Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (AI) В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (AI) В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
112
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
искусственный интеллект / нейросети / английский язык / обучение языку / artificial intelligence / neural networks / English / language learning

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ростовская М. Д.

Интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в процесс изучения английского языка изменила способы приобретения языковых навыков учащимися. В этой статье рассматриваются различные области применения ИИ в изучении английского языка: от персонализированного обучения языку до инструментов оценки владения языком. Благодаря искусственному интеллекту изучающие язык теперь могут участвовать в интерактивном и захватывающем обучении, имитирующем реальные разговоры, получать мгновенную обратную связь об их произношении и грамматике и получать доступ к широкому спектру ресурсов для изучения языка, адаптированных к их индивидуальным потребностям. В статье обсуждаются преимущества платформ для изучения языков на базе искусственного интеллекта, включая повышение самостоятельности учащихся, улучшение уровня владения языком и улучшение взаимодействия между преподавателем и учащимися. В статье также рассматриваются потенциальные проблемы и ограничения искусственного интеллекта в изучении языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ростовская М. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE (AI) IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Integration of artificial intelligence (AI) into the process of learning English has changed the ways students acquire language skills. This article examines various applications of AI in English language learning: from personalized language learning to language proficiency assessment tools. Thanks to artificial intelligence, language learners can now participate in interactive and immersive learning that mimics real conversations, receive instant feedback on their pronunciation and grammar, and access a wide range of language learning resources tailored to their individual needs. The article discusses the advantages of platforms for learning languages based on artificial intelligence, including increasing student independence, improving language proficiency and improving teacher-student interaction. The article also examines the potential problems and limitations of artificial intelligence in language learning.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (AI) В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

УДК 81.33

Ростовская М.Д.

магистрант, кафедра Иностранных языков и перевода, Уральский гуманитарный институт Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (А1) В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Аннотация: интеграция искусственного интеллекта (ИИ) в процесс изучения английского языка изменила способы приобретения языковых навыков учащимися. В этой статье рассматриваются различные области применения ИИ в изучении английского языка: от персонализированного обучения языку до инструментов оценки владения языком. Благодаря искусственному интеллекту изучающие язык теперь могут участвовать в интерактивном и захватывающем обучении, имитирующем реальные разговоры, получать мгновенную обратную связь об их произношении и грамматике и получать доступ к широкому спектру ресурсов для изучения языка, адаптированных к их индивидуальным потребностям.

В статье обсуждаются преимущества платформ для изучения языков на базе искусственного интеллекта, включая повышение самостоятельности учащихся, улучшение уровня владения языком и улучшение взаимодействия между преподавателем и учащимися. В статье также рассматриваются потенциальные проблемы и ограничения искусственного интеллекта в изучении языков.

Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, английский язык, обучение

языку.

Искусственный интеллект - это компьютерные технологии, имитирующие поведение и сознание человека, программы, способные изучать, понимать и распознавать человеческий язык. В контексте образования можно

выделить несколько категорий пользователей программами искусственного интеллекта в соответствии с их потребностями: во-первых, это учащиеся, которые используют технологии AI с целью самообразования. Во-вторых, это учителя, обращающиеся к помощи AI в ходе подготовки и планирования уроков. В-третьих, это образовательные системы, такие как школы, техникумы и университеты, пользующиеся преимуществами автоматизации административных процессов при работе с системами искусственного интеллекта.

По данным опроса, проведенного экспертами по образовательным технологиям, работающими с British Council, самыми популярными инструментами на базе AI среди преподавателей английского языка являются приложения для изучения языков (48%), программы по генерации текста (37%) и чат-боты (31%). Меньше пользователей сообщили об использовании автоматизированного оценивания работ (22%), программного обеспечения для распознавания речи (21%), инструментов для преобразования текста в речь (19%) и инструментов анализа данных и обучения (12%), а также технологий виртуальной и дополненной реальности (7%). Значительная часть респондентов (24%) сообщили, что они не использовали ни один из перечисленных методов работ с искусственным интеллектом [3, p. 30]. По приведенной статистике можно сделать вывод, что системы искусственного интеллекта вызывают значительный интерес в преподавательской среде и активно встраиваются в современную методику преподавания английского языка.

Искусственный интеллект не только играет важную роль в передаче различной информации, но и помогает сделать процесс изучения английского языка еще более эффективным. Наличие разнообразных технологий обучения облегчает понимание учащимися того, что объясняет преподаватель. Существует множество приложений для изучения языка, основанных на технологии искусственного интеллекта (ИИ), которые могут использоваться как преподавателями английского языка, так и учащимися.

В современном мире многообразие информации и доступного контента преподавателям порой приходится тратить много времени на подбор подходящих ресурсов и составление заданий к ним. Инструменты искусственного интеллекта могут решить эту проблему, ниже приведем обзор некоторых их них.

Тех14о-8реесЬ (ТТБ) - это технология преобразования текста в речь, предлагающая широкий выбор языков и голосов. Благодаря данному инструменту преподаватель может создавать уникальные материалы для развития навыков аудирования у учащихся. Исследования показывают, что применение данной технологии на уроках английского языка повышает у слушателей интерес к обучению, положительно влияет на развитие навыков произношения, а также способствует повышению эффективности занятий групп студентов с ограниченными возможностями, так как программы предполагают наличие специальных инструментов для работы с такими учащимися [4, р. 87]. Отмечено положительное влияние и в контексте развития навыков чтения: у студентов улучшалась беглость чтения, и учащиеся лучше понимали прочитанное [4, р. 89]. Кроме того, были сделаны выводы, что применение ТТБ также способствует развитию навыков самих преподавателей: в основном отмечается, что после продолжительной работы с данным инструментом у учителей улучшалось произношение, беглость речи и интонационные паттерны

[4, р. 88].

Тем не менее, использование технологии ТТБ имеет и ряд недостатков. Преобразование текста в речь по-прежнему имеет ограничения, связанные с естественностью и выразительностью полученных материалов, из-за чего учащиеся могут неправильно понимать отдельные слова или выражения. Искусственность полученной речи, ее «механизация» может привести к потери у учащихся интереса к изучению языка с помощью ТТБ, потому что такая речь не способна вызывать эмоциональный отклик [4, р. 90].

Следующий инструмент - это использование СИа1:Ьо18 для языковой практики студентов. Данные технологии обрабатывают естественный язык для участия в беседах с пользователями, предоставляя обратную связь.

Преподаватели могут использовать данные технологии в качестве дополнительной практики устной и письменной речи. Исследователи отмечают, что чат-боты демонстрируют наибольшую эффективность при их внедрении в обучение студентов, уже владеющих иностранным языком на среднем уровне, в основном подростков и взрослых возрастных групп. Подчеркивается, что использование чат-ботов положительно влияет на развитие навыков говорения у студентов, повышает их вовлеченность в решение задач и поддерживает учащихся, не имеющих постоянных партнёров для разговоров [2, p. 1611]. Кроме того, внедрение данных инструментов положительно влияет на словарный запас студентов, улучшают восприятие и запоминание новой лексики [2, p. 1612].

Однако чат-боты тоже имеют некоторые недостатки: они не всегда могут оказывать преподавателю поддержку в контексте грамматики, так как иногда могут давать бессмысленные ответы [2, p. 1612]. Опять же отмечаются такие трудности, как технические проблемы при использовании чат-ботов, а также предпочтение студентов взаимодействия с реальным человеком перед электронным помощником [4, p. 101].

Еще одним помощником для преподавателя английского языка может быть нейросеть Twee. Данная нейросеть предлагает широкий ряд возможностей для преподавателя: автоматизированное создание лексических и грамматических упражнений на заданные темы, синхронизация с сервисом YouTube и составление различных заданий по видео оттуда. Использование данной технологии может быть полезно для педагога и в том случае, если в используемом им УМК нет достаточного количества упражнений для отработки предложенной лексики. Нейросеть способна подстраиваться под необходимый уровень и вид языка, что также является ее преимуществом.

Недостатком Twможно назвать ограниченное понимание контекста, необходимость внесения корректировок преподавателем, потому что использование нейросети может быть сопряжено с неправильной интерпретацией запроса или текста, искажением существующих фактов [1, c. 1439]. Таким образом, преподаватель может, с одной стороны, значительно

сократить потраченное время на придумывание и составление заданий, с другой стороны, вынужден потратить его на проверку и исправление полученных результатов. Данная технология ориентирована на преподавателей, следовательно, ученики не получают обратной связи через саму нейросеть, и отследить их прогресс может только преподаватель.

Искусственный интеллект предлагает очень много возможностей и технологий в преподавании английского языка, однако, он все еще остается лишь инструментом в руках преподавателя. Несмотря на растущий интерес к ИИ как со стороны студентов, изучающий английский язык, так и преподавателей, многие технологии требуют доработки, потому что обучение с помощью искусственного интеллекта все еще остается обезличенным и порой неестественным, что препятствует гармоничному развитию навыков. Тем не менее, разнообразие применения ИИ в преподавании английского языка в настоящее время помогает значительно разнообразить занятия и повысить интерес учащихся к изучению языка в быстро меняющемся современном мире.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Евстигнеев М. Н. Нейросеть Tw- новый инструментарий для педагога английского языка // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2023. - Т. 28. - №. 6. - С. 1428-1442;

2. Cislowska A. I. et al. Integration of Chatbots in Additional Language Education: A Systematic Review // European Journal of Educational Research. - 2024. - Vol. 13. - №. issue-4-october-2024. - P. 1607-1625;

3. Edmett A. et al. Artificial intelligence and English language teaching: Preparing for the future // British Council. - 2023. - 82 p;

4. Widyana A., Jerusalem M. I., Yumechas B. The application of text-to-speech technology in language learning // Sixth International Conference on Language, Literature, Culture, and Education (ICOLLITE 2022). - Atlantis Press, 2022. - P. 8592;

5. Xu, X., Wang, Y, Shang, Z., Jiang, L., Luo, H. Using Chatbots to teach English as a foreign language: A systematic literature review from 2010 to 2023 // 2024 International Symposium on Educational Technology (ISET). - I E E E, 2024. - P. 97102

Rostovskaya M.D.

Ural Federal University named after Boris Yeltsin (Ekaterinburg, Russia)

USE OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE (AI) IN ENGLISH LANGUAGE TEACHING

Abstract: integration of artificial intelligence (AI) into the process of learning English has changed the ways students acquire language skills. This article examines various applications of AI in English language learning: from personalized language learning to language proficiency assessment tools. Thanks to artificial intelligence, language learners can now participate in interactive and immersive learning that mimics real conversations, receive instant feedback on their pronunciation and grammar, and access a wide range of language learning resources tailored to their individual needs.

The article discusses the advantages ofplatforms for learning languages based on artificial intelligence, including increasing student independence, improving language proficiency and improving teacher-student interaction. The article also examines the potential problems and limitations of artificial intelligence in language learning.

Keywords: artificial intelligence, neural networks, English, language learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.