Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

95
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интерактивный метод / развитие / интеллектуальный / способности / химия. / interactive method / development / intellectual / abilities / chemistry

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Айпара Джолдасовна Курбанова

Использование интерактивных методов обучения для активизации творческих способностей учащихся на уроках химии. Внедрение интерактивных методов обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся современном образовательном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive teaching methods to enhance the creative abilities of students in the lessons of chemistry. The introduction of interactive teaching methods is one of the most important areas for improving the training of students in a modern educational institution. The main methodological innovations today are associated with the use of interactive teaching methods.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Айпара Джолдасовна Курбанова

Чирчикский государственный педагогический университет

АННОТАЦИЯ

Использование интерактивных методов обучения для активизации творческих способностей учащихся на уроках химии. Внедрение интерактивных методов обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки учащихся современном образовательном учебном заведении. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.

Ключевые слова: интерактивный метод, развитие, интеллектуальный, способности, химия.

ABSTRACT

The use of interactive teaching methods to enhance the creative abilities of students in the lessons of chemistry. The introduction of interactive teaching methods is one of the most important areas for improving the training of students in a modern educational institution. The main methodological innovations today are associated with the use of interactive teaching methods.

Keywords: interactive method, development, intellectual, abilities, chemistry.

ВВЕДЕНИЕ

Понятие «интерактивный» происходит от английского «interact» («inter» -«взаимный», «act» - «действовать»). Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых учащийся чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения,

August, 2022

S?

которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого у частника задач. Основные цели интерактивного обучения: - стимулирование учебно-познавательной мотивации; - развитие самостоятельности и активности; - воспитание аналитического и критического мышления; - формирование коммуникативных навыков саморазвитие студентов[1].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В интерактивном обучении учитываются потребности студента, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, студент анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с преподавателем и сверстником студент чувствует себя комфортнее. Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, которые основаны на взаимопонимании и взаимодействии. Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Из объекта воздействия учащийся становится субъектом взаимодействия, он сам активно участвует в процессе обучения, следуя своим индивидуальным направлением [2].

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием студентов, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля [3].

August, 2022

88

Преподаватель вместе с новыми знаниями ведет студентов к самостоятельному поиску. Активность учителя уступает место активности учащихся, его задачей становится создание условий для их инициативы. Он выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации [4].

Интерактивное взаимодействие, конечно, требует определённых изменений жизни аудитории. Увеличивается количество времени, необходимого для подготовки, как студентам, так и преподавателю. Постепенно необходимо начинать включения элементов этой модели, чтобы студенты привыкли к ним. Нужно составить план постепенного внедрения интерактивного обучения. Необходимо провести со студентами организационное занятие и создать вместе с ними правила работы в аудитории. Для начала целесообразно использовать простые интерактивные технологии -работу в парах, малых группах, мозговой штурм. Со временем у студентов появится опыт такой работы, и период подготовки к занятиям сведется до минимума[5].

Для эффективного использования интерактивного обучения преподаватель должен старательно планировать, прежде всего, свою деятельность: дать задание ученикам для предварительной подготовки (прочитать текст, продумать ответы на вопросы, выполнить задания), глубоко выучить и продумать материал, определить хронометраж занятия, задания для групп, роли студентов, подготовить вопросы и возможные ответы, разработать критерии оценки эффективности занятий[6].

Таким образом, процесс обучения не автоматическое вкладывание учебного материала в познания студента. Он требует напряженной умственной деятельности учашихся и активного участия в этом процессе. Объяснение и демонстрация никогда не дадут устойчивых знаний. Этого можно достичь только с помощью интерактивного обучения. С другой стороны, после нескольких старательно подготовленных занятий преподаватель сможет ощутить, как изменилось к нему отношение студентов, а также сама атмосфера в аудитории. Это послужит дополнительным стимулом к работе с интерактивными технологиями [7].

Интерактивные методы могут применяться при организации преподавателя следующей работы с студентами: тематических занятий, организация временных творческих групп при работе над

учебным проектом; организация дискуссий и обсуждений

August, 2022

спорных вопросов, возникших в коллективе; - для создания образовательных ресурсов [8].

Инновационная педагогика так богата интерактивным подходам, среди которых можно выделить следующие: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые игры, имитации, деловые игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (соревнования, интервью, фильмы, спектакли, выставки); изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами, «обучающийся в роли преподавателя», «каждый учит каждого», использование вопросов, сократический диалог); тестирование; разминки; обратная связь; дистанционное обучение [9].

Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем их разрешения («дерево решений», «мозговой штурм», «анализ казусов», «лестницы и змейки»); тренинги[10].

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем наиболее распространены следующие интерактивные формы:

«Мозговой штурм». Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обсуждение [11].

«Обучая - учусь». Материал занятия делится на отдельные блоки по количеству учащихся в группе. Учащиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обсуждение и закрепление учебного материала[12].

«Карусель». Студенты в подгруппах размещаются в два круга лицом друг к другу. Делятся на пары. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого студенты внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить студентам подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос[13].

«Выбери позицию». Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Группы учащихся выбирают определенную позицию, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько студент из каждой группы аргументируют

August, 2022

90

свою позицию, после чего происходит групповое обсуждение проблемы и принятия правильного решения [14].

«Совместный проект». Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все студенты знакомятся с темой в целом. Было бы ошибкой придерживаться какой-либо одной модели. Разумно сочетать эти модели обучения для достижения эффективности и качества учебного процесса. Современная система образования в одном из приоритетов для успешного решения задач выделяет принцип учета интересов обучаемого [15]. Приобретение ключевых компетенций зависит от активности самого студента. Поэтому одной из важнейших задач является внедрение в учебный процесс активных методов, которые в совокупности дают возможность организовать интерактивное обучение, следуя своим индивидуальным направлениям. Совместная деятельность означает, что каждый вносит в нее свой особый вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности [16].

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности студентов. Оно подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели занятия или внеурочного занятия. Развитие интеллектуальных способностей студента, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала - способности к «видению» проблемы, оригинальности, творческого воображения [17].

Интерактивный поход обучения отличается от

традиционного. Традиционное обучение ставит перед собой цель, передачу студентам и усвоение ими как можно большего объема знаний. Преподаватель транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у студентов. Задача студентов - как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими. Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи [18].

Многие преподаватели сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со

August, 2022

91

знаниями студентов в других учебных дисциплинах. Интерактивное обучение помогает преодолеть эти противоречия. В ходе интерактивного взаимодействия происходит активизация познавательной деятельности студентов повышение их самостоятельности и инициативности.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых студенты сами будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Главными задачами моей педагогической деятельности являются:

1. Повышение мотивации к обучению химии.

2. Развитие творческого мышления студентов.

3. Создание на занятие оптимальных условий для развития каждого студентa.

И отсюда вытекает - основная задача - опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес и учебную деятельность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Предмет «Химия » начинает изучаться в 7 классе, зачастую, ученикам предмет химии кажется не таким уж и важным, они не осознают важность изучения данного предмета. Поэтому учащихся необходимо увлечь работой, нацелить на необходимость изучения той или иной темы, раскрыть их значимость в жизненных ситуациях и в будущей профессии педагога, сделать всё необходимое, чтобы уроки прошли интересно и полезно. Преподавание данного предмета обязательно нужно наполнять теоретическими сведениями, визуальной демонстрацией объяснений и разнообразными лабораторными опытами. Чтобы повысить «насыщенность» дисциплины в условиях небольшого количества часов отводимых на его изучение, необходимо тщательно продумывать методику подготовки к занятиям, подачи материала, систему практических заданий.

Интерактивных форм и методов обучения очень много и все они побуждают к творческой познавательной деятельности студентов, создают атмосферу повышенного интереса. Деловая игра по теме « Закон сохранения массы веществ», использование виртуальных лабораторий.

August, 2022

REFERENCES

1. Комилов К.У., Элмурадов Б. Роль слайдов Power Point при проведении лекционных занятий по химии// Вестник Ташкентского института автомобильных дорог. 2018. №1 (4), Стр. 103-105.

2. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U., Allayev J. Umumiy va anorganik kimyo mashg'ulotlarida axborotkommunikatsion texnologiyalar elementlaridan foydalanish// Qo'qon DPI. Ilmiy xabarlar. 2021. №4 (4), 147-150 betlar.

3. To'xtaniyozova F., Комилов К.У. Kimyo darslarida didaktik o'yinlar// Academic Research in Educational Sciences, 2021, №11(2), 903-911 betlar.

4. Комилов К.У., Buzrukxo'jaev A. Muammoli ta'lim usullaridan foydalangan holda kimyo darslarida ko'nikmalarni shakllantirish// Academic Research in Educational Sciences, 2021, №11(2), 680-691 betlar.

5. Mirzaraximov A.K., Komilov K.U. Tuproqning strukturasini yaxshilashda polimer - fosfogipsli komplekslardan foydalanish// Academic research in educational sciences. 2021, №11(2), 673-679 betlar.

6. Kurbanova A.Dj., Komilov K.U., Allayev J., Mirzaraximov A.A. Kimyo va ingliz tili fanlari integratsiyasi// Academic Research in Educational Sciences. 2021, №10 (2), 187-192 betlar.

7. Komilov K.U. Integration of chemistry and english in the teaching of chemistry// Academic Research In Educational Sciences. 2021, № 9 (2), Page. 40-43.

8. Komilov K.U., Mukhamedov G.I., Allayeyv J. Phosphogyptic compositions to improve meliorative soil properties// Academic Research in Educational Sciences. 2021, №6 (2), Page. 1403-1410.

9. Ёдгоров Б.О., Комилов К.У. Применение ИКТ для совершенствования общего химического образования// Общество и инновациию. 2021. №4. Стр.

10. Komilov Q.O'., Xamzayeva V. Sport kollejlarida kimyo ta'limini takomülashtirishda kompyuter texnologiyalaridan foydalanish// Academic Research in Educational Sciences, 2022, №5(3), 1305-1314 betlar.

11. Umarzakova R., Komilov K.O'. Kimyo fanidan masala yechish darslarida komp'yuter texnologiyalari elementlaridan foydalanish// Academic Research In Educational Sciences, 2022, № 4 (3), 984-990 betlar.

12. Kurbanova A.D., Komilov K.U., Mirzaraximov A.A. Kimyo ta'limning talabalarda gidroekologik madaniyatni shakllantirishdagi o'rni// PEDAGOGS legal, medical, social, scientific journal, 2022, № 1(7), 353-358 betlar.

257-261.

August, 2022

13. Abdullayeva SH., Komilov Q.O'. Kimyo darslarida tizimli-faol yondashuvning tadbig'i// Academic Research In Educational Sciences, 2022, № 3 (3), 916-922 betlar.

14. Islomova N.A., Komilov Q.O'. Yuqori molekulyar birikmalarni fizik-kimyoviy tadqiqot usullari asosida o'rganish// Academic Research in Educational Sciences, 2022, №2 (3), 87-884 betlar.

15. Тухтаниёзова Ф., Комилов К.У. Формирование универсальных учебных действий у учащихся на уроках химии через дидактические игры// Экономика и социум, 2022, №2(93).

16. Бузрукходжаев А., Комилов К.У. Технология проблемного обучения на уроках химии школе// Экономика и социум, 2022, №2(93).

17. Komilov K.U. Kimyo mashg'ulotida keys-stadi metodi: salbiy va ijobiy samaralar/ FRANCE international scientific-online conference: "Scientific approach to the modern education system" part 1, 5th february, 2022.

August, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.