УДК 37.015.324.2:004
Григорьева Ю.С., Токарева С.Н.
Использование компьютерных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста
Рассматриваются возможности использования компьютерных игр в социально-коммуникативном развитии детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: социально-коммуникативное развитие, патриотическое воспитание, компьютерная игра.
Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Современные дети дошкольного возраста существенно отличаются от тех дошкольников, которые жили 20-30 лет назад. Они более раскованны, инициативны и в то же время с большим трудом усваивают нормы социально-нравственного характера. Этому способствуют различные факторы, и задача образования состоит в том, чтобы использовать все возможности для воспитания их как носителей культурного наследия, которое способствует прогрессивному развитию социума. Для этого необходимо на высоком уровне выстроить работу по патриотическому воспитанию, которое является неотъемлемой частью социально-коммуникативного развития детей и включает в себя знания о семье, семейных ценностях, традициях, праздниках, родном крае, городе, природе родного края [2; 5; 6; 10].
Социально-коммуникативному развитию дошкольников способствуют различные педагогические средства и методы, в том числе и игра как ведущий вид детской деятельности. Игра дает детям возможность воспроизвести отношения, существующие во взрослом мире, и участвовать в воображаемой социальной жизни, непосредственно выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Согласно ФГОС ДО игра рассматривается как основная форма организации педагогического процесса. Универсальность развивающих возможностей игры позволяет считать ее эффективным средством разностороннего становления личности и решения воспитательных задач. В теории и прак-
тике дошкольного воспитания широко используется развивающий потенциал разных видов игр (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, конструктивных и др.). В соответствии с тематикой разрабатываемого нами инновационного проекта следует о ценить опыт применения компьютерных игр в социальном воспитании детей дошкольного возраста [1; 8].
Выраженной тенденцией развития современного общества являются его информатизация, сопровождаемая все более широким и интенсивным внедрением информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Именно универсальность компьютерных средств определяет их развивающий эффект в образовании. Компьютер может быть применён не только как практическое пособие, но и как средство расширения возможностей воспитательно-образовательного процесса [4].
Л.С. Выготский писал, что детская игра рождается из противоречия: ребенок хочет действовать как взрослый, но не может, так как еще мал. И тогда, вместо того чтобы скакать на лошади или управлять настоящим автомобилем, он садится верхом на палочку или даже просто гудит сам, как автомобиль или поезд, т.е. играет, замещает действительность в игре [7]. В случае с компьютером мечта ребенка легко сбывается благодаря специальным компьютерным игровым программам. Интерес детей к компьютеру огромен, и поэтому важно создать условия для его поддержания и расширения с целью развития и совершенствования познавательных способностей ребенка.
Введение компьютера в образовательный процесс дошкольного учреждения мо-
жет стать мощным фактором обогащения интеллектуального, эстетического, нравственного и физического развития ребенка, способно повысить общий уровень воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Компьютер является сложным объектом познания, что предъявляет более высокие требования к организации деятельности ребенка. Компьютерные игры не должны быть изолированы от педагогического процесса детского сада. Они могут предлагаться в сочетании с традиционными играми и обучением, не заменяя обычные игры и занятия, а дополняя их, входя в их структуру, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Это позволит уменьшить недостатки использования компьютерных игр в образовательном процессе.
Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду (при их наличии в ДОУ) - в условиях коллективного воспитания. Использование компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяет расширить возможности педагога.
Компьютерные игры развивают у детей внимание, умение сосредоточиться, воспитывают целеустремленность и желание победить, они имеют яркий соревновательный характер. Игра была важна для развития ребенка с незапамятных времен, ребенок реализует себя в игре, в ней все возможно. Как отмечал А.Н. Леонтьев, цель ребенка в игре не выиграть, а играть, его интересует не столько результат, сколько сам процесс игры [7]. Использование компьютерных игр -это путь к совершенствованию всего педагогического процесса, повышению образованности ребенка, развитию детской инициативы и любознательности, расширение возможностей создания элементов развивающей среды и реализации индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку, создания положительного эмоционального фона.
Наиболее распространенной педагогической классификацией компьютерных игр в дошкольном образовании является классификация Ю.М. Горвица, в которой игровые программы структурируются согласно «древу целей» и объединяются в три группы.
1. Программы обучающего характера (конвергентные, закрытого типа) направлены на обучение и закрепление в игровой занимательной форме знаний по математике, родному языку, дают начальные представления о природных и социальных явлениях и т.д.
2. Программы развивающего характера, стимулирующие творческие способности детей, умение самостоятельно ставить игровые задачи, находить средства и способы их реализации (дивергентные, открытого типа). Эти программы развивают фантазию, мышление, память, дают возможность познавательного экспериментирования, свободного творчества, способствуют развитию самостоятельной и осознанной творческой деятельности. К ним относится серия программ «Классификаторы», которая способствует развитию у детей принципов сериа-ции, ассоциации, классификации и систематизации объектов по одному и нескольким признакам.
3. Программы диагностического характера, направленные на изучение уровня развития детей по разным направлениям воспитания [3].
Привлекательность интерактивных игр, способствующая повышению интереса к обучению и возможности регулировать поставленные задачи по степени трудности, поощрении правильных решений, усиливает мотивацию ребенка. Компьютерные игры помогают корректировать негативные эмоции ребёнка в отношении к собственным неудачам, которые связаны с непониманием, пробелами в знаниях. Играя на компьютере, ребенок получает возможность довести решение поставленной задачи до конца, опираясь на помощь взрослых. Компьютерные игры способствуют формированию рефлексии деятельности ребенка, что позволяет наглядно представить результат своих действий, вызывают интерес к новому ма-
териалу, повышают внимание, позволяют контролировать, систематизировать и закрепляют ранее известный материал, стимулируют общение и развитие речи детей.
Дети, играющие в развивающие компьютерные игры, обычно опережают своих сверстников в психическом развитии, легче усваивают учебный материал, уверены в своих знаниях. Работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелкой моторики пальцев рук и зрительно-моторной координации; ребенок учится соотносить движения своих рук с результатами, которые он наблюдает на экране [11].
Углубленно работая по проблеме патриотического воспитания детей дошкольного возраста, педагоги нашего дошкольного образовательного учреждения разработали комплект компьютерных игр по знакомству детей с родным городом и краем, в который вошли квест (игра-путешествие), интерактивный плакат, кроссворд, игры типа «Угадай словечко», «Своя игра», «Найди пару», «Гусеничка» и др. Представленные в перечне игры позволяют решать комплекс задач личностного развития, знакомить детей с историей и культурой г. Добрянка. Целый раздел посвящен основному градообразующему предприятию города - Пермской ГРЭС: дети узнают историю освоения электричества, о профессиях, которые существуют на производствах нашего города, систематизируют знания о инструментах, орудиях труда, транспорте, природных объектах.
Все игры созданы при помощи программы PowerPoint (это простой, доступный и бесплатный графический редактор). С помощью этой программы мы смогли создать большой пакет игр по различным направлениям личностного развития. Характеристики программы позволяют нам прикрепить к любому объекту необходимую информацию (ролик, фрагмент мультфильма, музыку
и т.д.). Программа является абсолютно мобильной, что позволяет не зависеть от сети Интернет и использовать ее в любых не оснащенных Интернетом аудиториях.
Создание интерактивных игр по знакомству детей с родным городом требует выполнения алгоритмизированных действий. Выбрать тему, соотнести содержание с возрастными возможностями детей, определить содержание, продумать составные части, прорисовать оформление каждой части, оформить макет, приготовить фон, произвести текстовое наполнение.
При создании компьютерной игры необходимо ориентироваться на ее специфическую структуру:
- название (титульный слайд) - автор, возраст детей, тема;
- основные разделы игры;
- навигация (использование управляющих стрелок, кнопок, клавишей), правила игры;
- основное содержание.
Большое значение при использовании в образовательном процессе имеет оформление текстового наполнения компьютерных игр: текст должен быть кратким, 5-6 строк на слайде (для чтения ребенком), шрифт
без «засечек» (Arial.....), размер шрифта не
менее 18 пт, слова короткие, задания четкие, корректные, в заголовках точки не ставятся.
При использовании наглядного материала в компьютерных играх для детей дошкольного возраста необходимо ориентироваться на следующие принципы: единство стиля, понятность, краткость, чувство меры, своевременность, картинки яркие, учитывать разные виды проекторов.
При создании интерактивных игр, а особенно при использовании каких-либо объектов из Интернета необходимо соблюдать требования нормативных документов (таблица).
Название документа Возможности корректного использования игр
Закон о персональных данных от 27.07.2006 № 152-ФЗ Получение согласия родителей
Нормативно-правовая база при использовании компьютерных технологий
Название документа Возможности корректного использования игр
СанПиН Соблюдение требований к проведению занятий, мебели, времени проведения занятия, помещению
Закон о защите авторских прав (ст. 1259 ГК РФ, ст 44 Конституции РФ): игра охраняется так же, как и литературные произведения (см. ст. 1256, 1261 ГК РФ) Корректное использование лицензионных программ, интернет-ресурсов и авторских методических разработок
Федеральный закон № 139-Ф3 от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"» Установка фильтра для контента, если у детей есть доступ к Интернету в образовательной организации
Однако даже при соблюдении всех требований нормативных документов в образовательном процессе и при трансляции результатов внедрения методических новшеств могут возникнуть непредвиденные ситуации (отключили электроэнергию, сломался «жесткий» диск, не открываются флеш-носители, недостаточно места на носителях, не воспроизводится информация на занятии, собраниях) , способные привести к потере разработанного продукта. Во избе-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
жание подобных случаев необходимо придерживаться следующих правил: сохранять материал, копировать на другие носители, сохранить на е-таН, в социальных сетях, репетировать перед мероприятием, проверять аппаратуру.
Таким образом, создание и использование в образовательном процессе компьютерных игр способствует социально-коммуникативному развитию дошкольника, а также значительно повышает компетентность педагога в этой области.
1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. - Магнитогорск, 2015.
2. Вербицкая Т.А. Влияние системы интернета на психо-семантическое пространство пользователя: дис.... канд. психол. наук. - М., 2002. - 116 с.
3. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании // Обруч. - 1998. - № 10. - С. 12-15.
4. Кудакова Н.С. Формирование ИКТ-компетентности в условиях реализации ФГОС // Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения: сб. матер. всерос. науч.-практ. конф. - Б.м., 2015. - С. 443-447.
5. Кукушкина Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2013. - 128 с.
6. Меджидова Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. - 2016. - №6. - С. 799-803.
7. Новиков А.М. Методология игровой деятельности. - М., 2006. - 48 с.
8. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.; СПб; Питер. - 2003.
9. Привалова С.Е. Формирование коммуникативной компетентности в период дошкольного детства // Педагогическое образование в России. - 2015. - №7. - С. 213-217.
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.rg.ru/ 2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 13.02.2016).
11. Теория и методика развития речи у детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева, В.Н. Макарова, Е.А. Ставцева. - М.: Академия, 2009. С. 31-32.
12. Чернецкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практич. руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. - Ро-стов-н/Д.: Феникс, 2005.