Научная статья на тему 'Использование интерактивных средств обучения на уроках математики'

Использование интерактивных средств обучения на уроках математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
654
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ КРОССВОРД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анохина Ирина Викторовна

В статье рассмотрены такие основные понятия, как «интерактивные средства обучения», описаны специфика и преимущества их использования в образовательном процессе. Названы виды интерактивных средств обучения. Описаны особенности использования интерактивного кроссворда на уроке математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анохина Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных средств обучения на уроках математики»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ Анохина И.В.

Анохина Ирина Викторовна - студент, кафедра физики и информационных технологий, институт естественных наук и математики Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Республика Хакасия

Аннотация: в статье рассмотрены такие основные понятия, как «интерактивные средства обучения», описаны специфика и преимущества их использования в образовательном процессе. Названы виды интерактивных средств обучения. Описаны особенности использования интерактивного кроссворда на уроке математики. Ключевые слова: интерактивность, интерактивные средства обучения, интерактивный кроссворд.

Современная система образования - это очень разнообразная сфера общества, в которой задействованы большие массы людей, сосредоточены значительные материальные, финансовые и цифровые ресурсы. Эти ресурсы, предназначенные для обеспечения учебного процесса, называются средствами обучения.

Под средствами обучения принято понимать объекты и предметы, созданные человеком и естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента для учителя и учащихся для достижения целей обучения, воспитания и развития [1].

Раньше в школе широко использовались традиционные средства обучения (учебники и учебные пособия, плакаты, раздаточный материал, макеты, стенды, модели в разрезе, учебные приборы и т.д.). Однако в современное время традиционные средства утрачивают свою актуальность, уступая место цифровым интерактивным средствам обучения.

Интерактивные средства являются инновацией и позволяют совершенствовать образовательный процесс. Распространение интерактивных средств позволяет сделать процесс обучения более интересным, современным и разнообразным за счет использования комплекса аппаратных и программных средств, позволяющих человеку общаться с компьютером.

По мнению Абдулова Р.М., интерактивные средства - это средства обучения, использование которых обеспечивает диалог между участниками учебного процесса и цифровыми средствами обучения в режиме реального времени» [2].

Специфика интерактивных средств обучения состоит в диалоговом режиме связи учебного материала с учащимся, который осуществляется путем имитации отдельных функций учителя, таких как информативная, справочная, консультирующая, результативная, вербальная,

невербальная. Обратная связь (интерактивный разговор) ориентирована на улучшение и дополнение знаний самими участниками с помощью консультирующей информации, основанной на автоматической диагностике ошибок, допущенных учащимся в ходе работы.

Преимуществами использования интерактивных средств обучения считается автоматическая проверка действий учащихся. Во время выполнения контрольной работы учеником автоматическая система отслеживает действия ученика без роли преподавателя, проверяя правильность выполненной работы, использование текстовых сообщений и графических подсказок. После завершения интерактивной виртуальной работы ученики могут получить всю сводную информацию о результатах, доступных также для учителя, который сможет контролировать успеваемость учеников в режиме реального времени. Обучающийся может получить доступ к виртуальной работе онлайн, используя только браузер и не устанавливая никаких дополнительных программ. Эта функция позволяет ученику выполнять работу, запланированную в учебной программе, независимо от того, где он находится территориально. Конечно,

интерактивные средства не могут полностью заменить проведение практических занятий с реальными объектами, хотя они могут предоставить учащимся больше возможностей для запоминания порядка действий, которые они выполняют, для уточнения ожидаемых визуальных образов, что, в итоге, подготовит его к выполнению реальной практической работы [3].

Интерактивные средства обучения могут легко интегрироваться в учебную программу. Эти средства представляют собой различные интерактивные игры, кроссворды, ребусы, тесты, викторины и т.д. [4].

Одним из таких средств является интерактивный кроссворд (рис. 1).

Рис. 1. Пример интерактивного кроссворда по математике

для 5-го класса

Кроссворды - это разновидность интеллектуальных игр, предназначенных для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания.

Кроссворд (англ. Crossword - пересечение слов) -«крестословица», «плетенки», «пирамиды», «дорожки», «магические квадраты», головоломка, представляющая собой переплетение рядов клеточек, которые заполняются словами по заданным значениям. Как правило, значения

слов даны описательно под этой фигурой, сначала значения слов, которые должны быть получены по горизонтали, а затем по вертикали [5].

Использование интерактивных кроссвордов дает возможность разнообразить формы урока. Это и индивидуальная работа с самопроверкой, и работа в парах с взаимопроверкой, групповая работа. При отсутствии большого количества компьютерной техники - трансляция перед группой, используя одно автоматизированное рабочее место.

Актуализацию знаний можно провести на любом этапе урока: в начале урока проверяются знания, полученные на прошлом уроке, в конце - проверить знания, полученные на текущем уроке. Также можно использовать и на уроках обобщения знаний, на итоговых уроках.

Кроме этого интерактивные кроссворды можно использовать и для проведения словарной работы или в качестве информационных диктантов на проверку основных определений изученных понятий по предмету.

Этот вид работы помогает впоследствии понять и запомнить учащимся основные понятия, термины, которые будут изучаться.

Таким образом, использование интерактивных средств обучения всегда оправдано во всех сферах образовательной деятельности. Использование интерактивных средств обучения в работе со школьниками открывает перед педагогами широкий спектр возможностей: минимальное время, затрачиваемое на подготовку урока, умение повышать интерес к предмету и увеличивать разнообразие методов и форм работы на уроке.

Разработанный кроссворд может быть отличным средством для закрепления и проверки знаний терминологии по курсу математики 5 класса.

Список литературы

1. Есипова А.А. Использование мультимедийных средств обучения в практике преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» / А. А. Есипова, И.А.Степанова. Текст // Молодой ученый, 2016. № 6.1 (110.1). С. 48-51.

2. Абдулов Р.М. Использование ИСО в процессе развития исследовательских умений учащихся при обучении: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.02 / Абдулов Рашид Миниахметович. Санкт-Петербург, 2013. 24 с.

3. Матлин А.О. Интерактивные средства обучения в образовательном процессе / А.О. Матлин, С.А. Фоменков // Известия ВолгГТУ, 2013. № 7. С. 110-114.

4. Исмайилова Б.И. Использование нестандартных методов обучения школьников на уроке информатики // Общество: социология, психология, педагогика, 2018.

5. Мидуница А.С. Методика разработки интерактивных кроссвордов как средство обучения в начальной школе / А.С. Мидуница, А.Б. Байн. Текст // Юный ученый, 2017. №2 (11). С. 97-102.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.