Научная статья на тему 'Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой'

Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КЛАСТЕРНЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамирзова Саида Казбековна

Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт свидетельствует о повы-шении конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реализации кластер-ориентированной региональной политики. В России кластерный подход получил недостаточное распространение, в этой связи именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование кластерного подхода в управлении региональной экономикой»

УДК 332.1:338.45 ББК 65.9(2)301 Х-18

Хамирзова Саида Казбековна, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита финансово-экономического факультета Майкопского государственного технологического университета, TEMIR@ maykop.ru.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКОЙ

(рецензирована)

Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт свидетелствует о повышении конкурентоспособности территорий и производственныхкомплексов путем реализации кластерориентированной региональной политики. В России кластерный подход получил недостаточное распространение, в этой связи именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерныхпроектов.

Ключевые слова: кластер, региональная экономика, региональная политика, региональное управление, местное самоуправление, кластерные проекты.

Khamirzova Saida Kazbekovna, Master of Economics, Assistant Professor of financial department, faculty of finance and economics, Maykop State Technological University, TEM IR@maykop. ru

APPLICATION OF CLUSTER APPROACH IN REGIONAL ECONOMY

MANAGEMENT

Cluster approach to regional economy management is an alternative to traditional branch industrial policy. Global experience testifies the increase of competitiveness of territories and industrial complexes due to realization of the cluster-focused regional policy. Cluster approach has gained insufficient distribution, thereupon regional government bodies and local governments in Russia should become the basic initiators of cluster projects.

Keywords: cluster, regional economy, regional policy, regional government, local government, cluster projects.

Обеспечение устойчивых темпов развития территории, достижение стратегических целей регионов и муниципалитетов невозможно без заинтересованного партнерства органов власти с представителями бизнеса. Использование ограниченных бюджетных средств зачастую не позволяет осуществлять стратегически важные и масштабные проекты. Кластерный подход в управлении региональной экономикой является альтернативой традиционной отраслевой промышленной политике. Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов путем реалии-зации кластер-ориентированной региональной политики [1].

Основой успешного развития кластеров является «симбиоз кооперации и конкуренции», учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации. Устойчивое партнерство взаимосвязанных хозяйствующих субъектов может иметь потенциал, который превышает простую сумму их потенциалов. Прирост потенциала возникает в результате сотрудничества и эффективного использования возможностей партнеров в длительном периоде. Благодаря конкуренции между участниками кластера система в целом оптимизируется, а за счет обмена информацией, специалистами, технологиями происходит процесс развития системы, в том числе, осуществляется перетекание финансовых ресурсов в сектора, наиболее необходимые для развития кластера.

Выделим основные преимущества региональной экономической системы, организованной по схеме кластера. Прежде всего, отметим, что кластерный подход предоставляет

органам власти инструментарий эффективного взаимодействия с бизнесом. Участие представителей администрации в работе координационного совета кластера дает возможность органам власти непосредственно влиять на принятие организационных и экономических решений в кластере, выступая при этом в качестве равноправного партнера. Кластер позволяет выявить проблемы и сильные стороны соответствующего сектора экономики. Координационный совет (представительство) кластера располагает достоверной информацией о деятельности предприятий, о рынках сбыта и трудовых ресурсов, что обеспечивает качественное стратегическое планирование как на уровне органов власти, так и на уровне предприятий [2].

Формирование кластера ведет к повышению эффективности деятельности малых предприятий. Это, в свою очередь, увеличивает налогооблагаемую базу и, соответственно, налоговые поступления в бюджет региона. Т иражирование, перенос знаний, успешных методик и алгоритмов на другие предприятия, входящие в кластер позволяет значительно повысить их общую экономическую устойчивость. Для малых и средних предприятий кластер существенно снижает барьеры выхода на рынки сбыта продукции и поставок сырья и материалов, рабочей силы. Имидж кластера переносится внешними по отношению к кластеру партнерами и на отдельные предприятия. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к финансовым ресурсам.

Кластер предоставляет предпринимателям новые возможности для систематизации возникающих проблем, выбора путей их преодоления. Взаимодействие с региональными и муниципальными властями позволяет найти методы и средства для решения той части из них, которые лежат в сфере компетенции региона или муниципального образования.

Также благодаря формированию кластера улучшается кадровое обеспечение предприятий; появляется инфраструктура для исследований и разработок; снижаются издержки; появляются возможности для более успешного выхода на внешние рынки; формируется основа для получения дополнительных конкурентных преимуществ, обусловленных не свойствами товара, а наличием развитых систем продвижения товара.

Снижение затрат происходит вследствие эффекта масштаба, который проявляется при кооперации производителей и потребителей. Кластеры стимулируют повышение производительности труда и внедрение инноваций. Постоянное взаимодействие способствует формальному и неформальному обмену знаниями, сотрудничеству между организациями с взаимодополняющими активами и профессиональными навыками.

Изучение зарубежного опыта формирования кластеров позволяет выделить следующие варианты их построения:

1) «сверху вниз» (ключевую роль играют органы власти, которые на начальном этапе определяют стратегию кластера, выделяют ресурсы для его развития, формируют координационный совет);

2) «снизу вверх» (инициатива исходит от хозяйственных субъектов, кластер возникает в результате объединения отдельных проектов и программ, интегрирующих его потенциальных участников);

3) смешанный вариант, при котором сочетаются оба вышеназванных подхода [3].

Выбор варианта зависит от наличия объективных предпосылок формирования

кластеров на конкретной территории (заинтересованность предприятий в сотрудничестве, сложившиеся механизмы взаимодействия между предприятиями, инновационный уровень производства и т.д.), готовности органов власти к диалогу с бизнесом на условиях партнерства, развития инфраструктуры поддержки бизнеса и других факторов.

Зарубежный опыт свидетельствует о том, что государственные и территориальные программы поддержки кластерных инициатив могут быть весьма эффективны и приводят к положительным результатам, значимым не только для экономики отдельных предприятий и регионов, но и для экономики государства в целом. В то же время, несмотря на очевидную перспективность, кластерный подход на территории Российской Федерации получил недостаточное распространение, как по масштабу распространения, так и по практическим результатам. Начатые в некоторых регионах России кластерные проекты в большинстве своем находятся в начальной стадии реализации.

Учитывая сложившуюся в Российской Федерации модель управления, именно региональные органы власти и органы местного самоуправления должны стать основными инициаторами кластерных проектов.

Программы развития кластеров должны быть основаны на детальном стратегическом и кластерном анализе отраслей экономики региона и разработаны с привлечением всех заинтересованных сторон: органов власти (разного уровня), бизнеса, ассоциациями бизнеса, научноисследовательскими и образовательными учреждениями, финансовыми организациями.

К числу основных проблем, препятствующих масштабному и эффективному применению кластерных технологий в России можно отнести:

- недостаток информированности представителей органов исполнительной власти и бизнеса в вопросах применения кластерного подхода;

- отсутствие государственной политики, обеспечивающей системный подход и организацию взаимодействия различных уровней исполнительной власти при реализации кластерных проектов и как следствие - отсутствие организационной и финансовой поддержки кластерных инициатив;

- отсутствие эффективной методологической базы, обеспечивающей применение кластерных организационных технологий;

- недостаток подготовленных специалистов по вопросам применения кластерных организационных технологий;

- низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга.

В этой ситуации именно органы власти различного уровня должны стать своего рода катализатором формирования и развития кластеров, поощрять и побуждать компании к тому, чтобы повышать уровень эффективности за счет кооперации в решении общих проблем.

Литература:

1. Регионы России - инвестиционная привлекательность и кредитоспособность: материалы круглого стола, Москва, 11 июля 2006 г. М., 2006.

2. Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ. / под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. 896 с.

3. Панфилов В.С., Шураков А.Т., Стуков А.С. Инновационный тип экономического развития: возможности и ограничения финансирования // Проблемы прогнозирования. 2005. №2. С. 3-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.