urban planning situation

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Екимов Андрей Владимирович, Лапшина Евгения Александровна

В статье рассмотрены проблемы развития рекреационной системы городов, связанные с высокой экологической нагрузкой на зеленые зоны и повышением эффективности использования центральных районов. Одним из средств решения этих проблем представляется создание многоуровневых рекреаций с использованием мостовых конструкций. На основе обзора проектного опыта использования пешеходных мостов для организации рекреационных маршрутов предлагается типология их конструктивных и планировочных решений, основной и дополнительный набор рекреационных функций. Анализ применения различных типов конструкций и технологий их возведения в определенных градостроительных и ландшафтных ситуациях позволяет выявить закономерности их выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using of pedestrian bridges to create multi-level recreations

The article deals with the problems of the cities recreational system development associated with a high environmental load on green areas and an increase in the efficiency of the central regions using. One of the means of solving these problems is the creation of multi-level recreation using bridge structures. Based on a review of the pedestrian bridges design experience using for organizing recreational routes, was proposed the typology of their design and planning solutions, the main and additional set of recreational functions. An analysis of the use of various types of structures and technologies for their construction in certain urban and landscape situations makes it possible to identify the patterns of their choice.

Текст научной работы на тему «Использование конструкций пешеходных мостов для создания многоуровневых рекреаций»

Творческие концепции архитектурной деятельности

Обзорная статья УДК 625.745.11

http://doi.org/10.24866/2227-6858/2022-3/137-153 А.В. Екимов, Е.А. Лапшина

ЕКИМОВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - магистрант, ekimov98.ru@gmail.com ЛАПШИНА ЕВГЕНИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат архитектуры, профессор, lapshina.ea@dvfu.ru

Департамент архитектуры и дизайна Политехнического института Дальневосточный федеральный университет Владивосток, Россия

Использование конструкций пешеходных мостов для создания многоуровневых рекреаций

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы развития рекреационной системы городов, связанные с высокой экологической нагрузкой на зеленые зоны и повышением эффективности использования центральных районов. Одним из средств решения этих проблем представляется создание многоуровневых рекреаций с использованием мостовых конструкций. На основе обзора проектного опыта использования пешеходных мостов для организации рекреационных маршрутов предлагается типология их конструктивных и планировочных решений, основной и дополнительный набор рекреационных функций. Анализ применения различных типов конструкций и технологий их возведения в определенных градостроительных и ландшафтных ситуациях позволяет выявить закономерности их выбора. Ключевые слова: многоуровневая рекреация, пешеходный мост, конструкции, материалы, технологии возведения, ландшафт, градостроительная ситуация

Для цитирования: Екимов А.В., Лапшина Е.А. Использование конструкций пешеходных мостов для создания многоуровневых рекреаций // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2022. № 3(52). С. 137-153.

Введение

Рекреационные пространства являются постоянным фактором культурного и экономического развития городов. Однако потенциал территориального развития системы рекреаций в городах, как правило, исчерпан, а притягательность для горожан озелененных мест проведения досуга неминуемо ведет к увеличению экологической нагрузки на них. Для решения этих проблем возникает потребность в поиске альтернативных средств организации мест отдыха наряду с использованием традиционных приемов ландшафтной архитектуры.

За последнее десятилетие сформировалась обширная практика создания многоуровневой городской среды1. Благодаря современным строительным технологиям возведения мостовых конструкций стало возможным организовать рекреационные зоны в самых сложных градостроительных ситуациях - в тесном окружении плотной застройки или удаленных лесопарковых зонах, на основе реконверсии промышленных объектов и т.п. В связи с этим пешеходный мост как средство преодоления препятствия становится востребованным в иных целях -в качестве основы для организации протяженных пешеходных надземных маршрутов.

Вертикальное развитие рекреационной инфраструктуры на основе использования мостовых конструкций существует в двух версиях. Допустим так. Первая - создание надземных

© Екимов А.В., Лапшина Е.А., 2022.

Статья поступила 24.03.2022, рецензия: 23.05.2022.

1 Актуальность вертикального развития рекреационной инфраструктуры на современном этапе развития городов обоснована в трудах по теории ландшафтной архитектуры [2].

зеленых ярусов2 и вторая - пешеходных мостов над зелеными зонами. Цель нашего исследования - изучение второго варианта решения многоуровневых рекреаций как средства, значительно снижающего экологическую нагрузку на зеленые пространства.

Использование мостовых конструкций для развития пешеходной структуры отражено в ряде прикладных исследований [1, 3, 6, 7], разработаны различные типологии на основе их отдельных характеристик (несущая система и ее конструктивные подвиды, материал, расположение на ландшафте, функционал), определены также актуальные направления в области их-художественного конструирования пешеходных мостов [4, 5]. Однако очевидно, что формирование методики проектирования многоярусных протяженных пешеходных надземных маршрутов требует комплексного подхода, учитывающего одновременно ряд факторов, которые определят выбор конструкции. Это технологии и материалы возведения, оптимальные для конкретной ситуации, планировка и функции рекреационной структуры, направления движения и обзора, площадь озелененной территории, востребованный набор функций, особенности рельефа и экологический потенциал местности. К таким факторам можно отнести оптимальные для конкретной ситуации технологии возведения и материалы, особенности рельефа и планировка рекреационной структуры, востребованные функции и необходимый уровень обзора, площадь озелененной территории и экологический потенциал местности. Поэтому основой такой методики проектирования многоуровневой рекреационной системы пешеходных связей может стать собственная типологическая система - матричная, которая в отличие от типологий обычных мостов, предназначенных для преодоления препятствий, будет координировать ряд факторов.

На основе анализа современной строительной практики попытаемся определить зависимость выбора конструкции и планировки от ряда объективных факторов ландшафтной и градостроительной ситуации.

Точечные, или осевые, структуры

Основными вертикальными элементами конструкций пешеходных мостов являются опоры и башни. Именно в башнях находятся средства подъема на заданный уровень (пандусы, лестницы, подъемники, эскалаторы) и необходимые компоненты рекреационной инфраструктуры (туалеты, информационные центры и пр.). Башенные сооружения, организуя пешеходное движение вокруг оси-опоры, могут быть самодостаточными как многоуровневые пешеходные рекреации. По своему планировочному типу эти сооружения могут быть определены как «точечные». Очевидное увеличение протяженности пути позволяет реализовать функции пешеходной, туристической и спортивной тропы.

Примером такой точечной планировочной структуры с вертикальным развитием пешеходного пути является башня Arvydas Gudelis (2014, г. Меркин, Литва, UAB Rekreacine statyba), расположенная на берегу реки Нямунаса. На выбор материала и конструкции оказала влияние местная растительность - сосны. Эффект органичной связи башни и окружения создается в результате компактной группировки металлических колон, соразмерности их диаметров со стволами деревьев и совпадения цветофактурных характеристик. Произвольная конфигурация смотровых площадок имитирует кроны, а изгибы лестницы напоминают вьющуюся между деревьев тропинку. На всем протяжении пути можно любоваться прекрасным видом на пейзаж с разных уровней, так как конструкция башни этому не препятствует (рис. 1) [14].

Примером совершенно иного подхода к решению точечного типа пешеходной структуры может служить Glasgow Tower, Англия (табл. 1). Выбор материала (металл) и закрытый тип конструкции представляют собой альтернативную концепцию башни в Литве. Если открытая конструкция Arvydas Gudelis позволяет на всем протяжении пути вверх обозревать

2Например, известный парк «Хай-Лайн», созданный на основе реконструкции ж/д магистрали в Нью-Йорке: Diller Scofidio + Renfro, DSR; James Corner Field Operations, Piet Oudolf, 2009; или «Небесный сад» проектной группы MVRVD, 2017, на месте бывшей автомобильной развязки в Сеуле.

пейзаж, то Glasgow Tower использует эффект контраста закрытого, узкого пространства лестницы или лифта и раскрытия панорамы на верхней смотровой площадке. Примеры смешанного типа, совмещающие открытый и закрытый типы конструкции башни, также широко распространены (см. таблицу).

Рис. 1. Смотровая башня Arvydas Gudelis, Литва

Линейные структуры

Помимо локализованного в пространстве осевого типа пешеходной конструкции распространены протяженные - линейные структуры. Примером является пешеходный мост Baumkronenpfad (2015, Национальный парк Хайних, Германия, М. Циллинг, А. Зигесмунд), предлагающий путешествие над парком заброшенного госпиталя Белиц-Хайльштеттен и руинами здания Alpenhaus, разрушенного в апреле 1945 г. Во время прогулки хорошо видны остатки конструкций крыш с растущими на них деревьями. Информационные щиты на пути раскрывают историю различных зданий санатория, а также показывают разнообразие растений в лесопарке.

В северо-западной части национального парка расположилась смотровая башня открытого типа, состоящая из пяти уровней и верхней площадки с панорамным видом на высоте 40,5 м. На каждый уровень можно подняться на лифте или по лестнице. Стальная надземная конструкция (320 м в длину и 2,2 м в ширину) проходит по линии верхов деревьев на высоте 17-23 м от земли (рис. 2).

Рис. 2. Надземная пешеходная тропа Baumkronenpfad, Германия

Другим примером линейной планировки пешеходного моста является Treetop Walking Path (2015, Литва, Аникщяйский бор, Alvydas Mituzas, Arvydas Gudelis, Andrius Dirse). Тропа длиной 300 м плавно поднимается на высоту 21 м над землей, что позволяет рассмотреть кроны деревьев, тем самым получить информацию о местной флоре и фауне (рис. 3) [21]. В качестве

композиционной концепции решения башни был выбран характерный для региона национальный мотив орнамента - ромбы, что определило особенности ее конструкции из металла и бетона. В комплекс включены информационный центр и смотровая башня открытого типа (высота 34 м) с пандусом и лифтом.

Рис. 3. Пешеходный мост Treetop Walking Path, Литва

При строительстве БоЫЬе^р1а88еп (2006, Норвегия, Карл-Вигго Хельмебакк) основные проблемы были связаны с выбором системы опор фундамента, которая не была бы преградой для водоносных слоев грунта, питающих корневую систему деревьев, и с зависимостью геометрии моста от расположения деревьев (рис. 4) [19]. Поэтому были использованы столбчатые несущие элементы из стали с монолитной фиксацией в теле бетонной конструкции и в скале, на которую опирается. Продольную жесткость площадки обеспечивают вертикальные ребра, выполняющие функцию перил. По всей площади покрытия имеется уклон для стока воды, а в центральной части установлены металлические решетки для удаления осадков и освещения солнечными лучами растительности под мостом.

Рис. 5. Пешеходный мост La Sallaz, Швейцария

Интересным примером использования сочетания дерева и бетона в конструкции является пешеходный мост между станцией метро и искусственным природным ландшафтом (2012, Лозанна, Швейцария, 2b Architectes). Этот выбор материалов обеспечивает достаточную жесткость и одновременно создает контраст их цветофактурных характеристик. Игра пересекающихся плоскостей формирует особое восприятие объекта как сложной по пластике скульптуры (рис. 5) [13].

Линейный тип пешеходного моста наиболее предпочтителен в сложных ландшафтных ситуациях, требующих изменения траектории конструкции. Создание пандусов также наиболее удобно именно при линейной планировке. Рисунки 2 и 3 демонстрируют влияние особенностей ландшафтной ситуации и реализуемой функции на выбор конструкции и материала.

Замкнутые структуры

Примером замкнутого типа планировочной организации пешеходного пути является Xstrata Treetop Walkway (2008, The Royal Botanic Gardens Kew, Великобритания, Marks Barfield Architects). Разветвленные металлические колонны поднимают пешеходный мост на высоту 18м, делая возможным наблюдение за экосистемой леса. Дорожка (200 м) состоит из двенадцати модульных ферм, соединенных десятью узловыми круглыми площадками диаметром 3 м. Самая большая по площади платформа, организованная в середине пешеходной дорожки, обеспечивает пространство для групп до 35 человек, оборудована скамейками для отдыха (рис. 6) [12].

Рис. 6. Пешеходный мост Xstrata Treetop Walkway, Великобритания

Идея проекта заключается в органической связи конструкции с окружающей средой. В дизайне поручней использовали последовательность Фибоначчи, которая лежит в основе многих моделей роста в природе. Расстояние между диагоналями фермы перил определено специальной последовательностью, что обеспечивает более высокую плотность элементов вблизи концов фермы, где суммарные вертикальные нагрузки наиболее высоки. Применялась сталь из-за ее долговечности и низких эксплуатационных расходов. Специальная обработка металла «под ржавчину» и перила, выполненные из ламинированного каштана, позволили» конструкции «раствориться в окружающей среде.

Рис. 7. Расположение главных несущих опор на территории ботанического сада и вид сбоку

Одна из основных задач заключалась в поиске баланса между возможностью посетителей подойти как можно ближе к кронам деревьев и минимизацией вреда для корневых систем при монтаже опорных конструкций. Радиолокационная съемка легла в основу схемы сосредоточения корней деревьев в местах предполагаемого расположения колон и свайных фундаментов (рис. 7) [12]. Это позволило разместить бетонные сваи длиной 12-18 м между основными корнями. Для каждой из свай сконструированы особый стальной оголовок и ростверк, что

обеспечивает проницаемость воды в жизненно важные мелковолокнистые корни. Вся конструкция тропы была предварительно изготовлена за пределами объекта (завод WS Britland в Дувре) и доставлена на площадку, чтобы свести к минимуму трудности монтажа на месте и возможное повреждение ландшафта.

Круговая велосипедная дорожка с панорамным видом на бельгийский лес Cycling Through The Tree (2019, Бельгия, провинция Лимбург, BuroLandschap и De Gregorio & Partners) является идеальной версией замкнутого планировочного типа пешеходного моста. Как следует из названия, «Велосипедная прогулка по деревьям» - это приподнятая на мостовых конструкциях велотрасса, по которой можно прокатиться на уровне крон деревьев. Конструкция, состоящая из двойного круга диаметром 100 м и пешеходной тропы длиной 700 м, шириной 3 м, поднимается на высоту 10 м, а затем спускается на нулевой уровень.

Рис. 8. Велосипедный мост Cycling Through The Trees, Бельгия

В основе концепции создание пешеходной структуры с минимальным экологическим воздействием на среду. В этой связи и сама технология монтажа сооружения разработана на основе одного крана, расположенного в центре круга. Стальная конструкция возведена на фундаменте из винтовых свай без использования бетона. Выбор стали с антикоррозийным покрытием для сооружения обусловлен не только устойчивостью к погодным условиям, но и цветом, напоминающим стволы сосен в лесу (рис. 8) [10].

В таблицах 2, 3 представлен выбор конструкции и материала для замкнутого типа планировки в зависимости от ситуации и функции. Выявлена наибольшая частота выбора для обзорной площадки над лесопарком стоечно-балочной конструкции, выполненной в металле в сочетании с деревом. Выбор стоечно-балочной конструкции в железобетоне ориентирован на морское побережье, а дерева или металла - на ландшафты, сочетающие открытые пространства и группы деревьев.

Разветвленный тип структуры

Первая в своем роде пешеходная эстакада с разветвленной структурой - Лесная дорога Фучжоу (LOOK Architects, 2017, Китай). Петляя среди живописных зеленых холмов, дорога покрывает расстояние более чем в 6,3 км, а общая протяженность ее извилистого пути составляет 19 км (рис. 9). Район Чинньюшан, по которому проходит эстакада, по праву считается «легкими» города, являясь одной из самых больших зеленых зон, расположенных в центре Фучжоу. Проект моста формирует важную связь между удаленными районами города и демонстрирует новую градостроительную политику - сближение с природой. Попасть на пешеходную эстакаду можно с помощью десятка спусков, каждый из которых представляет собой ответвление от основного пути, связывающие ее с городской застройкой. Многочисленные смотровые площадки, места для отдыха, наблюдательные вышки и чайные домики обеспечивают комфорт пешеходов на протяжении всего пути. Интеллектуальная система эстакады включает в себя сеть WI-FI, информационные табло с сенсорными экранами и мониторы трафика посетителей. Именно разветвленный планировочный тип пешеходной структуры со сложной траекторией развития дает возможность решать масштабные градостроительные задачи, создавать многофункциональные рекреации.

Рис. 9. Пешеходная эстакада, Фу Чжоу, Китай

Комбинированный тип планировочных структур

Точечная, линейная, замкнутая и разветвленная - основные типы планировки, характерные для организации протяженных пешеходных надземных маршрутов. Практика демонстрирует также прием сочетания простейших типов планировочной организации в одной структуре. Это может послужить основанием для выделения пятого типа планировки пешеходного моста - комбинированного. Так, в проекте двухуровневого парка Landscape Island Shenzen (2014, Qianhai monument China Shenzen, Viar estudio) линейные участки пешеходного моста связывают несколько окружностей разного диаметра, сочетая тем самым линейный и замкнутый типы планировки (рис. 10) [17]. Пешеходный уровень из шести круговых переходов предлагает разнообразные функциональные зоны: активного и пассивного отдыха, места для запуска воздушных змеев и наблюдения за птицами, специальные дорожки для ходьбы и бега, два моста для сообщения с городом. Выбор сочетания кольцевых и линейных структур во многом определен символикой традиционного китайского парка.

Рис. 10. Проект пешеходного моста Landscape Island, Шэньчжэнь, Китай

Интересной комбинацией двух разнонаправленных в пространстве мостовых структур является проектное предложение японской проектной группы SANAA для города Эльче (2009, Валенсия, Испания, SANAA). Пальмовая роща Эльче, представляющая сельскохозяйственные традиции выращивания пальмовых арабами, является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Решение основано на сочетании двух замкнутых структур (рис. 11) [18]. Первая начинается с пандуса и представляет собой петлю с горизонтальным развитием до максимальной высоты 22 м, обеспечивая посетителям спокойный маршрут длиной 770 м среди деревьев. Вторая петля имеет спиральное развитие вокруг оси шахты лифта длиной 584 м на высоту до 64 м. Использована зеркальная фактура для волнообразной поверхности моста, что позволяет отражать растительность. Сочетание дрейфующей вдоль ландшафта и спиралевидной петель мостовых конструкций, соединенных в одной точке шахтой лифта, организует два маршрута с постоянно меняющимися видами на пейзаж. Это создает новый тип смотровых площадок, который позволяет воспринимать ландшафт с различных ракурсов.

Рис. 11. Проект пешеходных мостов SANAA, Валенсия, Испания

Макро- и микропешеходные структуры

Необходимо также обратить внимание на зависимость функционального наполнения от масштаба объекта. В качестве яркого примера многофункциональной макроструктуры можно привести пешеходный мост Jiangyin Greenway (2019, Уси, Китай, BAU - Brearley Architects + Urbanists) [8]. Основой конструктивного решения являются сборные стальные и железобетонные элементы, снижающие негативное воздействие на парк при монтаже. Выбор покрытия заводского изготовления из цветной битумно-бетонной стяжки обусловлен долговечностью и простотой ухода.

Рис. 12. Jiangyin Greenway, Цзянъин, Китай, разветвленная планировка макроструктуры пешеходного моста, конструкции и их функциональное использование

Такого масштаба мостовые пешеходные конструкции, как правило линейного или разветвленного типа планировки, позволяют не только решить целый ряд градостроительных проблем, обеспечивая связь разрозненных рекреаций и экологическую защиту парка, но и реализовать целый ряд новых рекреационных функций. Причем не только на уровне моста, но и с использованием его конструкции как основы (рис. 12) [11]. Опоры находятся на расстоянии 16 м от центра в местах, где не предусмотрена человеческая деятельность (под пандусами и т.д.), и на расстоянии до 32 м в местах, рассчитанных на пребывание людей. В поиске решения для таких пролетов использовали такие типы структур, как перфорированные мембраны, фермы и подвесные системы.

В связи с большой протяженностью (6,75 км) эспланада имеет четкое функциональное зонирование: разделяет скоростное велосипедное и пешеходное движения; выделяет оборудованные пространства для длительного отдыха и занятий спортом, детские площадки и культурно-развлекательные пространства; размещает информационные пункты, кафе и т. п.

Особого внимания заслуживает информационно-образовательная функция пешеходных мостов. Красная лента моста Jiangyin Greenway имеет также тематическое зонирование. Северный отрезок, проходящий по территории дока, отражает историю судостроения и его портовую функцию. Восточный сегмент, ведущий к реке Янцзы, демонстрирует историю самой реки. Кроме информации о топографии местности, истории ее развития можно получить знания о растительности, животном мире, местной флоре и фауне.

Информационная функция актуальна не только для городских пешеходных макроструктур, но и для туристических маршрутов на мостовых конструкциях в лесопарковых, пригородных зеленых зонах. Например, тропа Baumwipfelpfad Harz (2015, г. Бад-Гарцбург, Германия, Bad Harzburg GmbH) предлагает маршрут на высоте 20 м над землей и длиной 1 км над лесным массивом (рис. 13) [9]. На пути расположены 18 платформ-станций для отдыха и получения информации и интеллектуальных игр.

Образовательная функция потребовала особого внимания к соблюдению требований безбарьерной среды, т.е. максимального приспособления для маломобильной группы населения и посещения ее с детьми.

Рис. 13. Пешеходная тропа среди деревьев с информационным сопровождением,

г. Бад-Гарцбург, Германия

Ряд примеров пешеходных конструкций можно отнести к микроструктурам. Сад Тропы (2013, Китай, Christopher Counts Studio with Jay Lee) создан на ограниченной площадке сквера, но благодаря вертикально-горизонтальному развитию пути позволяет реализовать основные рекреационные функции - пешеходную и экологическую защиту растительности (рис. 14) [16]. Компактность решения пешеходной тропы превращает ее в своего рода пространственную скульптуру. Извилистая траектория дорожки диктует неспешный темп движения, позволяя рассматривать кроны деревьев и по-иному понять сад.

Рис. 14. Сад Тропы, Китай

Развиваясь в пространстве, конструкция моста от опоры на павильон поднимается до уровня смотровой площадки. Над садовыми посадками мост приподнимается, опираясь на изящные деревянные колонны, возведенные способом забивки свай без фундамента. Концепция «сжатия» элементов сада выражает современные тенденции ландшафтной архитектуры XXI в.

Рис. 15. Подвесной пешеходный мост среди деревьев парка в Стамбуле, Турция

Проект пешеходной тропы (2013, Турция, Bilgili Holding) для парка в Стамбуле оригинален тем, что использует подвесной тип конструкции с креплением на деревьях (рис. 15) [15]. Выбор конструкции отражает проблему, с которой сталкиваются все крупные города - нехватка озелененных площадей. Воздушный мост, петляя между деревьев и создавая тем самым интересную форму, увеличивает длину пути.

Генплан состоит из нескольких различных зон. Вид на участок тропы, получивший название «Петля», где можно воспользоваться серией качелей и гамаков, расположенных над парком. «Аккорды» - еще одно место на территории, приглашающее людей прогуляться по тропинке, огибающей стволы деревьев, что придает объекту неповторимый вид, не похожий на любой другой общественный парк в мире.

Следующие два концепт-проекта выражают идею размещения монофункционального объекта в пространстве двора. Польское архитектурное бюро создало проект балконной системы (2015, Польша, Zalewski Architecture Group), представляющей собой прогулочную зону (ширина 80 см) для двора, а три года спустя Джуно Исигами предоставил на выставку «Освобождая архитектуру» (2018, Париж, Франция, Junya Ishigami) проект балкона над газоном двора (рис. 16) [20]. Двухуровневые дворовые пространства дают преимущества дополнительного озеленения и монтажа (крепление на зданиях тонких тросов-вант). Конструкцию платформы на опорах необходимо снабжать сквозными отверстиями от затенения двора.

Рис. 16. Примеры микроструктур пешеходных мостов: а) монофункциональная зеленая дорожка-балкон от Zalewski Architecture Group, Польша; б) проектное предложение балкона над парком от Junya Ishigami, Франция

Таблица 1

БАШЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ

Открытые Закрытые Смешанные

The observation deck of Glasgow Tower

!

T1 -лУ.----

Observation tower concept by Pramstrahler and Niederkofler

Orbit Arcelor Mittal

Promenade Samuel-De Champlain by Daoust Lestage

à i

Observation tower of the Science Park in Granada

Ствольная Оболочка

Монолит

Трубчатая

Обзорная

Каркас ¿ Сборная в \ Информацион-

Таблица 2

ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ СТОЕЧНО-БАЛОЧНОГО ТИПА

Стойки с капителями

Fuzhou Jin Niu Shan Trans-Urban Connector

ПЗ ^ m О Q- G Точечная Линейная о: S ZT <н> Обзорная Игровая J^f Спортивная

s X CO c; a 0 Замкнутая Y Разветвленная I >> е 1 • Информационная ^_^ Коммуникационная

ВЕСТНИК ИНЖЕНЕРНОЙ ШКОЛЫ ДВФУ. 2022. № 3(52)

Таблица 3

ПОДВЕСНЫЕ ПЕШЕХОДНЫЕ МОСТЫ На скалах и деревьях

Байтовые

Обзорная

о © Точечная ' * Линейная § <я> Обзорная

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* I

я V" Информационен Замкнутая [ Разветвленная в ■ ная

Игровая Спортивная

^_^ Коммуникационная

Заключение

Надземные пешеходные конструкции завоевали свое место среди инноваций в строительстве, хотя совсем недавно были узконаправленными как средство преодоления препятствий. Создание многоуровневых рекреаций на основе мостовых конструкций раскрывает эстетический потенциал территорий, одновременно снижая экологическую нагрузку на ландшафт. Сам процесс возведения мостовых конструкций, опирающийся на современные средства диагностики развития корневой системы деревьев и структуры водоносных слоев, обеспечивает максимально щадящий режим освоения территории.

Исследования позволили выявить основные планировочные типы пешеходных мостов: точечные, линейные, замкнутые и разветвленные. Комбинация простейших типов планировки пешеходных мостов дает бесконечные возможности для создания оригинальных проектных решений. Крупномасштабные большепролетные пешеходные структуры, как правило линейного или разветвленного типа, позволяют более эффективно использовать пространство под мостом для различных функций. Кроме того, протяженные мостовые конструкции, визуально связывая разные районы города или предлагая возможность изучения экосистем на разной высоте, формируют тем самым информационно-обучающую среду. Микромасштабные конструкции эффективны в условиях ограниченной площади для увеличения длины пути. Дублирование траектории моста на разных отметках формирует компактное, сложное по пластике сооружение, которое воспринимается как арт-объект в городской среде. Монтаж микромасштабной пешеходной конструкции часто заставляет искать опоры в окружении - дома или стволы деревьев.

Анализ опыта проектирования пешеходных мостов (см. таблицы 1-3) позволил создать комплексную типологическую систему, учитывающую одновременно ряд характеристик: тип конструкции и планировки, материал, функциональное использование. Благодаря графической визуализации этих характеристик в матричной форме появилась возможность их сопоставления и определения зависимости проектного решения от особенностей конкретной ситуации. Эта методическая основа была использована для обоснования выбора конструктивного решения пешеходного моста для островного ботанического сада на о. Русский.

Территория проектируемого сада с северо-востока примыкает к границе кампуса ДВФУ со стороны бухты Аякс мыса Балка. Сложный рельеф и дендрология участка определили выбор стоечно-балочной конструктивной системы и сборной технологии монтажа. Выбор расположения точечных опор пешеходного моста на территории с учетом радиуса развития корневой системы деревьев снижает риск их повреждения. Геология участка не требует использования техники больших мощностей для их бурения и установки опор. Простота и легкость конструкции позволяют осуществлять ее сборку с использованием малогабаритного оборудования, не прибегая к значительным повреждениям стволов и кроны деревьев. Весь пешеходный мост сегментирован, а каждый из сегментов разбит на детали. Размерный ряд деталей позволяет беспрепятственно доставлять их на место сборки по грунтовым дорожкам. Т-образная планировка моста (разветвленный тип планировки) включает обзорную башню, которая также возводится из заранее изготовленных сборных элементов.

Апробация матрицы взаимосвязей основных характеристик мостовых конструкций и особенностей ситуации показала ее эффективность как методической основы для принятия решения.

Заявленный вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Лапшина Е.А., Коваль М.О. Особенности цветосветовой организации пешеходных пространств в условиях сложного рельефа // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2018. № 3(36). С. 159-170. БОТ: 10.5281/2епо<1о.1408250

2. Нефедов В.А. Ландшафтный дизайн и устойчивость среды. Санкт-Петербург: Полиграфист, 2002. 295 с.

3. Покка Е.В. Полифункциональность пешеходных мостов в рекреационной системе города. Известия КазГАСУ. 2013. № 1(23). С. 39-47.

4. Овчинников И.Г., Дядченко Г.С. Пешеходные мосты: конструкция, строительство, архитектура. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2005.

5. Овчинников И.И., Караханян А.Б., Овчинников И.Г., Скачков Ю.П. Современные пешеходные и велосипедные мосты (основные концепции проектирования и примеры). Пенза: ПГУАС, 2018.

6. Шараева Т.П., Лапшина Е.А. Методика цветопространственного моделирования сценария пешеходных туристических маршрутов. // Вестник Инженерной школы Дальневосточного федерального университета. 2019. № 2(39). С. 130-145. DOI: 10.24866/2227-6858/2019-2-15

7. Шипилов А.Г., Титаренко Т.А. Городские пешеходные мосты // Инновации в социокультурном пространстве: мат. XIII междунар. науч.-практ. конф., Благовещенск, 5 марта 2020 г. Благовещенск: Амурский государственный университет, 2020. С. 136-142.

8. BAU creates an Urban Necklace in Jiangyin, China. URL: https://worldlandscapearchitect.com/bau-creates-an-urban-necklace-in-jiangyin-china - 26.07.2022.

9. Baumwipfelpfad Harz. URL: https://www.harzinfo.de/erlebnisse/spass-aktiv/baumwipfelpfad-baum-schwebebahn-harz - 26.07.2022.

10. Circular Cycling Through the Tree by BuroLandschap and De Gregorio & Partners. URL: https://www.metalocus.es/en/news/circular-cycling-through-trees-burolandschap-and-de-gre-gorio-partners - 26.07.2022.

11. Jiangyin Greenway. URL: https://www.archdaily.com/930909/jiangyin-greenway-bau - 26.07.2022.

12. Kew Tree Top Walkway by Marks Barfield Architects. URL: https://www.dezeen.com/2008/-05/27/kew-tree-top-walkway-by-marks-barfield-architects - 26.07.2022.

13. La Sallaz Footbridge. URL: https://www.archdaily.com/643230/la-sallaz-footbridge-2b-architectes -26.07.2022.

14. Observation Tower. URL: https://www.archdaily.com/775818/observation-tower-arvydas-gudelis -26.07.2022.

15. Parks of the Future May Include Elevated Walkways Through Trees. URL: https://www.architectur-aldigest.com/story/parks-of-future-may-include-elevated-walkways-through-trees - 26.07.2022.

16. Path Garden. URL: https://worldlandscapearchitect.com/path-garden-beijing-china-christopher-counts-studio-with-jay-lee - 26.07.2022.

17. Qianhai monument landscape island Shenzen. URL: https://divisare.com/projects/301208-viar-estu-dio-qianhai-monument-landscape-island-shenzen-china - 26.07.2022.

18. SANAA. Mirador del palmeral de elche, Spain. URL: https://www.designboom.com/architecture/sa-naa-mirador-del-palmeral-de-elche-spain - 26.07.2022.

19. Sohlbergplassen Viewpoint. URL: https://www.archdaily.com/485946/sohlbergplassen-viewpoint-carl-viggo-holmebakk - 26.07.2022.

20. Suspended green pathway is an unexpected alternative to a balcony. URL: https://inhabitat.com/sus-pended-green-pathway-is-an-unexpected-alternative-to-a-balcony - 26.07.2022.

21. The Treetop Walking Path. URL: https://www.explorebaltics.eu/ru/dostoprimechatelynosti/tropa-po-vershinam-derevyev - 26.07.2022.

FEFU: SCHOOL of ENGINEERING BULLETIN. 2022. N 3/52

Creative Concepts of Architecture Activities www.dvfu.ru/en/vestnikis

Review article

http://doi.org/10.24866/2227-6858/2022-3/137-153 Ekimov A., Lapshina E.

ANDREY V. EKIMOV, Master Student, ekimov98.ru@gmail.com

EVGENIYA A. LAPSHINA, Candidate of Architecture, Professor, lapshina.ea@dvfu.ru

Polytechnical Institute

Far Eastern Federal University

Vladivostok, Russia

Using of pedestrian bridges to create multi-level recreations

Abstract. The article deals with the problems of the cities recreational system development associated with a high environmental load on green areas and an increase in the efficiency of the central regions using. One of the means of solving these problems is the creation of multi-level recreation using bridge structures. Based on a review of the pedestrian bridges design experience using for organizing recreational routes, was proposed the typology of their design and planning solutions, the main and additional set of recreational functions. An analysis of the use of various types of structures and technologies for their construction in certain urban and landscape situations makes it possible to identify the patterns of their choice.

Keywords: multilevel recreation, pedestrian bridge, structures, materials, construction technologies, landscape, urban planning situation

For citation: Ekimov A., Lapshina E. Using of pedestrian bridges to create multi-level recreations. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2022;(2):137-153. (In Russ.).

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflict of interests.

REFERENCES

1. Lapshina E., Koval' M. The features of the colour-light design of pedestrian areas in difficult topographic conditions. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2018;(3):159—170. (In Russ.). DOI: 10.5281/zenodo.1408250

2. Nefyodov V.A. Landscape design and environmental stability. Saint Petersburg, Poligrafist, 2002. 295 p. (In Russ.).

3. Pokka E.V. Features of the functional content of recreational bridges. News of the KSUAE. 2013;(1):39-47. (In Russ.).

4. Ovchinnikov I.G., Dyadchenko G.S. Pedestrian bridges: design, construction, architecture. Saratov, SSTU, 2005. 227 p. (In Russ.).

5. Ovchinnikov I.I., Karakhanyan A.B., Ovchinnikov I.G. Skachkov Yu.P. Modern pedestrian and bicycle bridges (basic design concepts and examples). Penza, PGUAS, 2018. 140 p.

6. Sharaeva T., Lapshina E. Color-spatial modeling of hiking walkways scenario. FEFU: School of Engineering Bulletin. 2019;(2):130-145. (In Russ.). DOI: 10.24866/2227-6858/2019-2-15

7. Shipilov A.G., Titarenko T.A. City pedestrian bridges. Innovations in the socio-cultural space. Proc. of XIII Int. Sci. Conf., Blagoveshchensk, March 5, 2020. Blagoveshchensk, Amur State University, 2020. P. 136-142. (In Russ.).

8. BAU creates an Urban Necklace in Jiangyin, China. URL: https://worldlandscapearchitect.com/bau-creates-an-urban-necklace-in-jiangyin-china - 26.07.2022.

9. Baumwipfelpfad Harz. URL: https://www.harzinfo.de/erlebnisse/spass-aktiv/baumwipfelpfad-baum-schwebebahn-harz - 26.07.2022.

10. Circular Cycling Through the Tree by BuroLandschap and De Gregorio & Partners. URL: https://www.metalocus.es/en/news/circular-cycling-through-trees-burolandschap-and-de-gre-gorio-partners - 26.07.2022.

11. Jiangyin Greenway. URL: https://www.archdaily.com/930909/jiangyin-greenway-bau - 26.07.2022.

12. Kew Tree Top Walkway by Marks Barfield Architects. URL: https://www.dezeen.com/2008/-05/27/kew-tree-top-walkway-by-marks-barfield-architects - 26.07.2022.

13. La Sallaz Footbridge. URL: https://www.archdaily.com/643230/la-sallaz-footbridge-2b-architectes -26.07.2022.

14. Observation Tower. URL: https://www.archdaily.com/775818/observation-tower-arvydas-gudelis -26.07.2022.

15. Parks of the Future May Include Elevated Walkways Through Trees. URL: https://www.architectur-aldigest.com/story/parks-of-future-may-include-elevated-walkways-through-trees - 26.07.2022.

16. Path Garden. URL: https://worldlandscapearchitect.com/path-garden-beijing-china-christopher-counts-studio-with-jay-lee - 26.07.2022.

17. Qianhai monument landscape island Shenzen. URL: https://divisare.com/projects/301208-viar-estu-dio-qianhai-monument-landscape-island-shenzen-china - 26.07.2022.

18. SANAA. Mirador del palmeral de elche, Spain. URL: https://www.designboom.com/architecture/sa-naa-mirador-del-palmeral-de-elche-spain - 26.07.2022.

19. Sohlbergplassen Viewpoint. URL: https://www.archdaily.com/485946/sohlbergplassen-viewpoint-carl-viggo-holmebakk - 26.07.2022.

20. Suspended green pathway is an unexpected alternative to a balcony. URL: https://inhabitat.com/sus-pended-green-pathway-is-an-unexpected-alternative-to-a-balcony - 26.07.2022.

21. The Treetop Walking Path. URL: https://www.explorebaltics.eu/ru/dostoprimechatelynosti/tropa-po-vershinam-derevyev - 26.07.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.