УДК 58.006:582.67.1
Использование коллекции пионов в оформлении ботанического сада биофака МГУ
Успенская М.С., Мурашев В.В.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Аннотация. Компоненты среды современных городов в наибольшей степени подвержены антропогенной нагрузке. Поэтому расположенные в черте городов ботанические сады выполняют функции, важные для устойчивого развития городских территорий. Такое расположение ботанических садов делает их площадкой для исследований микроэволюционных процессов. В создание и развитие ботанического сада всегда активно вкладывается человеческий труд с определённой целью: быть привлекательным для общества, для людей. Ботанический сад - сугубо антропогенный объект, созданный с определёнными целями, такими как коллекционирование растений (лекарственных, декоративных, плодовых, сельскохозяйственных, редких и исчезающих и т.д.) и широкое ознакомление с ними масс населения, просвещение в области экологии в самом широком понимании этого слова, питомниководство и селекция, создание модельных биоценозов и т.п.
Ключевые слова, пионы, интродукция. разработка технологии возделывания, исследование морфогенеза, коллекции, селекция, ботанические сады
Using the collection of peonies in the design of the botanical garden of the Faculty of Biology of Moscow State University
Uspenskaya M.S., Murashev V.V.
M.V. Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]
Summary. The environmental components of modern cities are most susceptible to anthropogenic pressure. Therefore, botanical gardens located within cities perform functions that are important for the sustainable development of urban areas. This location of botanical gardens makes them a platform for research into microevolutionary processes. Human labor is always actively invested in the creation and development of a botanical garden with a specific goal, to be attractive to society, to people. A botanical garden is a purely anthropogenic object created for certain purposes, such as collecting plants (medicinal, ornamental, fruit, agricultural, rare and endangered, etc.) and widely familiarizing the masses of the population with them, education in the field of ecology in the broadest sense of the word, nursery breeding and breeding, creation of model biocenoses
Key words, Paeonia, introduction; development of cultivation technology; study of morphogenesis; collections; breeding; botanical gardens
Красота ботанического сада. Какова она должна быть? То ли это красота «дикой» природы, вызывающей ощущения то могущества Природы, то её крайней ранимости. То ли это красота, демонстрирующая содружество человека - Творца и Природы - Творца. И может ли это понятие «рукотворной красоты» быть применимым к ботаническому саду? Этот вопрос был поставлен Помощником Секретаря Общественной палаты РФ, экспертом программы "Комфортная среда» Александром Рифатовичем Водяником, в прошлом директором ботанического сада в Ростове на Дону [1]. От уяснения этого вопроса, зависит профилизация ботанических садов России и соответственно дальнейшее существование этих учреждений.
Вспомним некоторые российские, тогда ещё советские сады и парки, особенно довоенные или доставшиеся с дореволюционных времён, например, в Санкт-Петербурге. Рассматривая теперь уже исторические архивы, понимаешь, сколько усилий и труда, знаний и умений вкладывалось в их архитектуру, в формирование их неповторимого облика, в создание чрезвычайно привлекательных, зачастую помпезных, беседок, павильонов, причудливых фонтанов и водных систем. Не было практически ни одного ботанического сада, который можно было бы назвать утилитарным, крайне функциональным, сугубо научным учреждением. Это произошло позже, в годы, когда перед ботаническими садами ставились задачи «народно-хозяйственного значения». С переходом на новые экономические рельсы с началом «перестройки», а затем и вовсе в «новые социально-экономические условия», вопросы содержания ботанических садов встали в полный рост. Вот тогда то и возобладала иная точка зрения: «ботанический сад _ это «естественная» красота естественной природы». Сегодня сложно говорить о причинах такого поворота, но скорее всего, дабы быть объективным, все
дело в резком снижении финансирования ботсадов в начале 90-х годов и позже. Невозможно было на те гроши, которые гордо назывались «финансированием» содержать многогектарные комплексы, технически сложные и требующие постоянного контроля в эксплуатации оранжерейные комплексы. Вероятно, чтобы как-то оправдать наступающее запустение, выражение и понятие о «естественности» ботанического сада стало весьма популярным [1]. В науке тоже произошла переориентация: поворот от интродукции - фундаментальной задачи ботанических садов, которая на протяжении всей их истории состояла в распространении растений, полезных для человека, мобилизации генетических ресурсов растений и разработке основ их культивирования, к сохранению в первую очередь аборигенной флоры и уязвимых её представителей того региона, где расположен ботанический сад, способный сохранить её для будущих поколений. Отсутствие финансирования не позволяло пополнять коллекции декоративных растений, так как новые сорта стоят денег, иногда не малых. Но, так как коллекции должны развиваться (они не могут быть статичными), их кураторам и по сей день приходится прибегать к помощи проверенных коммерсантов, которые в силу финансовых возможностей могут закупать новинки селекции у ведущих селекционеров мира. В этих условиях коллекции декоративных растений становятся не только уязвимыми, но даже лишними. Часто от обывателей и администрации можно было услышать, что сорта растений можно купить в любом садовом центре и ботсады не способны конкурировать с ними. Встал даже вопрос, а для чего ботсадам нужны декоративные растения? [2].
Но сегодня, когда в стране стала меняться экономическая, а вслед за ней и социальная жизнь, вновь поднялся вопрос о том, насколько закономерно было то «естественное» восприятие территории ботсада, когда мы всё потеряли, когда стали отвергать привнесённую человеком красоту, когда провели разделительную черту между ландшафтной архитектурой и ботаническим садом?
"Когда нам не в мочь пересилить беду, когда наступает отчаяние..." [3], то мы отправляемся в путешествие, а при отсутствии средств, в парки или на свои садовые участки. Нам необходимо общение с прекрасным. "Красота в её философском и эволюционном смысле является основой человеческого духа. Без Красоты не может состояться ни эволюция человека в целом, ни продвижение отдельного человека. Без неё нет человека как такового, нет света на пути его [4]. Образы Красоты, согласно учению Живой Этики, живут и пульсируют в пространстве и воздействуют на психическую энергию индивидуума. Искусство, несущее истинную Красоту, играет важную роль в эволюционном процессе, меняя человека к лучшему, возвышая его мысли, развивая его дух"[5].
Идея преклонения перед Красотой с особой полнотой выразилась в создании садов, где сама природа, спокойная и прекрасная призвана помочь человеку проникнуть в тайны бытия и достичь бессмертия. Издавна сады являются излюбленным местом для уединённых размышлений и восстановления душевного равновесия. Не случайно, в наш неспокойный нестабильный век многие создают пространственные композиции малых садов на приусадебных участках, используя при оформлении причудливые формы деревьев, кустарников, камней и воды. Каждый стремится придать индивидуальный, неповторимый облик, используя при этом все особенности выращиваемых растений - форму кроны, цвет листьев, время цветения. Развесистую крону они перемежают пирамидальной, тёмно-зелёную окраску листьев светлой. Между высокими деревьями размещают цветущие в разное время низкорослые деревья кустарники и травы.
Каждый стремится, чтобы с ранней весны до глубокой осени были цветущие растения. После долгой и изнурительной зимы с нетерпением ждём наступления весны. Приезжая на участок мы любуемся первоцветами. Сколько радости и энергии мы получаем от общения с "Красотой". Пройдя по дорожкам, мы замечаем пробивающиеся из земли ростки красных побегов. О чудо - это наши любимые травянистые пионы, а рядом стоят кусты с наливающимися почками - смородины, малины, гортензии и конечно древовидного пиона [6].
Среди декоративных культур, используемых для красочного оформления убанофитоценозов наиболее перспективными можно назвать - пионы, так как на одном месте они могут расти более 10 лет, не требуют укрытия, при правильной агротехнике устойчивы к болезням. Среди многолетних растений мало найдётся таких, которые могли бы соперничать с пионами в долголетии и неприхотливости. В период цветения они наполняют сад счастьем, радуя нас разнообразием цветовой гаммы, формой цветка и необычайным ароматом [7].
Методы исследования. Сбор в природе и выявление особенностей формирования интродукционных популяций пионов в ходе онтогенеза в ботаническом саду биофака; создание новых зимостойких сортов травянистых и древовидных пионов и разработка технологий их ускоренного размножения; оценка экологической стратегии декоративных качеств и зимостойкости, выведенных на базе МГУ имени М.В. Ломоносова новых сортов пионов.
Результаты исследования и обсуждение. Не случайно травянистые пионы широко использовались для написания натюрмортов. Многие сорта запечатлены на полотнах выдающихся художников. Особой популярностью они пользовались у художников импрессионистов. До сих пор сохранился сад великого французского художника Клода Моне, в котором, как и на некоторых музейных полотнах его картин буйствуют многочисленные сорта пионов.У пионов декоративны не только цветки, но и листья, особенно у полукустарничковых видов - пионов Делавея (Paeonia delavayi Franch.) и жёлтого (Paeonia lutea Delavay ex Franch.). Эти виды пионов можно использовать при создании альпинариев, крупных ландшафтных массивов, а также для украшения парков и садовых участков.
Форма и мощь кустов показывает, что пионам нужен простор, бархатный зелёный ковёр газона, поэтому и отводится им в парках и скверах самые парадные места - партеры. В больших парках пионы используют для получения красочных пятен. Не желательно их высаживать на газоне сплошной полосой. При ландшафтном оформлении надо заранее предусмотреть композиционное сочетание пионов по окраске, размеру и общему облику с другими растениями не только в период цветения, но и в летне-осеннее время. Для групповых посадок следует выбирать обильно цветущие сорта.
В смешанных посадках желательно создавать отдельные группы из немахровых и махровых пионов. При посадке пионов на длинных рабатках для получения красочного эффекта по краям размещают сорта со светлыми и белыми цветками, ближе к центру с более интенсивной окраской, а в середине помещают самые яркие, насыщенные и тёмно-красные.
Озеленители должны учитывать, что пионы по использованию делятся на три группы: парковые, срезочные и универсальные. Парковые сорта - низкорослые с прочными стеблями и ярко окрашенными цветками; срезочные сорта - с крупными цветками, у которых иногда под тяжестью цветков полегают побеги; универсальные сорта - растения с прочными стеблями, низкими кустами, некрупными, но красивой формой цветками. При создании цветника среди деревьев и кустарников, надо помнить, что пионы светолюбивые растения и они должны освещаться солнцем, хотя бы несколько часов в сутки. Между кустами пионов можно рекомендовать высаживать эфемероиды: сциллы, мускари, тюльпаны, нарциссы, крокусы и др. Когда раннецветущие закончат вегетацию, листья пионов полностью закроют их.
В последнее время для озеленения используют не только сортовые пионы, а также дикорастущие и их гибриды, зацветающие почти на месяц раньше сортовых, не случайно их широко привлекают при создании альпинариев. Многие виды растут в естественных условиях в горах и хорошо адаптируются на дренированных и каменистых местах. Среди них наиболее подходящими являются P. anomala, P. officinalis, P. tenuifolia. В последнее время американский селекционер Клем (Roy Klehm) представил несколько карликовых гибридов для оформления альпинариев [8, 9]. Дикорастущие пионы хорошо смотрятся в ландшафтных парковых композициях как в стадии цветения, так и стадии плодоношения, привлекая внимание посетителей осенью необычной окраской и формой листьев и плодов.
Первым в начале мая зацветает пион узколистный с ярко-алыми цветками, являясь главным украшением сада. Через два-три дня группа желтоцветковых видов - пионы Млокосевича и Виттмана привлекая внимание ярко-жёлтой окраской венчика и необычной окраской листьев. Особенно они декоративны в стадии плодоношения, когда раскрываются плоды. На ярком малиновом фоне раскрывающейся листовки хорошо видны сине-чёрные семена. К сожалению все желтоцветковые виды в условиях культуры страдают от серой гнили.
К середине мая в полном цветении оказываются два близких вида - пион крымский (P. daurica) и п. кавахский (P. kavachensis) c розовыми и красными цветками. В конце мая зацветает пион Марьин корень (P. anomala). Это один из наиболее морозоустойчивых видов. В Якутии его широко используют в озеленении, как исключительно декоративное растение.
Во второй половине мая куст представляет собой огромный букет, состоящий из 20-30 крупных от 10 до 18 см в диаметре ярко-розовых цветков. В естественных местах обитания он произрастает под пологом леса и прекрасно чувствует себя в малоосвещённых местах. В ботаническом саду МГУ он растёт под пологом ореха маньчжурского и смотрится очень эффектно в период цветения. Этот вид почти никогда не страдает от серой гнили и очень долговечен, при правильном уходе может расти на одном месте от 25 до 50 лет.
Примеры использования коллекционных пионов для оформления территории ботанического сада биофака МГУ
Не менее интересен для озеленения пион молочноцветковый с бледно розовой окраской с многочисленными цветками на одном побеге постепенно распускающихся (в начале центральный цветок, а за ним боковые). Этот вид стоит на первом месте по устойчивости к засухе и морозам и не подвержен воздействию серой гнили. Удалять пионы в глубь цветника не следует, так как посетителям не будет возможности рассмотреть цветок, привлекающий к себе ароматом, формой и окраской венчика.
В последнее время для озеленения всё шире используют древовидные пионы. Их лучше всего высаживать в защищённых от ветра местах на фоне каштанов или серебристых елей. Всё зависит от фантазии дизайнера. У нас они растут на центральной аллее в содружестве с необычными сортами сирени. Когда зацветает сирень огромные толпы посетителей, отбросив свои текущие проблемы собираются полюбоваться и насладиться красотой душистых соцветий, а также остановиться и замереть на несколько секунд перед удивительным созданием природы - древовидным пионом, пришельцем из Китая.
Древовидные пионы в условиях средней полосы зацветают в конце мая, начале июня. Первыми распускаются немахровые, а на три четыре дня позже махровые формы. На одну - две недели позже в полным цветением представлены желтоцветковые полукустарниковые пионы, источающие запах лучших французских духов. В это же время приступают к цветению сортовые травянистые пионы, хорошо известные цветоводам под названием "оффициналисы" - самые ранние гибриды, полученные в результате скрещиваний пиона лекарственного (P. officinalis) с другими видами или сортами белой, розовой и красной окраски.
С середины июня начинается цветение ранних сортов, затем средних и в конце июня до начала июля — поздних сортов травянистых пионов. Несмотря на то, что цветение отдельного вида или сорта непродолжительно, умелым подбором раннецветущих и поздноцветущих сортов можно растянуть непрерывный конвейер цветения пионов до 1,5 - 2 месяца.
Заключение. Цель создания и сохранения коллекций растений - это, прежде всего демонстрация, ознакомление населения с возможно большим многообразием растительного мира, его взаимосвязей с другими составляющими компонентами биосферы в целом. Но и преподнесённых знаний, даже с наглядной демонстрацией, недостаточно. Кураторы коллекций воспитывают у экскурсантов понимание красоты и хрупкости окружающего нас мира, формируют экологическое сознание общества.
Работа выполняется в рамках госзаданий. ЦИТиС 121032500082-2 и ЦИТиС 121031600193-7
Список литературы:
1. Водяник А.Р. Ботанический сад: «памятник культуры» или «памятник природы»? https:abalmas.livejournal.com/4346.html
2. Ефимов С.В. Для чего нужны коллекции декоративных растений в Ботанических садах? // Сборник научных трудов ГНБС. М., 2017. Т. 145. С.18-25.
3. Окуджава Б. Полночный троллейбус, 1957 // Стихотворения. СПб: Гуманитарное агентство «Академический проект», 2001. С. 140.
4. Рерих Н.К. Шамбала. М.: Международный Центр Рерихов, 1994. 208 с.
5. Рерих Е.И. Учение Живой Этики. М.: Амрита-Русь, 2021. 416 с.
6. Успенская М.С. Пионы. М.: ЗАО «Фитон+», 2014. 208 с.
7. Успенская М.С., Мурашев В.В., Криницына А.А. Древовидные пионы в ботаническом саду биофака МГУ. М.: Лесная страна, 2016. 104 с.
8. Карликовые пионы. Маленькие гномики сада // Энциклопедия пионов. https://dzen. ru/a/YkQsQyAHSk4AmbcT
9. Пионовые фермы семьи Клемов. https://dzen.ru/a7Y r0YLP04GgMLfGiA