Научная статья на тему 'Использование исторического опыта при определении направлений развития предпринимательства в крупном промышленном городе'

Использование исторического опыта при определении направлений развития предпринимательства в крупном промышленном городе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Порохин Антон Владимирович, Чуркин Владимир Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As far as the creation and development of the market economics in Russian Federation is on its initial stage comparatively with highly developed countries it is offered to use the historical experience of these countries and Russia at determination of the trends of development of business in large industrial city as in one of the basic element of the economics of the country.

Текст научной работы на тему «Использование исторического опыта при определении направлений развития предпринимательства в крупном промышленном городе»

Продовольственная безопасность в системе национальной...

Таким образом, для последующего количественного анализа намеченной темы нами было обозначено четыре основных составляющих вопроса. Это - достаточное количество продуктов питания на рынке со свободным к ним доступом как для текущего потребления, так и для создания государственных оперативных и стратегических продовольственных резервов; цены продуктов питания, соответствующие покупательной способности большинства населения и разнообразие продуктов питания, соответствующее государственным медицинским нормам. Кроме того, необходимо проанализировать неиспользуемый запас производственных мощностей в агропромышленном комплексе, его количественное, качественное состояние и динамику изменения. Совокупность этих показателей, в случае их достаточной приближенности к реальным значениям, в сопоставлении с их пороговыми значениями, может представить нам относительно подлинное положение дел, связанных с продовольственной безопасностью нашего региона и наметить тот перечень областных мероприятий, который может понадобиться для обеспечения его достаточного уровня.

1. Сергеев Г.М. Безопасность региональная // Безопасность. 1994. № 1-2.

2. Власов Р.Г. Регион России: внутрирегиональная политика, устойчивое развитие и безопасность. Омск: ОмГУ, 1997. 208 с.

3. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности» // Российская газета. 1992. 6 мая.

4. Большой экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 1997. 864 с.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. 18-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1987. 797 с.

6. Закон Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // Российская газета. 2000. 10 января.

7. Торговая война эпохи глобализации // Российская бизнес-газета. 2002. 12 марта.

8. О государственной тайне. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 // Российская газета. 1993. 21 сентября.

9. О государственном материальном резерве. Закон Российской Федерации от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ // Российская газета. 1995. 17 января.

УДК 338.23:330.341.42

А.В. Порохин, В.Г. Чуркин

Новокузнецкий филиал-институт Кемеровского государственного университета

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КРУПНОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ГОРОДЕ

As far as the creation and development of the market economics in Russian Federation is on its initial stage comparatively with highly developed countries it is offered to use the historical experience of these countries and Russia at determination of the trends of development of business in large industrial city as in one of the basic element of the economics of the country.

I. Сущность и содержание предпринимательской деятельности.

Учёные различных отраслей знаний (экономисты, философы, социологи, правоведы и др.) по-разному трактуют содержание терминов «предпринимательство» и «предприниматель».

По Далю предпринимательство - это исполнение какого-то нового дела, совершение чего-то значительного [1]. Для американских учёных предпринимательство - рисковое дело (на свой страх и риск), связанное со стремлением сделать что-то новое и улучшить существующее. Западные учёные под предпринимательством понимают особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования; поиск новых возможностей, ориентация на инновации и умение привлекать и использовать ресурсы.

Питер Друкер (1964 г.) считает, что предпринимательство ни наука, ни искусство, а конкретная деятельность, практика, где знания - средство достижения цели. Йозеф Шумпетер (1934 г.) полагает,

© А.В. Порохин, В.Г. Чуркин, 2003

59

А.В. Порохин, В.Г. Чуркин

что предпринимательство не является профессией. Под предпринимательством он понимает осуществление новых комбинаций, комбинирование факторов производства, производство чего-то нового. Одно из первых определений предпринимателя даёт Ричард Кантильон (1725 г.). Он определяет его как человека, действующего в условиях риска. Адам Смит (1803 г.) полагал, что предпринимательство - это экономический риск, получение прибыли, а предприниматель - собственник капитала [2].

К. Макконнелл, С. Брю (1980-е гг.) полагают, что предпринимательство - особый вид деятельности, где происходит соединение ресурсов в единый процесс, где присутствуют новые технологии и новые формы бизнеса, а предприниматель - новатор, предлагающий новые товары и услуги [3]. С философской точки зрения предпринимательство - форма деловой романтики, особый настрой души, реализация присущих человеком потенций. Гражданский кодекс Российской Федерации (статья 2, пункт 1, 1994 г.) определяет предпринимательство как самостоятельную, осуществляемую на свой страх и риск деятельность, предполагающую систематическое получение прибыли.

В представленных определениях предпринимательства и предпринимателя не отмечена социальная ответственность, понимаемая как обязанность бизнеса способствовать благосостоянию общества. Несмотря на длительные разговоры о социальной ответственности, еще несколько лет назад установка подобных целей вызывала возражение у экономистов консервативного толка.

Так, известный американский экономист М. Фридмен утверждал, что у бизнеса не может быть иных целей, кроме получения прибыли, и в этом заключается его социальная ответственность, поскольку продуктивная работа отдельных фирм создает предпосылки для роста совокупного продукта общества, а значит, более высокого уровня жизни в стране. Сегодня общепризнано то, что предпринимательство должно благотворно воздействовать на общественную жизнь не только в узком смысле слова, т. е. увеличении возможностей для материального роста, но и в широком, соответствуя общепринятым общественным ценностям, обеспечивая общество качественными товарами и услугами, формируя благоприятную экологическую среду, принимая участие в решении острых социальных проблем и т. д.

Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7 Конституции РФ).

По мнению авторов данной статьи, под предпринимательством следует понимать различные виды социально-экономической деятельности (кроме запрещённой законодательством), осуществляемой рыночными субъектами на свой страх и риск, под свою ответственность посредством эффективного использования имеющихся ресурсов в целях удовлетворения отдельных граждан и общества в целом в товарах (работах, услугах), а также с целью получения прибыли (дохода) для собственного развития и обеспечения финансовых обязательств перед бюджетами всех уровней и другими хозяйствующими субъектами.

Предпринимательство также является одним из видов управленческой деятельности, а предприниматель должен получать вознаграждение в зависимости от того, какой результат достигнут от управленческой деятельности.

Предпринимательство также есть искусство, т. е. творческая деятельность, которая базируется на знаниях, умениях и навыках при осуществлении этой деятельности.

II. Ретроспектива основных факторов развития предпринимательства.

Можно выделить ряд факторов, влияющих на развитие предпринимательства, в зависимости от сложившихся условий развития экономики разных стран и России. Влияние данных факторов на формирование и развитие предпринимательства можно проследить на примере истории развития зарубежных стран и России.

Зарубежные страны.

В V-X вв. как таковое свободное предпринимательство отсутствовало, поскольку господство натурального хозяйства, эксплуатация крестьян, сосредоточение крупной феодальной собственности в одних руках способствовали формированию феодальной системы хозяйствования. При таком ведении хозяйства деятельность и свобода крестьян были ограничены, а феодалы не умели и не желали заниматься хозяйством.

Изменение в сфере материального производства, характер производственных сил, расширение внутреннего и внешнего рынков в XVI-XVII вв. послужило разложению феодальных отношений и зарождению капиталистических, и при этом получило своё развитие предпринимательство в добывающих отраслях экономики. Однако высокие налоги, цеховые ограничения сужают поле деятельности предпринимателей.

60

Использование исторического опыта при определении направлений...

Усовершенствования и изобретения приводят к увеличению производительности труда, появлению новых отраслей промышленности, углублению общественного разделения труда, к формированию специализации отдельных стран в отдельных видах хозяйственной деятельности. Поэтому происходит вытеснение мелкого предпринимательства крупным.

Конкуренция в XVIII в. явилась одним из движущих факторов развития предпринимательства. Если предприниматель вводит новую технику, то получает дополнительную прибыль, тот, кто отстаёт в техническом развитии, разоряется. Тем самым обеспечивается рыночное соперничество и происходит образование свободного рыночного предпринимательства. А промышленный переворот означал переход от ручного (мануфактурного) к машинному (фабричному) производству, в связи с чем происходит увеличение доли промышленного предпринимательства.

Индустриализация как следствие промышленного переворота вызвала высвобождение населения из сферы сельского хозяйства и привела к снижению стоимости рабочей силы. Происходит интенсивный процесс увеличения населения и рост городов. Большинство населения было занято в производственной сфере, доминировало крупное промышленное предпринимательство.

В эпоху свободной конкуренции (XIX в.) происходят кризисы сбыта или перепроизводства, связанные с неравномерностью воспроизводства основного капитала в промышленности. Масса произведённых товаров не находит платёжеспособного покупателя, складские запасы возрастают, заказы сокращаются, цены падают, снижаются потребление и инвестиции. Развитие предпринимательства происходит путём вмешательства государства в экономику.

С началом научно-технического прогресса в XIX в. в соответствии с возрастающей потребностью в инвестиционных продуктах ведущая роль в экономическом развитии перешла от лёгкой к тяжёлой промышленности, машиностроению, металлообработке и транспорту.

Для привлечения больших, долгосрочных капиталов создаются крупные акционерные общества, которые практикуют недобросовестную конкуренцию с мелкими предприятиями: демпинг, лишение сырья, сбыта, кредита. Вследствие этого происходит концентрация производства и образование монополий. Резко сокращается количество малых и средних предприятий и происходит образование монополий.

Очередной кризис перепроизводства в 1929 г. привёл к мировому кризису, начавшемуся в Америке и получившему впоследствии название «Великая депрессия». Разрешением кризиса в Америке стал «новый курс» Ф.Д. Рузвельта, а теоретической базой реформ - учение Дж. Кейнса о необходимости вмешательства государства в экономику.

После Второй мировой войны (1939-1945 гг.) развитие предпринимательства происходит в зарубежных странах по-разному. В Америке правительство осуществляет госрегулирование экономики посредством выдачи госзаказов, в Англии также происходит государственное вмешательство в экономику, а также обновление основного капитала, что вызывает скачок в развитии производства. В Германии и Англии происходит обновление капитала, но главная ставка в ходе реформ сделана на развитие малого и среднего бизнеса.

Объединение крупнейших производителей нефти в 1973 г. явилось причиной энергетического кризиса. Резко возросли цены на нефть, бензин, авиационное топливо, электроэнергию, услуги транспорта, увеличилась инфляция, сократилось производство, возросла безработица, следствием чего развитие крупного предпринимательства замедлилось.

Последствиями кризиса 1973 г. явилось решение многих стран о реструктуризации их экономики в сторону малого и среднего бизнеса. В 1980-х гг. на смену кейнсианской экономической политики приходит неолиберальная - монетаристская. В Америке и Англии сокращается государственное регулирование. В Германии в середине 1970-х гг. возрастает роль малого и среднего предпринимательства. Сокращаются налоговые ставки для предприятий.

Россия.

В IX-X вв. получает распространение оптовая и розничная торговля. Благодаря им в дальнейшем появляется купеческие объединения, формируются местные, областные и межобластные рынки.

Опустошительное монгольское нашествие (1243-1480 гг.) отбросило страну на несколько веков назад, повлекло отставание в развитии от зарубежных стран.

В XIV-XV вв. произошло возрождение сельского хозяйства и различных ремесел в городах.

Глубокие потрясения, вызванные опричниной, эпидемиями, неурожаями, Ливонской войной, в XVI в. привели к упадку сельского хозяйства, ремесла городов, и как следствие произошёл регресс в развитии предпринимательства.

61

А.В. Порохин, В.Г. Чуркин

Благодаря товарно-денежным отношениям, возникшим в XVII в., происходит взаимопроникновение производства и рынка. Впоследствии торговый капитал перерастает в производственный, и происходит смещение центра предпринимательской деятельности из сферы торговли в сферу производства.

В XVII в. правительственная политика заключалась в недопущении русского купечества к управлению государством и рычагам политической власти. Таким образом, при помощи «бюрократических рамок» сдерживается развитие предпринимательства.

Реформы Петра I (XVII-XVIII вв.) способствовали интенсивному развитию предпринимательства в металлургической и текстильной промышленности. Но поскольку за основу реформ принимались интересы государства, то развитие промышленности России шло импульсивно.

В XVIII в. основная часть мануфактур принадлежала государству. Решающую роль в хозяйстве играла бюрократическая верхушка. Административная регламентация не могла заменить рынок и делала невозможной конкуренцию, а также совершенствование производства. Предприниматель был заинтересован в получении госзаказа или монополии на определённую продукцию, в высокой цене на изделия, получение от государства привилегий.

В XVIII в. государственной властью были приняты благоприятные законы, сказавшиеся на развитии торгового и промышленного предпринимательства (отмена казённой монополии на соль, введения бракования товаров, ослабление государственного вмешательства в частное предпринимательство и др.). Одновременно действовали факторы противоположного свойства: резкий рост прямых и косвенных налогов, трудовые мобилизации и принудительные переселения, увеличение количества изымаемых товаров, контроль и регламентация промышленной деятельности. Политика государства имела противоречивый характер и фискальную основу проводимых реформ.

После Октябрьской революции в 1917 г. правительством был взят курс на ликвидацию рыночных отношений. Были национализированы предприятия, экспроприированы средства производства и имущество всех частных предпринимателей.

В конце 80-х гг. XX в. с принятием законов «Об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.), «О государственном предприятии» (1987 г.), «О кооперации» (1988 г.), «О собственности» (1990 г.), «О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР» (1990 г.), «О мерах по создании и развитию малых предприятий» (1990 г.) происходит переход России на рыночные отношения. Возрождается частная предпринимательская деятельность, получает своё развитие малое и среднее предпринимательство.

Сегодня можно выделить основные факторы, оказывающие влияние на развитие предпринимательства, и выявить их основные черты. Влияние этих факторов происходит комплексно, и в зависимости от того будет оно положительным или отрицательным зависит дальнейшее развитие предпринимательской деятельности, роль предпринимательства в экономике страны, региона или города.

1. Концентрация производства (конкуренция, монополия).

Конкуренция является одним из важных стимулов развития предпринимательства, обеспечивая рыночное соперничество, при котором предприниматель стремится не только сохранить, но и расширить производство, совершенствуя технику, технологию, повышая качество своей продукции, снижая затраты на производство, расширяя ассортимент продукции. Таким образом, конкуренция является двигателем экономического прогресса. В поддержку конкуренции в разных странах мира принимают антимонопольные законодательные акты. Первый подобный закон был принят в США в 1890 г. и получил название «Антитрестовского закона Шермана». Суть его сводилась к запрещению монопольных объединений и различных сговоров, направленных на ограничение торговли.

Антипод конкуренции - монополия, которая возникает на основе концентрации производства, а также сбыта определённой продукции. Монополия является серьёзным препятствием для развития предпринимательства, поскольку при монополии снижается качество продукции, игнорируются достижения научно-технического прогресса, искусственно увеличиваются цены, обеспечивая сверхприбыли монополистам, снижается эффективность производства, устраняются конкуренты, что вызывает разрушение рынка.

2. Государственное регулирование экономики (налоговая политика, нормативные правовые акты, государственный бюджет).

От изменения налоговой базы, ставок, льгот и скидок, регулирующих предпринимательскую деятельность, будет зависеть уровень предпринимательской инициативы. В случае снижения налогов и сборов активность предпринимателей будет увеличиваться и, наоборот, в случае увеличения -уменьшаться. Таким образом, налоговые послабления со стороны государства способствуют развитию предпринимательства.

62

Использование исторического опыта при определении направлений...

Посредством нормативных правовых актов государство регулирует предпринимательскую деятельность. Благоприятными факторами развития предпринимательства являются такие законодательные акты, как упрощённая и ускоренная процедуры открытия и регистрации предприятий, создание центров поддержки предпринимательства, антимонопольное законодательство, разработка и осуществление программ, стимулирующих экономический рост.

Государство регулирует предпринимательскую деятельность через бюджет путём предоставления государственных заказов фирмам, выдачи ссудного процента. С сокращением государственных заказов предпринимательская активность идёт на убыль, а с увеличением, соответственно, способствует развитию предпринимательства. При понижении ссудного процента предприниматель стремится воспользоваться «дешёвыми» деньгами и вкладывает их в производство, способствуя увеличению темпов экономического роста. При увеличении ссудного процента падает предпринимательская активность и снижаются темпы роста.

3. Финансово-кредитная политика.

Целью финансово-кредитной политики является финансирование и инвестирование предпринимательства. Потребности предпринимателя в денежных средствах должны удовлетворяться за счёт получения кредитов в банке. Льготное кредитование и выдача безпроцентных ссуд на долгосрочный период увеличивают предпринимательскую активность, позволяют предпринимателю вкладывать дополнительные финансовые средства в производство, что способствует развитию предпринимательства. Финансовая поддержка также может осуществляться и при помощи фондов поддержки предпринимательства, бюджетов всех уровней, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества. В свою очередь государство должно предоставлять определённые налоговые льготы финансово-кредитным учреждениям, осуществляющим льготное кредитование, выдачу беспроцентных ссуд, факторинговые и лизинговые операции, т. е. способствовать положительной тенденции развития предпринимательства.

4. Научно-технический прогресс.

Научно-технический прогресс является одним из основных факторов повышения эффективности предпринимательской деятельности. Уровень развития предпринимательства будет зависеть от того «в ногу ли со временем» идёт предприниматель. Достижения научно-технического прогресса позволяют совершенствовать технику и технологию производства, выбирать наиболее целесообразную организацию производства, следовательно, оказывать положительное влияние на развитие предпринимательства. Пренебрежение достижениями научно-технического прогресса снижает конкурентоспособность фирмы, ухудшает её экономические показатели (прибыль, рентабельность, издержки производства, себестоимость, производительность и т. д.) и отрицательно сказываются на развитие предпринимательства.

5. Кризисные явления.

Для экономики характерна цикличность, т. е. повторение кризисов примерно один раз в десять лет. Различные кризисы (промышленные, аграрные, машиностроительные, денежные, кризисы, связанные с устареванием техники и технологий, перепроизводством продукции и т. д.) пагубно влияют на рост экономики и отрицательно сказываются на развитии предпринимательства. Продолжительность кризиса колеблется от нескольких месяцев до нескольких лет. При кризисах характерно сокращение производства, безработица, инфляция.

6. Структура предпринимательства.

Структура предпринимательства формируется под влиянием спроса и предложения на определённые виды продукции и услуг. На то какая сложится структура предпринимательства влияет и государство через законодательные акты, налоговую политику, государственный бюджет, поддерживая тот или иной вид предпринимательской деятельности. Потребности общества в какой-то степени удовлетворяются предпринимателем посредством производства необходимых товаров и оказание всевозможных услуг.

7. Информация.

Предприниматель, владеющий точной информацией, полученной в короткие сроки, способен принимать более эффективные управленческие решения. Следовательно, чем полнее и достовернее будет информационная база предпринимателя, тем эффективнее сможет развиваться его предприятие. Можно сделать вывод, что полнота, точность, и оперативность получения предпринимателем информации приводит к положительной тенденции развития предпринимательства, а её отсутствие не только не развивает, но и тормозит дальнейший рост предпринимательской деятельности.

63

А.В. Порохин, В.Г. Чуркин

8. Географическое положение страны, региона и города.

Зачастую предпринимательство формируется и получает дальнейшее развитие в зависимости от географического положение страны, региона и города. В каких-то странах приоритетное развитие получают такие отрасли, как туризм, торговля, промышленность, посредническая, финансовая деятельность и др. Географическое местоположение предприятия в какой-то мере влияет и на структуру предпринимательства.

III. Роль и значение малого и среднего предпринимательства в экономике крупного промышленного города.

В странах с развитой рыночной экономикой (США, Япония, страны ЕС) малое и среднее предпринимательство представляет многочисленный слой собственников, которые определяют социальноэкономический уровень своих стран.

По данным ООН, малые и средние предприятия являются работодателями почти до 50 % трудоспособного населения мира, при этом объём производства в сфере малого и среднего бизнеса в различных странах составляет от 33 до 66 % ВВП [4].

Россию можно назвать страной городов с монопроизводственной структурой, социальноэкономическая ситуация в которых зависит от деятельности градообразующих предприятий в основном военно-промышленного, топливно-энергетического комплексов, отраслей тяжёлой промышленности и др. [5].

К таким городам относится и Новокузнецк - крупный промышленный город Кемеровской области (в отраслевой структуре промышленного производства на 1 января 2002 г. доля чёрной металлургии составила 65,7 %, топливной - 12,8 %, цветной металлургии - 8,5 %). Для города характерно то, что основная масса экономически активного населения занята на крупных промышленных предприятиях (КМК, ЗСМК, НКАЗ и др.), а также на угольных шахтах и разрезах. По данным территориального отдела статистики на 1 января 2002 г. около 78 % работоспособного населения занято на крупных промышленных предприятиях (208,3 тыс. чел.).

На данный момент промышленные гиганты находятся в сложнейшем экономическом положении. Снижение спроса на выпускаемую продукцию, гипертрофированный уровень развития отраслей градообразующей сферы, перепроизводство продукции, устаревшие основные фонды приводят к спаду производства, закрытию ряда предприятий угольной отрасли, сокращению рабочих мест на металлургических предприятиях. Такие негативные факторы приводят к появлению большого количества трудоспособного населения, перед которым стоит острая проблема трудоустройства. Официальный уровень безработицы в Новокузнецке составил 0,8 %, численность граждан не занятых трудовой деятельностью, ищущих работу и зарегистрированных в службе занятости составило на 1 января 2002 г. 3 199 человек. Следует отметить, что невысокий официальный уровень безработицы объясняется значительным уровнем скрытой безработицы.

Несмотря на сложившуюся социально-экономическую ситуацию, политика региональных и местных органов власти продолжает ориентироваться на поддержку крупных постгосударственных хозяйственных структур. В монохозяйственной системе города малые и средние предприятия представляются как нечто несущественное и неважное, их существование допускается в основном для заполнения ниш, непривлекательных для крупного капитала.

Об этом свидетельствует то, что муниципальными органами власти не сформулированы основные приоритеты развития малого и среднего предпринимательства на ближайшие годы [6]. Устойчивым развитие города будет в том случае, если вклад крупных предприятий в его развитие по отношению к вкладу малых и средних предприятий будет составлять 30/70.

При отсутствии поддержки малого и среднего предпринимательства региональными и местными органами власти возникает угроза занятия ниши малого и среднего бизнеса предприятиями соседних областей. Сегодня сектор малого и среднего предпринимательства развивается стихийно. Большинство субъектов малого предпринимательства работает в сфере торговли и общественного питания. Сегодня в Новокузнецке доля малых предприятий, работающих в сфере торговли и общественного питания, составляет 50 %. Привлекательность данной сферы объясняется прежде всего относительно быстрой окупаемостью вложенных средств, стабильным потребительским спросом.

Поддержка малого и среднего бизнеса со стороны муниципальных властей играет большую роль в его развитии. Однако муниципальные власти могут поддерживать малое и среднее предпринимательство, а могут просто игнорировать его. Поддержка может осуществляться разными путями, например, созданием благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства:

> простотой оформления и отчетности;

64

Использование исторического опыта при определении направлений...

У налоговыми льготами;

У предоставлением займов и гарантий по ним;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

У обеспечением муниципальными заказами;

У организацией обучения и консультативной помощью предпринимателям;

У обеспечением необходимой литературой, документацией и т. д.

Муниципальная политика поддержки малого и среднего предпринимательства должна являться самостоятельным системным направлением социально-экономической политики города. Она должна строиться на принципе создания благоприятных условий для развития малого предпринимательства, особенно в тех направлениях деятельности, которые дают максимальный социально-экономический эффект.

В практической деятельности малое и среднее предпринимательство сталкивается с определенными трудностями, среди которых:

У неустойчивость и незавершенность законодательной базы, регулирующей деятельность малого и среднего предпринимательства;

У высокий уровень налогообложения;

У усложненность системы сбора налогов;

У недостаточность собственного капитала и оборотных средств;

У трудности с получением банковских кредитов;

У давление криминальных структур;

У нехватка квалифицированных кадров;

У сложности с арендой производственных площадей;

У высокая арендная плата;

У ограниченные возможности получения лизинговых услуг и др.

О роли и значении малого и среднего бизнеса в экономике свидетельствуют его функции. Важнейшей из них являются способность быстро и с минимальными затратами создавать новые рабочие места и содействовать развитию тех способностей человека к предпринимательской деятельности, которые не могут проявиться ни в крупной фирме, ни в государственном учреждении, где человек является наемным работником и поэтому менее заинтересован в эффективности своей работы.

В настоящее время уже не нужны доказательства того, что малый и средний бизнес является неотъемлемой частью экономики. Его главная экономическая функция - создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса. Невозможно представить современную экономику без хорошо развитого малого и среднего предпринимательства, которое, с одной стороны, в какой-то мере противостоит крупному бизнесу и тем самым, делает экономику более гибкой, помогает быстрее приспособиться к конъюнктурным изменениям, меняющейся моде и вкусам потребителей, структурной перестройке экономики, а с другой - сотрудничает с крупным бизнесом, дополняя его и укрепляя сектор крупного бизнеса, помогая преодолеть присущий последнему технический консерватизм.

IV. Направления развития предпринимательства в крупном промышленном городе.

Для поступательного развития малого и среднего предпринимательства необходимо формирование инфраструктуры его поддержки, которая в свою очередь должна обеспечивать материальнотехническую, информационную, технологическую, консультационную, маркетинговую, кадровую, образовательную, финансовую поддержку. Можно выделить следующие виды институтов, реализующих эти функции:

У финансовые институты, в том числе фонды поддержки малого и среднего предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды;

У лизинговые компании;

У бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны, агентства и центры поддержки предпринимательства;

У центры информационного обеспечения;

У инновационно-технические центры, инновационно-промышленные комплексы;

У учебные центры;

У ассоциации, агентства поддержки малого и среднего предпринимательства;

У консалтинговые компании.

Эффективность функционирования инфраструктуры поддержки малых и средних предприятий, а также возможность реализации стоящих перед ней задач во многом зависят от продуманности схем

65

А.В. Порохин, В.Г. Чуркин

ее создания и механизмов функционирования, комплексности предоставляемых услуг и многих других факторов.

Необходимо создание целостной и взаимосвязанной инфраструктурной системы, своего рода «окружающей среды» для предпринимательства, способной охватить все стороны деятельности и все потребности малых и средних предприятий различных отраслей экономики.

Решение проблем, имеющих общий характер и затрагивающих интересы среднего и мелкого предпринимателя, требует объединенных усилий всех заинтересованных организаций и выработки согласованных позиций как на местном, так и на региональном уровнях. Необходима эффективная координация и взаимное согласование деятельности различных объединений предпринимателей, профессиональных союзов и других организаций, выражающих интересы как самих предпринимателей, так и других членов общества, вовлеченных в совместную деятельность в секторах экономики.

Одним из условий обеспечения экономического роста сектора малого и среднего предпринимательства является предельное упрощение доступа малых и средних предприятий к финансовокредитным и инвестиционным ресурсам. Как свидетельствует исторический и зарубежный опыт, одним из направлений решения данной проблемы могут стать создаваемые малыми и средними предприятиями кредитные кооперативы или кредитные союзы. По данным Всемирного совета кредитных союзов, в 40 тыс. таких союзов, работающих в более чем 80 странах, состоит около 100 млн пайщиков. Их общие сбережения составляют 350 млрд долларов. Сумма выданных союзами займов - 276 млрд долларов. Этот социально-финансовый механизм обеспечивает «прозрачный» доступ к кредитам и сбережениям.

Также для дальнейшего развития предпринимательства в городе необходимо создание эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для предпринимательской деятельности, которая в свою очередь способствовала бы созданию новых рабочих мест, формированию класса цивилизованных предпринимателей, решению социальных проблем на региональном и местном уровнях.

Важнейшими направлениями дальнейшего развития и совершенствования системы подготовки кадров для предпринимательства сегодня являются:

> обеспечение доступности для широких слоев населения образования по основам предпринимательской деятельности;

> развитие дистанционных и электронных технологий подготовки граждан к предпринимательской деятельности;

> формирование развитой системы подготовки кадров для предпринимательской деятельности в инновационно-технологической сфере;

> разработка учебно-методической литературы, методического и информационного обеспечения подготовки предпринимателей и консультативного сопровождения их деятельности;

> построение и обеспечение функционирования многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для сферы малого и среднего предпринимательства, в том числе преподавателей, консультантов, работников государственных и негосударственных структур, обеспечивающих реализацию государственной политики в сфере поддержки предпринимательства.

Выводы.

Опыт развитых стран свидетельствует о том, что формирование и развитие малого и среднего предпринимательства создаёт благоприятные условия для оздоровления экономики: формируется и развивается конкурентная среда; преодолевается отраслевой и региональный монополизм; происходит насыщение рынка товарами и услугами; осуществляется демонополизация экономики; внедряются достижения научно-технического прогресса; создаются рабочие места; эффективно используются материальные и нематериальные ресурсы; повышается экспортный потенциал; увеличиваются налоговые поступления; формируется средний класс [7]. Перечисленные преимущества делают малый и средний бизнес привлекательным для сотен тысяч людей и необходимым элементом рыночной экономики.

Одна из причин успешного развития малого и среднего бизнеса в этих странах состоит в том, что крупное предпринимательство не противопоставляется малому и среднему бизнесу. В развитых странах культивируется принцип кооперирования крупных, малых и средних предприятий, причём крупные объединения не подавляют малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках [8].

Таким образом, развитие и поддержка малого и среднего бизнеса в крупном промышленном городе должна стать одним из основных направлений муниципальной политики, поскольку в сложив-

66

Использование исторического опыта при определении направлений...

шихся социально-экономических условиях роль и значение малого и среднего предпринимательства для экономики города резко возрастает.

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978. Т. 3. С.

388.

2. Предпринимательство / М.Г. Лапуста, А.Г. Поршнев, Ю.Л. Старостин, Л.Г. Скамай. М.: ИНФРА-М, 2000. С. 11-26.

3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. М.: Республика, 1992. Т. 1. С. 38.

4. Российское предпринимательство: история и возрождение: Кн. 2 / Под ред. Ю.В. Волкова. М.: Русское деловое агентство, 1997. С. 336.

5. Оганян О. О государственной поддержке малого бизнеса в России // Экономист. 2002. № 8. С. 45-51.

6. Семенов А. Социальные приоритеты поддержки малого предпринимательства // Экономист. 2000. № 10. С. 75-81.

7. Шестопёров О. Современные тенденции развития малого предпринимательства в России // Вопросы экономики. 2001. № 4. С. 65-83.

8. Российское предпринимательство... Кн. 3... С. 367.

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.