Научная статья на тему 'Использование компьютерной графики для формирования и развития пространственных представлений'

Использование компьютерной графики для формирования и развития пространственных представлений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование компьютерной графики для формирования и развития пространственных представлений»

Школьная математика не может сама по себе автоматически влиять на развитие логического мышления учащихся. Такое влияние может быть достигнуто с применением соответствующей методики обучения. Научившись правильно строить доказательство, учащиеся проверяют все гипотезы, выдвинутые в ходе доказательств;!. Строгая правильность построения доказательства становигся его привычкой. А это приводит к воспитанию общего стиля мышления, повышению логической культуры и использованию полученных знаний в других сферах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

I. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Каданцсв С.П. и ор. Геометрия Учебник для 7-9 кл сред, шк М.: Просвещение. 1990

2 Баскин ИМ. Методика геометрии М.. 1947

3 ВоловичМ.Б. Наука обучать. М.: LINRA-PRESS, 1995

4 Гальперин П.Я. Методы обучения н умственное развитие ребенка М : Изд-воМоск ун-та, 1985

5 Гетманова А.Д. Логика М Новая шк., 1995

6 Далингер В.А. Обучение учащихся доказательству теорем Омск ОГПИ-МГПИ. 1990.

7 Погорелое A.B. Геометрия: Учеб для 7-11 кл ср. шк М.: Просвещение. 1991.

8. Формирование приемов математического мышления / Под ред.

Н.Ф Талызиной М.. 1995

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

© З.М. Фролова

История развития геометрии со всей очевидностью свидетельствует о том, что ее общие методы - -это не только последовательное абстрагирование, не только строгая аксиоматическая дедукция, но и конструктивные методы, индукция, воображение, подкрепляемое интуицией. Такая органическая взаимосвязь общего с частным, дедукции с конструктивным ПОДХОДОМ, ЛОГИКИ с представлениями, воображением и интуицией составляют сущность геометрии. Поэтому столь важную роль в ней играют пространственные представления.

В структуре умственной деятельности в области геометрии можно выделить несколько компонентов: интуитивный, пространственный, метрический, логический, конструктивный, символический.

Как ранее, так и теперь обучение геометрии не ведет к росту всех показателей структуры умственной деятельности в области геометрии. Не может не вызывать тревогу существенное ухудшение результатов по многим характеристикам пространственного компонента умственной деятельности учащихся в области геометрии. Недостаточно развитыми оказались трехмерные евклидовы представления школьников, снизилась подвижность, обобщенность, устойчивость представлений. ухудшилась ориентация в пространстве, скорость схватывания образов, пространственное воображение. Учащиеся хуже стали анализировать и синтезировать пространственные образы.

Важная роль в повышении эффективности методики формирования и развития пространственных представлений отводится применению наглядности. Наглядность модели понимается в том смысле, который придал этому понятию В.Г. Болтянский, а именно как адекватное отображение моделью существенных черт явления и простоту восприятия.

Среди компьютерных программ по математике можно выделить программы-конструкторы по построению геометрических чертежей, которые исполь-

зуются для развития пространственного воображения и правильного формирования понятия.

Использоватше компьютерной графики для создания и компоновки графической наглядности в свою очередь должно отвечать ряду принципов

I) графическая наглядность должна содержать лишь существенно необходимую информацию для точного понимания ее школьником; 2) графическую наглядность не следует слишком детализировать; в пределах всего комплекса изображения все символы, обозначающие одни и те же объекты, должны быть унифицированы; 3) в графической наглядности должны быть сделаны акценты на основных смысловых элементах путем выделения цветом, размерами, формой; 4) слишком сложная графическая наглядность должна расчленяться на простые изображения; 5) каждая автономная, существенно важная часть графической наглядности должна иметь четкую и запоминающуюся структуру; 6) последовательность изображения графической наглядности должна соответствовать последовательности изложения геометрической информации и пак далее.

Разработка студентами программ по использованию компьютерной графики в изучении геометрии значительно повышает и модернизирует уровень их методической подготовки. Хорошую оценку получили работы в этом направлении студентов Е. Чащиной «Изучение особенностей чертежей пространственных фигур» и А. Хитрова «Использование компьютерной графики при изучении темы «Тела вращения»

ЛИТЕРАТУРА

1. Болтянский В.Г. Оборудование кабинета математики. М.. 198$

2. Грудвнов ЯМ. Изучение определений, аксиом, теорем М Просвещение. 1984

3. Колдашсв А.М. Как обучать математике. Тамбов. 1989

4 Роберт И. Новые информационные технологии в обучении дидактические проблемы, перспективы использования // ИНФО. 1991 №4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.