УДК 656.071.7 Назарова Д.В., Соколов О.А.
Назарова Д.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (г. Санкт-Петербург, Россия)
Соколов О.А.
канд. техн. наук, доцент кафедры автоматизированных систем управления Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОЗДУШНЫМ ДВИЖЕНИЕМ И ПОВЫШЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ
Аннотация: в статье рассматривается использование искусственного интеллекта (ИИ) в авиации. Обсуждается применение ИИ для автоматизации процессов управления воздушным движением, улучшения безопасности полетов и повышения качества обслуживания пассажиров. Однако, несмотря на преимущества, использование ИИ также может вызывать определенные проблемы.
Ключевые слова: искусственный интеллект, авиация, управление воздушным движением, безопасность полетов, обслуживание пассажиров.
В последние периоды использование искусственного интеллекта (ИИ) стало весьма распространенным в разнообразных сферах, и авиакосмическая индустрия не является исключением. Сейчас интеграция ИИ в систему автоматического управления самолетом представляет собой одну из самых прогрессивных ветвей развития. Людей всегда притягивала возможность автоматизировать разные процессы и упростить свою жизнь, одновременно
ускоряя и улучшая рабочий процесс. Начальной фазой этой тенденции в области авиации является система автоматического управления самолетом.
ИИ - это область компьютерной науки, которая изучает и разрабатывает алгоритмы и модели, позволяющие компьютерам выполнять задачи, требующие обычно интеллектуальных способностей человека.
Системы автоматического управления и навигации, основанные на ИИ, могут значительно повысить эффективность работы диспетчеров, а также обеспечить более точное управление самолетами. Это может привести к снижению затрат на топливо и уменьшению выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, ИИ может использоваться для оптимизации маршрутов и распределения воздушного пространства, что может сократить время полета и снизить уровень шума в аэропортах.
ИИ также может использоваться для более точного прогнозирования погоды и аэродромных условий. Это позволит предупреждать о возможных метеорологических условиях, которые могут негативно повлиять на безопасность полета, и принимать соответствующие меры для предотвращения возможных проблем.
Другой важной областью применения ИИ в авиации является повышение безопасности полетов. С помощью ИИ можно анализировать данные о полетах, выявлять потенциальные проблемы и предотвращать аварии. Например, алгоритмы машинного обучения могут использоваться для обнаружения опасных ситуаций на борту самолета, таких как пожар или отказ двигателя.
Также ИИ может быть использован в обслуживании пассажиров. Системы распознавания речи и лиц, основанные на ИИ, позволяют автоматизировать регистрацию на рейс, посадку на самолет и другие процессы. Это может значительно сократить время ожидания и повысить уровень комфорта пассажиров.
Несмотря на все преимущества использования ИИ в авиации, существуют и определенные риски, связанные с его применением.
Главный и самый важный недостаток - исключение человеческого фактора. У искусственного интеллекта есть выдающиеся способности к вычислениям, но неповторимость человеческого разума остается, и воспроизвести ее ему не удастся, в особенности в ситуациях, когда появляются нестандартные обстоятельства. Опыт и интуиция летчика могут сыграть важную роль. В связи с этим возникает вопрос о возможности заменить пилота системой автоматического управления, основанной на искусственном интеллекте.
Необходимо указать на наличие неточностей и ограничений - алгоритмы и методы, которые лежат в основе искусственного интеллекта системы автоматического управления, опираются на доступную информацию и статистические данные, однако могут возникать ситуации, когда этих данных недостаточно или они неправильно интерпретируются.
Дорогостоящим и требующим затрат фактором является зависимость от технологического оборудования. Чтобы функционировать, система автоматического управления на базе искусственного интеллекта требует сложного и надежного технического оборудования, которое собирает сведения, обрабатывает данные и принимает решения. Под вопросом оказываются продуктивность и надежность системы автоматического управления, если это оборудование выходит из строя или работает некорректно.
В заключении, можно сказать, что использование искусственного интеллекта в авиации является перспективным направлением. Оно может привести к значительному улучшению работы воздушного транспорта, повышению безопасности полетов и улучшению качества обслуживания пассажиров. Однако для успешной реализации этих возможностей необходимо продолжать исследования и разработку новых технологий, а также учитывать возможные риски и находить способы их минимизации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Макаров И. М. Искусственный интеллект и интеллектуальные системы управления / Макаров И. М., Лохин В. М., Манько С.В., Романов М. П. - М., 2012;
2. Сидоркина И.Г.Системы искусственного интеллекта / Сидоркина И.Г. - М., 2016;
3. Вальков В. М., Вершин В. Е., Автоматизированные системы управления технологическими процессами. 1991 г.;
4. https://cyberleninka.rU/article/n/iskusstvennyy-intellekt-v-aviatsii/viewer;
5. https://samoletos.ru/prochee/iskusstvennyj-intellekt-v-aviacii-budushhee Nazarova D. V., Sokolov O.A.
Nazarova D.V.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
Sokolov O.A.
Saint Petersburg State University of Civil Aviation (Saint Petersburg, Russia)
USING ARTIFICIAL INTELLIGENCE TO CONTROL AIR TRAFFIC AND IMPROVE FLIGHT SAFETY
Abstract: the article discusses the use of artificial intelligence (AI) in aviation. The use of AI to automate air traffic control processes, improve flight safety and improve the quality of passenger service is discussed. However, despite the advantages, the use of AI can also cause certain problems.
Keywords: artificial intelligence, aviation, air traffic control, flight safety, passenger
service.