Научная статья на тему 'Использование интерактивных аудиовизуальных программ студией "Deutsche Welle" в преподавании немецкого языка ступеней а1-с1'

Использование интерактивных аудиовизуальных программ студией "Deutsche Welle" в преподавании немецкого языка ступеней а1-с1 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY-NC-ND
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ФОРМАТ ДВУЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАЦИИ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ЛИНГВОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ И ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ПРЕПОДАВАНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ВОСПРИЯТИЯ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБЩЕНИЯ / ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРАКТИКИ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ РЕЧИ / INTERACTIVE FORMAT OF BILINGUAL COMMUNICATION / AUDIOVISUAL METHODS OF STUDYING A FOREIGN LANGUAGE / LINGUOPSYCHOLOGICAL AND LINGUOCULTURAL APPROACH TO THE TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE / AUDIOVISUAL AIDS FOR THE PERCEPTION OF FOREIGN LANGUAGE COMMUNICATION / LINGUOCULTURAL ASPECTS OF THE PRACTICE OF ORAL AND WRITTEN FOREIGN LANGUAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катаева Алмазия, Катаев Сергей

В статье излагаются онтологические, гносеологические и аксиологические принципы использования методики обучения иностранному языку на основе мультимедийных аудиовизуальных интерактивных обучающих программ телерадиовещательной студии Германии «Deutsche Welle». Методика использования этого интерфейса предполагает достижение в более короткое время уровня лингвокультурологической компетенции обучающихся А1-С1 по классификации международного культурного центра Гёте-Институт. Используемые интерактивные обучающие программы «Deutsche Welle» рассматриваются в настоящее время как познавательные, мировоззренчески богатые и лингвистически эффективные способы достижения необходимого результата в образовательном процессе. В статье представлены основы использования нанообразовательных технологий преподавания иностранного языка с применением аудиовосприятия бинауральных ритмов, 4-D визуального бифокального сферопризматического восприятия объективной реальности в различных сферах бытия немецкоговорящих стран Европейского союза и воздействия образовательных программ телерадиовещательной студии «Deutsche Welle» на повышение эффективности преподавания иностранного языка. Предлагаемая методика предполагает создание атмосферы сотрудничества обучающихся и преподавателей для достижения конечной цели освоения устной и письменной речи общения на иностранном языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Катаева Алмазия, Катаев Сергей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of interactive audiovisual programs by the “Deutsche Welle” studio in teaching the German language at A1-C1 stages

The article describes ontological, epistemological and axiological principles of using the method of teaching a foreign language on the basis of multimedia audiovisual interactive training programs of Germany’s Deutsche Welle television and radio studio. The method of using this interface assumes the achieving in a shorter time the level of linguocultural competence by A1C1 students according to the classification of the Goethe-Institut international cultural center. The interactive training programs “Deutsche Welle” used are currently considered as cognitive, world-wide rich and linguistically effective ways of achieving the required result in the educational process. The article presents the basics of using the nano-educational technologies of teaching a foreign language employing the audio perception of binaural beats, 4-D visual bifacular spheroprismatic perception of objective reality in various spheres of life of German-speaking countries of the European Union and the impact of the educational programs of the Deutsche Welle television and radio studio on improving the teaching efficiency of a foreign language. The proposed methodology involves creating an atmosphere of cooperation between students and teachers to achieve the ultimate goal the development of oral and written speech in a foreign language.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивных аудиовизуальных программ студией "Deutsche Welle" в преподавании немецкого языка ступеней а1-с1»

УДК 37.016:811.112.2

DOI: 10.28995/2073-6398-2018-3-76-86

Использование интерактивных аудиовизуальных программ студией «Deutsche Welle» в преподавании немецкого языка ступеней А1-С1

Алмазия Г. Катаева

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, kataeva@rggu.ru

Сергей Д. Катаев

Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, kataeva@rggu.ru

Аннотация. В статье излагаются онтологические, гносеологические и аксиологические принципы использования методики обучения иностранному языку на основе мультимедийных аудиовизуальных интерактивных обучающих программ телерадиовещательной студии Германии «Deutsche Welle». Методика использования этого интерфейса предполагает достижение в более короткое время уровня лингвокультурологической компетенции обучающихся А1-С1 по классификации международного культурного центра Гёте-Институт. Используемые интерактивные обучающие программы «Deutsche Welle» рассматриваются в настоящее время как познавательные, мировоззренчески богатые и лингвистически эффективные способы достижения необходимого результата в образовательном процессе.

В статье представлены основы использования нанообразовательных технологий преподавания иностранного языка с применением аудиовос-приятия бинауральных ритмов, 4-D визуального бифокального сферо-призматического восприятия объективной реальности в различных сферах бытия немецкоговорящих стран Европейского союза и воздействия образовательных программ телерадиовещательной студии «Deutsche Welle» на повышение эффективности преподавания иностранного языка. Предлагаемая методика предполагает создание атмосферы сотрудничества обучающихся и преподавателей для достижения конечной цели -освоения устной и письменной речи общения на иностранном языке.

© Катаева А.Г., Катаев С.Д., 2018

Ключевые слова: интерактивный формат двуязычной коммуникации, аудиовизуальные методы изучения иностранного языка, лингвопсихоло-гический и лингвокультурологический подход к преподаванию иностранного языка, аудиовизуальные средства для восприятия иноязычного общения, лингвокультурологический аспект практики устной и письменной иноязычной речи

Для цитирования: Катаева А.Г., Катаев С.Д. Использование интерактивных аудиовизуальных программ студией «Deutsche Welle» в преподавании немецкого языка ступеней А1-С1 // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». 2018. № 3 (13). С. 76-86. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-3-76-86

The use of interactive audiovisual programs by the "Deutsche Welle" studio in teaching the German language at A1-C1 stages

Almaziya G. Kataeva

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, kataeva@rggu.ru

Sergei D. Kataev

Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, kataeva@rggu.ru

Abstract: The article describes ontological, epistemological and axiological principles of using the method of teaching a foreign language on the basis of multimedia audiovisual interactive training programs of Germany's Deutsche Welle television and radio studio. The method of using this interface assumes the achieving in a shorter time the level of linguocultural competence by A1-C1 students according to the classification of the Goethe-Institut international cultural center. The interactive training programs "Deutsche Welle" used are currently considered as cognitive, world-wide rich and linguistically effective ways of achieving the required result in the educational process. The article presents the basics of using the nano-educational technologies of teaching a foreign language employing the audio perception of binaural beats, 4-D visual bifacular spheroprismatic perception of objective reality in various spheres of life of German-speaking countries of the European Union and the impact of the educational programs of the Deutsche Welle television and radio studio on improving the teaching efficiency of a foreign language. The proposed meth-

odology involves creating an atmosphere of cooperation between students and teachers to achieve the ultimate goal - the development of oral and written speech in a foreign language.

Keywords: interactive format of bilingual communication, audiovisual methods of studying a foreign language, linguopsychological and linguocul-tural approach to the teaching of a foreign language, audiovisual aids for the perception of foreign language communication, linguocultural aspects of the practice of oral and written foreign language

For citation: Kataeva AG., Kataev SD. The use of interactive audiovisual programs by the "Deutsche Welle" studio in teaching the German language at A1-C1 stages. RSUH/RGGU Bulletin. "Psychology. Pedagogics. Education" Series. 2018;3:76-86. DOI: 10.28995/2073-6398-2018-3-76-86

Введение

Интерактивные сайты ведут обучающихся через всю Германию, предоставляя им возможность интерактивно общаться с представителями разных поколений и разных сословий, с пешеходами на улице и экспертами в разных областях науки. При этом обсуждаются не только классические темы, такие как продукты питания, футбол, автомобиль в жизни немцев, но и такие актуальные темы, как миграция, бедность, толерантность. На веб-странице преподаватели найдут сопровождающие дополнительные материалы и рабочие листы для студентов.

Интерактивные лингвообразовательные сайты «Deutsche Welle» исходят из некоторых психолингвистических предпосылок и принципов, обуславливающих сам процесс обучения иностранному языку. Обучение - процесс восприятия и накопления информации, соединенной с другой информацией, в данном случае на русском как родном и немецком как иностранном языке. У детей этот процесс происходит легче, поскольку большая часть поступающей информации сразу занимает место в соответствующих структурах мозга, еще свободного от разного рода установок [1].

Лингвокультурологические аспекты преподавания иностранного языка с использованием мультимедийных учебных сайтов радиотелевещательной студии Германии «Deutsche Welle»

Аудиовизуальные интерактивные сайты «Deutsche Welle» направлены на преодоление определенных шаблонов мышления, и прежде всего шаблонов развития лингвистических компетенций, например: слово-перевод, предложение-подстановка лексико-грам-матических форм и словосочетаний в переводимом предложении или абзаце текста. Программа обучения в интерактивном интерфейсе «Deutsche Welle» означает, что приходится:

- запоминать в аудиовизуальном контексте новую информацию, заменяя или дополняя при этом старую лингвострано-ведческую;

- отказываться от прежних лингвострановедческих и лингво-культурных ассоциаций и выстраивать новые;

- понимать иностранный язык как средство познания стран, народов в развитии общечеловеческой культуры в зеркале иной культуры;

- обучаться нормам межкультурного общения в важных сферах жизнедеятельности и развития культуры межнационального общения [2 с. 138-139].

Аудиовизуальные учебные сайты «Deutsche Welle» базируются на общепринятых психоэкологических и психолингвистических основах восприятия информации. Человек воспринимает информацию посредством пяти органов чувств [3]. Примерно 83% всей информации воспринимается зрением. Поэтому сайты «Deutsche Welle», используя все современные мультимедийные графические средства, демонстрируют обучающимся особенности бытия жителей немецкоговорящих стран (питание, жилье, досуг и т. д.). С помощью слуха усваивается около 10 % информации. Все учебные сайты на фоне высокоразвитых графических систем представляют обширную практику устной речи на немецком языке (общелитературную, разговорную, общеупотребимую, диалектальную), соответствующую визуально воспринимаемой общекультурной и лингвострановедческой тематике (одежда, спорт, библиотеки, театр и т. д.). С помощью обоняния, согласно классической клинической психологии, усваивается около 4%, осязания - примерно 2% и вкусовых ощущений - в среднем 1% воспринимаемой информации. В различных культурах это соотношение несколько варьиру-

ется, поскольку является результатом воспитания. Интерактивные учебные сайты «Deutsche Welle», опираясь на общепринятые основы восприятия информации, демонстрируют это на экране монитора в форме богато-колоритной компьютерной графики (например, желтый кислый, кислый разрезанный лимон, из кусочков которого течет кислый, кислый сок, мягко-нежная зеленая ель с одухотворенным ароматом хвои, звездное небо с безграничной фантазией созвездий).

Наукой исследованы еще не все составляющие учебного процесса, и конечно использование интерактивных учебных сайтов «Deutsche Welle» в сочетании с базовыми учебниками серии «Deutsch als Fremdsprache» и творчески подобранными преподавателем раздаточными лексико-грамматическими и лингвостра-новедческими материалами не смогут обеспечить 100% успеха в развитии безупречной лингвокультурологической компетенции обучающихся [4].

Тем не менее, на наш взгляд, предлагаемая модель интерактивных аудиовизуальных сайтов «Deutsche Welle» весьма полезна, поскольку, независимо от того, действительно ли она полна и верна во всех деталях, эта модель предлагает ряд объяснений действий, имеющих решающее значение для достижения коммуникативно-эффективного уровня практики устной и письменной речи на немецком языке.

Организация учебного процесса на базе предлагаемого преподавателем учебника и интерактивных учебных мультимедийных сайтов «Deutsche Welle», по мнению авторов, должна исходить из «дозирования» лингвистической информации. Это означает, что в сознание обучающихся наряду с неизвестными сведениями поступают уже известные. Подобное смешение позволяет избежать перенасыщения обучающихся новой информацией, ведущего к прекращению ее восприятия. В этом отношении учебные мультимедийные интерактивные сайты «Deutsche Welle» предусматривают на каждой новой ступени лестницы немецкого языка интерактивное возвращение к прежнему учебному материалу и усвоение нового уже на базе пройденного (например, внутренний интерьер квартиры - новый материал; кухонная утварь, приготовление пищи и т. д. - пройденный материал).

Для организации учебного процесса это означает, что ведущий методист-разработчик всегда должен иметь четкое представление об уровне подготовки целевой группы и о том, какой объем новой информации может быть усвоен обучающимся. При этом следует подчеркнуть, что вся принимаемая информация сначала поступает

в оперативную память. Объем оперативной памяти явно ограничен. Если какая-либо информация отбирается в качестве важной, она поступает в кратковременную память, ограниченного объема, и в которой информация хранится в виде электрических колебаний. Важно учесть, что из-за ограниченности кратковременной памяти информация, в том числе и лингвистическая, переполняет ее через 45 минут. Поэтому преподаватель через 45 минут должен прервать поток информации, выделив примерно десятиминутный перерыв, чтобы в кратковременной памяти образовалось свободное пространство. Мультимедийные учебные сайты «Deutsche Welle» спрограммированы таким образом, что аудиовизуальный учебный материал демонстрируется 20-25 минут, а выполнение предлагаемых интерактивных упражнений к этому лингвистическому материалу длится 15-20 минут. Спланированный таким образом лингвистический материал не перегружает оперативную кратковременную память обучающихся, что соответствует более эффективному психоэкологическому усвоению лексико-грамма-тического и лингвострановедческого учебного материала.

Результаты исследований Российской академии образования свидетельствуют о том, что полученная обучающимися зрительная и слуховая информация поступает в определенные отделы головного мозга. Совокупность этих отделов называется лим-бической системой, которая с точки зрения эволюции является одной из наиболее «старых» частей мозга. Это означает, что в ней прежде всего формируются инстинктивные модели поведения [5]. В лимбической системе полученная информация сравнивается с содержанием памяти для определения ее новизны. При наличии в памяти подобной информации никакой реакции не возникает. Для процесса обучения такая ситуация не удовлетворительна, поскольку обучающиеся приходят не для того, чтобы слышать и видеть уже известное, а чтобы узнать новое. Учебные интерактивные сайты «Deutsche Welle» по существу и содержат аудиовизуальную информацию, которая в какой-то степени известна, но и одновременно еще не познана. В таком случае в лимбической системе возникает так называемая реакция ориентации, когда создаются условия для лучшего восприятия раздражителя, в нашем случае на основе аудиовизуальных сайтов репродуктивного усвоения лексико-грамматического и лингвокультурного бытия жителей немецкоговорящих стран [6].

Исходя из вышеприведенных предпосылок целесообразности использования мультимедийных интерактивных учебных сайтов «Deutsche Welle», хотелось бы подчеркнуть следующее.

Методы лингвистического образования студентов являются инструментами в руках тех, кто ведет занятия. У всякого инструмента - будь то молоток или отвертка - есть определенное назначение. Это достаточно условное сравнение с методами преподавания физических и лингвистических феноменов означает, что применение каждого из них обусловлено направленностью на достижение определенной цели. Учебные интерактивные сайты радиотелевещательной студии «Deutsche Welle» в данном контенте dw.com. de/video-thema и dw.com.deutschlandlabor режиссерски и сцена-рически направлены не только на развитие и совершенствование лингвокультурологической компетенции обучающихся /dw.com/ nachrichten, но и на развитие определенных разновидностей психоэкологической активности. Вышеприведенные учебные сайты студии «Deutsche Welle», и прежде всего dw.com.deutlandlabor, dw.com.de/ video-thema, направлены на психоэнергосуггестивное восприятие и усвоение лингвокультурологического контента и формата непосредственного виртуального устного и письменного общения с носителями языка.

Используя новейшие достижения психо-нейролингвистики, авторы учебных интерактивных сайтов студии «Deutsche Welle» попытались создать тот методический и учебный материал, который направлен:

- на технику подачи и усвоения лингвистической информации;

- на технику организации групповой работы для получения лингвокультурологических знаний и умений, выработку лингвокультурологических способностей двуязычного общения;

- на интерактивную технику, способствующую углублению знаний;

- на развитие лингвокультурологической иерархии систем ценностей;

- на технику групповой и индивидуальной психоэкологической активности для повышения динамичности обучающихся.

Интерактивные аудиовизуальные сайты учебного контента «Deutsche Welle» позволяют, на наш взгляд, назвать предлагаемые методы использования аудиовизуальной презентации лингво-культурологической информации ментальной лингвистикой, так как они позволяют активировать оба полушария мозга, формируя и совершенствуя устойчивые связи между ними. Эти сайты развивают не только логику и владение устной и письменной речью обучающихся, но и умение мыслить творчески на изучаемом языке. Студенты становятся более уверенными в себе, легче и эффектив-

нее запоминают изучаемый лингвистический материал, так как предлагаемые учебные сайты «Deutsche Welle» направлены прежде всего не на ревитализацию основных видов памяти (оперативная, кратковременная, долговременная, а по характеру деятельности непроизвольная, произвольная), а на активизацию психической деятельности обучающихся, включающей:

- эмоциональную память (сайты направлены на развитие навыков и умений устного и письменного общения, быстроту, темп, ритм речи);

- образное: репродуктивное запоминание лингвокультуроло-гического материала, речевую ревитализацию звуков, запахов и аудиозрительных образов;

- словесно-логическую систему репродуктивных интерактивных упражнений позволяет быстрее, более эффективно запоминать и в лингвокультурологически обусловленной дискуссии воспроизводить мысли на изучаемом языке.

Процесс обучения иностранному (в данном случае немецкому языку в виде практики устной и письменной речи) с использованием интерактивных мультимедийных учебных сайтов «Deutsche Welle» имеет цель:

- формирование навыков (по сайтам лингвистическая реакция на вопрос или импульс);

- совершенствование речевых импульсов и навыков (речь в устной или письменной форме) с помощью интерактивных электронных посылов учебной программы «Deutsche Welle»;

- развитие собственно умений (обучение практике устной и письменной речи в коммуникативно-культурологическом контексте).

Необходимо подчеркнуть, что обучение с использованием интерактивных сайтов «Deutsche Welle» по методике: базовый учебник - раздаточные лексико-грамматические и переводчески-стилистические материалы конечно предусматривает контроль прежде всего в виде общения. И учебные сайты «Deutsche Welle» вполне могут способствовать этому, ведь в них и методически заложена основа для более эффективного развития лингвистической компетенции.

Интерактивный учебный материал сайтов «Deutsche Welle» скомпонован таким образом, что обучающиеся могут еще несколько раз испытать себя на тех уровнях, которые они еще не смогли усвоить. С этой точки зрения по-новому представляется роль преподавателя в процессе обучения. Психолингвистический, и прежде всего психоэкологический, интерфейс «Deutsche Welle» заботится

о психоадекватном восприятии корректируемых лингвистических вариантов. Поэтому со стороны преподавателя необходимо, на наш взгляд, отвергнуть всякий агрессивный контроль [7 с. 122]. Лингвистическая и психоэкологическая коррекция лингвистической компетенции обучающихся должна быть от них, как бы, скрыта. Использование учебных интерактивных сайтов «Deutsche Welle» способствует тому, чтобы преподаватель был:

- источником информации (сценаристом, режиссером, актером - образцом будущей речевой деятельности);

- организатором коммуникативного психоэкологического климата в сфере общения [7 с. 125].

Учебные мультимедийные сайты «Deutsche Welle» демонстрируют, что общение - процесс двусторонний. Лексико-грамматиче-ский и лингвострановедческий материал сайтов сориентирован на следующее:

- направленность всех интерактивных упражнений на внутреннюю ситуативность, т. е. соотнесенность каждого его элемента с ситуацией общения (например, посещение зоопарка в Берлине с беседой с гидом об особенностях содержания пресмыкающихся и т. д.);

- мотивированность речевого поступка, т. е. мультимедийный материал «Deutsche Welle» ставит перед обучающимися не лингвистическую, а прежде всего речевую задачу (например, как приобрести новый шарф, что и как нужно спросить в стране изучаемого языка о молодежной моде).

Заключение

Подводя итог, хотелось бы подчеркнуть, что использование образовательных интерактивных Internet-ресурсов, в нашем примере интерактивных лингвистических сайтов радиотелевещательной студии Германии «Deutsche Welle», способствует процессу интенсификации и оптимизации образовательного процесса в целом. Пирамидальная парадигма методики «базовый учебник - творчески составленные образовательные материалы - интерактивные лингво-культурологические Internet-ресурсы» способствует, на наш взгляд, освоению и развитию навыков и умений психоэкологической и пси-хоэнергосуггестивной интуиции общеобразовательного фона в сфере лингвокультурологического освоения билатеральной парадигмы иностранного языка. Для более эффективного процесса обучения целесообразно использовать сферопризматические панорамные

4D очки виртуальной реальности; 3D очки объемного восприятия видеосюжета; бинауральные квадронаушники для аудиовосприятия звукового сигнала. Использование интерактивной мультимедийной методики является одним из эскизов общеобразовательной среды, эта методика способствует, на наш взгляд, психолингвокультуро-логическому сближению наций и народов, будь то представители России и Германии, Германии и Франции, Франции и Англии и т. д.

Таким образом, использование мультимедийных учебных сайтов «Deutsche Welle» является путеводной нитью Ариадны в процессе эффективного овладения обучающимися лингвистической компетенцией.

Литература

1. Новости и аналитика о Германии, России, Европе, мире. ДГ. [Электронный ресурс] URL: http://www.dw.com/ (дата обращения 17 янв. 2018).

2. ХалиловаЛ.А., КалямоваЛ.А., Баранова Т.В. Лингвопедагогические основы концепции преподавания иностранного языка в свете разработки программ поколения «три плюс» бакалавриата // Вестник РГГУ. Серия «Документоведение и архивоведение. Информатика. Защита информации и информационная безопасность». 2016. № 2 (4). С. 133-143.

3. Новости и текущие дела из Германии и всего мира. ДГ. [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055 (дата обращения 18 янв. 2018).

4. Deutschland. DW. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.dw.com/ deutschland/ (дата обращения 18 янв. 2018).

5. Aktuelles. DW [Электронный ресурс] URL: http:// www.dw.com/nachrichten/ (дата обращения 18 янв. 2018).

6. Российская академия образования. ДГ. [Электронный ресурс] URL: http:// www.rusacademedu.ru/ (дата обращения 18 янв. 2018).

7. Катаев С.Д., Катаева А.Г. Коммуникативный метод преподавания иностранного языка в системе довузовского образования (на примере лицея РГГУ) // Теория и практика преподавания языков и культур: философские и методологические аспекты: Материалы II Международной научно-практической конференции. 25 сентября - 2 октября 2016 г. г. Будва, Подгорица (Черногория). М.: РГГУ, 2017. С. 116-126.

References

1. News and Analytics about Germany, Russia, Europe and the world. [Internet] URL: http://www.dw.com/ (data obrashcheniya 18 Jan. 2018). (In Russ.)

2. Khalilova LA., Kaliamova LA., Baranova TV. Linguistic and pedagogical foundations for the concept of foreign language teaching in the light of composing the 'three plus" generation bachelor programs. RGGU/RSUHBulletin. "Records Management and Archival Studies. Computer Science. Data Protection and Information Security" Series. 2016;2(4):133-43. (In Russ.)

3. News and current affairs from Germany and around the world. DW. [Internet] URL: https://www.dw.com/de/deutsch-lernen/s-2055 (data obrashcheniya 18 Jan. 2018).

4. Deutschland. DW. [Internet] URL: http://www.dw.com/deutschland labor/ (data obrashcheniya 18 Jan. 2018).

5. Aktuelles. DW. [Internet] URL: http: // www.dw.com/nachrichten/ (data obrashcheniya 18 Jan. 2018).

6. Russian academy of education. [Internet] URL: http: // www.rusacademedu.ru/ (data obrashcheniya 18 Jan. 2018) . (In Russ.)

7. Kataev SD., Kataeva AG. Communicative approach in teaching a foreign language in preparatory education (exemplified by RSUH Lyceum) // Teoriya i praktika prepodavaniya yazykov i kul'tur: filosofskie i metodologicheskie aspekty: Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. 25 sentyabrya - 2 okty-abrya 2016 g. g. Budva, Podgoritsa (Chernogoriya). Moscow: RGGU Publ.; 2017. P. 116-26. (In Russ.)

Информация об авторах

Алмазия Г. Катаева, кандидат исторических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, ГСП-3, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; kataeva@rggu.ru

Сергей Д. Катаев, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; 125993, ГСП-3, Россия, Москва, Миусская пл., д. 6; kataeva@rggu.ru

Information about the authors

Almazia G. Kataeva, Ph.D. in History, associate professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, GSP-3, 125993; kataeva@rggu.ru

Sergei D. Kataev, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya Square, Moscow, Russia, GSP-3, 125993; kataeva@rggu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.