ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ Бурхонова Г.М. Email: [email protected]
Бурхонова Гузаль Мухаммадиевна - преподаватель, кафедра языков,
Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статьен рассматривается важность использования компьютера при реализации личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение русского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Часто на уроках русского языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, урок русский язык, мультимедийные средства, обучения.
USING COMPUTERS ON RUSSIAN LANGUAGE LESSONS WHEN REALIZING A PERSONALISTIC-ORIENTED APPROACH IN TEACHING Burkhonova G.M.
Burkhonova Guzal Mukhammadiyevna - Lecturer, DEPARTMENT OF LANGUAGES, TASHKENT STATE AGRARIAN UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: this article discusses the importance of using a computer when implementing a student-centered approach in Russian language lessons. The use of multimedia tools helps to realize a student-centered approach to learning, provides for individualization and differentiation, taking into account the characteristics of children, their level of learning, and inclinations. Studying the Russian language using computer programs is of great interest among students. Often in the Russian language lessons, the process of engaging students in oral speech on various topics can be uninteresting.
Keywords: student-centered approach, Russian language lesson, multimedia tools, learning.
УДК 81-139
В наше время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы получила распространение модель развивающего образования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос в новую ситуацию.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку - атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения информационных технологий во все его сферы. Использование информационных технологий дает толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. В результате преобразований, происходящих в нашей республике, процесс обучения русскому языку сегодня может развиваться с учетом потребностей людей и приобрести более ощутимую практическую и коммуникативную направленность. Подготовка человека к общению на изучаемом языке сегодня приравнивается к подготовке к межкультурному диалогу. Соответственно, практика обучения русскому языку должна оперативно реагировать на это обстоятельство и выработать пути оптимального решения возникающих проблем.
На данном этапе в современном обществе все более возрастает роль иностранных языков. Знание иностранного языка дает молодежи возможность приобщиться к мировой культуре, использовать в своей деятельности потенциал обширных ресурсов глобальной сети Интернет, а также работать с информационными и коммуникационными технологиями и мультимедийными средствами обучения [2].
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий. Это не только современные технические средства, но и новые формы преподавания, новый подход к процессу обучения. Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности, склонностей. Изучение русского языка с помощью компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Часто на уроках русского языка процесс вовлечения учащихся в устную речь по различным темам бывает неинтересным. При работе с использованием компьютеров это исключено, так как необходимые на уроках наглядность и ситуации на мониторах вполне реальны - «изображения» движутся, разговаривают по-русски, задают вопросы и т.д. Некоторые учителя могут спросить: а не превратится ли урок при этом из творческой работы в нечто развлекательное? Нет, так как, чтобы получить при работе с компьютером хорошую оценку, ученику приходится творчески работать. Он делает все с радостью, а учителю приходится приобретать необходимые электронные учебники и делать подборку по ним нужных ситуаций, а также распечатку дополнительных вопросов и текстов и перенос их на все компьютеры, чтобы в определенный момент на уроке учащиеся могли сесть за определенные компьютеры, найти и открыть нужную папку в «Моих документах», выполнить, например, тест по аудированию или чтению. Это большой труд, но себя оправдывает. "Радость познания - вот что дает использование компьютеров на уроках. А это, в свою очередь, вместе с развитием мышления ведет к развитию инициативной речи" [1].
Работа с компьютером не только способствует повышению интереса к учебе, но и дает возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений. Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе - неуспех, обусловленный непониманием материала или проблема в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Сейчас имеется большое разнообразие современных мультимедийных учебников, где можно найти достаточно упражнений для учащихся всех возрастов и разных знаний.
Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь.
Применение компьютерных презентаций на уроках позволяет ввести новый лексический, страноведческий материал в наиболее увлекательной форме, реализуется принцип наглядности, что способствует прочному усвоению
информации. Самостоятельная творческая работа учащихся по созданию компьютерных презентаций как нельзя лучше расширяет запас активной лексики.
Таким образом, правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного и коммуникативного интереса, что свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком, как на уроке, так и во внеурочное время.
Список литературы /References
1. Сейтхалилов Э.А., Тожиев М. «Педагогические технологии: опыт практического применения и системно-содержательного анализа» Тафаккур Бустони. Ташкент, 2012. С. 232-233.
2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов/ И.П. Подласый. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. С. 182.