Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА "PIC-LITS" ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА "PIC-LITS" ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
217
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-СЕРВИС "PIC-LITS" / КРЕАТИВНОЕ ПИСЬМО / МОТИВАЦИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЕ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВООБРАЖЕНИЕ / INTERNET-SERVICE "PIC-LITS" / CREATIVE WRITING / SELF-EXPRESSION / CRITICAL THINKING / IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Чупина Екатерина Евгеньевна

В статье анализируется эффективность использования интернет-сервиса «PIC-LITS» как средства для развития умений креативного письма на уроках английского языка. В статье описаны возможности и потенциал интернет-сервиса «PIC-LITS», проанализированы результаты, которые показали, что использование интернет-сервиса «PIC-LITS» для развития умений креативного письма на уроке английского языка повышает интерес и мотивацию школьников, создает условия для самовыражения и самореализации учащихся посредством активизирования критического мышления и воображения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мосина Маргарита Александровна, Чупина Екатерина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING CREATIVE WRITING WITH "PIC-LITS"

This article analyzes the effectiveness of using a creative writing site namely "PIC-LITS" to develop students’ creative writing in learning English at school. The article describes opportunities and potential of "PIC-LITS", the results showing that using "PIC-LITS" for developing creative writing in learning English at school increases students’ interest and motivation, creates the conditions for students’ self-expression and self-realization through critical thinking and imagination.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА "PIC-LITS" ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»

12) Collins, Allan M. and M. Ross Quillian "Retrieval Time From Semantic Memory", in Journal of Verbal Learning and Verbal Behavior, Elsevier, volume 8, 1969.

13) Elgammal, Ahmed, Bingchen Liu, Mohamed Elhoseiny, and Marian Mazzone, "CAN: Creative Adversarial Networks, Generating "Art" by Learning About Styles and Deviating from Style Norms", June 2017.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСА «PIC-LITS» ДЛЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ КРЕАТИВНОГО ПИСЬМА НА УРОКЕ АНГЛИЙСКОГО

ЯЗЫКА

Мосина Маргарита Александровна

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

Чупина Екатерина Евгеньевна

студентка 742 гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: [email protected]

TEACHING CREATIVE WRITING WITH «PIC-LITS»

Margarita Mosina

Professor, the Department of Foreign Languages and Methods of Teaching Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Ekaterina Chupina

Student of the Faculty of Foreign Languages, group 742 Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm

E-mail: [email protected]

Аннотация: в статье анализируется эффективность использования интернет-сервиса «PIC-LITS» как средства для развития умений креативного письма на уроках английского языка. В статье описаны возможности и потенциал интернет-сервиса «PIC-LITS», проанализированы результаты, которые показали, что использование интернет-сервиса «PIC-LITS» для развития умений креативного письма на уроке английского языка повышает интерес и мотивацию школьников, создает условия для самовыражения и самореализации учащихся посредством активизирования критического мышления и воображения.

Ключевые слова: интернет-сервис «PIC-LITS», креативное письмо, мотивация, самовыражение, критическое мышление, воображение.

Abstract: this article analyzes the effectiveness of using a creative writing site namely "PIC-LITS" to develop students' creative writing in learning English at school. The article describes opportunities and potential of "PIC-LITS", the results showing that using "PIC-LITS" for developing creative writing in learning English at school increases students' interest and motivation, creates the conditions for students' self-expression and self-realization through critical thinking and imagination.

Key words: internet-service «PIC-LITS», creative writing, self-expression, critical thinking, imagination.

Необходимость коммуникативной направленности в обучении иностранным языкам закреплена Федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательные программы по английскому языку определяют конечной целью обучения развитие коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка, т.е. овладение иностранным языком как средством общения, в том числе и письменного общения.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника, как обладание креативным и критическим мышлением, мотивированность на творчество и инновационную деятельность и другие.

Одним из способов развития творческого потенциала учащихся является креативное письмо. Креативная письменная речь - это письменная речь, в которой проявляются оригинальные, с точки зрения пишущего, идеи, соотнесенные с решением коммуникативной задачи; самостоятельность в определении содержания письменного высказывания с привлечением воображения, фантазии, личного опыта учащегося, включая эмоциональное, ассоциативное, критическое или творческое мышления по теме, предлагаемой учителем или определяемой самим учащимся, и в которой содержится выражение собственных мыслей, чувств, мнений по отношению к предмету высказывания. Все это сопровождается комбинированием усвоенных ранее языковых и речевых средств, их употреблением в новых или измененных ситуациях общения [1; 2; 3].

Технология креативного письма предполагает использование различных средств обучения. Появление компьютера и интернета в традиционном процессе обучения значительно расширяет список доступных средств и позволяет сделать процесс обучения письму более занимательным как для учеников, так и для преподавателей.

Одним из средств, которое сегодня активно используется в обучении, является приложение Pic-Lits, которое дает возможность развивать креативность учащихся, учить их высказывать свои мысли в письменной форме (рис. 1).

«Pic-Lits» - это сочетание изображения, на котором пользователь может расположить собственное словосочетание, предложение, цитату, строчки

из песен, целую историю, стихотворение и многое другое. Более того, данное приложение - это творческий фундамент для создания креативных письменных работ, использование которого помогает выбросить из головы учеников закоренившееся утверждение, что у них нет идей, что обычно приводило к отказу от выполнения работы или неудовлетворительному результату.

Существует две формы работы в приложении «Pic-Lits»: Drag-n-Drop keywords и Freestyle [4]. Первый способ - пользователь заходит в «банк слов», выбирает слова или фразы, которые ему необходимы в данный момент, а затем перетаскивают их на картинку и отпускают, чтобы окончательно закрепить, после чего он может изменить его слово. Данная стратегия полезна тем, что при помощи визуализации учащиеся запоминают написание слов, могут тренировать изученные грамматические конструкции, составляя целые истории и рассказы. Второй способ - Freestyle. Этот вариант работы позволяет пользователям самостоятельно осуществить набор текста на изображении. На наш взгляд, это уже более высокий уровень, так как у учащихся отсутствуют подсказки в виде правильных слов. Теперь им предстоит воспользоваться только своими знаниями для правильного и логического оформления своих мыслей, в нашем случае, на изображении.

Приложение «Pic-Lits» имеет большой потенциал для развития креативного письма. Оно дает простор для фантазии и творчества учащихся, которые любят креативные задания, а также оно помогает тем детям, которые не знают, что им написать, но при помощи предложенных картинок и слов данная трудность снимается. В дополнении к этому приложение способствует отработке лексических, орфографических, пунктуационных и грамматических навыков. Более того, данное приложение помогает добиться результатов, прописанных в примерной программе по иностранному языку в начальной и основной школе. В соответствие с примерной программой по иностранному языку для начальной школы учащиеся должны продемонстрировать следующие предметные результаты в области обучения письму: владение техникой письма и умение писать с опорой на образец поздравление с праздником и короткое личное письмо. В основной школе учащиеся должны продемонстрировать следующие результаты: заполнение анкет и формуляров, написание поздравлений, личных писем с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета, принятых в стране/странах изучаемого языка, составление плана, тезисов устного или письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности.

Рис. 1. Задание: написать письмо другу о предстоящем школьном событии, которое показано на картинке, и задать 3 вопроса об этом. Задание создано для УМК «Prepare 3» по теме «School»

Анализируя и сопоставляя результаты анкетирования, устного опроса и письменной рефлексии учащихся в ноябре 2018 г. и апреле 2019 г., можно сделать следующие выводы:

1. В результате работы в течение учебного года школьники узнали или расширили свои знания о креативном письме в целом. Все 100% опрошенных отметили понимание такого явления, как креативное письмо, а также некоторых учебных целей креативного письма (рис. 2, 3).

Ты знаешь, что такое креативное письмо?

10

да

частично I нет

ноябрь

апрель

5

0

Рис. 2. Диаграмма «Результаты анкетирования»

Для чего нужно креативное письмо?

10 8 6 4 2 0

МП

Щ|

11

интереснее учить англиискии язык

развивать мышление забывать о страхах мыслить креативно

I заняяь ввемя

ноябрь

апрель

Рис. 3. Диаграмма «Результаты анкетирования»

2. В результате учащиеся легче справились с заданиями на развитие умений креативного письма (рис. 4).

Рис. 4. Диаграмма «Результаты анкетирования»

3. В результате работы повысился уровень креативного письма учащихся: наблюдалось увеличение активного участия ребят в учебном процессе, более успешное выполнение заданий по креативному письму, более быстрое генерирование идей и их осуществление.

4. Анализ результатов анкетирования до и после использования разработанных и внедренных в процесс обучения заданий, а также сравнение результатов вступительного опроса и рефлексий позволяет сделать вывод о том, что применение таких заданий на уроках английского языка в ЯЦ

«Britannia» г. Перми позволило повысить интерес и мотивацию школьников, создать условия для самовыражения и самореализации учащихся средствами письменной речи, научить генерировать идеи, активизировать мышление и воображение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Таким образом, анализ результатов опытного обучения показал, что применение заданий с использованием приложения Pic-Lits на уроках английского языка позволило повысить интерес и мотивацию школьников, создать условия для самовыражения и самореализации учащихся средствами письменной речи, научить генерировать идеи, активизировать мышление и воображение, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей.

Список литературы

1. Гомонова А.А., Сапух Т.В. Использование технологии креативного письма для развития письменной речи учащихся // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: электр. сборник статей по мат. XXXI студенческой международной научно-практической конференции. -Новосибирск: Изд. «СибАК». - 2015. - № 4 (31). - С. 199-208. - [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibac.info/archive/guman/4(31).pdf

2. Санталова И.Ц., Калинкина С.И. Креативное письмо как средство обучения письменной речи. [Электронный ресурс]. - URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/13711/1/itpp_2002_023.pdf

3. Словарь Макмиллан: словарь он-лайн [Электронный ресурс]. - URL: https://www.macmillandictionary.com/dictionary/british/drag_1

4. Pic-Lits: An E-Learning Literacy Website: официальный сайт. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.piclits.com/faqs.aspx

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Нельзина Елена Николаевна

Канд. пед. наук, доцент кафедры методиеи преподавания иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail nelzina@mail. ru

Злобина Валерия Андреевна

Студентка 742 гр. Факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь

E-mail: zlobina. valeri@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.