Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В АВИАСТРОЕНИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В АВИАСТРОЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
16
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
композиционные материалы / воздушное судно / авиация / авиаперевозки / сплавы / composite materials / aircraft / aviation / air transportation / alloys

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — И.А. Наумов, В.В. Иванов, С.В. Прокопьев

В настоящее время нельзя представить современный мир без использования летательных аппаратов для перевозки пассажиров или грузов. Авиация решает огромный спектр поставленных задач. Один из способов увеличить прочность конструкции и уменьшить вес является использование композиционных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — И.А. Наумов, В.В. Иванов, С.В. Прокопьев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF COMPOSITE MATERIALS IN THE AIRCRAFT INDUSTRY

Currently, it is impossible to imagine the modern world without the use of aircraft for the transportation of passengers or cargo. Aviation solves a huge range of tasks. One way to increase structural strength and reduce weight is to use composite materials.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В АВИАСТРОЕНИИ»

УДК 629.7.021

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ В АВИАСТРОЕНИИ

И.А. Наумов*, ВВ. Иванов Научный руководитель - С.В. Прокопьев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: void2020@yandex.ru

В настоящее время нельзя представить современный мир без использования летательных аппаратов для перевозки пассажиров или грузов. Авиация решает огромный спектр поставленных задач. Один из способов увеличить прочность конструкции и уменьшить вес является использование композиционных материалов.

Ключевые слова: композиционные материалы, воздушное судно, авиация, авиаперевозки, сплавы.

THE USE OF COMPOSITE MATERIALS IN THE AIRCRAFT INDUSTRY

Y.A. Naumov, V.V. Ivanov Scientific supervisor - S.V. Prokopyev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: void2020@yandex.ru

Currently, it is impossible to imagine the modern world without the use of aircraft for the transportation of passengers or cargo. Aviation solves a huge range of tasks. One way to increase structural strength and reduce weight is to use composite materials.

Keywords: composite materials, aircraft, aviation, air transportation, alloys.

Для развития авиации постоянно требуются все новые технологические решения. Одно из них - снижение массы летательного аппарата и увеличение прочности с целью повышения экономической эффективности грузо- и пассажироперевозок. Повышение экономической эффективности перевозок является одной из приоритетной задач в мире современной гражданской авиации. Использование в авиастроении композиционных материалов является одним из перспективных направлений для решения вопроса по повышению экономической составляющей авиации. Значение веса летательного аппарата напрямую влияет на расход топлива, что в свою очередь влияет на дальность полета, количество перевозимого багажа/груза и пассажиров.

По исследованиям Boeing композиционные материалы весят примерно на 20 % меньше, чем металлические конструкции. Кроме того, использование композиционных материалов значительно снижают требования технического обслуживания по сравнению с алюминиевыми конструкциями. Airbas 380 на 20-22% состоит из композитных материалов по весу, а также широко использует GLARE (алюминиевый сплав, армированный стекловолокном), который используется в переднем обтекателе, верхних корпусах фюзеляжа, верхней части и боковых панелях, а также в верхних секциях передней и задней части верхней части фюзеляжа [1].

Секция «Сварка летательных аппарате)]? и родственные технологии»

На рис. 1 отображены конструкционные составляющие Boeing 737-800 с использованием различных материалов: 50% конструкции летательного аппарата составляют композиты.

Рис. 1. Соотношение металлических материалов и композиционных материалов на Boeing 737-800

Основные преимущества использования в производстве композиционных материалов:

- Снижение веса до 20-50%;

- Литые конструкции с одной оболочкой обеспечивают более высокую прочность при меньшем весе;

- Высокая ударопрочность;

- Высокая термическая стабильность;

- Устойчив к усталости/коррозии;

- Конструктивные элементы, изготовленные из композитных материалов, легко монтируются;

- Композитные летательные аппараты и окружающая среда;

Кроме существенного преимущества композитов перед алюминиевыми материалами есть минус - данные материалы стоят дорого, и это не позволяет осуществить полномасштабный переход на композиционные материалы в производстве. Это в свою очередь влечет удорожание стоимости готового летательного аппарата. Для авиакомпаний с большим авиапарком и большим полетным планом приобретение таких самолетов не станет критичным, в отличие от малых и средних компаний, которые пытаются расширить или модернизировать свой парк [2].

Другая проблема, вызывающая озабоченность, связана с техническим обслуживанием и ремонтом. Композиты значительно легче алюминия, композиты не подвержены коррозии и менее подвержены усталостному разрушению, но металл легче ремонтировать. Ремонт листового металла практически не изменился за последние шесть или семь десятилетий. Инструменты одни и те же, процессы одни и те же, поэтому задачи одни и те же. И наоборот, уровень технического опыта и опыта работы с композитными конструкциями намного ниже.

Элемент проверки повреждений конструкций планера значительно отличается от металлов. В случае удара птицы о конструкцию техник может посмотреть на вмятину, убедиться, что она не на ребре, стрингере или опоре, и заглянуть в руководство. Если вмятина находится в пределах допуска, все в порядке. Если он выходит за пределы допуска, его латают алюминиевым листом. Даже повреждения на верхней части несущих конструкций относительно недорого проверяются методом неразрушающего контроля или тестирования (NDI / NDT) с использованием вихретокового или ультразвукового контроля.

Композитные материалы сыграли важную роль в снижении веса, и поэтому они используются как для конструктивных применений, так и для компонентов всех космических аппаратов и самолетов, от планеров и гондол воздушных шаров до истребителей, космических челноков и пассажирских авиалайнеров [3].

К сожалению, из-за низкой ударной вязкости применение композиционных материалов в настоящий момент ограничено изготовлением элементов, воспринимающих статические нагрузки. В основном это элементы планера и механизации самолетов, несущие винты вертолетов. На данный момент нет возможности изготавливать из композитов элементы стоек шасси, воспринимающих большие мгновенные нагрузки, а также узлы авиационных двигателей, работающие в условиях высоких температур. Для таких элементов используются традиционные металлические сплавы. Но, несмотря на перечисленные недостатки, композиционные материалы уже достаточно широко применяются в современном авиастроении, и дальнейшее развитие в этом направлении имеет большие перспективы [4].

Библиографические ссылки

1. Васильев В. В. Механика конструкций из композиционных материалов. М: Машиностроение, 1988.

2. Шибаков В.Г., Калашников В.И., Соколова Ю.А. и др. Производство композиционных материалов в машиностроении: Учеб. пособие. — М.: КНОРУС, 2008.

3. Рогов В. А. Конструкционные и функциональные материалы современного машиностроения. — М.: Масштаб, 2006.

4. Сагитов И.Ф. Композиционные материалы в современном авиастроении, сборник научных трудов «Актуальные проблемы авиации и космонавтики», СибГАУ им. М.Ф. Решетнева, 2017 г.

© Наумов И. А. Иванов В.В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.