Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ PAINT, CORELDRAW ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ PAINT, CORELDRAW ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
112
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВООБРАЖЕНИЕ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ПРОГРАММЫ PAINT И CORELDRAW

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Аманжолов С.Е., Байкунакова Г.В.

В статье анализируется понятие «пространственное воображение», а также дается сравнительная характеристика использования компьютерных программ Paint, CorelDRAW для развития пространственного воображения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPUTER PROGRAMS PAINT, CORELDRAW FOR THE DEVELOPMENT OF SPATIAL IMAGINATION OF SCHOOLCHILDREN

The article analyzes the concept of «spatial imagination», and also gives a comparative characteristic of the use of computer programs Paint, CorelDRAW for the development of spatial imagination of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ PAINT, CORELDRAW ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ»

6. Ярушкин, А. И. Современные компьютерные технологии как помощь в решении математических задач / А. И. Ярушкин, А. А. Темербекова // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'18 : сборник научных трудов № 10 (18); под ред. А. А. Темербековой, Л. А. Альковой, Г. А. Байгонаковой. - Горно-Алтайск : БИЦ ГАГУ, 2018. - С. 251-255.

УДК 373.1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММ PAINT, CORELDRAW ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВООБРАЖЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

THE USE OF COMPUTER PROGRAMS PAINT, CORELDRAW FOR THE DEVELOPMENT OF SPATIAL IMAGINATION OF SCHOOLCHILDREN

Аманжолов С. Е, студент Байкунакова Г. В., аспирант Научный руководитель: Темербекова А. А., д-р пед наук, профессор Физико-математический и инженерно-технологический институт ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск gulfi.79@mail.ru

Аннотация. В статье анализируется понятие «пространственное воображение», а также дается сравнительная характеристика использования компьютерных программ Paint, CorelDRAW для развития пространственного воображения школьников.

Ключевые слова: пространственное воображение, компьютерные программы Paint и CorelDRAW.

Abstract. The article analyzes the concept of «spatial imagination», and also gives a comparative characteristic of the use of computer programs Paint, CorelDRAW for the development of spatial imagination of schoolchildren.

Key words: spatial imagination, computer programs, Paint and CorelDRAW.

В современном обществе информатизация является одним из главных аспектов развития системы образования. Компьютерные технологии в образовании направлены на повышение качества получаемых знаний, создание индивидуальной среды для обучения школьников, формирование дистанционного процесса обучения, а также на развитие всех познавательных процессов, в том числе и на развитие пространственного воображения. Компьютер расширяет возможности решения сложных творческих задач, он позволяет сделать такого типа задачи наглядно обозримыми, помогает формированию развитию пространственного воображения и развитию пространственного мышления.

По мнению А. В. Василенко пространственное воображение является структурным компонентом пространственного мышления. Пространственное воображение - умение мысленно моделировать и «представлять» различные конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях; оперирование пространственными представлениями [1]. Так, например, А. Н. Лемзякова считает, что формированием пространственного воображения является опора мышления, так как именно внутренние образы, их содержание служат базой для умственных действий, лежащих в основе многих процессов - от простого воспоминания до абстрактного рассуждения [2].

Развитие пространственноговоображения - это непрерывная, многофункциональная процедура. В этом аспекте «только комплексный подход к абсолютно всем его аспектам и систематическая деятельность имеют все шансы проявить поддержку в исполнении увеличения степени пространственного воображения» [3].

Следует отметить, что «пространственное воображение» обозначает довольно сложный процесс, в который включаются не только логические операции, но и опознание объектов, представленных реально или изображенных различными графическими средствами, создание на этой основе образов в мысли и оперирование ими.

Трудно представить область деятельности человека, в которой умение ориентироваться в пространстве отводилось бы последнее место. Свободное оперирование пространственными образами является необходимым условием современного социального мира не только конкретно одного обучающегося, принадлежащего какой-то определенной сфере деятельности. Достаточно хорошо развитое пространственное воображение с использованием компьютерной программы является основной характеристикой, объединяющей разные виды учебной деятельности.

Внедрение в учебный процесс компьютерных программ является эффективным средством для развития пространственного воображения школьников. Среди компьютерных программ для развития пространственного воображения школьников наибольшую популярность приобретают компьютерные программы Paint, CorelDRAW. Они встраиваются в процесс обучения, что помогает по-новому пред-

ставить содержание учебного птериала, а также пересмотреть сам процесс обучения и сделать его более гибким и эффективным. Рассмотрим их более подробно.

Программа Microsoft Paint - многофункциональный, но в то же время довольно простой в использовании растровый графический редактор компании Microsoft, входящий в состав всех операционных систем Windows, начиная с первых версий. Школьники, изучающие данную программу, получают возможность работать с цветом, графическими примитивами (выполнять схемы, чертежи), выполнять и редактировать рисунки. Графический редактор служит для создания, просмотра и редактирования графических изображений. Созданное изображение может быть распечатано на принтере или записано в виде файла для его дальнейшего использования.

Программа CorelDRAW - векторный редактор, используется в образовательном процессе для проведения интегрированных занятий, совмещающих в себе различные области знаний, что позволяет существенно экономить учебное время на изучение компьютерной графики в рамках школьной программы. На уроках технологии обучающиеся используют данную программу для создания эскизов и чертежей различных изделий [4], а на занятиях изобразительного искусства используют графическую программу CorelDRAW [5] на формирование интеллектуальных умений и практических знаний в области компьютерной графики, что позволяет улучшить качество и достичь высокой результативности учебных достижений обучаемых.

Сравнительная характеристика программ Paint и CorelDRAW представлена ниже в таблице.

Из сравнительной характеристики компьютерных программ Paint и CorelDRAW мы выявили их различие по редакторам растровой графики и векторной графики. Каждая компьютерная программа имеет свои достоинства и недостатки.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММ PAINT, CORELDRAW

Paint CorelDRAW

1. Редактор для растровой графики. 2. Программа простая, обучающий может освоить её быстро. 3. Вместо текстовой информации используется интерфейс с вкладками, где отображают интерактивные миниатюры изображений. Это делает навигацию простой и быстрой. 4. Работая с растровыми изображениями, можно корректировать мелкие детали, производить значительные изменения и усиливать различные эффекты. 5. Поскольку растровое изображение создано из упорядоченно расставленных точек, нельзя манипулировать его отдельно взятыми частями (то есть перемещать их), не нарушая целостности всего изображения. 6. Редактор изначально установлен, и скачивать его не надо. 1. Редактор для векторной графики. 2. Используется интеллектуальный интерфейс, работает с векторными изображениями и с различными эффектами, объектами и иллюстрациями (изготовление красивых плакатов, рекламы, календарей, визитных карточек и листовок). 3. Файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объем. Приложение займёт от 150 до 300 Мб памяти на жестком диске. Количество зависит от версии программы. 4. Программа имеет 125 кистей, 300 разнообразных фонов, огромный набор шрифтов и т.п. 5. Объекты векторной графики легко манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. 6. Наличие установки для разных операционных систем: Windows, MAC, OS/2, Unix и Lunix.

Достоинством компьютерной программы Paint является то, что программа более простая и стандартная с растровым графическим редактором. Растровые изображения очень хорошо передают реальные образы. Они замечательно подходят для фотографий, картин и в других случаях, когда требуется максимальная «естественность». Одной из главных проблем растровых файлов является -масштабирование. Уменьшение размера растрового изображения, как и увеличение, также искажает начальный вид, поскольку для уменьшения общего размера изображения часть его элементов удаляется, а при существенном увеличении изображения появляется зернистость, ступенчатость, картинка может превратиться в набор неряшливых квадратов (увеличенных пикселей).

Достоинством компьютерной программы CorelDRAW является функциональность и имеет векторный графический редактор. Объекты векторной графики легко манипулировать, что не оказывает практически никакого влияния на качество изображения. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества. Это возможно, так как масштабирование изображений производится с помощью простых математических операций (умножения параметров графических примитивов на коэффициент масштабирования). В тех областях графики,

где принципиальное значение имеет сохранение ясных и четких контуров, например в шрифтовых композициях, в создании фирменных знаков логотипов и пр., векторная графика незаменима. Основной минус векторной графики - то, что представлено в векторном формате почти всегда будет выглядеть, как рисунок. Векторная графика действительно ограничена в чисто живописных средствах и не предназначена для создания фотореалистических изображений.

На основании вышесказанного можно сделать вывод, что компьютерные программы Paint и CorelDRAW имеют равнозначные достоинства в учебном процессе, хотя они различаются по характеристике графики. Представленные компьютерные программы пии ются полезным информационным ресурсом для развития пространственного воображения в учебной и образовательной деятельности обучающихся.

Библиографический список:

1. Василенко, А. В. Психолого-педагогические условия развития пространственного мышления учащихся / А. В. Василенко // Наука и школа. - 2013. - № 4. - С. 69-72.

2. Лемзякова, А. Н. Развитие пространственного воображения у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО / А. Н. Лемзякова // Инновационное развитие науки и. сборник статей II Международной научно-практической конференции: в 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич..- Пенза : Издательство: МЦНС «Наука и Просвещение» образования, 2018. - С. 156-158.

3. Лавринович, А. В. Развитие пространственного воображения младших школьников во внеурочной деятельности / А. В. Лавринович, Л. Х. Аблямитова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. - Курск, 2017. - № 3-4 (12). - С. 15-17.

4. Прямоносова, Э. А. Использование программы Corel DRAW 13 на уроках технологии / Э. А. Прямоносова. - URL: http://festival.1september.ru/articles/559286. - Текст: электронный.

5. Сейдаметова, З. Н. Использование графической программы CorelDRAW на занятиях изобразительного искусства / З. Н. Сейдаметова // Проблемы современного педагогического образования. -Ялта, 2015. - № 48-2. - С. 177-186.

УДК: 02:004.04 (574:1-87)

БИБЛИОТЕКА И ИНФОРМАЦИЯ В ЭПОХУ «БОЛЬШИХ ДАННЫХ»: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И КАЗАХСТАНСКИЕ РЕАЛИИ LIBRARY AND INFORMATION IN THE EPOCH OF «BIG DATA»: FOREIGN EXPERIENCE AND KAZAKHSTAN REALITIES

Тастанкулов Е. С., PhD

руководитель Центра развития и коммуникаций Библиотеки аль-Фараби Казахского национального университета имени аль-Фараби, Республика Казахстан, г. Алматы Tastankulov.y@gmail.com

Аннотация. В данной статье мы рассмотрим опыт международной исследовательской группы BigData, которые продвигают идею соучастия академических библиотек в научно-исследовательской деятельности вуза. В частности, мы рассмотрим предлагаемые инициативной группой инструменты, методы и теории, которые вузовские библиотеки Казахстана и Центральной Азии могут перенять, кроме того такой опыт будет полезен и для РФ. Также предлагаем для обсуждения всё же выяснить роль библиотек в исследовательской деятельности вузов.

Ключевые слова: большие данные, проекты, научная коммуникация, библиотечно-информационная наука, исследовательские библиотеки, Цифровой Казахстан.

Abstract. In this article, we will look at the experience of the international research group Big Data, which promote the idea of participation of academic libraries in the research activities of the university. In particular, we will consider the tools, methods and theories proposed by the initiative group, which university libraries in Kazakhstan and Central Asia can adopt, besides such experience will be useful for the Russian Federation. We also suggest discussing the role of libraries in the research activities of universities.

Key words: big data, projects, scientific communication, library and information science, research libraries, Digital Kazakhstan.

Инициативы по оцифровке, цифровые исследования и социальная сеть создали ситуацию, в которой ученые в настоящее время получают доступ к огромным объемам данных в беспрецедентном масштабе, что приводит к новым исследовательским возможностям в области поиска, хранения и обработки информации. Программы, на подобии «Цифровой Казахстан» (2018-2022), касающиеся информации, цифровизации, больших данных, становятся двигателем не только экономической отрасли, но и науки, техники и образования. В настоящее время явно побуждают ученых участвовать в исследованиях, которые ведут к лучшему пониманию, использованию и применению больших данных. К примеру, в США 29 марта 2012 года администрация Обамы объявила об Инициативе по ис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.