Научная статья на тему 'Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе'

Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
344
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ / ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДЫ И ФОРМЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Елена Александровна, Якунина Елена Алексеевна

В статье рассматривается процесс использования интерактивной технологии обучения в музейно-образовательной деятельности музея. Представлен образовательно-воспитательный потенциал краеведческого музея и музейная деятельность, направленная на использование интерактивных технологий в обучающей музейной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Елена Александровна, Якунина Елена Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование интерактивной среды краеведческого музея в образовательном процессе»

SCIENCE TIME

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ СРЕДЫ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Овсянникова Елена Александровна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: оеа307@mail.ru;

Якунина Елена Алексеевна, Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск

E-mail: lenoka_solnce@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается процесс использования интерактивной технологии обучения в музейно-образовательной деятельности музея. Представлен образовательно-воспитательный потенциал краеведческого музея и музейная деятельность, направленная на использование интерактивных технологий в обучающей музейной среде.

Ключевые слова: краеведческий музей, интерактивные технологии обучения, образовательный процесс, методы и формы.

Современное образование представлено различными моделями, формами и средствами обучения, позволяющими более активно использовать весь потенциал образовательной среды. Все это обусловлено тем, что основной целью образования является предоставление всем людям проявлять свои таланты и способности. Наибольшая результативность среды обучения определяется уровнем активности учащихся и достигнутыми ими результатами межличностного взаимодействия. К примеру, когда речь идет об уникальной среде краеведческого музея, мы можем определить эффективность использования интерактивной среды краеведческого музея путем отбора соответствующих ему моделей обучения и форм взаимодействия с посетителем.

Взаимодействие краеведческого музея и образовательных учреждений порождает разнообразие вариантов эффективной организации педагогического

Ы I

Н K.^^'i1 '

взаимодействия между ними, и приводит к развитию современных подходов в использовании коммуникативных стратегий, усовершенствованию работы краеведческого музея с разновозрастной категорией посетителей, а также применение более гибких дидактических технологий. Среди них можно выделить интерактивную технологию обучения, направленную на личностное и профессиональное развитие личности учащегося.

Интерактивное обучение - подразумевает под собой процесс, организованный на взаимодействия субъектов и объектов обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанном на взаимодействие всего коллектива в процессе обучения [3, с.175].

Образовательная среда может быть определена как «как постоянно расширяющаяся сфера жизнедеятельности растущего человека, включающая в себя все большее богатство опосредованных культурой его связей с окружающим миром, учащая извлекать познания из собственной деятельности, из наблюдений и восприятий, раскрывать жизненное значение изучаемых объектов, постигать принципы собственных действий и руководствоваться ими в новых ситуациях» [2, с.6].

Для интерактивной технологии обучения присущи: концептуальные основы, включающие в себя активные, диалогичные формы организации занятий; содержательная часть, определяющая цели обучения и соответствующее ему содержание учебного материала; процессуальная часть, включающая в себя организацию учебного процесса, методы и формы учебной деятельности учащихся.

Сущность интерактивного обучения заключается в постоянном и целенаправленном взаимодействии всех участников данного процесса обучения. Совместная деятельность всех обучающихся, в том числе и младших школьников, в процессе познания, овладения ими новым материалом означает, что каждый из школьниковвносит в данный процесс свой индивидуальный вклад, способствуя более качественному обмену знаниями, идеями, основами деятельности. Все это происходит в атмосфере доброжелательности и взаимопомощи друг другу, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать ученику свою познавательную деятельность, переводить ее на более высокий уровень взаимодействия.

Интерактивный процесс обучения характеризуется высокой интенсивностью межличностного взаимодействия, обменом полученной информацией, и разнообразием видов деятельности, характерным изменением состояния учащихся, целенаправленным осмыслением участником своей деятельности и взаимодействия, представляя «усиленную целенаправленную деятельностью педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой в целях развития» [4, с.37].

Как известно, в основе организации музейно-педагогического процесса лежат следующие исторически сформировавшиеся педагогические принципы:

- интерактивность, ибо человек запоминает только то, что делает;

- комплексность, указывает здесь на включение всех каналов восприятия (чувственный, логико-аналитический, психомоторный);

- программность, позволяющая обеспечить усвоение информации и приобретение умений на основе специально разработанных программ.

В качестве примера всего выше сказанного, можно привести различные примеры интерактивного взаимодействия музея с учащимися образовательных учреждений района. В основе данного взаимодействия обязательным является взаимодействие музейного педагога и учителя образовательного учреждения.

Наиболее ярким примером может быть использование методики теории решения изобретательских задач, позволяющей научить детей младшего школьного возраста составлять устные или письменные рассказы на основе представленных перед ними экспонатами.

В. П. Телячук и О. В. Лесина указывают, что данная методика представляет последовательность разнообразных форм совместной работы, которые учитель может «наполнять» различным содержанием, исходя из определенных возможностей своего класса, учитывая программные требования и индивидуально-возрастные особенности учащихся [6, с.63].

В ходе ее реализации детям предоставляется возможность составитьопределенные типы рассказов на основе представленных перед ними экспонатов: от обычных рассказов - фиксаций, описания конкретного объекта, до составления фантастических рассказов об определенном экспонате, повествование от имени представленного объекта. Используя такие формы работы как: «охота за подробностями», «найди ошибку», вслушивание», «личная аналогия», «подзорная труба», учитель вместе с музейным педагогом сосредотачивая внимание детей на определенных деталях экспоната, помогающих раскрыть уникальность данного предмета, и просят их презентовать увиденный предмет: выразить свои чувстваи мысли к определенному экспонату, составить свой рассказ - фантазию или сказку.

Применяя методы ТРИЗ на занятия в краеведческом музее, можно наиболее эффективно использовать следующие направления:

а) определения содержания определенной экспозиции музея и определение в ней соответствующих объектов;

б) установление взаимосвязи между экспонатами находящимися в указанной экспозиции;

в) прослеживание процесса преобразования указанных детьми экспонатов во времени;

г) составление детьми рассказов с различных позиций и точек зрения;

д) написание рассказа по содержанию экспозиции. Указанные методы способствуют активному вовлечению младших школьников в деятельность, а также формируют у детей интерес к тому или иному предмету прошлого. Е. Г. Артемов указывает на то, что определенные методы логично сочетаются с такими видами музейно-педагогической деятельности, как «погружение» в историческую среду, сравнительный анализ, театрализация, метод проблемных ситуаций, «ролевое проживание» исторических событий, реконструкция, моделирование, исследовательский и репродуктивный методы [1, с.17-18].

Таким образом, в ходе использования интерактивной технологии в музейно -педагогической деятельности у учащихся активно формируются личностные качества, такие как умение, говорить и презентовать себя. Использование в ходе занятий различных знаков, ассоциативных символов, создание условий максимально приближенных к жизненным ситуациям, дает возможность непроизвольного запоминания материала, что непосредственно приближает процесс обучения ребенка к непринужденному восприятию. Использование интерактивной технологии в краеведческом музее позволяет ему более ярко раскрыть весь свой материал экспозиций и непосредственно при этом привлекать образовательные учреждения района.

Литература:

1. Артемов, Е. Г. Музейно-педагогические технологии / Е. Г. Артемов. - Спб., 2006. - С. 17-18.

2. Биль - Бад, Б. Н., Петровский, А. В. Образование в контексте социализации / Б. Н. Биль-Бад, А. В. Петровский // Педагогика. - 1996. - № 1. -С. 6.

3. Кашлев, С. С. Технология интерактивного обучения / С. С. Кашлев. - Мн., 2005. - 175 с.

4. Кашнев, С. С. Интерактивные методы обучения педагогике / С. С. Кашнев. -Минск, 2004. - 37 с.

5. Плотникова, Е.Б. О месте маркетинга в профессиональном образовании и социализации профессионального опыта личности // Science Time. 2015. №2 (14). С. 153-158.

6. Телянчук, В. П. Сходикамитворчост методике NHDP в почастковш школi / В.П. Телянчук, О. В. Лесша. - Харьков, 2007. - 63 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.