Научная статья на тему 'Использование компьютерной технологии в обучение начертательной геометрии'

Использование компьютерной технологии в обучение начертательной геометрии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инженерная графика / компьютерные программы / развертка / изображение / чертеж / вид / занятия / пространственное и творческое мышление / пространственное воображение. / engineering graphics / computer programs / scanning / image / drafting / sight / lessons / spatial and creative thinking / spatial awareness.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамракулов Абдурахмат Каримович

В данной статье рассматриваются возможности использования компьютерных программ в преподавании графических дисциплин. Утверждается, что интерес студентов к науке инженерной графики возрос благодаря использованию компьютерных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using computer technology in teaching descriptive geometry

In the article possibilities of using computer programs in teaching graphic disciplines are considered. It is claimed that students' interest in the science of engineering graphics has increased due to the use of computer programs.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерной технологии в обучение начертательной геометрии»

и несущая способность оболочек".Universum: технические науки. - 2022. - №. 2-1 (95). -С. 34-37.

6. Махмудов М.Ш. "Элементы гиперсетей и их в заимопринад- лежность" Polish Science Journal.-Warsaw. - 2020. - №. 9. - С. 30.

7. Ядгаров У.Т. "Геометрическое моделирование трехмерного пространство и тела" vol-2. ISSUE 4. April 2022. Pp. 252. http://doi.org/10.5281/zenodo.6500596

8. Yadgarov U.T. "Geometric modeling of three-dimensional space and body". Eurasian journal of physics, chemistry and mathematic. www.geniusiournals.org pp.85.

9. Akhmedov Y. X., Yadgarov U.T., Makhmudov M.SH. "Il-International scientific and practical conference "Problems and prospects of innovative machinery and technologies in the agri-food chain". April-22-23. Tashkent-2022.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИЕ НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ

Хамракулов Абдурахмат Каримович канд. пед. наук, доц., НамИСИ, E-mail: hamkarab@inbox.uz

Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности использования компьютерных программ в преподавании графических дисциплин. Утверждается, что интерес студентов к науке инженерной графики возрос благодаря использованию компьютерных программ.

Abstract. In the article possibilities of using computer programs in teaching graphic disciplines are considered. It is claimed that students' interest in the science of engineering graphics has increased due to the use of computer programs.

Ключевые слова: инженерная графика, компьютерные программы, развертка, изображение, чертеж, вид, занятия, пространственное и творческое мышление, пространственное воображение.

Keywords: engineering graphics; computer programs; scanning; image; drafting; sight; lessons; spatial and creative thinking; spatial awareness.

Целью использования компьютерной графики на уроках студентов инженерных специальностей является формирование у студентов пространственного воображения, развитие пространственного и творческого мышления, повышение тем самым их графической грамотности, эффективное использование компьютерной графики в курсовых и дипломных проектах. В вводной части курса инженерной графики желательно добавить общую информацию о компьютерной графике, форматах, основных обозначениях, типах линий, темах масштаба, готовых стандартных базовых обозначениях в компьютерной графике, темах форматов. Способность учителя вести занятия на компьютере (Microsoft Power Point, Microsoft Word, AutoCAD) повышает интерес учащихся к дисциплине и компьютерной графике [2]. Будет необходимо разработать оптимальные планы использования компьютерной графики на уроках. Компьютерная графика может создавать изображения двух типов: статические (в Microsoft Power Point, Microsoft Word и т. д.) и динамические (AutoCAD, 3D MAX, Corel Draw). Демонстрируя проблемы рисования в Microsoft Power Point, Microsoft Word, преподаватель развивает у учащихся навыки репродуктивного (пространственного воображения) мышления. То есть учащиеся могут решать свои проблемы на основе готовых образцов задач. Демонстрация пространственного решения проблем в программах AutoCAD, 3D MAX, Corel Draw позволяет учащимся быстрее развивать навыки частичнокреативного (пространственного мышления) и креативного мышления. Использование компьютерной графики в обучении

САНОАТ ЧИЗМАЧИЛИГИ

инженерной графике рекомендуется в следующих случаях:

• в показе пространственных решений проблем;

• при развертке поверхностей;

• при создании пространственных кривых;

• при определении линий пересечения поверхностей;

• в построении аксонометрических проекций;

• при сечение и разрезах;

• при построении третьей проекции и технического чертежа на основе заданных двух проекций детали;

• при создании эскиза детали и ее технического чертежа;

• при работе со сборочными чертежами, их чтении и деталировке. Использование учителем компьютерной графики во время перехода к этим темам обеспечивает эффективность урока. Во время лекции преподаватель может использовать заранее подготовленные электронные лекционные тексты, методические рекомендации. Во время краткого объяснения темы и после того, как студентам дают фронтальные или индивидуальные задания, некоторые из них выполняются учителем в графических программах (AutoCAD, 3D MAX, Corel Draw), которые развивают у студентов навыки пространственного мышления и интерес к науке. При нахождении истинных размеров плоскости внедрение трехмерной системы AutoCAD, то есть ввод координат точек A, B, C плоскости ABC, и демонстрация ее пространственного решения студентам расширяет пространственное воображение учащихся и учит независимому творческому мышлению [1]. Студенты в основном видят решение данной проблемы в трехмерной графической программе и следуют правилам начертательной геометрии на бумаге.

»ев.. - е

Home Solid

Я в

Box Extrude

Start Drawingl

PROPERTIES

No selection ' "if Щ fa

General

Color U ByLayer

Layer 0

Linetype -ByLay...

Linetype... 1

Lineweig.. , -ByLay,,,

Transpar,.. ByLayer

Thickness 0

3D Visualization T

Material ByLayer

Plot style

Plot style ByColor

Plot styl,,. None

Plot tabl... Model

Plot tabl,,, Not available

View T

Center X 162,3357

Center Y 11.9974

Center Z 0

Height 138,8371

Width -1273,0352

Mise T

Annotati... 1:1

' • <$» - ф 3D Modeling

Parametric Insert

-:> Л- Г - >|i É

,•> .--' 0-i О П о - / i

* X Drawing-!* X + [—][SW l5orcietrie][2D Wireframe]

Surfai :e Mesh Visualize

# 1=1

Smooth L" S ífr

Object m ö & If -

Mesh „ Solid Editing »

Annotate V

i Ф 01 %

С D- Г i Б] Ш. SS

Modify *

f - if

íw Manage

■ ° -- H 1 ' Drawingl.dwg « Q. i Sign Ii

Output Add-ins Collaborate Express Tools Featured Apps n -

tl K t5 tilRüWireframe ^ [^j =1 ¿h

H' tt Kt^K ^SW Isometric - ÜBl

^ ^ ^ ^ v Culling No Filter Move

tS* ® Front "*" M* " Gizmo'

Coordinates a View Selection

ш д.

m, ®H [of fa

Groups View

EH' Type a command

Model Layoufl

a о hi

Layout2 Й1

MODEL #

«i

■ - *|A> A 1

^ 1°C Sunny

Ф 3D Modeling- -j-

^ 5 ® Ф)) ENG

10:52 01.122022

Рис.1. Выполнения вид детали спереди

Для примера рассмотрим, как AutoCAD выполняет аксонометрическую проекцию

детали и ее три вида с разрезами:

Для этого выберите «2D Wireframe» в «Visual Styles» и «View Front» в «Restore Unswed» и выполнять вид детали спереди (рис. 1).

Теперь можно дать объём готового фигуры. При помощи команда «Press», выбирается форма и прямоугольник внутри нее, задается ее ширина и создается объемная деталь (Рис.2).

Рис.2. Создание объемная деталь

После того, как модель детали полностью построена, необходимо изобразить ее аксонометрическую проекцию и три проекции с разрезами. Для этого из «Модели» в « Layoutl" (лист). Из "Vid" и из "Baza" выбирается команда "From model Space" и расставляются виды детали по порядку.

вы: впав-

Ги| i Iii Е2 Rectangular

I "I !Sh up] г л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Layout Viewports Drawin g 1 *

Color ff ByLayer Layer 0

Linetype -ByLay...

Linetype... 1

Lineweig,,,-ByLay,,,

Transpar.., ByLayer "Thickness 0 3D Visualization "

Material ByLayer

Layout n... Layoutl Page set.., <None> DPI to ra... 300 Plot style '

Plot style ByColor Plotslyl... None Plottabl,,, Layoutl Plot tabl... Not available

CenterX 95.5517 Center Y 124.1161

- ^ - 0 3D Modeling - O - « • * ft if ■ 0 "LU' Drawingl.dwg

dualize Parametric Insert Annotate View Manage Output Add-ins Collaborate Express Tools Fea

• o. ¿SignIn ;d Apps Layout

■И -F* b-

Symbol Auto Update i

Sketch Update View *

Update

right-click to display s

Рис.3. Аксонометрическую проекцию детали и ее три вида с разрезами.

После того, как виды размещены, на них можно сделать разрезы. Достаточно

задать секущую плоскость для ее отсечения (рис.3).

Например, при определении линии пересечения поверхностей условие задачи сначала считывается и рисуется на доске или используется готовая электронная методическая инструкция. Будет запущена программа AutoCAD, чтобы показать студентам пространственное решение. В разделе «Вид» меню «Вид» выберите пункт «Вид 4 точки», и экран будет разделен на четыре раздела. Каждый экран имеет имя, то есть фронтальная, горизонтальная, плоскость проекции профиля и аксонометрическая плоскость проекции. Построены две пересекающиеся поверхности. Построение этих поверхностей генерируется одновременно на всех экранах. Сначала отображается трехмерное (реалистичное) пересечение поверхностей, за которым следует двумерное (2D каркасное) изображение их. На трехмерном (реалистическом) изображении учащиеся видят пространственное изображение пересечения поверхностей, и формируются их пространственные представления. На чертежной бумаге их способность отражать чертежи создает двумерное (2D каркасное) изображение. На двухмерном изображении линия пересечения поверхностей не видна (перед учениками возникает проблема), в результате чего ученики вынуждены мыслить в пространстве. В двумерном (2D каркасном) изображении команда «унификация» используется для создания пересечения поверхностей. Выбрана команда «Объединить», выбраны две пересекающиеся поверхности и нажата кнопка «Ввод», чтобы создать линию пересечения поверхностей. На практических занятиях учащиеся могут продемонстрировать пространственное решение, выполнив некоторые задачи, поставленные перед ними в программе AutoCAD. Тот факт, что некоторые задания выполняются учителем, повышает интерес учащихся к работе над компьютерной графикой. Также по теме аксонометрии студенты учатся выполнять аксонометрию, выполняя задание с помощью программы, а затем делая это вручную. Рекомендуется использовать компьютерную графику в качестве учебного пособия и предмета на уроках инженерной графики. В AutoCAD экран разделен на четыре части с помощью элемента «точечный вид» в меню «Вид», и плоскость проекции имеет соответствующее название. Например, один вид простой модели (вид, который легко вырастить) рисуется и увеличивается с помощью команды выдавливания. Отверстия сделаны там, где это необходимо. В этом случае плоская форма будет иметь объем.

Формирование объемных деталей в результате роста плоских форм, заданных учащимися, повышает у студентов навыки самостоятельного пространственного мышления и интерес к самостоятельной работе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хамракулов Абдурахмат Каримович. ВНЕДРЕНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИЕ ГРАФИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ// U55 Universum: психология и образование: научный журнал. - № 6(72). М., Изд. «МЦНО», 2020. - 24 с. -Электрон. версия печ. публ. - http://7universum .com/ru/psy/archive/category/6-73

2. Хамракулов А. К., Жамалов Б. И. Организация эффективного использования традиционных и компьютерных технологий в обучении начертательной геометрии //Universum: психология и образование. - 2020. - №. 12 (78). - С. 4-8.

3. Хамракулов Абдурахмат. Роль информационно-коммуникационных технологий в самостоятельном обучении // Педагогическое мастерство Научно-теоретический и методический журнал № 2, 2020, стр 58-61

4. Хамракулов А.К., Тубаев Г.М. Возможности использования компьютерных технологий в обучении начертательной геометрии // Наука. Мысль. - 2016. - №4; URL: wwenews.esrae.ru/31 -293

5. Хамракулов А.К. Роль информационно-коммуникационных технологий в обучении

начертательной геометрии и инженерной графики // Наука. Мысль. - 2016.- №9; URL: wwenews.esrae.ru/46-564

6. Хамракулов А. К., Тубаев Г. М. Непрерывное образование и графические дисциплины //Science Time. - 2015. - №. 5 (17). - С. 493-496.

7. Zakriyo Buzrukov, Abdurakhmat Khamrakulov. Joint work of a flat frame and pile foundations under dynamic impacts // Международная научная конференция "Строительство, гидротехника, водные ресурсы". "Construction Mechanics, Hydraulics and Water Resources Engineering" (C0NMECHYDR0-2020). Ташкент, ТИИИМСХ, 23-25 апреля 2020 года

8. Турсунов Ш. Ш., Хамракулов А. К. ГРАФИКА САНЪАТИ ТАВСИФИ, БАДИИЙ ИФОДА ТИЛИНИНГ УЗИГА ХОС ХУСУСИЯТЛАРИ ВА МУАММОЛАРИ //Научное знание современности. - 2019. - №. 6. - С. 6-10.

9. Abdurakhmat Khamrakulov. Organization of effective use of the AutoCAD feature in teaching descriptive geometry. Journal of Pharmaceutical Negative Results. Volume 13. Special Issue 6. 2022

10. Andrey Schipachev, Vadim Fetisov, Ayrat Nazyrov, Lee Donghee and Abdurakhmat Khamrakulov Study of the Pipeline in Emergency Operation and Assessing the Magnitude of the Gas Leak. Energies 2022, 15, 5294. https://doi.org/10.3390/en15145294

11. Хамракулов А. К., Тубаев Г. М. Непрерывное образование и графические дисциплины //Science Time. - 2015. - №. 5 (l7). - С. 493-496.

BO'LAJAK ME'MORNING SHAKLLANISHIDA QALAMTASVIRNING QIYMATI VA

AHAMIYATI

Maxkamov G'ulomjon Usmonjonovich

NamMQI, PhD

Tursunov Shavkat Sharibjonovich, NamMQI, o'qituvchi

Annotatsiya.Maqolada bugungi kunda oliy ta'limda arxitektura yo'nalishlarini o'qitishdagi dolzarb muammolar o'ganilgan va uni bartaraf etishga oid masalalar keltirilgan.

Kalit sozlar.Qalamtasvir, rangtasvir, haykaltaroshlik, rangshunoslik, grafika, kompozitsiya.

"Ilm va san'at sohasida yuksalishni istagan yoshlar, avvalo, rasm chizishni o'rganishi kerak"

Leonardo da Vinchi, "Rangtasvir haqidagi risola"

Kirish. Qalamtasvir me'morning shoshilinch tilidir. Bo'lajak mutaxassis bo'shliqda o'zining me'moriy g'oyalari tasvirlarini tez va erkin yaratishi kerak. Ta'lim faoliyatida shaxsning ushbu komponentini shakllantirishda arxitekturaviy qalamtasvir va uning muhiti alohida o'rin tutadi.

Mikelanjelo shunday deb yozgan edi: "Qalamtasvir... rangtasvir, haykaltaroshlik va arxitekturaning eng yuqori nuqtasidir; Qalamtasvir barcha rangtasvirning manbai va ruhi, barcha fanlarning ildizidir".

Tadqiqot usullari: Qalamtasvir ko'zda o'lchovni, konstruktiv qarash va tafakkurni rivojlantiradi, chiziqning nafisligini, shtrixlarning tartibliligini, perspektiva va kompozitsiyaning g'oyasini, qog'oz maydonini kengaytiradi va to'ldiradi, predmetlarning konstruktsiyasi, o'zaro munosabatlari, aloqasini ochib beradi.

Qalamtasvir musiqa kabi uzoq vaqt va sinchkovlik bilan o'rganilishi kerak: qo'lning

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.