УДК 004.85
Аксентов В.А.
студент 3 курса САФУ Северный (Арктический) федеральный университет (Россия, г. Архангельск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация: в статье рассмотрена проблема использования искусственного интеллекта в образовании, положительные стороны, успешные проекты и возможные проблемы при работе алгоритмов.
Ключевые слова: обучение, образование, искусственный интеллект, алгоритм, студент, проблема, данные.
Искусственный интеллект (ИИ) в электронном обучении — это не теория, он уже здесь. Осознает общество это или нет, но ИИ стал нашей повседневной частью жизни. Сейчас имеется огромное множество сложных программ, которые очень хорошо умеют находить закономерности, а затем подстраивать поведение под эти закономерности, чтобы обеспечить довольно ограниченный диапазон результатов. Это звучит не так захватывающе, как в типичном научно-фантастическом романе, но это открывает дверь к некоторым очень интересным случаям использования, которые сегодня применяются в мире онлайн-образования.
Одним из наиболее ярких примеров ИИ в онлайн-обучении можно выделить сервис для изучения иностранных языков ЭиоН^о [2]. Разработчики активно делятся своими успехами в исследованиях на собственном сайте. Благодаря более чем 500 миллионам учеников, сервис располагает самой большой в мире коллекцией данных об изучении языков. Это позволяет
создавать уникальные системы, раскрывать новые идеи о природе языка и обучения, а также применять существующие теории в невиданных ранее масштабах.
Прежде всего, ИИ сервиса ЭиоН^о персонализирует курсы, адаптируясь к сильным и слабым сторонам, а также к предпочтениям каждого учащегося [3]. Искусственный интеллект обращает внимание на то, каким словарным запасом владеют ученики, какими примерами грамматики являются для них сложными и какой контент им нравится.
Также в 2022 году стартовал проект по проверке сочинений школьников нейросетью [1]. И в результате проверок выяснилось, что алгоритм фиксирует ошибки лучше, чем среднестатистический преподаватель-эксперт, а также программа находит грамматические, пунктуационные и смысловые ошибки. Ожидается, что нейросеть сэкономит учителям до 20% времени. Такое новшество может стать как плюсом, так и минусом, потому что при неправильном обучении, искусственный интеллект склонен совершать одну и ту же ошибку постоянно, что может вызвать неправильную проверку и претензии со стороны учеников.
Это и есть основания проблема в использовании искусственного интеллекта. Так как он «питается» данными, а сбор информации — это априори отбор, то есть одни факты включаются в базу, а другие — игнорируются [4]. Поэтому ИИ по определению мыслит индуктивно, а не дедуктивно, то есть на основе множества частных случаев он делает генеральный вывод. Иногда ошибочный.
Итак, искусственный интеллект вводится в образование очень активно, существуют положительные примеры его использования. Как правило, задействуются только такие алгоритмы, небольшие ошибки которых не так сильно повлияют на работу ИИ. Но также множество программ и сервисов, которые смогли бы существенно облегчить жизнь ученикам и преподавателям в
образовании, не смогли бы полноценно использоваться из-за большого количества некачественных данных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новые известия. «Искусственный интеллект в образовании» [Электронный ресурс] - URL: https://newizv.ru/news/2022-12-19/v-2023-godu-zapustyat-pilotnyy-proekt-po-proverke-shkolnyh-sochineniy-neyrosetyu-374250
2. Duolingo. «Duolingo research» [Электронный ресурс] - URL: https: //research. duolingo .com
3. LearnDash. «4 Examples of AI Being Used in E-Learning» [Электронный ресурс] - URL: https://www.learndash.com/4-examples-of-ai-being-used-in-e-learning
4. ХАБР. «Ограниченный и субъективный, безразличный и прожорливый: четыре главных проблемы искусственного интеллекта» [Электронный ресурс] -URL: https://habr.com/ru/post/586942
Aksentov V.A.
Northern (Arctic) Federal University (Russia, Arkhangelsk)
USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN EDUCATION
Abstract: the article considers the problem of using artificial intelligence in education, the positive aspects, successful projects and possible problems in the operation of algorithms.
Keywords: learning, education, artificial intelligence, algorithm, student, problem, data.