Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИТАЕМ АРКТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИТАЕМ АРКТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
109
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКИЙ ПУТЬ / СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ПРОХОД / КОМПАНИЯ COSCO / СУДОХОДСТВО / "ОДИН ПОЯС - ОДИН ПУТЬ" / ЛЕДОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ / БЕЛАЯ КНИГА / СОТРУДНИЧЕСТВА КИТАЯ И РОССИИ В АРКТИКЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лэй Шуан, Лю Ин

В статье рассматриваются особенности участия Китая в освоении арктических маршрутов. Анализируются история и результаты испытаний коммерческого судоходства КНР по арктическим морским путям за последние годы, а также перспективы участия в их использовании. Из-за интенсивного таяния морских льдов в Северном Ледовитом океане, вызванного глобальным потеплением, возрастает интерес к арктическому судоходству. Китай является второй по величине экономической державой мира, и обращение к путям Арктики будет способствовать развитию каналов импорта энергии, сокращению расходов на морскую транспортировку, повышению безопасности судоходства. Участие в благоустройстве и эксплуатации арктических маршрутов позволит КНР повысить международный политический статус и стать морской державой. Кроме того, данные пути могут послужить важным международным транспортным каналом для Китая. Однако при освоении новых водных маршрутов государство сталкивается и с проблемами. Поэтому правильное понимание ограничений, связанных возможностями арктического судоходства, разработка разумных способов реагирования позволят в полной мере реализовать стратегическую ценность арктических путей не только в интересах КНР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHINA’S USE OF ARCTIC ROUTES: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

This paper examines the characteristics of China's participation in the development of Arctic routes. The history and test results of China's commercial shipping in the Arctic sea routes in recent years, as well as the prospects for participation in their use are analyzed. Due to the intense melting of sea ice in the Arctic Ocean, caused by global warming, interest in Arctic shipping is increasing. China is the second-largest economic power in the world, and the use of the Arctic routes will help it to further develop energy import channels, reduce the cost of maritime transportation, improve the safety of navigation. Participation in the improved construction and operation of the Arctic routes will help China to improve its international political status and turn China into a great maritime power. In addition, these Arctic routes can become an important international transport channel for China. However, when developing the water routes, the State faces challenges. Therefore, a correct understanding of the restrictions associated with navigability in the Arctic, promoting reasonable ways to respond will fully implement the strategic value of the Arctic routes, not only in the interests of China.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИТАЕМ АРКТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ»

УДК 327(510:98):656.61 Лэй Шуан

аспирант кафедры международных отношений Дальневосточного федерального университета

Лю Ин

аспирант кафедры искусств и дизайна Дальневосточного федерального университета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КИТАЕМ АРКТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ: ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ

Lei Shuang

PhD student, Department of International Relations, Far Eastern Federal University

Liu Ying

PhD student, Department of Art and Design, Far Eastern Federal University

CHINA'S USE OF ARCTIC ROUTES: OPPORTUNITIES AND LIMITATIONS

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности участия Китая в освоении арктических маршрутов. Анализируются история и результаты испытаний коммерческого судоходства КНР по арктическим морским путям за последние годы, а также перспективы участия в их использовании. Из-за интенсивного таяния морских льдов в Северном Ледовитом океане, вызванного глобальным потеплением, возрастает интерес к арктическому судоходству. Китай является второй по величине экономической державой мира, и обращение к путям Арктики будет способствовать развитию каналов импорта энергии, сокращению расходов на морскую транспортировку, повышению безопасности судоходства. Участие в благоустройстве и эксплуатации арктических маршрутов позволит КНР повысить международный политический статус и стать морской державой. Кроме того, данные пути могут послужить важным международным транспортным каналом для Китая. Однако при освоении новых водных маршрутов государство сталкивается и с проблемами. Поэтому правильное понимание ограничений, связанных возможностями арктического судоходства, разработка разумных способов реагирования позволят в полной мере реализовать стратегическую ценность арктических путей не только в интересах КНР.

Ключевые слова:

арктический путь, Северо-Восточный проход, компания COSCO, судоходство, «Один пояс - один путь», Ледовый шелковый путь, Белая книга, сотрудничества Китая и России в Арктике

Summary:

This paper examines the characteristics of China's participation in the development of Arctic routes. The history and test results of China's commercial shipping in the Arctic sea routes in recent years, as well as the prospects for participation in their use are analyzed. Due to the intense melting of sea ice in the Arctic Ocean, caused by global warming, interest in Arctic shipping is increasing. China is the second-largest economic power in the world, and the use of the Arctic routes will help it to further develop energy import channels, reduce the cost of maritime transportation, improve the safety of navigation. Participation in the improved construction and operation of the Arctic routes will help China to improve its international political status and turn China into a great maritime power. In addition, these Arctic routes can become an important international transport channel for China. However, when developing the water routes, the State faces challenges. Therefore, a correct understanding of the restrictions associated with navigability in the Arctic, promoting reasonable ways to respond will fully implement the strategic value of the Arctic routes, not only in the interests of China.

Keywords:

Arctic route, Northeast Passage, COSCO company, shipping, "One belt - one road", Ice Silk Road, White paper, cooperation between China and Russia in the Arctic

Изменение климата в Арктике, вызванное глобальным потеплением, выступает в качестве внутреннего фактора, способствующего экономическому развитию Арктического региона и коммерческой эксплуатации водных маршрутов. Спрос на ресурсы и грузоперевозки, связанные с экономической глобализацией, содействует коммерческой востребованности арктических путей извне. Под влиянием внутренних и внешних причин основные мировые игроки осознали большое значение данной территории и сформулировали собственные арктические стратегии, стремясь занять доминирующее положение в регионе.

Как приарктическое государство и вторая по величине экономика в мире Китай является заинтересованной стороной в рассматриваемом вопросе, поскольку в экономическом развитии и энергоснабжении многое зависит от ситуации на указанной территории. Местные условия оказывают непосредственное влияние на природную среду, структуру энергетики и экономику КНР в целом. Активное участие в международном управлении Арктикой и освоение арктических водных путей характеризуют интересы Китая на данном направлении.

В связи с тем что льды в Северном Ледовитом океане в летний сезон начинают активно таять, условия для судоходства значительно улучшаются. Торговые суда из Германии, Норвегии, Финляндии, Швеции и других стран предпринимают попытки использовать Северо-Восточный проход для морских перевозок, в связи с чем количество судов здесь возрастает. Как потенциальный пользователь арктических маршрутов КНР уделяет большое внимание перспективам их развития. Китайские судоходные компании изучают способы освоения этих путей и накапливают опыт перемещения по ним. Правительство также принимает меры по обеспечению гарантий развития арктических маршрутов и их дальнейшего использования.

Ориентируясь на перспективы открытия путей, китайские судоходные компании активно проводят по ним пробные рейсы, тем самым накапливая опыт арктического и ледового плавания, заблаговременно готовясь к осуществлению крупномасштабного коммерческого судоходства по данному направлению. Кроме того, освоение нефтегазовых ресурсов и их дальнейшая транспортировка в Арктическом регионе стимулируют взаимное развитие отраслей. Предприятия инвестируют в проекты по разведке нефтегазовых месторождений российской Арктической зоны, реализуют перевозку ресурсов, а также предпринимают попытки активного освоения территории, что выступает важным аспектом использования КНР новых водных маршрутов для ведения коммерческой деятельности.

Пробное плавание грузовых судов по арктическим путям служит проявлением прямого участия китайских компаний в их разработке, в частности COSCO Shipping Group положила начало изучению полярной навигации. С 2013 г. ряд судов неоднократно отправлялись в рейсы по СевероВосточному проходу, что сыграло большую роль в открытии арктического судоходного рынка. Приобретаемый опыт содействовал развитию и использованию новых морских маршрутов.

Дочерняя фирма COSCO Shipping Special Carriers стала единственной судоходной компанией в мире, имеющей опыт плавания через Арктику и Антарктику. В 2013 г. судно Yong Sheng («Юншэн») указанной фирмы успешно пересекло Северо-Восточный проход - это был первый случай, когда китайское торговое судно достигло Европы через Арктику. Ледовый класс «Юншэн» - B1 в соответствии с данными Китайского классификационного общества, он отвечает классу Arc 4 по российскому стандарту. 15 августа 2013 г. в целях экспорта стали и оборудования судно вышло из порта Тайцан (КНР). 27 августа оно пересекло Берингов пролив до начального пункта Северо-Восточного прохода [1], затем отправилось на запад через Чукотское море, пролив Дран, Восточно-Сибирское море, северную часть Новосибирских островов, море Лаптевых, Великий пролив, Карское море, северную часть острова Новая Земля, Баренцево море, прибыло 5 сентября к мысу Нордкап в Норвегию, а 10 сентября пришвартовалось в порту Роттердама в Нидерландах. Общая протяженность маршрута составила 7 931 морскую милю, это более чем на 2 800 миль меньше традиционного пути через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Плавание длилось 27 дней - меньше на 9 суток [2].

В 2015 г. судно «Юншэн» успешно преодолело Северо-Восточный проход Арктики в обе стороны, открыв новый маршрут для китайских торговых судов в Европу и обратно. В 2016 г. на основе полученного опыта в двух рейсах по Северо-Восточному проходу фирма COSCO Shipping Special Transport Company реализовала программу «Юншэн+», по которой «Юншэн» продолжил плавание по круговому рейсу в Арктику, а также несколько судов отправились в односторонний рейс в рамках навигационного периода в целях дальнейшего расширения масштабной коммерческой эксплуатации Северо-Восточного прохода. Всего в 2016 г. в программе участвовало 6 судов, все они выполнили навигационные задачи на рассматриваемом направлении [3].

В 2017 г. организация COSCO Shipping Special Transport Company продвигала нормативную навигацию судов в Арктике. Было отправлено 5 судов в Арктику и обратно в судоходный период, все они перемещались через Северо-Восточный проход. На основе опыта арктической навигации на раннем этапе с учетом более легких ледовых условий в 2017 г. из этих судов только первое -«Ляньхуасун» - наняло ледокол для лоцманской проводки, а остальные прошли через ледовый район самостоятельно, что позволило сэкономить значительные средства [4].

Помимо активной пробной навигации по арктическому маршруту, компания COSCO также заказывала суда ледового класса для удовлетворения возрастающего спроса на ледовое плавание. Фирма COSCO Shipping Special Transport Company подписала контракт с Шанхайской верфью в июне 2016 г. на строительство 3 многоцелевых судов грузоподъемностью 36 000 т (ледовый класс - B1), из них «Тяньен» и «Тяньхуэй» были введены в эксплуатацию в конце 2017 г., а третье - «Тянью» - выпущено в июне 2018 г. На 2018 г. компания COSCO имела 4 многоцелевых судна ледового класса 1A, включая «Юншэн», что расширило возможности плавания в полярном ледовом районе [5].

За летнюю навигацию 2018 г. 8 судов компании COSCO преодолели Северо-Восточный проход. В 2019 г. 9 судов этой же фирмы успешно завершили арктическое плавание. В 2013-

2019 гг. в общей сложности 18 китайских судов совершили 31 рейс в Арктике и обеспечили получение экономических и социальных выгод [6]. Из них 14 рейсов сопровождали российские ледоколы. 27 июля 2020 г. судно ледового класса «Тяньен» компании COSCO снова отправилось в рейс, тем самым открыв китайскую навигацию в Арктическом регионе в 2020 г.

Судоходная практика движения коммерческих судов КНР по Северо-Восточному проходу не только позволила получить данные о реальной протяженности морской перевозки и времени навигации, но и способствовала объективной оценке коммерческой ценности арктических маршрутов и успешному прогнозированию. Кроме того, важно, что накопленный опыт судоходства в сложных условиях мотивирует китайские предприятия к участию в коммерческих перевозках через Арктику.

Экономика КНР существенно зависит от мировых поставок энергии. Импорт нефти, железной руды и других важных ресурсов в основном осуществляется морским транспортом. В общей стратегии арктические маршруты выступают в качестве новых путей энергоснабжения страны, которые позволят не только снизить нагрузку на предприятия энергетического сектора, но и устранить риски энергетической безопасности.

70 % энергии Китая импортируется из Центральной Азии и Северной Африки [7, с. 36]. Доставка нефти и газа осуществляется по морям и трансграничным трубопроводам. Транспортировка из Северной Африки и Ближнего Востока реализуется через Суэцкий канал, Аденский залив, Ормузский пролив и Аравийское море. После Индийского океана необходимо преодолеть Малаккский пролив. Нефте- и газопровод из Центральной Азии в Китай начинается на границе Туркменистана и Узбекистана на западе и достигает территории КНР из Хоргоса через Казахстан. В транзитных государствах существуют социальные, политические и религиозные различия, а также наблюдается опасность воздействия экстремистских религиозных или террористических сил, что напрямую влияет на энергетическую безопасность Китая и косвенно - на стабильность страны. Беспорядки в Судане и Ливии (с 2009 по 2012 г.), эскалация иранского ядерного кризиса свидетельствуют о необходимости открытия новых источников энергии. Арктика - крупнейшее в мире хранилище ресурсов. Участие в строительстве арктических маршрутов и развитии энергетики может обеспечить устойчивость социальной экономики Китая.

Фонд Шелкового пути (КНР) и компания «Новатэк» (РФ) подписали рамочное соглашение о покупке 9,9 % капитала интеграционного проекта «Ямал LNG». С 2015 г. более 60 % модулей для его реализации было перевезено через Берингов пролив и Северо-Восточный проход Арктики. Ямал стал новым зарубежным поставщиком энергоресурсов в Китай, что снизило риск транспортировки через Малаккский пролив, Панамский канал, сомалийские воды и Суэцкий канал.

К настоящему времени КНР совершила 11 научных экспеди-ций в Арктику. В 2017 г. китайские специалисты впервые пересекли Центральный проход, прошли по Северо--Западному проходу, заложив основу для развития и использования арктических маршрутов и строения Северного морского пути. Однако исследование части морской акватории не может удовлетворить потребности государства. Китай должен реализовывать всестороннее сотрудничество с арктическими странами. Россия обладает богатым опытом, передовыми технологиями и оборудованием для осуществления научных исследований в данном регионе. Взаимодействие КНР и РФ в этом аспекте имеет широкие перспективы.

Китаю следует развивать двустороннее сотрудничество в рамках использования арктических путей, что может принести взаимную выгоду государствам. Например, увеличение объемов экспорта ресурсов в КНР из стран Северной Европы и России может позитивно воздействовать на их экономическую структуру. Новый экономический пояс будет сформирован вокруг арктических маршрутов, и строительство инфраструктуры в России, Норвегии, Исландии и других арктических странах обеспечит широкие возможности для китайских инвесторов. Нормализация навигации по этим проходам сократит дальность плавания между Европой и Северо-Восточной Азией, а экономия средств поможет стабилизировать вложения Европы в КНР и поддержать устойчивость общей торговли.

Арктическое направление имеет большую значимость не только для региона непосредственно, его перспективы вызывают широкий международный интерес. В эпоху глобализации использование северных маршрутов и освоение местных ресурсов выходят далеко за рамки территории. Реагирование на изменение климата и защита окружающей среды Арктики - область общей ответственности мирового сообщества. Государства, не имеющие границы с анализируемой территорией, демонстрируют разумную заинтересованность в освоении региона и несут ответственность за совместное международное управление Арктикой.

Стоит отметить, что участие неарктических стран в решении вопросов освоения региона отличается ограничительным характером. Согласно установленным правилам, «решения на всех уровнях в Арктическом совете являются исключительным правом и ответственностью

восьми арктических стран с привлечением постоянных участников. <...> В то время как основная роль наблюдателей заключается в наблюдении за работой Арктического совета, наблюдатели должны продолжать вносить соответствующий вклад посредством своего участия в Арктическом совете, прежде всего на уровне рабочих групп» [8]. Очевидно, что обозначенные нормы, с одной стороны, ограничивают участие неарктических государств в процессе принятия решений по вопросам управления Арктикой, с другой - поощряют развивать науку и технологии, осуществлять обмен информацией и знаниями, охрану и мониторинг окружающей среды, совершенствовать инфраструктуру и увеличивать капиталовложения.

В 2013 г. Китай стал официальным наблюдателем Арктического совета. При действующей организационной структуре данного объединения КНР сталкивается с ограничениями прав. В таких условиях Китаю следует проводить международные консультации и развивать сотрудничество по вопросам, связанным с полномасштабным открытием арктических маршрутов для активизации торговли с арктическими государствами и другими геополитически и геоэкономически заинтересованными странами, а также для реализации дружественного политического взаимодействия. Это способствует будущему развитию Арктики, решению текущих проблем и формулированию стратегии реагирования, что обеспечит усиление голоса Китая в Арктическом совете.

Страны всего мира никогда не прекращали исследования Арктики. С момента реализации сезонной навигации по арктическим путям они получили новый толчок. После предложения в 2017 г. Китаем и Россией проекта Ледового шелкового пути в январе 2018 г. пресс-служба Госсовета КНР опубликовала Белую книгу по Арктической политике КНР. В ней изложены позиции государства по использованию ресурсов региона в законном и рациональном порядке, а также обозначены интересы в развитии арктических судоходных маршрутов, проявляющиеся в сотрудничестве со всеми сторонами в создании нового водного пути. Власти КНР мотивируют предприятия к участию в возведении инфраструктуры для этих маршрутов посредством организации коммерческих пробных рейсов в целях становления их законной и упорядоченной эксплуатации [9].

Строительство Ледового шелкового пути является дополнением стратегии «Один пояс -один путь». Данная инициатива обеспечивает возможность проводить собственные исследования, но при этом КНР сталкивается с политическими препятствиями и технологическими проблемами, поскольку у стран, заинтересованных в пользовании ресурсами Арктики, есть опасения относительно движения китайских судов по арктическим маршрутам. Кроме того, полярная морская промышленность Китая нуждается в совершенствовании. Дипломатические отношения, касающиеся судоходства по Северо-Восточному проходу, отличаются сложностью, порты устарели, наблюдаются недостаточная открытость путей, а также дефицит научных знаний в области полярной морской науки и техники [10, с. 80, 82, 84].

Как официальный наблюдатель Арктического совета Китай должен придерживаться четырех основных принципов - уважения, сотрудничества, беспроигрышного результата и стабильности, для того чтобы иметь возможность влиять на ситуацию [11]. С учетом особого климата и политического аспекта управления водными маршрутами участие КНР в строительстве инфраструктуры Арктики должно осуществляться на государственном уровне. Необходимо укреплять взаимовыгодные отношения с арктическими странами, реализовывать инвестиционные проекты в области энергетики, возведения портов и железных дорог, обеспечивать экологическую устойчивость окружающей среды, чтобы вносить практический вклад в коммерческую эксплуатацию арктических путей и экономическое развитие региона, а также иметь доступ к беспрепятственному круглогодичному использованию полярных маршрутов.

Ссылки:

1. Судно Yong Sheng компании COSCO отправилось в плавание по ТСМП [Электронный ресурс] // Корабли.eu. 2013. 9 авг. URL: http://www.korabli.eu/blogs/novosti/morskie-novosti/sudno-kompanii-cosco (дата обращения: 05.01.2020).

2. Китайское торговое судно Yong Sheng успешно преодолело Северо-Восточный проход Арктики [Электронный ресурс] // Центральная народная радиовещательная станция. 2019. 25 апр. URL: http://china.cnr.cn/gdgg/201309/t20130916_513610956.shtml (дата обращения: 22.06.2019). На кит. яз.

3. Специальный перевозчик COSCO Shipping в этом году успешно завершил свою навигационную миссию в СевероВосточном проходе [Электронный ресурс] // China Ocean Shipping. 2019. 11 окт. URL: https://www.sohu.com/a/346345211_120058948 (дата обращения: 05.01.2020). На кит. яз.

4. Все 5 судов COSCO Shipping Special Transport Company прошли Северо-Восточный проход Арктики [Электронный ресурс] // Шанхайский международный центр исследований морской информации. 2017. 25 сент. URL: http://www.simic.net.cn/news_show.php?id=201865 (дата обращения: 05.01.2020). На кит. яз.

5. «Три сестры льда и снега» собираются, чтобы отправиться в Арктику в 2018 г. [Электронный ресурс] // Центр новостей Китайского агентства новостей водного транспорта. 2018. 25 июня. URL: http://www.zgsyb.com/news.html?aid=25620 (дата обращения: 05.01.2020). На кит. яз.

6. Специальный перевозчик COSCO Shipping ...

7. Ли Чжэнфу, Ван Венья, Чжу Цзин. Роль арктических воздушных маршрутов в стратегии Китая «Один пояс - один путь» // Азиатско-Тихоокеанская экономика. 2015. № 3. С. 34-39. На кит. яз.

8. Роль наблюдателей в Арктическом совете [Электронный ресурс] // Арктический совет. URL: https://arctic-coun-cil.org/ru/about/observers (дата обращения: 05.01.2020).

9. Белая книга «Арктическая политика Китая» [Электронный ресурс] : от 26 янв. 2018 г. // Сайт Информационного бюро Госсовета КНР. 2018. URL: http://www.scio.gov.cn/zfbps/32832/Document/1618203/1618203.htm (дата обращения: 05.01.2020). На кит. яз.

10. Ли Чжэньфу, Дин Чаоцзюнь. Изучение вопроса о сотрудничестве России и Китая в совместном освоении Северного морского пути // Академический журнал по исследовании России. 2018. № 8. С. 65-86. На кит. яз.

11. China's COSCO Shipping Company Expands Activities on Northern Sea Route [Электронный ресурс] // High North News. 2016. Sept. 30. URL: https://www.highnorthnews.com/en/chinas-cosco-shipping-company-expands-activities-northern-sea-route (дата обращения: 05.01.2020).

Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Мельников Евгений Вячеславович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.