Использование интернеттехнологий в политической рекламе
А. Козлова,
ДР 4-4
Политическая реклама в Интернете - это новый и перспективный вид политической двухсторонней коммуникации, который активно используется в избирательном процессе. Актуальность работы определена тем, что в наше время часть электората отказалась от традиционных СМИ в пользу сети Интернет. В данной работе представлен анализ интернет-активности современных политических лидеров (В.В. Путина, Г.А. Зюганова, М. Д. Прохорова, В.В. Жириновского, С.М. Миронова), приводятся примеры использования интернет-технологий на примере избирательных кампаний в России 2011-2012 года.
Владимир Путин
Политическая интернет-реклама кандидата Владимира Путина базируется на баннерах на страницах «Яндекс», Mail.ru, «Одноклассники». Баннеры размещались в течение 3 недель с увеличением частоты показов ближе к выборам. Голосовать за Владимира Путина призывали лидеры мнения: известные спортсмены, артисты и т. д. Были выбраны личности, которыми интересуются различные аудитории. По ссылке на баннере можно было перейти на предвыборный сайт Владимира Путина http://www.putin2012.ru, где представлены предвыборные ролики, фотографии, предвыборная программа и статьи. Предвыборные видеоролики на YouTube были четко разграничены по целевым аудиториям (пенсионеры, студенты, бюджетники и т. д.). Но данные телевизионные ролики не были адаптированы для интернет-аудитории. Владимир Путин публично отказывался от намерения вести блоги и за-
224
водить страницы в социальных сетях1, в отличие, например, от Дмитрия Медведева, у которого сразу два аккаунта в Twitter. Но страницы В.В. Путина все же можно найти в социальных сетях «Вконтакте», Facebook, Twitter, на канале YouTube. Видимо, общение в социальных сетях не стояло на первом месте в предвыборной кампании данного политика. Поисковые системы не адаптированы под сайт Владимира Путина: в результатах поисковой выдачи Яндекса «Владимир Путин» 21 марта 2012 года появляются другие ссылки, не относящиеся к предвыборной кампании.
Геннадий Зюганов
Политическая реклама кандидата Геннадия Зюганова в предвыборный период была сосредоточена на официальном сайте КПРФ. Наиболее популярными интернет-ресурсами, согласно данным рейтинга Рамблера ТОП-100, в 2012 году в разделе «Партии и организации» являлись: неофициальный форум сторонников КПРФ, официальные сайты Московского городского отделения КПРФ. Г. Зюгановым также использовались видео-хостинг YouTube для трансляции предвыборных видеороликов и баннеры в Интернете. Первый ролик, выложенный на аккаунте leninkprf, был выполнен в жанре трейлера к голливудскому фильму о предполагаемом противостоянии Путина и Медведева, и быстро стал очень популярным, набрав почти три миллиона просмотров2.
Геннадий Зюганов имеет аккаунт в социальной сети «Вконтакте», а также он ведет микроблог Twitter с 26 февраля 2010 года.
Михаил Прохоров
Интернет-баннеры на страницах «Яндекс» были запущены примерно в одно время с баннерами Путина. Баннер также позволял перейти на сайт кандидата в президенты Михаила Прохорова http:// www.mdp2012.ru. Сайт был интегрирован в социальные сети, то есть посетители сайта могли поделиться информацией с друзьями в социальных сетях. Это помогает быстро распространять информацию и привлекать других посетителей на сайт. На сайте можно посмотреть фотографии, предвыборные видеоролики, ознакомиться с предвыборной программой. Михаил Прохоров ведет активную виртуальную жизнь, у него есть аккаунты в социальных сетях Facebook, «Вконтакте», «Одноклассники», микроблог Twitter, канал на TouTube, блог в LiveJournal. Это говорит о том, что М.Д. Прохоров ориентируется на интернет-аудиторию. Твиттер Михаила Прохорова в 2012 году насчитывал более 230 тыс. подписчиков, сейчас - 310 тыс. Были распространены предвыборные видеоролики Михаила Прохорова на YouTub «Новый президент - но-
1 http://lenta.ru/news/2011/10/05/putin/ 1 http://lenta.ru/news/2011/10/05/putin/
225
вая Россия!», которые используют мнения лидеров, также серия роликов «Мне нравится», которая ориентирована на пользователей социальных сетей, которые привыкли к использованию кнопок «Мне нравится» с характерным поднятым вверх большим пальцем. Поисковая система адаптирована под предвыборный сайт, так как ссылка на сайт появлялась первой в результатах поисковой выдачи по запросу «Михаил Прохоров».
Владимир Жириновский
Политическая интернет-реклама Владимира Жириновского была представлена в предвыборных видеороликах, в которых поддерживается эпатажный образ политика. А также Владимир Жириновский ведет микроблог Twitter и зарегистрирован в социальной сети «Вконтакте», где «общается с молодежью».
Сергей Миронов
Политическая интернет-реклама данного кандидата была практически незаметна, размещалась, в основном, на сайте партии «Справедливая Россия», на сайте самого кандидата, в блоге на LiveJournal и на YouTube. На сайте Сергея Миронова можно перейти в его Twitter, а также у кандидата есть страничка в социальной сети Facebook. Но, несмотря на заявленную позицию в социальных сетях, предвыборная интернет-кампания Сергея Миронова была пассивна.
Итак, можно смело заявить, что в России Интернет занимает свою позицию как отдельный канал политической рекламы. У всех кандидатов есть собственные сайты, блоги, страницы в социальных сетях. Для самопрезентации в социальном секторе Интернета каждый кандидат избирает специфичные для него способы. У всех кандидатов есть аккаунт в одной из самых популярных социальных сетей «Вконтакте», активность, в которой можно определить по количеству подписчиков: на первом месте - Жириновский (391 584), на втором - Прохоров (167 664), на третьем - Зюганов (105 484), на четвертом - Миронов (36 955), на последнем месте - Путин (24 844). Такой высокий рейтинг Жириновскому обеспечила его медийная активность и популярность среди молодежи.
На наш взгляд, широкие перспективы развития политической рекламы связаны с использованием блогосферы и социальных сетей. Во-первых, социальный сектор Интернета может обеспечить огромный охват информационно активной аудитории. Во-вторых, общение в социальных сетях представляет собой горизонтальную коммуникацию, которая намного комфортней для аудитории, чем традиционные медиа. В-третьих, в социальных сетях есть условия быстро узнать и сразу поделиться информацией, а также высказывать свое личное мнение (интерактивные возможности).
226
На основе анализа можно сделать вывод, что все кандидаты во время предвыборной президентской кампании в Российской Федерации в 2012 году использовали интернет-технологии. Кандидатами не были в полной мере использованы интерактивные возможности сети. В большем объеме возможностями Интернета воспользовались Владимир Путин и Михаил Прохоров. Стоит отметить, что Михаил Прохоров в своей предвыборной кампании делал ставку именно на интернет-инструменты. В 2012 году не все кандидаты в полном объеме задействовали ресурсы продвижения, которые предоставляет сеть Интернет, но изучая отечественную и зарубежную политическую практику, можно сделать вывод, что предвыборные кампании 2017-2018 годов в нашей стране не смогут обойтись без серьезного, планомерного и максимально полного использования возможностей сети Интернет.
227