Научная статья на тему 'Использование качественных методов в исследовании семейно-родовой социальной памяти сибиряков'

Использование качественных методов в исследовании семейно-родовой социальной памяти сибиряков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ТРАВМА / FAMILY PATRIMONIAL SOCIAL MEMORY / A WELFARE TRAUMA / QUALITATIVE RESEARCHES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Логунова Лариса Юрьевна

Исследование семейно-родовой памяти требует особого подхода, который предполагает использование качественной методологии. Результатами исследования глубинных процессов передачи социального опыта младшим поколениям явилось построение инвариантности жизненных судеб на основе изучения семейных историй сибиряков. В памяти старшего поколения сохранились события переселения, процессов коллективизации, социальной де-привации, сформирован богатый опыт выживания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of qualitative methods in research of family patrimonial social memory of Siberians

Research of family patrimonial memory requires the special approach which assumes the use of qualitative methodology. The results of research of deep processes of transfer of social experience to younger generations was construction of invariance of vital collisions on the basis of studying family histories of Siberians. In memory of the senior generation events of resettlement, processes of collectivization, social reprisals is kept, the wide experience of a survival is generated.

Текст научной работы на тему «Использование качественных методов в исследовании семейно-родовой социальной памяти сибиряков»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №5 (81) 2009

УДК 316.356.2 л. Ю. ЛОГУНОВА

Кемеровский государственный университет

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЧЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ СЕМЕЙНО-РОДОВОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПАМЯТИ СИБИРЯКОВ

Исследование семейно-родовой памяти требует особого подхода, который предполагает использование качественной методологии. Результатами исследования глубинных процессов передачи социального опыта младшим поколениям явилось построение инвариантности жизненных судеб на основе изучения семейных историй сибиряков. В памяти старшего поколения сохранились события переселения, процессов коллективизации, социальной депривации, сформирован богатый опыт выживания.

Ключевые слова: семейно-родовая социальная память, социально-культурная травма,

Непредсказуемые траектории мобильности классов и социальных групп и осознание акторами жизненных ситуаций получили научное осмысление в российской качественной социологии. Семейнородовая социальная память сибиряков исследована нами с применением техники восстановления историй сибирских семей. Семейная территория, на которой разворачиваются события повседневности, локализовала пространственную характеристику социальной семейной памяти, определила социально-историческую «привязку». Мы стремились понять процессы формирования и трансляции социальной памяти семей, запечатлевшей политические события региона, проводили сравнение судеб нескольких поколений сибиряков. Родовая организация — это как система взаимодействия нескольких поколений в процессе трансляции семейно-родовой памяти и передачи семейного капитала в условиях, типичных для сибиряков ситуаций (переселение, коллективизация, военные годы, современная ситуация). Нами анализировались инвариантность жизненных практик, процессы социальной мобильности, реакции разных социальных и этнических групп на акты социальной депривации родственников, процессы совладания с социокультурной травмой, механизмы передачи традиций, социокультурного опыта, воплощение семейных сценариев в жизни потомков и т. п. Метод восстановления истории семьи комбинировался с методами социальной генеалогии: родословные таблицы и геносоциограммы наглядно демонстрировали, как решали жизненные задачи предшествующие поколения и как их выбор отразился на судьбах потомков. Нами были исследованы жизненные коллизии сибирских родов, записанные со слов людей — носителей в памяти живой истории сибирского региона в конце XIX— начале ХХ вв. Исследование проводилось в городах Кузбасса и Томской области (2001 — 2007 гг.). Эмпирические данные составляют около 600 историй семей, проживающих на протяжении нескольких поколений в Сибири. Каждая история содержала информацию о судьбах семей боковых родственных линий, в целом истории затронули судьбы 1609 человек.

Техническую помощь оказывали студенты Кемеровского государственного университета культуры и Кемеровского государственного университета. Они выполняли функции интервьюеров. Будучи наслед-

никами капитала семейной памяти, работая с памятью прародителей, они имели возможность осознать семейный сценарий, выбрать направление развития новых сценариев жизни рода.

Определяя границы выборки, мы учли возможность формирования ее не с точки зрения репрезентативности (принимая во внимание сложности технического и методического характера). Мы рассматривали аспекты, характеристики, особенности исследуемого нами явления: жизненные ситуации, адаптивные реакции людей в новых жизненных условиях, связанных с переселенческими событиями. Транскрипты систематизированы после формирования групп типичных ситуаций на категории по степени «компетентности» героев.

1. Ключевые истории, содержат уникальные данные о жизни нескольких поколений с подробным описанием особенностей переселения, адаптивных практик в Сибири, осмыслением понимания событийного ряда (28 % выборки). В текстах этой категории хорошо просматривается связка: «память о событии — рефлексия». Информантами, как правило, являются потомки коренных сибиряков, «поздние переселенцы», группы, депортированные по этническому признаку, глубина памяти которых охватывала 5 поколений. Это «ведущая партия в хоре», герои историй — компетентные хранители социальной памяти сибирской территориальной общности.

2. «Обычные» истории рассказывали носители типичных характеристик семейно-родовой памяти. Для этих историй характерно конспективное изложение, перечисляются события, но их рефлексия практически отсутствует, глубина памяти — не более 3 поколений (35 %). В судьбах последующих поколений информантов этой категории воспроизводятся банальные жизненные сценарии. Это базовые («альтовые») истории, из которых формировались основные варианты повседневных практик сибиряков.

3. Истории «новой волны переселения», связанной с событиями депортации военного периода или профессиональных мигрантов 1950-1960- х гг. Их социальная память не отличается глубиной, стиль изложения событий упрощен (37 %).

Один из критериев систематизации выборки -память о характеристиках предков к началу ХХ в. Она рассмотрена с двух позиций:

— память о социальном происхождении: крестьяне трех категорий (зажиточные — 23 %, «середняки», спасавшиеся от голода и малоземелья — 39 %, батраки — 7 %), которые составили основную массу героев историй; государственные служащие, чиновники — 9 %; рабочие — 7 %; дворяне — 6 %; купцы, коммерсанты — 6 %; священнослужители — 3 %;

— этической принадлежности: русские (56 %), украинцы (12 %), белорусы — 25 (8 %), поляки — 24 (8 %), немцы — 16 (5%), мордва (4 %), эстонцы, латыши, финны (3 %), иные (3 %), ситуация не ясна (1 %).

Стиль изложения историй продиктовал следующий вид систематизации материала по типам историй в порядке убывания количественных характеристик групп: 1) женские (рассказанные представительницами старшего поколения); 2) мужские (рассказанные мужчинами или женщинами о судьбах мужчин рода); 3) типичные (повторяющиеся по сюжетам, в том числе во всех поколениях); 4) жалостливые (повествующие о трудностях жизненного пути, трагических ситуациях, эмоционально-напряженные истории); 5) «обычные» (в них подчеркивается, что семья «ничем не примечательна», рассказ лишен эмоциональной окраски, все уникальные жизненные ситуации тщательно убраны из транскрипта); 6) героические (истории о подвигах, количестве наград и семейных достижений); 7) «любящие» (отличаются теплыми красками в описании родственников, с обилием уменьшительно-ласкательных суффиксов); 8) истории-отчеты (о рождении детей и получении ими образования); 9) истории болезней (о страданиях родственников и причинах смертей, являют собой интересный материал о родовых заболеваниях, передаваемых с помощью включения механизма действия семейных сценариев); 10) уникальные (истории не поддавались типизации, сюжеты и события не повторялись ни в одном поколении).

Социальная память определила отношение респондентов к социально-политическим событиям в Сибири в зависимости от принадлежности их к тому или иному поколению. С этой позиции истории типизировались по возрасту информантов, принадлежащих к определенным эпохам развития общества.

1. Информанты, рожденные до 1920-х гг. Это самая малочисленная категория (около 10 % от количества респондентов). Они сохранили в памяти события, связанные с раскулачиванием и депривацией, в их историях чаще всего встречаются негативные оценки послереволюционных событий, которые пожилая рес-пондентка определила кратко и емко: «Годы были проклятые».

2. Информанты, рожденные в 20-е гг. ХХ в. Это единственное истинно советское поколение, воспринявшее новые смыслы в юности. Их восприятие реальности особенно ценно: они пограничники между отцами, познавшими трагедию раскулачивания, и их детьми, которые познают трагедию военного детства. События, связанные с молодостью людей, как правило, окрашиваются в яркие, оптимистические краски. Информанты этой категории говорят о своей молодости и о военных подвигах, затушевывая тяготы, связанные со становлением колхозных хозяйств. Их судьбы впитали в себя «боль перехода». Люди, рожденные в 30-е гг. ХХ века, склонны более нейтрально и позитивно характеризовать события предвоенных лет.

3. «Околовоенная» генерация людей, рожденных в конце 1930—1950-х гг. воспитана на принципах коммунистической идеологии. Эти респонденты оценивают опыт старших поколений с позиций доперестроечных ценностей: любовь к труду, недоверие к бога-

той жизни, долг по отношению к коллективу и государству. Информация, полученная от этой самой представительной категории респондентов (более 70 %), — сухая, конспективная, лишенная эмоций и подробностей. Формула рассказа, характерная для этой категории: «Жили, как все, ничего особенного». О жизни своих прародителей они практически не вспоминают, ссылаясь на отсутствие документов или плохую память. Родительский отказ от опыта предков затруднил доступ к семейно-родовой памяти дедов, сократил длительность и глубину памяти. В сознании этих людей закрепилась травма военного детства (отсутствие отцов, ранний труд, непосильный для ребенка, голод, прозябание от холода в нищенской одежде).

4. Поколение «шестидесятников» считают «потерянным». Идеологические постулаты, воспринятые ими в юности, оказались нежизнеспособными в новое время. Выжили и быстро адаптировались к новым идеологическим установкам те, кто в меньшей степени разделял ценности развитого социализма. Эти люди первыми осознали, что такое безработица, задержка зарплаты, невостребованность их социального и профессионального опыта. Среди героев семейных историй это поколение дает наибольший процент алкоголиков, фактов мужской смертности вследствие болезней, разводов, проблем с рождением детей, суицида. Слабые адаптивные возможности, неспособность в новых условиях актуализировать мужские качества главы семьи (опора и защита) проявили мужчины. Это дети поколения, выросшего без отцов, они не помнят своих дедов, погибших на войне, им никто не передал опыт поведения главы семьи в кризисных ситуациях. Женщины продемонстрировали высокую степень ситуативности, вытеснили мужчин с территории «добытчиков», начав приносить в дом больше, чем мужчины, материальных средств, завладели авторитетом у детей, что подтолкнуло мужчин к разным формам самоустранения. Респонденты этой категории чаще рассказывают о своих дедах и прадедах, восстанавливая в памяти события «золотого века» жизни сибирского крестьянства дореволюционного периода.

5. Информанты разных поколений этнических немцев, перемещенные в Сибирь на основании Указа Президиума Верховного Совета от 28 августа 1941 г. из Поволжья. В памяти сохранилось неприязненное отношение к себе со стороны местного населения, которые относились к ним, как к «фашистам». Имели место случаи обострения, вызванные первыми «похоронками» с фронта. В ситуации насильственного перемещения люди испытали «культурный шок». Это было особенно болезненным в ситуации военных действий, незнания языка, кризиса идентичности. В семейно-родовой памяти депортированных он зафиксировался как серьезная коллективная травма.

На основе данных видов систематизации истории нами были сгруппированы типичные ситуации и типичные описания (рефлексии), которые легли в основу дальнейших этапов обработки информации о семейно-родовой памяти сибиряков и интерпретации эмпирического материала.

ЛОГУНОВА Лариса Юрьевна, кандидат социологических наук, доцент, докторант кафедры социологических наук.

E-mail: vinsky888@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.02.2009 г.

© Л. Ю. Логунова

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (81) 2009 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.