1Об ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2015
УДК 378.14
Н.А. ЩЕТИНИНА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ МЕТОДИКИ В ПРЕПОДАВАНИИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТАМ ВУЗОВ ТУРИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Рассматривается эффективность коммуникативной методики обучения профессиональному иностранному языку, характеризующейся как обеспечением индивидуального подхода к каждому студенту, так и организацией непрерывного взаимодействия между преподавателем и группой. Выявляется необходимость использования интерактивного метода и соблюдения определенных дидактических принципов. Ключевые слова: коммуникативная методика, коммуникация, интерактивность, результат, обучение, методы, иноязычная компетенция, индустрия туризма, профессиональный английский язык.
Effectiveness of the communicative approach is guaranteed by the continuous interaction between students and their teacher, involving the individual attention to every learner in the classroom. The interactive methods and the main didactic principles are considered essential to be put to use.
Key words: communicative approach, communication, interactivity, result, teaching, professional English, foreign language competency, tourism industry.
Коммуникативная методика была разработана применительно к английскому языку как к важнейшему средству международного общения, торговли, сотрудничества и бизнеса [2, 3, 5]. В рамках данной методики внимание сфокусировано на формировании и развитии способности свободно общаться на иностранном языке в контексте личностно-ориентированного обучения.
Целью обучения профессиональному иностранному языку студентов туристских вузов является формирование иноязычной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, а также формирование про-
© Щетинина Н.А., 2015
фессиональных навыков делового общения с персоналом и гостями, причем особое внимание должно уделяться стилистике вежливого обращения как основе коммуникации в сфере гостеприимства.
Формируемая иноязычная компетенция состоит из нескольких важнейших компонентов, а именно:
• языковая компетенция, т.е. студенты овладевают языковыми средствами в соответствии с заданной темой и ситуацией общения, языковыми явлениями, используемыми для выражения мысли;
• речевая компетенция, т.е. вывод непосредственно в речь полученных в ходе занятий знаний;
• социокультурная компетенция, т.е. приобщение студентов к культуре и традициям стран изучаемого языка и
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ 107
стран, занимающих важную позицию в сфере туризма;
• компенсаторная компетенция, т.е. развитие в процессе занятий умения выходить из положения в условиях дефицита языковых средств. Студенты узнают, как использовать переспрос, перифраз, синонимичные средства, а также возможное ситуационное прогнозирование содержания.
Корректное применение коммуникативной методики в учебном процессе дает студентам навык свободного общения на английском языке, возможность снятия языковых барьеров, достижение взаимного понимания и уважения. Таким образом, иностранный язык становится для учащихся средством эффективного общения.
На занятиях по профессиональному иностранному языку обязательно учитываются следующие дидактические принципы: сознательности подачи и восприятия материала, активности работы учащихся, наглядности и доступности, темпа преподавания, индивидуального подхода, продуктивности и результативности.
Результативной современной технологией является интерактивный метод, подразумевающий непрерывный двусторонний обмен информацией между студентами и преподавателем. Особое место при этом отводится требованиям к организации учебных занятий в кабинете иностранного языка, к созданию атмосферы общения, коммуникативной среды, к организации групповой, парной и индивидуальной работы обучаемых, к технике формирования групп и пар, к способам и приемам управления учебной деятельностью в течение учебных занятий [4].
Поэтому для современного нацеленного на результат образования реали-
зация интерактивности на занятиях по иностранному языку так же важна, как и ориентация на межкультурный аспект овладения языком. Построение занятия с учетом интерактивных технологий требует от преподавателя значительного профессионализма и опыта. Данный метод сообщения материала, как правило, заключается в постоянном взаимодействии со студентами группы и использовании современных аудио- и визуальных средств. В результате студенты проявляют речевую активность за счет упражнений на монологическую и диалогическую речь, а также благодаря коммуникативным и грамматическим заданиям.
При обучении студентов, чья будущая профессия связана с индустрией туризма, необходимо уделять особое внимание стилю деловой коммуникации. Студенты должны ознакомиться как с разговорной, так и деловой формами общения. Интерактивный метод обучения позволяет реализовать эту задачу наиболее эффективно, поскольку обучаемые должны не только овладеть вербальным кодом коммуникации, но и освоить картину мира, свойственную носителю языка и культуры. Акцент делается на различение ими этих двух форм и их способность вести вежливое деловое общение в рамках заданной темы и обстоятельств коммуникативной ситуации.
Эффективное обучение профессиональному иностранному языку в сфере туризма при помощи коммуникативной методики преподавания дает следующие результаты:
• освоение принципов гостеприимства и вежливого обращения с гостями;
• внедрение новых лексических единиц и выражений в активных словарь учащихся;
10B ВЕСТНИК РМАТ № 4 • 2015
• умение применить полученные навыки в естественной, «живой» коммуникации;
• приобретение навыка корректно обращаться с возникающими вопросами, предложениями, обращениями и жалобами клиентов в процессе иноязычного делового общения.
Успешное применение коммуникативной методики обучения позволяет студенту к окончанию вуза овладеть английским языком на уровне, доста-
точном для адаптации в иноязычном обществе.
Данная методика является наиболее эффективной для подготовки учащегося уверенно использовать полученные знания в коммуникации вне учебных занятий. При этом упор делается на развитие навыков живой разговорной речи с учетом интересующих студентов тем для дискуссии, чем гарантируется высокий уровень мотивированности обучающихся.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007. 460 с.
2. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2006. 336 с.
3. Залевская А.А., Медведева И.Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия: учебное пособие. Тверь: Тверской государственный университет, 2002. - 194 с.
4. Калинкин С.М. Коммуникативная мето-
дика обучения английскому языку. М., 2012. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannyeyazyki/ library/2012/11/07/ kommunikativnaya-metodi-ka-obucheniya-angliyskomu-yazyku (дата обращения: 03.09.2015).
5. Черникова Г.С. Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку. М, 2014. URL: http://mportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2014/03/23/ kommunikativno-orientirovannoe (дата обращения: 03.09.2015).