Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
503
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ФИШИНГ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / ДРОНЫ / ДИПФЕЙКИ / КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лемайкина Светлана Владимировна

В статье рассмотрено использование современных технологий, основанных на искусственном интеллекте. Описаны существующие проблемы нормативного характера при использовании искусственного интеллекта и пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USAGE OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COUNTERING CRIME

The article discusses the usage of modern technologies based on the artificial intelligence. The existing regulatory problems in the usage of artificial intelligence and the ways of their solution are described.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ»

УДК 343:97 : 343.85 ББК 67.51

© 2021 г. Лемайкина Светлана Владимировна,

начальник кафедры информационного обеспечения органов внутренних дел Ростовского юридического института МВД России. E-mail: slemaikina2@mvd.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРЕСТУПНОСТИ

В статье рассмотрено использование современных технологий, основанных на искусственном интеллекте. Описаны существующие проблемы нормативного характера при использовании искусственного интеллекта и пути их решения.

Ключевые слова: искусственный интеллект, фишинг, цифровые технологии, преступность, дроны, дипфейки, концепция.

Lemaikina Svetlana Vladimirovna - Head of the Department of the Information Support, the Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

THE USAGE OF THE ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN COUNTERING CRIME

The article discusses the usage of modern technologies based on the artificial intelligence. The existing regulatory problems in the usage of artificial intelligence and the ways of their solution are described. Keywords: artificial intelligence, phishing, digital technologies, crime, drones, deepfakes, concept.

XXI век - век динамичного развития информационного общества и использования телекоммуникационных технологий, пронизывающих все сферы жизнедеятельности. Мы живем в цифровом мире, который, к сожалению, не свободен от преступных проявлений и криминогенных факторов. Преступность развивается и приспосабливается к новым технологиям, порождает большое количество новых проблем. Так, согласно официальным статистическим данным МВД России, в 2020 г. зарегистрировано 510 396 преступлений, совершенных с использованием компьютерных и телекоммуникационных технологий, за 2 месяца 2021 г. их количество составило 81 496 (прирост 29,4 %, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года), а раскрываемость около 51,2 % [5].

Новейшие технологии от «Интернета вещей» до квантовых вычислений оказывают глубокое влияние на общество. Кибератаки используются для мошенничества, вымогательства и шпионажа. Киберпреступники применяют автоматизированные инструменты для уклонения от обнаружения и используют интеллектуальные технологии автоматизации. Серьезную опасность представляет преднамеренное использование небольших беспилотных летательных аппаратов - дронов - в преступных целях. Беспилотники с самодельными взрывными устройствами используются в зонах конфликтов: в Сирии, Украине. Большой прорыв произошел в программно генерируемых

поддельных видео и изображениях, называемых «deepfakes». О «deepfakes» общественность впервые заговорила в 2017 г., когда в сети стали появляться порноролики, где лица артистов были заменены лицами публичных персон. С тех пор технология только набирает популярность. Особый интерес к ней проявляют и разного рода мошенники [1].

Искусственный интеллект (далее - ИИ) может быть козырем для того, чтобы правоохранительные органы шли в ногу со временем и гибко адаптировались к новейшим технологиям. Правоохранительные органы все чаще изучают применение ИИ для удовлетворения конкретных потребностей: выявлять из толпы лиц, представляющих интерес; прогнозировать и предсказывать преступления; автоматически сортировать, помечать и классифицировать большой объем информации оперативных данных, отслеживать факторы, способствующие проявлению экстремизма и терроризма, в начале их проявления.

ИИ - мощный инструмент, позволяющий правоохранительным органам реализовывать потенциал, изменяющий правила игры, который повышает эффективность и расширяет возможности в борьбе со всеми формами преступности. Так, в Норвегии видеозаписи и изображения, собираемые правоохранительными органами с помощью систем видеонаблюдения, часто необходимы правоохранительным органам для предотвращения и расследования преступлений, а также

обеспечения судебного преследования правонарушителей в рамках судебной системы. Одновременно изображения, видео, звуки содержат информацию, которая может раскрыть личность отдельных лиц. В Норвегии изучают применение неинтрузивных систем наблюдения, в основе которых лежит аноними-зация людей, снятых на видеокадрах наблюдения, т. е. система покрывает лицо мультяш-ным персонажем или эмодзи. Это позволяет обрабатывать данные и использовать их для анализа массовых происшествий.

В Германии центральное управление информационных технологий в секторе безопасности при Федеральном министерстве внутренних дел работает над системой рекомендаций. Рекомендательные системы работают на предположении, что в больших разнообразных наборах информации одинаковые пользователи выбирают одинаковые элементы. На основе этих знаний, а также после начального периода обучения, элементы, представляющие потенциальный интерес, автоматически рекомендуются пользователю. Для больших баз данных правоохранительных органов, содержащих огромное количество информации об уголовных расследованиях, поиск нужной информации затруднен. Крупные дела могут занять годы работы по поиску и проверке соответствующей информации. Система на основе алгоритма интерактивно запрашивает необходимую информацию для сотрудников на основе предыдущих поисков или аналогичных предпочтений пользователей.

Повсеместное внедрение и совершенствование информационных технологий побуждают и нашу страну принимать соответствующие решения, направленные на то, чтобы упорядочить эту сферу и обозначить вектор ее развития. В России МВД внедрит нейросети для поиска серийных убийц и создания «фотороботов». Суть данного внедрения в том, что нейросети будут использовать для расследования серийных преступлений и составления «фоторобота» по ДНК нарушителя. Платформа для этого уже есть, но база геномных данных не слишком большая, чтобы осуществлять анализ между серийными преступлениями. В результате создания программы с использованием ИИ появится возможность автоматически анализировать описания преступлений, показания свидетелей и все другие документы, выявляя в них совпадения (например, место преступления или обнаруженные предметы). При наличии найденного биоматериала и отпечатков пальцев на месте преступления составляется фоторобот. МВД России рас-

считывает провести научно-исследовательские работы по внедрению ИИ для определения внешности преступника в 2021-2022 гг., а в эксплуатацию ввести систему в 2024 г. [2].

Искусственный интеллект будет сопоставлять детали нескольких преступлений и при совпадении биоматериалов, изъятых с мест преступлений, составленного им же фоторобота, займется установлением личности возможного преступника. Отмечается, что данная процедура будет происходить только при наличии требуемых сведений в банке данных [3].

Полицейские России в ближайшее время намерены опередить мошенников и разработать инструмент выявления дипфейков. МВД России объявило конкурс на разработку компьютерной системы, которая позволит выявлять убедительные видеоподделки [4].

Потенциал искусственного интеллекта для правоохранительных органов огромен. Но существуют значительные правовые проблемы для правоохранительных органов в области ИИ. Использование ИИ может нарушить основные права человека: право на неприкосновенность частной жизни, равенство и недискриминацию, презумпцию невиновности. Эти проблемы требуют, чтобы правоохранительные органы следили за тем, чтобы использование ИИ соответствовало закону. Учитывая, что ИИ подпитывается данными, в частности, это касается, законов о конфиденциальности данных, которые включают в себя правила сбора, защиты и обработки данных. Важно, чтобы системы ИИ, построенные для правоохранительных органов, разрабатывались и развертывались с учетом того, чтобы ошибки нельзя было полностью предотвратить, и что ошибки могут неизбежно возникнуть. Соответственно, с самого начала следует разработать сценарий оценки рисков и смягчения их последствий.

Принятый Европейским парламентом и Европейским советом в апреле 2016 г. и впоследствии вступивший в силу в мае 2018 г., общий регламент Европейского союза (далее - ЕС) по защите данных был разработан для модернизации законов, защищающих личную информацию физических лиц. Директива ЕС по правоохранительным органам 2016/60 (LED), также известная как Директива полиции, вступила в силу в 2016 г. и направлена на применение правил, регулирующих персональные данные в общем регламенте, в деятельности правоохранительных органов. Хотя ни один из этих инструментов не был разработан специально для ИИ, но эти нормативные акты в конечном итоге имеют непосредственное отношение к разработке и внедрению ИИ. В апреле

2018 г. 24 государства - члена ЕС подписали декларацию о сотрудничестве в области ИИ. Дискуссии об ИИ и его развитии не ограничиваются Европой. Несколько организаций государственного сектора, научно-исследовательских институтов и частных компаний создали экспертные комитеты по ИИ для подготовки программных продуктов. В частности, крупные отраслевые компании, такие Google, IBM, Microsoft установили этические принципы, на основе которых они будут изучать применение ИИ [1].

В Российской Федерации применение ИИ в правоохранительной системе недостаточно развито. Главным сдерживающим фактором являются материальная составляющая и недостаточное правовое регулирование, которые не дают проникать ИИ в правоохранительные органы России. Ввиду большого количества разрабатываемых систем ИИ, мы должны помнить о необходимости установления пределов их использования. Правительство должно задать направление регулирования сферы ИИ, что оно и делает сейчас, разработав Концепцию развития регулирования отношений в сфере технологий ИИ и робототехники до 2024 г. (далее - Концепция). Целью Концепции является определение основных подходов к трансформации системы нормативного регулирования в Российской Федерации для обеспечения возможности создания и применения таких технологий в различных сферах экономики с соблюдением прав граждан и обеспечением безопасности личности, общества и государства [6].

Литература

1. Второй доклад об искусственном интеллекте для правоохранительных органов // Обзор отдельных вопросов в области больших данных и искусственного интеллекта. 2020. IV выпуск № 1.

2. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_ media/16/11/2020/5fae6ad49a79470ca94aff66.

3. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-11-16_iskusstvennyj_intellekt.

4. URL: https://rg.ru/2021/02/11/mvd-obiavilo-konkurs-na-razrabotku-sistemy-dlia-vyiavleniia-dipfejkov.html.

5. Статистические сборники «Состояние преступности в России» на 2020, 2021 гг. // Данные ЦСИ ФКУ ГИАЦ МВД России.

6. Концепция развития регулирования отношений в сфере технологий искусственного интеллекта и робототехники до 2024 г.: Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2020 № 2129-р // СПС «КонсультантПлюс».

К 2030 г. в Российской Федерации должна функционировать гибкая система нормативно-правового регулирования в области ИИ, в том числе гарантирующая безопасность населения и направленная на стимулирование развития технологий искусственного интеллекта. Об этом говорится в Указе Президента РФ от 10.10.2019 № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 г.»). Проблема правового регулирования отношений в сфере технологий ИИ как в зарубежных странах, так и в Российской Федерации на данный момент остается неразрешенной.

Несомненно, потенциал ИИ для правоохранительных органов огромен. Однако для того, чтобы преодолеть проблемы, связанные с этими технологиями, необходимо, прежде всего:

- провести всесторонний анализ возможностей использования технологий ИИ правоохранительными органами, в ходе которого будут выявлены направления нормативного регулирования, которые требуют наибольшего внимания;

- разработать стандарты и показатели, которые потребуются в диапазоне юридических аспектов ИИ;

- изучить опыт применения ИИ в других странах, чтобы наметить те узкие сферы, где можно применять ИИ относительно безопасно.

- осуществлять внедрение новых технологий в соответствии с существующими правовыми принципами, чтобы рациональность не была упущена.

Bibliography

1. Second Report on Artificial Intelligence for Law Enforcement Agencies // Review of selected issues in the field of big data and artificial intelligence. 2020. IV issue № 1.

2. URL: https://www.rbc.ru/technology_and_ media/16/11/2020/5fae6ad49a79470ca94aff66.

3. URL: https://www.cnews.ru/news/top/2020-11-16_iskusstvennyj_intellekt.

4. URL: https://rg.ru/2021/02/11/mvd-obiavilo-konkurs-na-razrabotku-sistemy-dlia-vyiavleniia-dipfejkov.html.

5. Statistical compilations «The state of crime in Russia» for 2020, 2021 // Data of the Central Statistical Office of the Federal State Institution of the GIAC of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

6. The concept for the development of regulation of relations in the field of artificial intelligence and robotics technologies until 2024: Order of the Government of the Russian Federation of August 19, 2020 № 2129-r // LRS «ConsultantPlus».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.