Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1493
272
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА / ПРЕЗЕНТАЦИЯ / ИГРА / МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ / ДИДАКТИЧЕСКИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кулюшина Н.В., Власова О.И.

Описаны опыт использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО, возможности и преимущества включения данных технологий как на занятиях узких специалистов для развития познавательных процессов, так и в организации воспитательно-образовательного процесса в целом. Описаны различные варианты применения компьютерных технологий. Статья будет интересна специалистам и воспитателям, которые работают с детьми с данной нозологией, студентам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Кулюшина Н.В., Власова О.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗПР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

УДК 376-058:004

Кулюшина Н.В., Власова О.И.

Использование компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР как средство развития познавательной активности

Описаны опыт использования компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с требованиями ФГОС ДО, возможности и преимущества включения данных технологий как на занятиях узких специалистов для развития познавательных процессов, так и в организации воспитательно-образовательного процесса в целом. Описаны различные варианты применения компьютерных технологий. Статья будет интересна специалистам и воспитателям, которые работают с детьми с данной нозологией, студентам.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), коррекционно-развивающая работа, презентация, игра, мультимедийные, интерактивные, дидактические, компьютерные технологии.

Дошкольный возраст - это период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребенка не получает должного развития в данном возрасте, то потом не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с задержкой психического развития (ЗПР). Эта категория детей отличается нормальным слухом и зрением, отсутствием умственной отсталости, сложных дефектов речи и опорно-двигательного аппарата. Дети с ЗПР испытывают значительные трудности в познавательной деятельности из-за истощаемого, неустойчивого внимания; у них нарушены процессы зрительного и слухового восприятия: память находится на низком уровне (в особенности слуховая память), слабо развито воображение, так как представления об окружающем мире недостаточно сформированы. Также у таких детей наблюдаются трудности в мыслительных операциях без наглядности.

Очевидно, что традиционные занятия детям данной категории не всегда интересны и часто малоэффективны, что обусловливает необходимость поиска различных путей и методов, способствующих более качественному усвоению необходимых знаний, обозначенных программой обучения.

Чтобы процесс воспитания и обучения детей был более эффективным, в работе с детьми с ЗПР необходимо использовать:

- сюрпризные моменты, которые будут мотивировать детей и вызывать у них познавательный интерес;

- красочный реалистичный наглядный материал;

- подвижные физкультминутки;

- частую смену деятельности;

- пальчиковые игры с речевым и музыкальным сопровождением;

- разнообразные дидактические игры.

Данные виды деятельности для детей

будут более привлекательными, если их проводить с применением информационных компьютерных технологий.

Информационно-коммуникативные технологии, по мнению Е.В. Клокова, это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, сотовая связь, электронная почта, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)» [1].

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей и повышает эффективность коррекционной работы в целом. В дошкольном возрасте компьютерные технологии являются в большей степени средством развития познавательной активности у детей. Но даже в такой роли они оправдывают себя во всех отношениях.

Раздел III. Инновационные процессы в инклюзивном образовании и в работе с детьми С ЗПР

Л.Ф. Фатихова считает, что развитие познавательных способностей у детей с ЗПР через использование компьютерных технологий имеет ряд преимуществ:

- обеспечивает полисенсорное и интерактивное воздействие на детей;

- повышает уровень мотивационного компонента познавательной, речевой деятельности детей во время подгрупповых и индивидуальных занятий;

- позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне, продвигает детей в общем развитии, вносит радость в жизнь ребенка, ощущение успеха от выполненного задания;

- развивает произвольную регуляцию деятельности дошкольников (умение подчинять свою деятельность заданным правилам и требованиям, сдерживать эмоциональные порывы, планировать действия и предвидеть результаты своих поступков);

- дает возможность ребенку в некоторой степени самостоятельно оценивать правильность выполнения задания (на мониторе он видит результат своих действий) [3].

Необходимо также отметить, что ИКТ помогают педагогу организовать коррекци-онно-развивающую работу с детьми, сокращают время подготовки к занятиям и поиск качественного демонстрационного материала. Компьютерные технологии дают возможность оформить и структурировать наглядный материал, демонстрировать его в необходимом последовательном алгоритме. Это могут быть презентации по лексическим темам, познавательные видеоролики, которые можно использовать на занятиях по окружающему миру и развитию речи.

Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации в силу ряда оснований:

- сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка;

- оказывает воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение), что позволяет достичь гораздо большего эффекта;

- облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов (основы любой современной презентации).

Создание слайд-фильмов и презентаций не требует углубленных знаний компьютерных технологий. Фильмы и презентации мы создаем «под себя», учитывая особенности своих воспитанников. Просмотр созданных на компьютере слайд-фильмов сопровождаем музыкой, записями голосов птиц, зверей, закадровым текстом. Такая информация легче переводится в долговременную память. Детям нравятся занятия с использованием данной технологии, так как они позволяют сделать образовательный процесс более ярким, эмоциональным, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей.

В работе с детьми также используются дидактические игры. Дидактическая игра имеет большое значение в умственном воспитании детей и является одной из основных форм обучения, поскольку позволяет соединять познавательное и занимательное. Так как у современных детей вызывают интерес компьютерные технологии, то в настоящее время многие дидактические игры переведены в компьютерный вариант и являются интерактивными. Сейчас существует большое разнообразие готовых интерактивных дидактических игр, однако педагог также имеет возможность создавать свои авторские игры. Интерактивная дидактическая игра является мультимедийным продуктом и обеспечивает обратную связь с пользователем. Интерактивность обеспечивается за счет использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, триггеров, макросов, всплывающих рисунков и пояснительных записей, звукового или видеосопровождения и т. д.

Данные игры вызывают большой интерес у детей, а интерес является предпосылкой активной познавательной деятельности. Все это в свою очередь ведет к тому, что у детей с ЗПР полученные знания, умения и навыки закрепляются лучше. Использование игровых компьютерных технологий делает процесс обучения интересным, способствует преодолению трудностей в усвоении материала.

В условиях работы группы компенсирующей направленности на коррекционно-развивающих занятиях для развития вос-

приятия используются различные дидактические игры на узнавание, соотнесение предметов. Это могут быть зашумленные изображения: «Кто спрятался на картинке?», «Где чья тень?», «Найди отличия», «Найди недостающую часть». Для развития памяти и внимания используются игры «Чего не стало?», «Что изменилось?». Дидактические игры широко применяются для закрепления пройденного материала и формирования мыслительных операций, так как они способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат сравнивать, анализировать, классифицировать и обобщать предметы, устанавливать последовательность событий и закономерности.

В работе с детьми с ЗПР использование ИКТ имеет свои особенности. Педагог имеет возможность подбирать материал разной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка. С помощью простых действий во время занятия на компьютере можно изменить уровень трудности и характер задания, то есть педагог может индивидуализировать процесс обучения за счет наличия разноуровневых заданий, за счет погружения и усвоения материала в индивидуальном темпе, используя удобные способы восприятия информации.

ИКТ используются и при знакомстве с художественной литературой, и при формировании математических представлений

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

у дошкольников. Содержание математических игр подбирается в зависимости от программного материала.

При применении компьютерных технологий в работе с детьми необходимо помнить о требованиях СанПин, в которых указаны допустимое время работы для каждой возрастной группы детей и необходимые условия при использовании ИКТ [2]. Также необходимо включать в занятие после непосредственной работы с компьютером выполнение детьми зрительной гимнастики или физкультминутки.

Если ИКТ использовать на каждом занятии, интерес к ним у детей будет пропадать; их применение должно быть дозированным и только дополнять педагога, а не заменять его. Эффективность коррекционно-образовательного процесса будет выше, если ИКТ будут использоваться в сочетании с традиционными методами обучения и воспитания детей. Компьютерные технологии можно включать в любой вид детской деятельности, но педагогу необходимо найти ту грань, которая позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс по-настоящему развивающим и познавательным.

Таким образом, применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, дает возможность детям воспринимать информацию на качественно новом уровне и способствует индивидуализации процесса обучения детей с нарушениями развития.

1. Клоков Е.В., Денисов А.В. Технология проектного обучения // Школа. - 2006. - № 2. -С. 29-36.

2. СанПиН 2.4.1.3049-13 Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

3. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей // Логопед. - 2014. - № 2. - С. 20-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.