Научная статья на тему 'Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию'

Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1270
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Juvenis scientia
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АУДИРОВАНИЕ / LISTENING / ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ / FORMATION OF SKILLS AND ABILITIES / АУТЕНТИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / AUTHENTIC MATERIALS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ / PROFESSIONAL ORIENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Быч Е. И.

В статье рассматриваются пути расширения возможностей преподавателя иностранного языка посредством использования интернет-ресурсов в обучении аудированию. Показываются преимущества использования видеоматериалов как динамической опоры при обучении аудированию. Профессионально ориентированное аудирование анализируется как цель и средство обучения студентов в неязыковом вузе, что подразумевает овладение разными видами аудирования в соответствии с актуальным содержанием видеоматериалов, которые имеют профессиональную направленность. Предлагаются разнообразные задания, направленные на формирование навыков и умений аудирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INTERNET RESOURCES IN TEACHING LISTENING

The article examines ways to expand the opportunities for a foreign language teacher by means of using different internet resources in listening. The advantages of using video materials as a dynamic support for teaching listening are shown. Professionally oriented listening is analyzed as a purpose and means of teaching students in a non-linguistic university, which implies mastering different types of listening in accordance with the actual content of video materials that have a professional orientation. We offer a variety of tasks, aimed at the formation of listening skills and abilities.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию»

Pedagogy and Psychology | Juvenis scientia 2018 № 3

25

УДК: 372.881.111.1 ГРНТИ: 14.35.09 DOI: 10.15643/jscientia.2018.03.007

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ АУДИРОВАНИЮ

Е. И. Быч

Финансовый университет при правительстве Российской Федерации Россия, 125993 г. Москва, ул. Ленинградский проспект, 49

121 Быч Елена Ивановна - [email protected]

В статье рассматриваются пути расширения возможностей преподавателя иностранного языка посредством использования интернет-ресурсов в обучении аудированию. Показываются преимущества использования видеоматериалов как динамической опоры при обучении аудированию. Профессионально ориентированное аудирование анализируется как цель и средство обучения студентов в неязыковом вузе, что подразумевает овладение разными видами аудирования в соответствии с актуальным содержанием видеоматериалов, которые имеют профессиональную направленность. Предлагаются разнообразные задания, направленные на формирование навыков и умений аудирования.

Ключевые слова: аудирование, формирование навыков и умений, аутентичные материалы, профессиональная ориентированность.

THE USE OF INTERNET RESOURCES IN TEACHING LISTENING E. I. Bych

Financial University under the Government of the Russian Federation 49 Leningradsky Ave., 125993 Moscow, Russia

S3 Bych Elena - [email protected]

The article examines ways to expand the opportunities for a foreign language teacher by means of using different internet resources in listening. The advantages of using video materials as a dynamic support for teaching listening are shown. Professionally oriented listening is analyzed as a purpose and means of teaching students in a non-linguistic university, which implies mastering different types of listening in accordance with the actual content of video materials that have a professional orientation. We offer a variety of tasks, aimed at the formation of listening skills and abilities.

Keywords: listening, formation of skills and abilities, authentic materials, professional orientation.

В настоящее время, при наличии большого количества информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся непременным условием для успешной реализации личности студентов в их будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, задача любого преподавателя иностранного языка в ВУЗе - помочь обучаемым стать активными участниками процесса обучения, активизировать познавательную деятельность студентов, сформировать потребность в постоянном поиске дополнительных знаний, которые выходят за рамки рабочей и учебной программы по иностранному языку. Иными словами, необходимо создать такие условия практического применения иностранным языком, выбор таких методов обучения, которые помогли бы раскрывать и развивать творческий потенциал студентов, проявить активность на занятия [1, с. 29].

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в связи с появлением в настоящее время огромного количества новейших средств обучения, их использование в различных учебных ситуациях возможно только с учетом понимания, как они могут быть применимы в учебном процессе. Предлагаемые на сегодняшний день компьютерные обучающие программы по иностранным языкам не всегда отвечают основным требованиям учебных программ вуза. Такие программы в большинстве своем предназначены для индивидуальных занятий обучающихся, для самостоятельного изучения иностранных языков.

Вопрос возможности и преимуществ применения информационных технологий в обучении иностранным языкам рассматривался в работах многих исследователей (П.В. Сысоева, М.Н. Евстигнеева [6], М. Э. Сергеевой [5],

Е. С. Полат [4] и др.). Тем не менее, можно отметить, что несмотря на накопленный практический опыт в применении информационных технологий в обучении иностранным языкам, такие исследования нельзя объединить каким-то общим методологическим подходом. На сегодняшний день отсутствует единая скоординированная для этих целей стратегия, недостаточно исследованы психолого-педагогические аспекты их внедрения в образовательный процесс.

Аудирование, как и говорение, обеспечивает возможность коммуникации на иностранном языке [3].

При обучении аудированию мы развиваем речевой слух, ежедневной практикуясь. Однако, с иноязычной речью такой опыт или отсутствует, или очень ограничен. Из этого следует, что в обучении аудированию необходимо широкое применение аутентичных материалов.

Опрос, проведенный автором статьи в Финуниверситете среди студентов 1-2 курса направления «Экономика», показал, что использование интернет-ресурсов на занятиях английским языком им интересно благодаря: их очевидной эффективности; простоты в использовании; возможности использования разных форматов информационных сообщений.

В настоящее время преподаватель имеет практически неограниченные ресурсы аудио- и видеоматериалов в своем распоряжении. Источниками служат радио- и телепередачи и, конечно, Интернет. Кроме того, в продаже можно найти всевозможные пособия для изучающих английский язык, обязательным компонентом которых являются учебные аудиокур-сы. Одной из важнейших проблем в обучении аудированию является построение системы упражнений, направленных на развитие аудитивных навыков.

26

Juvenis scientia 2018 № 3 | Педагогические и психологические науки

Предметом настоящего исследования является непосредственно процесс аудирования с использованием видеоматериалов.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые предпринята попытка создать технологию обучения аудированию иноязычной речи студентов неязыковых вузов, которая была разработана с учетом психологических особенностей и трудностей этого процесса на разных этапах обучения студентов.

Практическая значимость данной работы состоит в разработке методического обеспечения к видеоматериалам к учебнику Macmillan Guide to Economics (авторы: L. Raitskaya, S.Cochrane), которое может применяться в практической работе преподавателей английского языка [2]. Автором были разрaботаны и применены на практике методические материалы, содержащие блоки заданий по аудированию, лексике и грамматике английского языка разных уровней сложности. Данные задания активно используются на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», на 1-2 курсах направления «Экономика» Следует отметить, что формат данного материала дает возможность применять его не только для aудитoрнoй рaбoты, но и для сaмoстoятeльнoй работы студентов. В настоящей работе автором предлагаются задания экономической направленности выборочно, и они не привязаны к какой-то одной теме.

Предлагается следующая последовательность выполнения заданий.

I. Мотивация к аудированию. Прогнозирование вероятного содержания текста. Задания на этом этапе:

Обсуждение темы, ответы на вопросы по теме:

Economists sоmеtimеs talk about ecоnоmic sh^ks.

a. What dо уои think this might mеаn?

b. Wh^t might cаusе а shock to the есоnоmy?

II. 1) Предварительное олушание. Устанoвлeниe связи нового с уже имеющимися знаниями, понимание общего содержания.

Студенты слушают текст полностью и отвечают на вопросы задания или выполняют тест на множественный выбор по содержанию прослушанного.

2) Основное прослушивание. Общее понимание текста.

Студенты слушают текст полностью и отвечают на вопросы задания. В этой части применяются упражнения, поясняющие степень понимания текста: представить события в хронологическом порядке и выбрать правильный ответ.

а) Government spending does not contain _that mean

б) Examples of them are_.

3) Выборочное понимание. Студентам предлагаются задания на поиск заданной информации: найти в тексте необходимые эквиваленты и ответить на вопросы, обращая внимание на используемые выражения.

4) Задания на закрепление экономической лексики по теме.

A. Choose the best answer:

The one big fear of all world economies is that of ...

(a) regression (b) repression (c) recession (d) receding

If ever you find you have an unexpected expense, you can always ... some money from your savings.

(a) extract (b) exit (c) withhold (d) withdraw

B. Mаke nоuns from th^ fоllоwing vеrbs according to the model and translate them.

Example: Verb + ment (employ-employment):

Develop, invest, govern, improve.

C. Choose the odd word out and find the logical connection between the rest three words.

balance - deficit - dumping - surplus 5) Детальное понимание текста:

A. Probably the best measure of a country's economic growth is the growth of

a) real consumption expenditures b) real GDP. c) real domestic investment d) real GDP per person.

B. Identify the words in the video that mean the following: complete / to acquire /to improve

C. Identify antonyms to the following words in the video. Use them in your own sentences.

employment, available, equality, desirable.

D. Watch the video and then fill in the gaps.

If a particular cost remains_regardless of how well the

business is doing, then it is fixed.

If the cost_, when things get busy, then it is variable.

III. Творческие задания, направленные на развитие умений говорения и письменной речи.

Студентам предлагается работа в мини-группах.

1. Discuss the role of money and success in people's life in a TV show. The participants of the discussion may be different people: celebrities, students, millionaires, etc.

2. Discuss the еffеcts that thеsе еvеnts might hаvе оп th^ еcоnоmy in оur rauntry.

!а^е аmоunts оf оП аnd gаs аге disсоvеrеd in Australia; the interest rate doubles in just a few weeks.

3. Students take the roles of a) economists and b) the government. The gоvеrnmеnt usе аrgumеnts to аdvосаtе trаdе restrict^s. The economists prove the benefits of free trade. The second part of this task consists of a discussion on advantages and disadvantages of free trade.

Последовательность предложенных заданий может быть изменена в зависимости от поставленных задач на определенном этапе обучения, от уровня подготовки студентов, работы в аудитории или вне ее. Так или иначе, использование аутентичных текстов для аудирования будет способствовать повышению эффективности процесса обучения.

Таким образом, интернет-технологии необходимо использовать в процессе обучения студентов в вузе, т.к. они дают прекрасную возможность оптимизировать процесс обучения иностранному языку путем повышения мотивации студентов, овладения навыками критического осмысления аутентичных текстов и проведения исследовательской работы в сети, полного погружения в языковое пространство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева А.А. Введение в Интернет-образование // А.А. Андреева. М.: Логос, 2003. 76 с.

2. Быч Е.И. Сборник учебных заданий к видеофрагментам, бакалавриат, 38.03.01 «Экономика», (2 курс), 2017. 64 с.

3. Малинина И.А. Использование Интернет-ресурсов второго поколения Web 2.0 в обучении аудированию // Молодой ученый. 2012. №11. С. 446-448.

4. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ. 2001. №3. С. 5-12.

5. Сергеева М.Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. 2005. №2. С. 162-166.

6. Сысоев П.В., Евстигнеев М.Н. Современные учебные интернет-ресурсы в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2008. № 6.

Поступила в редакцию 19.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.