Научная статья на тему 'Использование интернет-источников в преподавании экономических дисциплин'

Использование интернет-источников в преподавании экономических дисциплин Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
306
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ПРЕПОДАВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ДЕЛОВЫЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / БИРЖЕВАЯ И ФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ПАТЕНТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТРЕЙДИНГ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INFORMATION RESOURCES / TEACHING ECONOMIC SUBJECTS / MARKET RESEARCH / INTERNET BUSINESS RESOURCES / INFORMATION EXCHANGE AND FINANCIAL INFORMATION / PATENT INFORMATION / INTERNET-TRADING / INFORMATION COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликова Светлана Викторовна, Каменева Наталия Александровна

В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности процесса обучения за счет применения источников экономической и научной информации. Авторы наглядно показывают, что для повышения качества образования необходимо использовать Интернет-ресурсы, которые прошли предварительную экспертную оценку, были сгруппированы и классифицированы по определенным признакам. Такой подход позволяет не тратить время занятия на поиск источников информации. Также подчеркивается необходимость формирования у студентов соответствующих информационных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INTERNET SOURCES IN TEACHING ECONOMIC SUBJECTS

This paper examines the possibility of increasing the efficiency of the learning process by using economic and scientific information sources. The authors demonstrate that for improving the quality of higher education it is necessary to use Internet resources that have been previously assessed by the experts. Open information resources should be grouped and classified according to certain criteria. Such an approach enables not to take much time to search for sources of employment information at lectures and seminars. Orientation on formation of necessary information competencies among the students is also shown.

Текст научной работы на тему «Использование интернет-источников в преподавании экономических дисциплин»

130

Высшее образование в России • № 4, 2014

i otsenke (reytingovaniyu) «portfelya mendations on the structure, organization and

dostizheniy studenta» [Student’s portfolio in rating of student’s “portfolio of achieve-

educational institution: methodical recom- ments”]. Moscow: E-Media Publ., 48 p.

Authors:

GOSTIN Aleksey M. - Cand. Sci. (Technical), Assoc. Prof., Director of Center of new information technologies, Ryazan State Radio Engineering University, gostin.a.m@rsreu.ru PANYUKOVA Svetlana V. - Dr. Sci. (Pedagogical), Prof., Ryazan State Radio Engineering University, s.panyukova@mail.ru

с.в. Куликова, доцент Использование Интернет-

Н.А. КАМЕНЕВА, доцент ИСТОЧНИКОВ

Московский государственный

университет экономики, в преп°Давании

статистики и информатики ЭКОНОМИЧеСКИХ ДИСЦИПЛИН

В данной работе рассматриваются возможности повышения эффективности процесса обучения за счет применения источников экономической и научной информации. Авторы наглядно показывают, что для повышения качества образования необходимо использовать Интернет-ресурсы, которые прошли предварительную экспертную оценку, были сгруппированы и классифицированы по определенным признакам. Такой подход позволяет не тратить время занятия на поиск источников информации.

Также подчеркивается необходимость формирования у студентов соответствующих информационных компетенций.

Ключевые слова: информационные ресурсы, преподавание экономических дисциплин, маркетинговые исследования, деловые Интернет-ресурсы, биржевая и финансовая информация, патентная информация, Интернет-трейдинг, информационные компетенции

Введение

Преподавание экономических дисциплин, как правило, предполагает применение Интернет-источников в работе студентов. В то же время распространена ситуация, когда студенты могут потратить слишком большую часть учебного времени на поиск самих источников. Если речь идет о специализированных дисциплинах,посвя-щенных аналитическим исследованиям рынка или информационным ресурсам, то практикум предусматривает использование только электронных источников информации. Практика показывает, что, когда преподаватель ставит перед студентами информационную проблему, они в первую оче-

редь начинают искать ответы, используя поисковые системы. Но для эффективного поиска посредством языка запросов необходимо глубокое изучение предметной области и составление тезауруса, что в задачи дисциплины не входит. В ходе преподавательской и исследовательской деятельности авторы статьи пришли к выводу, что в процессе разработки учебно-методического комплекса по дисциплинам преподаватель может создать каталог источников метаинформации (информации об информации), представляющий собой выборку Интернет-ресурсов по определенным критериям. Этими критериями могут быть: репутация поставщика информации, уровень

Education Online

131

признания в мировом сообществе, полнота предоставляемой информации, варианты доступа к информации. После отбора источников информации их необходимо классифицировать по степени применимости в задачах практикума и сгруппировать по видам источников.

Специально вопросы эффективного поиска деловой и научной информации освещались в работе С.Н. Селеткова и Н.В. Днепровской [1]. Развивая идеи своих коллег, авторы данного исследования считают, что современный преподаватель не должен тратить аудиторное время на поиск источников информации как таковых. Гораздо эффективнее дать студентам определенное направление и каталог метаданных для того, чтобы они могли проводить исследования. В процессе работы студенты имеют возможность дополнить каталог, если предлагаемые ими источники соответствуют критериям, определенным преподавателем. Ниже приведены примеры использования различных типов информации в преподавании некоторых экономических дисциплин.

Деловая информация. Руководителю

любого уровня для принятия правильных управленческих решений необходима информация, и квалифицированный персонал должен постоянно заниматься ее поиском и обработкой. Помимо сведений из газет, журналов, справочников, для исследований используются деловые ресурсы Интернета и информация из профессиональных баз данных. На рисунке 1 представлена классификация источников деловой информации, которые могут быть использованы при исследовании рынков.

При проведении аналитических исследований, связанных с рынками товаров и услуг, рекомендуется использовать следующие источники информации:

• серверы и издания государственных структур: Интернет-порталы органов государственной власти РФ, Правительства Российской Федерации («Российская газета»), Министерства экономического развития и торговли РФ, Государственной Думы, Федеральной службы государственной статистики, Федерального Собрания РФ («Парламентская газета »), Федерального агентства по промышленности;

Рис. 1. Классификация источников деловой информации

132

Высшее образование в России • № 4, 2014

• серверы информационных агентств (АК&М, «КМ-Новости», «Интерфакс», ИТАР-ТАСС, Прайм-ТАСС, «РосБизнесКонсалтинг», РИА «Новости», Финмаркет, REGNUM);

• серверы электронных пе-риодическихизданий («КоммерсантЪ», «Экономика» и др.);

• серверы поставщиков информационной продукции(Dun and Bradstreet, Data Star, LexisNexis, Дан энд Брэдстрит СНГ, РосБизнесКонсалтинг,

АК&М, Бизнес-Карта, СПС Консультант Плюс);

• тематические серверы - порталы, посвященные конкретному рынку (как правило, содержат аналитику, новости, обзоры и исследования);

• сайты основных представителей отрасли.

Используя вышеперечисленные источники, студенты получают информацию по таким ключевым темам, как общее положение дел на рынке; импорт - экспорт; факторы, оказывающие влияние на рынок; профили основных игроков; прогнозы развития рынка.

Биржевая информация. В процессе изучения трейдинга следует уделять пристальное внимание поиску и отбору необходимой информации. На протяжении всего курса студенты проводят анализ ситуации на рынке. Без предварительной подготовки к работе с информационными ресурсами студент не сможет ориентироваться в потоке самой разной информации, которая к тому же может быть противоречивой. На практике найти информационные базы, содержащие биржевую информацию, через поисковые системы и язык запросов, оказывается затруднительно. Для быстрого поиска необходимы знания о ведущих информационных агентствах, специализирующихся на продаже финансовой информации. Движение информационных ресурсов

на финансовом рынке представлено на рисунке 2.

Одна из целей преподавания Интернеттрейдинга - научить студентов получать необходимую для принятия решений информацию. Для достижения этой цели нужно выполнить следующие шаги:

1) классифицировать источники открытой финансовой информации по характеру аналитики;

2) выбрать наиболее существенную для принятия решения информацию;

3) эффективно использовать фундаментальные данные, оценки и прогнозы экспертов.

На сегодняшний день в России существует около сотни информационных агентств, более двухсот брокерских компаний, публикующих аналитику на своих сайтах, около пятидесяти русскоязычных сайтов бирж. Практика показывает, что в качестве источников информации можно использовать сайты регулирующих организаций, бирж, брокеров и аналитических агентств, СМИ, а также профессиональные информационные базы. Мы не рассматриваем в данном случае обучающие материалы, пособия, книги, форумы и используем только аналитические, статистические данные, прогнозы и рекомендации экспертов. В курсах, посвященных трейдингу и финансовым операциям, можно привлекать информационные ресурсы:

• регулирующих организаций (Мини-

биржа * провайдер Ф агентство

инвестор, трейдер Ф брокер, аналитик

Рис. 2. Движение финансовой информации на рынке [2]

Education Online

133

стерства финансов РФ, Центрального банка России, Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР), закрытого акционерного общества «Система комплексного раскрытия информации и новостей» (СКРИН), саморегулируемой организации ПАРТАД);

• бирж (Московской биржи ММВБ-РТС, Московской фондовой биржи, ОАО «Санкт-Петербургской биржи», Нью-Йоркской фондовой биржи, Токийской фондовой биржи, Лондонской фондовой биржи);

• производителей и поставщиков финансовой информации (РосБизнесКонсалтинг, Финмаркет, AK&M, LexisNexis);

• брокеров («Финам», «TeleTRADE», «Umis»);

• специализированных СМИ («Финансовая газета», «Чужие деньги», «Форекс газета », журнал «Начинающий Трейдер », экономический журнал «Финансы: планирование, управление, контроль», Forex Magazine, РБК ТВ, Delovoe.tv, Финам FM);

• специализированных порталов.

Бесплатная информация оказывает помощь в принятии решений, однако для профессионального трейдера ее может быть недостаточно. Поэтому на этапе обучения Интернет-трейдингу нужно учиться самостоятельно анализировать фундаментальные данные. Как показывает практика, при выходе на рынок с небольшим депозитом новичку может быть вполне достаточно открытых информационных источников биржевой и финансовой информации. В процессе повышения профессионализма трейдер может перейти к управлению счетами клиентов и покупать дополнительную информацию.

Патентная информация. Так называется информация об изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах и товарных знаках, заявленных в качестве объектов промышленной собственности и/ или официально признанныхтаковыми патентным ведомством. Она содержит науч-

но-технические сведения и сведения правового характера (о правовом статусе охраняемых объектов, об авторах, заявителях и патентовладельцах, о передаче прав на объекты интеллектуальной собственности и т. п.).

Отличительными характеристиками патентной информации являются:

• новизна;

• уникальность(основнаячасть сведений, содержащихся в патентных документах, в дальнейшем не дублируется в других источниках информации);

• оперативность (опережает другие виды публикаций на несколько лет);

• достоверность (подтверждается выводами государственной научно-технической экспертизы);

• универсальность (охватывает все области науки и промышленности, публикуется более чем в 80 странах);

• структурированность (текст патентного документа представлен строго определенным образом);

• упорядоченность (документы снабжены регистрационными номерами, классификационными и другими индексами);

• частичная формализованность (поэтому патентный поиск может быть осуществлен с помощью современных информационных технологий через Интернет).

Патентные массивы - наиболее достоверные и заслуживающие внимания источники о рынках продвижения технологий. Патентные базы играют важную роль для разработки и корректировки стратегии развития компаний, создания технических новшеств и их патентования, определения перспектив приобретения объектов промышленной собственности и их конкурентоспособности, для продвижения на рынке новых объектов техники, обеспечения их патентной чистоты и др. При проведении маркетинговыхисследований, отслеживающих появление новых технологий, продуктов и производителей, патентные ресурсы являются наиболее реальным источни-

134

Высшее образование в России • № 4, 2014

ком информации. Анализ патентных документов и данных по товарным знакам позволяет провести анализ внешней среды: идентифицировать конкурентов; определить основные направления их деятельности; выяснить, на какие новые рынки и страны они собираются выходить с новыми технологиями, товарами, услугами; получить сведения о том, над какими проектами они работают. Таким образом, патентная информация становится бизнес-информацией [3].

Для проведения анализа основных патентных баз представляется целесообразным выделить следующие источники:

• базы данных ФГБУ «Федеральный институт промышленной собственности» (http://www1.fips.ru), а также на русскоязычном сервере ЕПО (http:// ru.espacenet. com);

• периодические издания Роспатента (во Всероссийскую патентно-техническую библиотеку ФИПС поступает около 80 периодических печатных изданий на разных языках);

• описания изобретений и краткий указатель изобретений в реферативном журнале «Изобретения стран мира» (включает библиографическую, реферативную и графическую информацию об изобретениях ВОИС, ЕПВ, Великобритании, Германии, США, Франции, России, Швейцарии и Японии); содержит более 6 млн. патентных документов);

• поисковая система esp@cenet (предоставляет доступ на русском языке с сайта Роспатента к 60 млн. патентных документов ЕПВ из 76 стран мира);

• базы данных на сайте Европейской патентной организации (ЕПО) - http:// worldwide.espacenet.com/ (предоставляют статистическую информацию для оценки мирового уровня развития и обзора состояния техники и содержат 80 млн. заявок на изобретения и патентные документы из 82 стран на 26 языках);

• базы данных на сайте Всемирной

организации интеллектуальной собственности (ВОИС) - http://www.wipo.int;

• базы данных на сайтах национальных патентных ведомств;

• профессиональные базы данных;

• система Google Patents (http:// www.google.com/patents) (предоставляет бесплатный доступ к порядка 7 млн. документов патентного фонда США с возможностью выбора при поиске заявок или описаний выданных патентов);

• научно-техническая, периодическая, правовая литература, научные монографии, результаты НИР, НИОКР по выбранной тематике.

Патентные ресурсы, находящиеся в открытом доступе, могут быть использованы для получения наиболее полной и достоверной информации об уровне развития конкретной отрасли в конкретной стране или регионе и о характере деятельности отдельно взятой компании-патентообладателя на внутреннем и внешнем рынках.

Студенты вузов должны уметь работать с различными Интернет-источниками, т.е. владеть информационными компетенциями [4]. Компетенции в области информационного поиска связаны с формированием других компетенций - в организационно-управленческой, аналитической и научно-исследовательской областях [5].

Предлагаемый подход позволяет повысить качество и эффективность преподавания в вузах экономических дисциплин за счет анализа информации и работы по ее систематизации.

Литература

1. Селетков С.Н., Днепровская Н.В. Управ-

ление информацией и знаниями в компании: учебник. М.: ИНФРА-М, 2011. 208 с.

2. Куликова С.В. Методы проведения анали-

тических исследований, ориентированных на рыночные условия // Общество: политика, экономика, право. 2011. № 3. С. 118-121.

Education Online

135

3. Каменева Н.А. Ресурсные основания и управленческие решения стратегии инновационного развития Российской Федерации // Экономические науки. 2010. №62. С. 276-280.

4. Лау Х. Руководство по информационной

грамотности для образования на протяжении всей жизни (Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning). Инфор-

мация для всех. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО, 2006. 45 с.

5. Каменева Н.А., Нисилевич А.Б., Стрижова Е.В., Харитонова О.В. Принципы конструктивизма как философская основа информационно-обучающей среды // Сборник научных трудов Sworld. 2013. Т. 14. № 2. С. 15-19.

Авторы:

КУЛИКОВА Светлана Викторовна - канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, svkulikova@mesi.ru

КАМЕНЕВА Наталия Александровна - канд. экон. наук, доцент, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, NKameneva@mesi.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

KULIKOVA S.V, KAMENEVAN.A. USING INTERNET SOURCES IN TEACHING ECONOMIC SUBJECTS

Abstract. This paper examines the possibility of increasing the efficiency of the learning process by using economic and scientific information sources. The authors demonstrate that for improving the quality of higher education it is necessary to use Internet resources that have been previously assessed by the experts. Open information resources should be grouped and classified according to certain criteria. Such an approach enables not to take much time to search for sources of employment information at lectures and seminars. Orientation on formation of necessary information competencies among the students is also shown.

Keywords: information resources, teaching economic subjects, market research, Internet business resources, information exchange and financial information, patent information, Internet-trading, information competencies

References

1. Seletkov S.N., Dneprovskaya N.V. (2011)

Upravlenie informatsiey i znaniyami v kompanii: uchebnik [Information and Knowledge Management in the Company: the Textbook]. Moscow: INFRA-M Publ., 208 p.

2. Kulikova S.V. (2011) [Methods of analytical

market-oriented studies]. Obshchestvo: politika, ekonomika, pravo [Society: politics, economics, and law]. No 3. pp. 118-121. (In Russ.)

3. Kameneva N.A. (2010) [Resources Bases and

Managerial decisions of Innovative Development Strategy of the Russian Federation]. Ekonomicheskie nauki [Economic Sciences]. No 62, pp. 276-280. (In Russ.)

4. Lau Jesus. Rukovodstvo po informatsionnoy

gramotnosti dlya obrazovaniya na protyazhe-nii vsey zhizni. Informatsiya dlya vsekh [Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. Information for all]. Moscow: UNESCO, 2006, 45 p.

5. Kameneva N.A., Nisilevich A.B. Strizhova E.V.,

Kharitonova O.V. (2013) [Principles of constructivism as the philosophical basis of information-learning environment]. Sbornik nauchnykh trudov Sworld [Proc. Sworld based on international scientific and practical conference], 2013, Vol. 14, no 2, pp. 15-19. (In Russ.)

Authors:

KULIKOVA Svetlana V. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), svkulikova@mesi.ru

KAMENEVA Nataliya A. - Cand. Sci. (Economics), Assoc. Prof., Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI), NKameneva@mesi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.