Научная статья на тему 'Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке'

Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
английский язык / монологическая речь / изобразительная наглядность / старшие дошкольники / методика раннего обучения английскому языку / the English language / monologue speech / visualization / senior preschoolers / teaching English to young learners

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольга Вадимовна Малова, Диана Геннадьевна Лаврова

Статья посвящена исследованию особенностей формирования умений в построении монологической речи на английском языке у детей старшего дошкольного возраста с использованием изобразительной наглядности. В ходе исследования были изучены мнения разных авторов о понятии «изобразительная наглядность», выделены средства изобразительной наглядности, которые могут использоваться при обучении монологу: рисунки, выполненные учителем и детьми, иллюстрации, фотографии, репродукции картин. Тщательно рассмотрены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, а именно виды монологической речи, которыми овладевают дети на родном (русском) языке: 1) повествование; 2) описание; 3) контаминация (смешанный текст, например, повествование, которое дополняется подробными описаниями); 4) рассуждение. Представлено речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (5, 6 и 7 лет), согласно комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Бабаева и др. 2019, 134). Рассмотрены динамика развития, а также особенности построения детьми монолога-описания на родном (русском) языке: 1) старшие дошкольники нарушают порядок перечисления признаков предмета; 2) детям сложно самостоятельно начать и закончить свое высказывание; 3) некоторые дети описывают объекты с помощью номинативных предложений (Бизикова 2014, 31). Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, именно изобразительная наглядность может выступать в качестве опоры для построения монологического высказывания на английском языке в логической последовательности для детей данной возрастной категории. Нами были выделены критерии отбора изобразительной наглядности для обучения дошкольников монологической речи, а также представлены особенности использования результатов творческой деятельности детей в обучении английскому языку. В исследовании рассмотрены этапы работы над монологом И. В. Вронской, на основе которых разработана методика использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке, а также представлен алгоритм работы по обучению старших дошкольников монологической речи на английском языке с использованием наглядности по теме “Farm Animals”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ольга Вадимовна Малова, Диана Геннадьевна Лаврова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The usage of visual materials in the formation of senior preschoolers’ monologue skills in English

The article is devoted to the development of senior preschoolers’ monologue skills in the English language with the usage of visualization. We thoroughly examine the term visualization and identify visual materials that can be used in the development of monologue skills: teacher’s and preschoolers’ drawings, illustrations, photos and paintings. The article describes age characteristics and types of monologue speech acquired by preschoolers in their native language (Russian): (1) narration; (2) description; (3) contamination (a mixed type; for instance, narration with detailed description); and (4) reasoning. Speech development of senior preschoolers is analyzed according to the Childhood Integrated Educational Preschool Programme (Babaeva et al. 2019, 134). We explore the dynamics of speech development and highlight characteristic features in the structure of descriptive monologues produced by young learners: (1) senior preschoolers make mistakes in the logical order, (2) struggle to start and finish the monologue independently without the teacher’s prompts and (3) use nominative sentences to describe objects (Bizikova 2014, 31). Teachers can use visualization with young learners as a support tool helping them to produce logically structured monologue speech in English. In this article, we suggest the criteria for selection of visual materials and investigate application of children’s creative work in the development of their monologue speech skills. The research paper examines the stages of work on a monologue developed by I. V. Vronskaya. Using Vronskaya’s theory as the basis, we develop the methodology of using visualization in the development of senior preschoolers’ monologue skills in English and outline the algorithm of teaching preschoolers English monologue speech with the help of visual materials on the topic Farm Animals.

Текст научной работы на тему «Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке»

Комплексные исследования детства, 2023, т. 5, № 3 Comprehensive Child Studies, 2023, vol. 5, no. 3 _www.kid-journal.ru

N Check for updates

УДК 612.821; 37.02

Статьи

EDN EILEHX

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-183-194

Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке

О. В. Маловаш, Д. Г. Лаврова2

1 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48 : Вторая Санкт-Петербургская гимназия, 190031, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Казанская, д. 48А

Аннотация. Статья посвящена исследованию особенностей формирования умений в построении монологической речи на английском языке у детей старшего дошкольного возраста с использованием изобразительной наглядности. В ходе исследования были изучены мнения разных авторов о понятии «изобразительная наглядность», выделены средства изобразительной наглядности, которые могут использоваться при обучении монологу: рисунки, выполненные учителем и детьми, иллюстрации, фотографии, репродукции картин.

Тщательно рассмотрены возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, а именно виды монологической речи, которыми овладевают дети на родном (русском) языке: 1) повествование; 2) описание; 3) контаминация (смешанный текст, например, повествование, которое дополняется подробными описаниями); 4) рассуждение. Представлено речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (5, 6 и 7 лет), согласно комплексной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Бабаева и др. 2019, 134). Рассмотрены динамика развития, а также особенности построения детьми монолога-описания на родном (русском) языке: 1) старшие дошкольники нарушают порядок перечисления признаков предмета; 2) детям сложно самостоятельно начать и закончить свое высказывание; 3) некоторые дети описывают объекты с помощью номинативных предложений (Бизикова 2014, 31). Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, именно изобразительная наглядность может выступать в качестве опоры для построения монологического высказывания на английском языке в логической последовательности для детей данной возрастной категории. Нами были выделены критерии отбора изобразительной наглядности для обучения дошкольников монологической речи, а также представлены особенности использования результатов творческой деятельности детей в обучении английскому языку.

В исследовании рассмотрены этапы работы над монологом И. В. Вронской, на основе которых разработана методика использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке, а также представлен алгоритм работы по обучению старших дошкольников монологической речи на английском языке с использованием наглядности по теме "Farm Animals".

Сведения об авторах

Ольга Вадимовна Малова, SPIN-код: 8719-6095, ORCID: 0000-0001-9698-9447, e-mail: malova olga@inbox.ru Диана Геннадьевна Лаврова, e-mail: lavrova-diana@inb ox.ru Для цитирования: Малова, О. В., Лаврова, Д. Г. (2023) Использование изобразительной наглядности при формировании монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке. Комплексные исследования детства, т. 5, № 3, с. 183-194. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-183-194 EDN EILEHX

Получена 5 июля 2023; прошла рецензирование 25 июля 2023; принята 26 июля 2023.

Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © О. В. Малова, Д. Г. Лаврова (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Ключевые слова: английский язык, монологическая речь, изобразительная наглядность, старшие дошкольники, методика раннего обучения английскому языку

The usage of visual materials in the formation of senior preschoolers' monologue skills in English

O. V. Malova™ D. G. Lavrova2

1 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia

2 The Second Saint Petersburg Gymnasium, 48A Kazanskaya Str., Saint Petersburg 190031, Russia

Abstract. The article is devoted to the development of senior preschoolers' monologue skills in the English language with the usage of visualization. We thoroughly examine the term visualization and identify visual materials that can be used in the development of monologue skills: teacher's and preschoolers' drawings, illustrations, photos and paintings. The article describes age characteristics and types of monologue speech acquired by preschoolers in their native language (Russian): (1) narration; (2) description; (3) contamination (a mixed type; for instance, narration with detailed description); and (4) reasoning. Speech development of senior preschoolers is analyzed according to the Childhood Integrated Educational Preschool Programme (Babaeva et al. 2019, 134). We explore the dynamics of speech development and highlight characteristic features in the structure of descriptive monologues produced by young learners: (1) senior preschoolers make mistakes in the logical order, (2) struggle to start and finish the monologue independently without the teacher's prompts and (3) use nominative sentences to describe objects (Bizikova 2014, 31).

Teachers can use visualization with young learners as a support tool helping them to produce logically structured monologue speech in English. In this article, we suggest the criteria for selection of visual materials and investigate application of children's creative work in the development of their monologue speech skills.

The research paper examines the stages of work on a monologue developed by I. V. Vronskaya. Using Vronskaya's theory as the basis, we develop the methodology of using visualization in the development of senior preschoolers' monologue skills in English and outline the algorithm of teaching preschoolers English monologue speech with the help of visual materials on the topic Farm Animals.

Authors

Olga V. Malova, SPIN-Kog: 8719-6095, ORCID: 0000-0001-9698-9447, e-mail: malova olga@inbox.ru

Diana G. Lavrova,

e-mail: lavrova-diana@inb ox.ru

For citation:

Malova, O. V., Lavrova, D. G. (2023) The usage of visual materials in the formation of senior preschoolers' monologue skills in English. Comprehensive Child Studies, vol. 5, no. 3, pp. 183-194. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2023-5-3-183-194 EDN EILEHX

Received 5 July 2023; reviewed 25 July 2023; accepted 26 July 2023.

Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © O. V. Malova, D. G. Lavrova (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Keywords: the English language, monologue speech, visualization, senior preschoolers, teaching English to young learners

Введение

Монологическая речь представляет собой сложный процесс построения связного высказывания, который вызывает сложности у всех возрастных категорий учащихся. На занятиях по английскому языку в ДОО мы, безусловно, не можем ожидать от старших дошкольников полноценного монологического высказывания текстового уровня на английском языке, но монолог на уровне сверхфразового единства доступен детям. К сожалению, приумножение словарного запаса часто превалирует в образовательном процессе, и у детей не происходит развития умений в построении монолога. Это связано и с тем, что формирование монологических умений требует усилий и грамотного подхода педагога, к тому же некоторые старшие дошкольники испытывают трудности при формулировании мысли и составлении монолога даже на родном (русском) языке. Безусловно,

детям сложно усваивать лексический и грамматический материал, воспринимаемый на слух, вследствие этого у старших дошкольников не формируются речевые автоматизмы, обязательные для того, чтобы начать обучение монологической речи. Проблема заключается также в том, что ребенку нужно определить, какие слова и фразы он будет использовать в своем монологе, четко следовать последовательности изложения и помнить о нормах языка.

Решить проблему определения содержания монологического высказывания и последовательности его изложения может использование наглядности.

Понятие «изобразительная наглядность»

Принцип наглядности является базисным дидактическим принципом, реализация которого предполагает активизацию чувственного

восприятия. Отметим, что в современной дошкольной педагогике наглядность — помощник в организации сотворчества детей и педагога, активизации детской творческой деятельности (Гогоберидзе, Солнцева 2013, 347). Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин под неязыковой наглядностью понимают вид наглядности, противопоставляемый языковой наглядности, который в современной методике используется как средство повышения интереса к занятиям и их эффективности в целом (Азимов, Щукин 2009, 161). Можно сказать, что неязыковая наглядность, например изобразительная, вызывает у обучающихся желание говорить на английском языке.

Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич и соавторы под средствами изобразительной наглядности понимают разнообразные картины и их репродукции, рисунки, схемы, графики и диаграммы (Гальскова и др. 2018, 227). Следует подчеркнуть, что только этот авторский коллектив включает в список изобразительной наглядности схемы, графики и диаграммы. Ф. Ш. Мустафина, Е. В. Фаб-рикантова и соавторы считают, что данные средства относятся к знаково-символической наглядности. Они полагают, что изобразительная наглядность — это препарированные с учебной целью фрагменты и объекты действительности, к которым относятся рисунки, модели, муляжи, макеты (Фабрикантова и др. 2015, 18). Таким образом, данное определение подчеркивает, что исходя из цели деятельности, средства изобразительной наглядности перерабатываются и изменяются. Все авторы сходятся в том, что рисунки и картины являются средствами изобразительной наглядности, однако классификация Е. В. Фабрикантовой и соавторов отличается включением в список муляжей и макетов, хотя их нередко относят к объемной наглядности. О. А. Дроздова в отличие от других авторов подразделяет картинки на ситуативные, сюжетные и тематические и утверждает, что рисунки, созданные детьми, и флэш-карточки также являются средствами изобразительной наглядности (Дроздова 2010, 71). Ф. Ш. Мустафина считает, что изобразительная наглядность предполагает предъявление картинок, открыток, марок, кроки, этикеток, слайдов и репродукций картин (Мустафина 2016, 45). М. Кановская полагает, что наглядностью являются разнообразные экранные средства, например слайды презентаций (Кановская 2012, 12).

В век современных технологий нельзя не сказать об их использовании в обучении. Между тем, Н. В. Семенюченко и И. Б. Рыжкина убеждены, что мультимедийные презентации

являются обычными картинками, перенесенными на экран или монитор. По мнению авторов, точно такие же картинки использовали педагоги во все времена, поэтому нельзя говорить о том, что картинки на экране проектора — новые средства наглядности. Несмотря на большую распространенность применения мультимедийных презентаций, у этого средства наглядности есть недостатки. Авторы считают, что обучающийся во время показа педагогом презентации чаще всего является бездеятельным, его можно назвать лишь пассивным наблюдателем, поэтому Н. В. Семенюченко и И. Б. Рыжкина подчеркивают необходимость творчества, итогом которой может стать сделанная детьми работа (аппликация, коллаж, рисунок и т. д.). Такое средство изобразительной наглядности также может служить опорой для монологического высказывания (Семенюченко, Рыжкина 2016, 11). И. В. Вронская также считает, что с детьми разумно использовать самостоятельно выполненные рисунки, потому что рассказ о продукте собственной деятельности «делает речь дошкольников подлинно коммуникативной» (Вронская 2015, 203).

Таким образом, под средствами изобразительной наглядности мы будет понимать рисунки, выполненные детьми и педагогом, иллюстрации, фотографии, репродукции.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Рассмотрим возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Ключевым психическим процессом для нашей работы является речь, поэтому нам необходимо понимать, какими видами монологической речи дети владеют на родном (русском) языке и каков объем монологических высказываний, как и о чем они могут рассказывать в своих монологах. Если дети не знают, как описывать различные предметы и объекты по картинкам на родном (русском) языке, то они не смогут сделать этого и на английском.

В дошкольном возрасте дети овладевают четырьмя видами монологической речи на родном (русском) языке: 1) повествование; 2) описание; 3) контаминация (смешанный текст, например повествование, которое дополняется подробными описаниями); 4) рассуждение (Гогоберидзе, Солнцева 2013, 282). Количество предложений, которые старшие дошкольники могут произнести и составить, увеличивается с каждым годом их жизни. Рассмотрим динамику развития монолога-описания на родном

(русском) языке. В 5 лет дети составляют монологи-описания из 5 предложений, в 6 лет — из 7 предложений, в 7 — из 11 предложений (Бизикова 2014, 31). Обобщая вышесказанное, приходим к следующему выводу: учитель английского языка может проводить работу по обучению старших дошкольников монологу-описанию и монологу-повествованию, состоящим из 5 предложений.

Для того чтобы правильно спланировать процесс обучения дошкольников монологической речи на английском языке, определить вид и тему монологического высказывания учитель должен ознакомиться с содержанием образовательной области «Речевое развитие» комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (Бабаева и др. 2019, 134) (табл. 1).

Особое внимание в содержательной области «Речевое развитие» уделено пересказу текстов, построению монолога-описания и составлению монологических высказываний по картинкам. Следовательно, учитель английского языка может организовать пересказ детьми текста на репродуктивном уровне монологической речи и составление монолога-описания с опорой на изобразительную наглядность на репродук-тивно-продуктивном уровне монологической речи. При обучении детей монологу-описанию на английском языке учителю необходимо учитывать следующие особенности построения детьми монолога-описания на родном (русском) языке: 1) старшие дошкольники нарушают порядок перечисления признаков предмета; 2) детям сложно самостоятельно начать и закончить свое высказывание; 3) некоторые дети

Табл. 1. Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста (комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»)

Возраст

5-й год жизни 6-й год жизни 7-й год жизни

1) Составление монолога-описания из 5-6 предложений о предметах и объектах (по картинкам). 2) Самостоятельный пересказ знакомых литературных произведений (при пересказе дети не должны нарушать последовательность событий). 1) Составление монолога-повествования, а также монолога-описания о предметах, объектах и явлениях природы. 2) Составление монолога по плану или модели воспитателя. 3) Пересказ литературных произведений по ролям и по частям (дети учатся правильно передавать идею и содержание текста). 1) Составление монологов-описаний с использованием средств языковой выразительности. 2) Составление монолога-повествования по картинке и набору игрушек. 3) Составление монолога-контаминации (смешанный монолог, сочетающий описание и повествование). 4) Пересказ литературного произведения близко к тексту от лица литературного героя.

Table 1. Speech development of senior preschoolers (Childhood Integrated Educational Preschool Programme)

Age

5 years old 6 years old 7 years old

1) Children produce a monologue-description of 5-6 sentences about items and objects (based on pictures). 2) Children independently retell familiar literary texts (children should follow the sequence of events while retelling). 1) Children produce a monologue-narration and a monologue-description about natural objects and phenomena. 2) Children produce a monologue on a given topic according to the plan or the preschool teacher's sample text. 3) Children retell literary texts in parts and in the form of a role play (children learn to convey the idea of the text correctly). 1) Children produce monologues-descriptions using figures of speech. 2) Children produce a monologue-narration based on the pictures and sets of toys. 3) Children produce a mixed monologue (using the elements of description and narration). 4) Children retell a literary text in first person and in detail.

описывают объекты с помощью номинативных предложений (Бизикова 2014, 31).

Рассмотрим такой психический процесс как память. Она играет большую роль в обучении монологу, поскольку детям необходимо запомнить речевые образцы и сам монолог-образец. По мнению Р. С. Немова, процесс произвольного запоминания к 6-7 годам можно считать сформированным, поэтому дети в этом возрасте стремятся использовать логические связи в материале для его запоминания. В связи с этим при формировании монологических умений важно знать, что дети старшего дошкольного возраста способны поставить перед собой цель запомнить ту или иную информацию и осмысленно применять простые приемы и средства запоминания. Также Р. С. Немов считает, что механические повторения информации и активная умственная работа помогают старшим дошкольникам успешно ее запоминать (Немов 2007, 105-107). Однако Б. С. и Н. В. Волковы полагают, что дошкольники правильней повторяют и воспроизводят запоминаемый материал через 3-5 дней и даже вспоминают его детали, а также лучше запоминают то, что было связано с деятельностью (группировка картинок) и имело эмоциональный характер (Волков, Волкова 2020, 167).

Ввиду того, что на репродуктивно-продук-тивном этапе обучения монологической речи на английском языке опорой для монологического высказывания выступают рисунки детей, для нас немаловажно, что творческие проявления дошкольников приобретают осознанность и направленность. Т. И. Бабаева и соавторы подтверждают этот факт и подчеркивают, что рисунки, созданные детьми старшего дошкольного возраста, становятся похожи на реальный предмет (Бабаева и др. 2019, 26).

Особенности использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке

Изобразительная наглядность в обучении монологу детей старшего дошкольного возраста выступает в качестве опоры для монологического высказывания и помогает дошкольникам воспроизводить необходимый текст, т. к. в них зашифрован смысл высказываний (Вронская 2015, 203). Дети дошкольного возраста не умеют читать на иностранном языке, поэтому мы не можем использовать опоры, представленные в письменной форме, например план

монолога, составленный в виде вопросов или основных мыслей текста.

Рассмотрим критерии отбора изобразительной наглядности, предложенные С. Н. Чижико-вой и А. Ю. Колесниковой: 1) соответствие возрасту, интересу и жизненному опыту обучающихся; 2) информативность (наглядность не может существовать в отрыве от изучаемой темы); 3) качество и эстетическое удовольствие; 4) реалистичность, достоверность; 5) актуальность (Чижикова, Колесникова 2020, 46). Т. А. Чистякова и соавторы выделяют следующие критерии отбора картинок: 1) картинки с изображением предмета не могут быть размером меньше 12 х 10 см; 2) большие тематические картины не должны быть перегружены изображением людей и предметов. Авторы особо подчеркивают, что педагог должен иметь несколько картинок на одну и ту же тему с различными вариантами предметов, людей и вариантов их занятий (Чистякова и др. 1964, 8).

И. А. Остапенко и Е. В. Магомедова определяют следующие требования для эффективного использования наглядности: 1) наглядность должна эффективно совмещаться с другими средствами или методами обучения, которые педагог применяет на занятии; 2) все обучающиеся должны хорошо видеть наглядность, демонстрируемую педагогом; 3) необходимо, чтобы учитель использовал наглядность по мере необходимости, поэтому картинки не рекомендуют развешивать до начала занятий; 4) важно учитывать, чтобы наглядность соответствовала цели и задачам обучения (Остапенко, Магомедова 2016).

На раннем этапе обучения наглядность должна четко передавать идею, суть и детали монолога. Например, при описании животных педагогу нужно найти картинки, которые изображают не только животных, но и их качества (большой, добрый, трусливый), место их обитания, любимую еду, действия, которые они совершают. Также на первом этапе работы над монологической речью особенно важно расположение картинок в логической последовательности, которая показывала бы глубинные смысловые вехи и производный материал (Вронская 2015, 203).

Таким образом, картинки в обучении монологической речи выполняют две функции:

1) программирование содержания высказывания;

2) программирование построения последовательности предложений в тексте. Н. Д. Гальскова, А. П. Василевич и соавторы отмечают, что еще одной функцией изобразительной наглядности является создание мотивации к говорению, так

как средства изобразительной наглядности, например репродукции картин и фотографии, вызывают определенные эмоции у обучающихся и выступают в качестве коммуникативного стимула (Гальскова и др. 2018, 226).

Согласно ФГОС ДОО в художественно-эстетической области должна происходить реализация самостоятельной творческой деятельности детей (Приказ Министерства образования и науки РФ... 2013, 8). Именно поэтому в обучение необходимо включать изобразительную деятельность, результатом которой станет рисунок, необходимый для создания речевой ситуации и использования его как опоры для составления монологического высказывания. По мнению Ю. А. Комаровой, интегративная связь между творческими видами деятельности и иностранным языком способствуют активизации речемыслительной деятельности и развитию художественных способностей посредством иностранного языка (Комарова 2016, 9). А. Ф. Баркова и О. А. Селивановская считают, что результатом интеграции рисования и английского языка может стать творческий проект,

связанный с организацией выставки рисунков (Баркова, Селивановская 2020, 31).

Н. А. Онищик выделяет следующие особенности использования результатов творческой деятельности детей в обучении английскому языку: 1) изобразительная деятельность и наглядность должны быть включены в игровую ситуацию; 2) языковой материал не должен становиться необязательным и лишним на занятии; 3) сам процесс творческой деятельности не должен быть очень сложным и утомительным, иначе освоение техники изобразительной деятельности займет время всего занятия (Онищик 2013, 55). Еще одной особенностью применения изобразительной деятельности и ее результатов, по мнению И. В. Вронской, является использование и усвоение дошкольниками определенного набора слов и речевых образцов (Вронская 2015, 297). Н. А. Онищик придерживается тех же взглядов и считает, что дети должны освоить названия предметов, материалов и действий (Онищик 2013, 54). Специфические группы слов, которые должны быть усвоены дошкольниками для использования собственных рисунков в качестве наглядности, представлены в таблице 2.

Табл. 2. Специфические группы слов (по И. В. Вронской, Н. А. Онищик)

Группа слов Примеры слов

Слова, обозначающие различные предметы Растения: деревья, цветы, трава. Постройки: дворец, дом, замок, ферма.

Геометрические фигуры Круг, треугольник, овал, квадрат.

Составляющие предметов Части растения: стебель, листья, корни. Части построек: стена, крыша, окно, дверь, пол, потолок.

Свойства и качества предметов Цвет: синий, зеленый, красный, желтый, серый, белый, черный, коричневый, оранжевый, розовый. Размер: маленький, большой. Форма: круглый, квадратный, овальный, треугольный.

Процессуальные действия Глаголы: рисовать, складывать, вырезать, намазать, приклеить.

Материалы Существительные: бумага, краски, клей, карандаш, ножницы, кисточка, стирательная резинка, фломастеры.

Речевые образцы, необходимые для выражения своего мнения Мне нравится... Я люблю. Я думаю.

Table 2. Specific groups of words (according to I. V. Vronskaya and N. А. Onishchik)

Group of words Examples of words

Words denoting various objects Plants: trees, flowers, grass. Buildings: palace, house, castle, farm.

Geometric shapes Circle, triangle, oval, square.

Parts of objects Parts of the plant: stem, leaves, roots. Parts of the buildings: wall, roof, window, door, floor, ceiling.

Qualities and properties of objects Colours: blue, green, red, yellow, grey, white, black, brown, orange, pink. Size: small, big. Shape: round, square, oval, triangular.

Actions Verbs: to draw, to fold, to cut, to smear, to glue.

Materials Nouns: paper, paints, glue, pencil, scissors, brush, rubber, markers.

Speech patterns which help to express personal opinion I like...; I love...; I think... .

Рассмотрев критерии отбора изобразительной наглядности для обучения монологической речи разных авторов, мы можем выделить общие критерии отбора изобразительной наглядности для обучения дошкольников монологической речи: 1) соответствие цели и задачам обучения (наглядность должна помогать запоминанию и воспроизведению монологического высказывания); 2) информативность содержания изобразительной наглядности; 3) учет возрастных особенностей и интересов детей дошкольного возраста; 4) реалистичное изображение людей, животных и других объектов. Важно понимать, что, выбирая любую изобразительную наглядность, необходимо определить, возможна ли активизация ранее усвоенных детьми лексических единиц, подходит ли эта наглядность к изучаемой теме. Таким образом, к особенностям использования изобразительной наглядности можно отнести учет критериев отбора

наглядности, включение педагогом наглядности в увлекательные ситуации общения и демонстрация наглядности, организованная так, чтобы дети понимали логическую последовательность монолога.

Методика использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке

При обучении дошкольников монологической речи И. В. Вронская рассматривает два этапа работы над монологом, которые отличаются уровнем развития монологических умений: этап № 1 (репродуктивный) и этап № 2 (репродуктивно-продуктивный и продуктивный). Кроме того, автор выделяет подготовительный этап, на котором формируются речевые автоматизмы,

способствующие созданию условий для использования лексического и грамматического материала в речи, а также происходит обучение видоизменению одного предложения и соединению двух различных по структуре предложений (Вронская 2015, 206).

На основе этапов работы над монологом И. В. Вронской нами была разработана методика использования изобразительной наглядности при обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке (табл. 3).

Табл. 3. Алгоритм работы по обучению старших дошкольников монологической речи на английском языке

с использованием наглядности по теме «Farm Animals»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап работы Упражнения и действия педагога

Подготовительный 1) Упражнения на лексико-грамматические преобразования. 2) Упражнения на комбинирование («Силуэт», «Отгадай животное», «Незаконченные рисунки», «Рисование животного»).

Этап 1. Репродуктивный уровень монологической речи 1) Изобразительная деятельность учителя с использованием алгоритмических схем (по методике Н. В. Шайдуровой). 2) Предъявление монолога-образца учителем с опорой на изобразительную наглядность (рисунок учителя): It is a... It is... (size). It is. (colour). It can. I like my. 3) Вопросно-ответные упражнения с опорой на средства изобразительной наглядности (рисунок учителя): What is it? Is it big or small? What colour is it? What can it do? 4) Составление плана монолога-описания (упражнения «Лишние картинки», «Правильный порядок»). 5) Повторное предъявление монолога-образца учителем с опорой на изобразительную наглядность (рисунок учителя). 6) Воспроизведение в речи монологического высказывания старшими дошкольниками с опорой на изобразительную наглядность (рисунок учителя).

Этап 2. Репродуктивно-продуктив-ный и продуктивный уровень монологической речи 1) Изобразительная деятельность учителя и детей с использованием алгоритмических схем (по методике Н. В. Шайдуровой). 2) Предъявление монолога-образца учителем с опорой на изобразительную наглядность (рисунок учителя): It is a. It is. (size). It is. (colour). It can. I like my. 3) Вопросно-ответные упражнения с опорой на различные средства изобразительной наглядности (рисунок учителя, иллюстрации, фотографии, репродукции картин): What is it? Is it big or small? What colour is it? What can it do? 4) Составление плана монолога-образца (упражнение «Правильный порядок»). 5) Создание речевой ситуации и самостоятельные монологические высказывания детей с опорой на собственную изобразительную наглядность (рисунки детей).

Table 3. The algorithm of teaching preschoolers monologue speech in English with the help of visual materials

on the topic "Farm Animals"

Stage Exercises and teacher's actions

Warm-up 1) Exercises on lexical and grammatical transformations. 2) Sentences-combining exercises. ("The Shape', "Guess the Animal', "Unfinished Figures', and "Drawing Animals").

Stage 1. Reproductive level of monologue speech 1) The teacher's artistic activity with the use of algorithmic schemes (according to N.V. Shajdurova's methodology). 2) The teacher's presentation of a sample monologue supported by visualization (the teacher's drawing), "It is a ... It is ... (size). It is ... (colour). It can ... I like my ..." 3) Discussion with the use of visualization (the teacher's drawing), "What is it? Is it big or small? What colour is it? What can it do?" 4) Drafting of a descriptive monologue (exercises "The Extra Pictures" and "The Right Order"). 5) The teacher's second presentation of the sample monologue using visualization (the teacher's drawing). 6) Preschoolers' reproduction of the monologue with the help of visualization (the teacher's drawing).

Stage 2. Reproductive and productive levels of monologue speech 1) The teacher's and the preschoolers' artistic activities with the use of algorithmic schemes (according to N.V. Shajdurova's methodology). 2) The teacher's presentation of a sample monologue supported by visualization (the teacher's drawing), "It is a ... It is ... (size). It is ... (colour). It can ... I like my ..." 3) Discussion with the use of various visualization types (the teacher's drawing, illustrations, photos and paintings), "What is it? Is it big or small? What colour is it? What can it do?" 4) Drafting of a descriptive monologue ("The Right Order" exercise). 5) Role play of a speech situation where preschoolers produce the monologue with the help of visualization (preschoolers' drawings).

Формирование монологических умений детей старшего дошкольного возраста на английском языке осуществляется одновременно с их обучением рисованию домашних животных, которое проводится по алгоритмическим схемам Н. В. Шайдуровой (Шайдурова 2018). Таким образом, изобразительная наглядность используется на всех этапах работы над монологом. При этом на этапе № 1 (репродуктивный уровень монологической речи) учитель использует собственный рисунок для демонстрации монолога-образца и в качестве опоры для монологического

высказывания детей. На этапе № 2 (репродук-тивно-продуктивный, продуктивный) опорой выступают продукты творческой деятельности детей.

Заключение

Использование изобразительной наглядности в обучении старших дошкольников монологической речи на английском языке способствует облегчению процесса говорения и определения детьми содержания высказываний, потому что

в ней уже закодированы значения лексических единиц и речевых образцов. Включение изобразительной деятельности и создание атмосферы общения в процессе рисования поможет создать мотивирующую к говорению речевую ситуацию. Дети рассказывают о своих рисунках, высказывают свое отношение к изображенному, таким образом, их речь является подлинно коммуникативной.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Conflict of Interest

The authors declare that there is no conflict of interest, either existing or potential.

Соответствие принципам этики

Авторы заявляют о соответствии исследования этическим принципам.

Ethics Approval

The authors declare that the study complies with all applicable ethical principles.

Вклад авторов

О. В. Малова — научное руководство; разработка концепции, структурирование и доработка рукописи.

Д. Г. Лаврова — разработка концепции, методологии и инструментария исследования; статистическая обработка результатов; проведение исследования.

Author Contributions

O. V. Malova—research management; development of the research concept; structuring and revision of the manuscript.

D. G. Lavrova—development of the research concept, methodology and research tools; statistical processing of the results; data collection.

Литература

Азимов, Э. Г., Щукин, А. Н. (2009) Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: ИКАР, 448 с.

Бабаева, Т. И., Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. и др. (2019) Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство». СПб.: Детство-Пресс, 352 с.

Баркова, А. Ф., Селивановская, О. А. (2020) Использование метода предметного-языкового интегрированного обучения (CLIL) при обучении дошкольников английскому языку. Педагогика. Вопросы теории и практики, т. 5, № 1, с. 27-32. https://doi.org/10.30853/pedagogv.2020.1.5

Бизикова, О. А. (2014) Развитие монологической речи у дошкольников. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 235 с.

Волков, Б. С., Волкова, Н. В. (2020) Психология дошкольного возраста. 6-е изд. М.: КНОРУС, 270 с.

Вронская, И. В. (2015) Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 336 с.

Гальскова, Н. Д., Василевич, А. П., Коряковцева, Н. Ф., Акимова, Н. В. (2018) Основы методики обучения иностранным языкам. М.: КНОРУС, 390 с.

Гогоберидзе, А. Г., Солнцева, О. В. (2013) Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. СПб.: Питер, 464 с.

Дроздова, О. А. (2010) Предметно-образная наглядность в обучении младших школьников иноязычному ситуативно-обусловленному говорению. Вестник Томского государственного педагогического университета, № 2 (92), с. 70-73.

Кановская, М. Б. (сост.). (2012) Педагогика: конспект лекций. М.: АСТ, 160 с.

Комарова, Ю. А. (2016) Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование. М.: Русское слово, 160 с.

Мустафина, Ф. Ш. (2016) Методика обучения иностранным языкам и воспитания. 2-е изд. Уфа: Изд-во БГПУ им. М. Акмуллы, 294 с.

Немов, Р. С. (2007) Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования. 4-е изд. М.: Владос, 606 с.

Онищик, Н. А. (2013) Успешное обучение английскому языку детей 3-7 лет. Психологические аспекты его усвоения. СПб.: КАРО, 320 с.

Остапенко, И. А., Магомедова, Е. В. (2016) Дидактические требования к наглядным методам и их использованию в процессе педагогической практики. Научно-методический электронный журнал «Концепт», т. 23, с. 72-76.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 25.02.2023).

Семенюченко, Н. В., Рыжкина, И. Б. (2016) Коллаж как средство обучения иностранному языку: Методические

рекомендации. СПб.: КАРО, 240 с. Фабрикантова, Е. В., Полянская, Е. Е., Ильясова, Т. В. (2015) Технические средства в обучении и воспитании

детей дошкольного и младшего школьного возраста. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 56 с. Чижикова, C. Н., Колесникова, А. Ю. (2020) Использование иллюстративной наглядности при обучении говорению на иностранном языке. Евразийский Союз Ученых, № 4 (73), с. 43-48. https://www.doi. org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.9.73 Чистякова, Т. А., Чернушенко, Е. М., Солина, Г. И. (1964) Обучение иностранным языкам в детских садах. М.: Просвещение, 291 c.

Шайдурова, Н. В. (2018 ) Рисуем домашних птиц по алгоритмическим схемам (5-7 лет). СПб.: Детство-Пресс, 32 с.

References

Azimov, E. G., Shchukin, A. N. (2009) Novyjslovar'metodicheskikh terminov iponyatij (teoriya ipraktika obucheniya yazykam) [ The new dictionary of methodological terms and concepts (theory and practice of teaching languages)]. Moscow: IKAR Publ., 448 p. (In Russian) Babaeva, T. I., Gogoberidze, A. G., Solntseva, O. V. et al. (2019) Kompleksnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya "Detstvo" [Integrated educational preschool programme "Childhood"]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 352 p. (In Russian) Barkova, A. F., Selivanovskaya, O. A. (2020) Ispol'zovanie metoda predmetnogo-yazykovogo integrirovannogo obucheniya (CLIL) pri obuchenii doshkol'nikov anglijskomu yazyku [Using CLIL (Content and Language Integrated Learning) while teaching English to preschool children]. Pedagogika. Voprosy teoriiipraktiki — Pedagogy. Theory & Practice, vol. 5, no. 1, pp. 27-32. https://doi.org/10.30853/pedagogy.2020.1.5 (In Russian) Bizikova, O. A. (2014) Razvitie monologicheskoj rechi u doshkol'nikov [The preschoolers' development of monologue

speech]. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk State University Publ., 235 p. (In Russian) Chistyakova, T. A., Chernushenko, E. M., Solina, G. I. (1964) Obuchenie inostrannym yazykam v detskikh sadakh

[Teaching foreign languages in the kindergartens]. Moscow: Prosveshchenie Publ., 291 p. (In Russian) Chizhikova, S. N., Kolesnikova, A. Yu. (2020) Ispol'zovanie illyustrativnoj naglyadnosti pri obuchenii govoreniyu na inostrannom yazyke [The use of visual material in teaching speaking a foreign language]. Evrazijskij Soyuz Uchenykh, no. 4 (73), pp. 43-48. https://www.doi.org/10.31618/ESU.2413-9335.2020.9.73 (In Russian) Drozdova, O. A. (2010) Predmetno-obraznaya naglyadnost' v obuchenii mladshikh shkol'nikov inoyazychnomu situativno-obuslovlennomu govoreniyu [Visual imaginary aids in teaching primary school pupils foreign situational-conditioned speaking]. Vestnik Tomskogogosudarstvennogopedagogicheskogo universiteta — Tomsk State Pedagogical University Bulletin, no. 2 (92), pp. 70-73. (In Russian) Fabrikantova, E. V., Polyanskaya, E. E., Il'yasova, T. V. (2015) Tekhnicheskie sredstva v obuchenii i vospitanii detej doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta [Technical facilities in upbringing and teaching of preschoolers and elementary school children]. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University Publ., 56 p. (In Russian) Gal'skova, N. D., Vasilevich, A. P., Koryakovtseva, N. F., Akimova, N. V. (2018) Osnovy metodiki obucheniya inostrannym yazykam [The basics of teaching foreign languages]. Moscow: KNORUS Publ., 390 p. (In Russian) Gogoberidze, A. G., Solntseva, O. V. (2013) Doshkol'nayapedagogika s osnovami metodik vospitaniya i obucheniya [The preschoolers' pedagogy with the basics of upbringing and teaching]. Saint Petersburg: Piter Publ., 464 p. (In Russian)

Kanovskaya, M. B. (comp.). (2012) Pedagogika: konspekt lektsij [Pedagogy: Lecture notes]. Moscow: AST Publ., 160 p. (In Russian)

Komarova, Yu. A. (2016) Partsial'naya obrazovatel'naya programma "Anglijskij dlya doshkol'nikov" i tematicheskoe planirovanie [Partial educational programme "English for preschoolers" and thematic planning]. Moscow: Russkoe slovo Publ., 160 p. (In Russian) Mustafina, F. Sh. (2016) Metodika obucheniya inostrannym yazykam i vospitaniya [The methodology of teaching foreign languages]. 2nd ed. Ufa: Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla Publ., 294 p. (In Russian)

Nemov, R. S. (2007) Psikhologiya. V 3-kh kn. Kn. 2. Psikhologiya obrazovaniya [Psychology. In 3parts. Pt. 2: Psychology

of education]. 4th ed. Moscow: Vlados Publ., 606 p. (In Russian) Onishchik, N. A. (2013) Uspeshnoe obuchenie anglijskomu yazyku detej 3-7 let. Psikhologicheskie aspekty ego usvoeniya [A successful teaching of English to the children of 3-7 years old. The psychological aspects of its acquisition]. Saint Petersburg: KARO Publ., 320 p. (In Russian) Ostapenko, I. A., Magomedova, E. V. (2016) Didakticheskie trebovaniya k naglyadnym metodam i ikh ispol'zovaniyu v protsesse pedagogicheskoj praktiki [The didactic requirements to visual teaching methods and their usage during the pedagogical practice]. Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal "Kontsept" — Scientific and Methodological Electronic Journal "Koncept", vol. 23, pp. 72-76. (In Russian)

O. B. MaAOBa, 4- r. AaBpoBa

Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 (red. ot 21 yanvarya 2019 g.) "Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya"[Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 (ed. January 21, 2019) "On Approval of the Federal State Educational Standard of Preschool Education"]. [Online]. Available at: https://fgos.ru/ (accessed 25.02.2023). (In Russian) Semenyuchenko, N. V., Ryzhkina, I. B. (2016) Kollazh kak sredstvo obucheniya inostrannomu yazyku: Metodicheskie rekomendatsii [Collage as a training tool of teaching foreign languages: Methodological recommendations]. Saint Petersburg: KARO Publ., 240 p. (In English) Shajdurova, N. V. (2018) Risuem domashnikh ptits po algoritmicheskim skhemam (5-7 let) [Drawing of domestic birds by using of algorithmic schemes (5-7 y.o.): A study guide for kindergarten teachers]. Saint Petersburg: Detstvo-Press Publ., 32 p. (In Russian) Volkov, B. S., Volkova, N. V. (2020) Psikhologiya doshkol'nogo vozrasta [The psychology of preschoolers]. 6th ed.

Moscow: KNORUS Publ., 270 p. (In Russian) Vronskaya, I. V. (2015) Metodika rannego obucheniya anglijskomu yazyku [The methodology of teaching English to young learners]. Saint Petersburg: KARO Publ., 336 p. (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.