Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1159
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРАКТИВНАЯ КАРТА / ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ВОСПИТАНИЕ / INTERACTIVE MAP / HISTORICAL KNOWLEDGE / STUDENTS / UPBRINGING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Шумовский Олег Игоревич

В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в образовательной сфере, в связи с быстро развивающимся обществом и технологиями. На смену традиционным средствам обучения приходят современные (информатизация, компьютеризация образования). Эти факторы влияют на изменения образовательных целей и задач. Возрастает необходимость в обучении подростков, в использовании новых средств обучения, с помощью которых они могли бы достичь желаемых образовательных результатов. Цель - теоретически обосновать и разработать интерактивную карту как средство формирования исторических знаний у обучающихся пятых классов. Методы или методология проведения работы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опытно-экспериментальная работа; анкетирование; математические методы обработки опытно-экспериментальной работы. Результаты: интерактивная карта стала средством формирования исторических знаний у обучающихся пятых классов в условии личностного полисубъектного взаимодействия пятиклассников, преподавателей, родителей, которое обеспечивает интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда». Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в учреждениях, в которых осуществляется образовательная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бекузарова Наталья Владимировна, Шумовский Олег Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING OF AN INTERACTIVE MAP FOR FORMING HISTORICAL KNOWLEDGE

Currently in the Russian Federation there are changes in the educational sphere, due to the rapidly developing society and technology. Modern means of learning such as informatization, computerization of education come in place of the traditional. These factors influence changes in educational aims and objectives. There is a growing need for teaching teenagers to use new teaching aids, with the help of which they could achieve the desired educational results. Purpose. The purpose is to theoretically substantiate and develop an interactive map as a means of forming historical knowledge among fifth-grade students. Methodology: analysis of pedagogical, psychological, methodical literature, experimental work; questioning; mathematical processing methods of experimental work. Results: the interactive map has become a means of forming historical knowledge among fifth grade students in the condition of personal polysubject interaction of fifth-graders, teachers, parents, which ensures the integrative integrity of the content of the material being studied in the process of creating the Great-Grandfather Military Map. Practical implications: the results obtained should be applied in institutions where educational activities are carried out.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

22

!п1егпа11опа! иоигпа! оТ Advanced 8Ш<1еБ, Vol. 8, N0 4, 2018

Б01: 10.12731/2227-930Х-2018-4-22-36 УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ КАРТЫ

ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ

Бекузарова Н.В., Шумовский О.И.

В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в образовательной сфере, в связи с быстро развивающимся обществом и технологиями. На смену традиционным средствам обучения приходят современные (информатизация, компьютеризация образования). Эти факторы влияют на изменения образовательных целей и задач. Возрастает необходимость в обучении подростков, в использовании новых средств обучения, с помощью которых они могли бы достичь желаемых образовательных результатов.

Цель - теоретически обосновать и разработать интерактивную карту как средство формирования исторических знаний у обучающихся пятых классов.

Методы или методология проведения работы: анализ педагогической, психологической, методической литературы, опыт-но-экспериментальнаяработа; анкетирование; математические методы обработки опытно-экспериментальной работы.

Результаты: интерактивная карта стала средством формирования исторических знаний у обучающихся пятых классов в условии личностного полисубъектного взаимодействия пятиклассников, преподавателей, родителей, которое обеспечивает интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».

Область применения результатов: полученные результаты целесообразно применять в учреждениях, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Ключевые слова: интерактивная карта; исторические знания; обучающиеся; воспитание.

USING OF AN INTERACTIVE MAP FOR FORMING HISTORICAL KNOWLEDGE

Shumovskiy O.I., Bekuzarova N.V.

Currently in the Russian Federation there are changes in the educational sphere, due to the rapidly developing society and technology. Modern means of learning such as informatization, computerization of education come in place of the traditional. These factors influence changes in educational aims and objectives. There is a growing need for teaching teenagers to use new teaching aids, with the help of which they could achieve the desired educational results.

Purpose. The purpose is to theoretically substantiate and develop an interactive map as a means of forming historical knowledge among fifth-grade students.

Methodology: analysis of pedagogical, psychological, methodical literature, experimental work; questioning; mathematical processing methods of experimental work.

Results: the interactive map has become a means of forming historical knowledge among fifth grade students in the condition ofpersonal polysubject interaction of fifth-graders, teachers, parents, which ensures the integrative integrity of the content of the material being studied in the process of creating the Great-Grandfather Military Map.

Practical implications: the results obtained should be applied in institutions where educational activities are carried out.

Keywords: interactive map; historical knowledge; students; upbringing.

Одна из приоритетных образовательных задач, которая ставится перед образованием, является формирование исторических знаний. В 2016 году в Санкт-Петербурге состоялся международный экономический форум (ПМЭФ-2016), в котором обсуждалось будущее нашей страны. На этой встрече В.В. Путин с участниками Общероссийского исторического собрания, обсуждали вопросы о

роли исторического знания в развитии общества. В своем выступлении Президент России отметил: «...считаю важным еще раз сказать об этом вслух. Российская история - это основа нашего мировоззрения, культуры в самом широком смысле этого слова. Это, безусловно, источник понимания своей идентичности и своей цивилизационной миссии. И это необходимые уроки для решения современных задач, для того, чтобы посмотреть немного вперед: на ближайшую, среднесрочную, отдаленную перспективу» [3].

Понимание исторических знаний - это теоретическая традиция, которая уходит корнями в античные времена.

Платон рассуждал о том, что Родина дороже матери и отца. Позднее такие мыслителей, как Н. Макиавелли, Ю. Крижанич, Ж.-Ж. Руссо, И. Фихте, в своих трудах делали акцент на формировании гражданской идентичности, любви к малой Родине и своим историческим корням. Они считали это высшими ценностями, которыми должна обладать каждая личность.

Большое внимание понятию исторического знания уделяли выдающиеся мыслители, педагоги и общественные деятели прошлого, такие как В.Г. Белинский, Н.М. Карамзин, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, Н.Г. Чернышевский и др. Идея заключалась о значимости воспитания сознательных граждан, любящих свою малую родину, семью и Отечество. Они считали, людей, обладающих историческими знаниями и чувством сопричастности к событиям прошлого своей Родины и семьи, способных отстаивать государственные интересы [1].

В настоящее время обостряется проблема, связанная с формированием исторических знаний. Возрастает потребность в поиске эффективных, современных технологий и средств для формирования исторических знаний.

Для начала необходимо создать необходимые условия и мотивацию для обучающихся. Это означает, что исторические знания у подростков будут сформированы в том случае, если они пропустят через себя эти события. Поэтому необходимо не только, изучать различную литературу, но и историю своей семьи, через непосред-

ственное общение со своими родителями, преподавателями и так далее, тем самым организуется полисубъектное взаимодействие. Если это организовать, то через внутреннюю сопричастность себя, как части своей семьи, можно будет перейти к историческим событиям, в том числе и Великой Отечественной Войне.

Многие не уделяют должного внимания современным средствам обучения при изучении исторических знаний. Для того что бы деятельность была занимательной необходимо использовать современные средства.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что перед образованием стоит важная задача по формированию исторических знаний состоящих из взаимодействующих элементов:

- современных средств обучения;

- включение в образовательный процесс обучающихся, их родственников и преподавателей.

Для того что бы у обучающегося сформировались исторические знания, необходимо у него вызвать позитивную мотивацию, внутреннюю заинтересованность, личную сопричастность к историческим событиям.

Такое взаимодействие можно организовать в закрытых образовательных учреждениях, например кадетских корпусах. Именно в таких заведениях уделяется большая роль историческим знаниям. Данные учебные заведения имеют цель облегчить военнослужащим воспитание и образование детей, а также являются первоначальной ступенью к подготовке офицеров. Важной особенностью преподавания истории в кадетском корпусе, в том, что каждый урок должен иметь военно-патриотическое направление. В кадетском корпусе существует проектная деятельность на уроке истории, где кадеты находят различную историческую информацию о событиях. Большинство кадет занимают призовые места в разных проектных конкурсах.

На современном этапе развития научно-технического прогресса возможно использование специальных средств, для активной деятельности обучающихся при формировании знаний. Одним из таких средств является интерактивная карта.

Интерактивная карта - это электронная карта, которая работает в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия пользователя и компьютера, представляющую собой визуальную информационную систему [4].

Интерактивная карта - это электронная карта на которой представлена информация, привязанная к географическому контексту.

Интерактивная карта, от других карт отличается свойством, таким как информативность. Информативность заключается в скрытой информации, которые получить, выполнив на карте определенные действия (например, при наведении курсора на объект).

Используя геокодинг, любой пользователь может добавлять свои данные на карту, выбирать условные знаки из библиотеки или использовать собственные, интегрировать карту на свой сайт и поделиться ей с аудиторией.

Электронные карты можно разделить на несколько групп:

- неинтерактивные программно-зависимые;

- интерактивные программно-зависимые;

- интерактивные программно-независимые;

К неинтерактивным программно-зависимым электронным картам относятся карты, созданные в программах, как CorelDRAW, Adobe Illustrator, Macromedia Freehand и другие. Для использования такой картой необходим компьютер с операционной системой (в основном Windows) и соответствующая программа, в которой она была создана, или программа, поддерживающая данный формат карты [6].

Интерактивные программно-зависимые электронные карты создаются, в основном, в специальных программах, таких как MapInfo, Panorama, Microstation, Нева и другие картографические программы. В результате карта представляет собой файл (или несколько файлов). Для работы с такой картой необходим компьютер с операционной системой (в основном Windows) и соответствующая программа, в которой она была создана или программа, поддерживающая данный формат карты.

Интерактивные программно-независимые электронные карты создаются в специальных сервисах, таких как, например, Google maps, Яндекс карты, Gisware, Curious World Maps, MapGps и т. п. Для работы с данными картами необходимо иметь выход в интернет и иметь регистрацию на сервисе. Большое преимущество данных карт, заключается в онлайн доступе к сервисам; создания интерактивных карт на удаленном доступе; возможностью создания с разных ПК, как совместно, так и индивидуально; простого интерфейса с возможностью вставлять текст, встраивать видео и фотографии, как с личного компьютера, так и с интернета; встраивание интерактивных карт на сайты, блоги; бесплатное использование.

Для образовательных учреждений лучше всего подходит интерактивно-независимая электронная карта. Такие интерактивные карты позволяют систематизировать и отображать разнообразную информацию. Их использование в образовательном процессе может быть разнообразны, в зависимости от образовательных целей:

- Развитие у обучающегося творческого мышления.

- Структурирование и организация, упорядочение информации, обозначение и организация знаний.

- Использование в презентации, докладах, исследованиях, проектной деятельности.

- Визуализация связей на всех этапах определенной темы.

Умение создавать и использовать историческую карту как

источник информации - это один из предметных результатов освоения курса по получению исторических знаний. Электронные онлайн карты позволяют обучающемуся не работать с картой в готовом виде, а самому ее продумать и создать. Следует отметить, что процесс вырабатывания исторических знаний и умений работы с картой у кадет проходит в несколько этапов:

- Поиск исторических фактов, информации совместно с родителями и занесения их в электронный вид.

- Демонстрация педагогом работы в электронной карте (смотрят и повторяют).

- Собственная проба по созданию мини интерактивной карты, в которую заносят свою личную информацию об образовательном учреждении (вставляют в карту фотографии, текст.).

- Структурирование исторической информации, которая была собрана совместно с родителями.

- Занесения структурированной информации в интерактивную карту.

Мероприятия с внедрением интерактивных технологий позволяют ученику применить все навыки и умения, осваивая новую информацию, расширяя свой кругозор, также заставляют овладеть всем комплексом важных умений. К числу умений можно отнести: самостоятельная и групповая работа с новыми материалами, умение воспринимать мнение других и использование интерактивных онлайн технологий в образовательном процессе.

Интерактивные карты способствуют тому, чтобы построение процесса получения исторических знаний основывалось не только на запоминании дат и событий, а на интересном и ярком активном процессе, проживаемым самим обучающимся.

Нами было апробировано формирование исторических знаний посредством интерактивной карты, разработанной в сервисе GoogleMaps. Было проанализировано несколько онлайн-сервисов по созданию интерактивных карт (табл. 1). В результате сравнения лучшего всего для образовательного процесса подходит Google Карта.

Таблица 1.

Сравнительный анализ файловых хостингов «Google Карты»,

«Wikimapia», «Яндекс Карты»

Критерии Google Карты Wikimapia Яндекс Карты

Справочная информация Плохо знает русские организации Подробная информация об организациях Подробная информация об организациях

Построение маршрута Присутствует Присутствует Присутствует

Возможность добавления видеоматериалов Присутствует Отсутствует Отсутствует

Возможность добавления текста Присутствует Отсутствует Присутствует

Окончание табл. 1.

Возможность добавления картинок Присутствует Отсутствует Присутствует

Возможность встраивания в сайты и блоги Присутствует Отсутствует Отсутствует

Покрытие Покрытие всего мира Покрытие всего мира Покрытие России

Возможность оставить отзывы и оценить организацию Отзыв и оценка Есть возможность оставить комментарий Оценка. Развивается сервис Яндекс. Город

Возможность совместной работы на одной карте Присутствует Отсутствует Отсутствует

Нами разработано шесть тем:

1 тема:

- устная демонстрация педагогом значимости сохранения памяти о своих предках, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны (средства, применяемые для демонстрации, - презентация, аудио-визуализация, видеофильмы о героях войны);

- обсуждение того, что обучающимся известно о предках и событиях Великой Отечественной войны (педагог создает условия, задавая обучающимся вопросы, которые выявляют дефицит исторических знаний о своих родственниках воевавших в годы Великой отечественной войне);

- подведение итога обучающимися про имеющие ся де фициты и их возможные способы их устранения (педагог организует и контролирует работу с помощью направляющих вопросов по систематизации полученной информации, выносит на доску общую информацию, которую бы хотели обучающиеся узнать о своих прадедов, прабабушек и т.д.).

- педагог задает вопрос детям, о том, как можно сохранить и систематизировать информацию, интересующую их о своих прадедах и обосновать свои варианты. Кадеты предлагаю способы систематизации знаний о дедушках, бабушках воевавших в годы Великой отечественной войны и обосновы-

вают их, педагог заносит все варианты на интерактивную доску (Создание презентации, создание древа.). Выслушав всех, педагог предлагает свой вариант создания интерактивной карты в Google maps, рассказывая устное его преимущества и возможности сервиса, занося его тоже в список. Затем педагог просит выбрать, какой вариант им больше всего понравился, и просит придумать название продукта, варианты детей выносятся на доску и затем коллективно выбираются «Военные дороги прадеда».

2 тема:

- демонстрация педагогом интерактивной карты на примере своего родственника;

- практическая работа в Google maps, изучение интерфейса. Поэтапное объяснение педагогом работы в интерактивной карте при помощи проектора и заранее подготовленной презентации, которая содержит принтскрины поэтапного создания интерактивной карты;

- педагог выдает единый логин и пароль кадетам от общего аккаунта Google. Затем осуществляется пробная работа в Google диске, знакомятся с функциями сервиса.

- в конце занятия педагог указывает дополнительные источники поиска информации, среди которых: беседа с родителями (занести информацию совместно с родителями на электронные носители). Семейный архив; сайт «Память народа» Интернет-портал подлинных документов о Второй мировой 1939-1945 и Великой Отечественной войне 1941-1945. https://pamyat-naroda.ru/; сайт «Подвиг народа» Электронный банк документов «подвиг народа в великой отечественной войне 1941-1945 гг. http://podvignaroda.ru/.

- Задания на дом: 1. Создать интерактивную карту свою интерактивную карту; найти на карте два места, первый это свой дом, а второй это свое учебное учреждение и добавить к ним маркеры; сделать каждый маркер информативным (добавить видео, картинки, текст); соединить маркеры при по-

мощи функции «Добавить маршрут»; 2. Собрать информацию о своем родственнике принимавшем участие в Великой отечественной войне.

3 тема:

- проверка педагогом наличия собранной информации о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне (объем и полнота информации);

- структурирования собранной информации (дополнение, корректировка);

- педагог задает домашнюю работу по дополнению визуализированной информации (картинки, видеохроники, медали).

- проверка педагогом наличия собранной информации о своих родственниках, которые участвовали в Великой Отечественной войне (картинки, видеохроники военных лет связанные участником войны, медали и т.п.);

4 тема:

- проверка педагогом наличия визуализированной информации о родственниках (просмотр видеохроник, демонстрация обучающимися медалей и картинок);

- практическая работа в Google maps, непосредственное создание боевого пути своего родственника;

- педагог задает домашнюю работу по завершению создания интерактивной карты.

5 тема:

- представление собственных интерактивных карт каждым обучающимся.

6 тема:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- объединение педагогом боевых путей родственников обучающихся в одну интерактивную карту и поиск точек их пересечения;

- демонстрация педагогом, при обнаружении точек пересечения боевых путей, факта взаимосвязи обучающихся не только в плане обучения, но и в плане прошлого.

В кадетском корпусе была организована внеучебная деятельность по созданию «Боевого пути» на классном часе в течение года. Кадетами была собрана информация, в которой содержались хроники касающихся родных кадет, учувствовавших в Великой Отечественной войне.

Для формирования исторических знаний о Великой Отечественной войне, требуется организовать личностное полисубъектное взаимодействие пятиклассников и офицеров-воспитателей в условиях кадетского корпуса, а также обеспечить интегративную целостность содержания изучаемого материала в процессе создания карты «Военные дороги прадеда».

При проведении данного мероприятия активное участие принимали кадеты пятого класса, родители обучающихся, учителя истории, информатики, офицеры-воспитатели.

Перед каждым занятием обучающиеся и педагог должен ставить перед собой цель, задачи и желаемые результаты. Немало важно отталкиваться от интересов обучающихся, услышать их пожелания по подготовки и проведению внеклассных мероприятий по созданию «Интерактивной карты».

Перед проведением занятий педагог создает единый аккаунт в Google Диске. В нём также создается папка каждого обучающегося; документ, который включает задания; презентации с подробным описанием работы в интерактивной карте; общий дневник (активность и продвижение по выполнению заданий).

Использование интерактивной карты, может выступать средством формирования исторических знаний у кадет пятого класса, если включить ребенка в активную деятельность, посредством современных технологий Google карты, а также использованию дополнительных поисковых сайтов «Память народа», «Подвиг народа». В итоге каждый обучающийся создает «Военные дороги прадеда» своего родственника участвовавшего в годы Великой Отечественной войны посредством собранной информации и занесением ее в Google карту.

Таким образом, интерактивная карта разработанная в Google maps военные «Дороги прадеда», создаваемая в процессе поли-

субъектного взаимодействия пятиклассников и офицеров воспитателей при сохранении интегративной целостности содержания представляемого материала, становится средством формирования исторических знаний о Великой Отечественной Войне у обучающихся пятых классов кадетского корпуса.

Список литературы

1. Карамзин Н.М. О любви к Отечеству и народной гордости / Институт русской цивилизации, 2013. 736 с.

2. Карпушина Д.Д. Интерактивная карта как визуальная информационная система предоставления информации // Информационные технологии в науке и производстве : материалы IV Всерос. моло-деж. науч.-техн. конф., 8-9 февр. 2017 г. Омск, 2017. С. 102-107.

3. Кикнадзе В.Г. Образование и люди - самое главное в России. Роль исторического знания в развитии общества // Наука. Общество. Оборона, 2017. C. 267-272.

4. Лопатко Р.Н. Применение интерактивных карт // Москва: Конструкторское бюро, 2018. №4. С. 22-28.

5. Скребнев В.А. История как наука: учебное пособие // Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. 80 с.

6. Спивак Л.Ф. Интерактивный комплекс сравнения цифровых карт // Системный анализ в науке и образовании, 2014. №2. С. 30-42.

7. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. Москва: педагогика, 1979. Т. 1. С. 57-78.

8. Устинова В.П., Алексеева М.Я. Развитие пространственных представлений школьников историческими интерактивными картами // Фундаментальные и прикладные науки сегодня, 2017. С. 42-45.

9. Уткина О.Н. Информационные технологии в педагогических исследованиях // Современные вопросы науки XXI в.: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф. 27 июня 2011 г.: в 2 ч. Тамбов, 2017. Ч. 2. С. 119-121.

10. Чурикова Н.В. Сравнение облачных сервисов хранения google drive и яндекс диск // Научные преобразования в эпоху глобализации, 2017. С.128-130.

11. Heilbron J.L. History in science education, with cautionary tales about the agreement of measurement and theory // Science and education. 2015. no 4, pp. 321-331.

12. Pipho C. Rewriting state education history // Phi Delta Kappan. 2010. № 9, pp. 662-663.

13. Roderick J. Guidelines for studying education in non-school settings: implications for teacher education // 1984. no 1, pp. 37-41.

14. Rowe M. Using google drive to facilitate a blended approach to authentic learning // British Journal of Educational Technology. 2013. no 4, pp. 594-606.

15. Sung P.F., Yang M.L. National identity and its relationship with teachers 'historical knowledge and pedagogy: the case of Taiwan // Asia pacific journal of education. 2016. no, pp. 179-194.

References

1. Karamzin N.M. O lyubvi k otechestvu i natsionalnoy gordosti [About love for the Fatherland and national pride]. Institut russkoj civilizacii, 2013. 736 p.

2. Karpushina D.D. Interaktivnaja karta kak vizual'naja informacionnaja sistema predostavlenija informacii [Interactive map as a visual information provision system]. Informatsionnye tekhnologii v nauke iproiz-vodstve [Information technology in science and industry]. Publ., 2017, pp.102-107.

3. Kiknadze V. G. Obrazovanie i ljudi samoe glavnoe v Rossii. Rol' istorich-eskogo znanija v razvitii obshhestva [Education and people are the most important thing in Russia. The role of historical knowledge in the development of society]. Nauka. Obshhestvo. Oborona, 2017, pp. 267-272.

4. Lopatko R.N. Primenenie interaktivnyh kart [Application of interactive maps]. Moscow: Konstruktorskoe bjuro Publ., 2018. no 4, pp. 22-28.

5. Skrebnev V.A. Istorija kak nauka [History as a science]. Tambov: FG-BOU VPO «TSTU» Publ., 2012. 80 p.

6. Spivak L.F. Interaktivnyj kompleks sravnenija cifrovyh kart [Interactive digital map comparison system]. Sistemnyj analiz v nauke i obra-zovanii, 2014, no 2, pp. 30-42.

7. Sukhomlinskiy V.A. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Selected Pedagogical Works]. Moscow: Pedagogika Publ., 1979, pp. 57-78.

8. Ustinova V.P., Alekseeva M.Y. Razvitie prostranstvennyh predstavlenij shkol'nikov istoricheskimi interaktivnymi kartami [The development of spatial representations of schoolchildren historical interactive maps]. Fundamental'nye iprikladnye nauki segodnja, 2017, pp. 42-45.

9. Utkina O.N. Informacionnye tehnologii v pedagogicheskih issledo-vanijah [Information technology in pedagogical research]. Sovremen-nye voprosy nauki XXI vek, 2017, pp. 119-121.

10. Churikova N.V. Sravnenie oblachnyh servisov hranenija google drive i jandeks disk [Comparison of cloud storage services google drive and yandex drive]. Nauchnyepreobrazovanija v jepohughbalizacii, 2017, pp. 128-130.

11. Heilbron J.L., History in science education, with cautionary tales about the agreement of measurement and theory. Science and education. 2015. no 4, pp. 321-331.

12. Pipho C. Rewriting state education history. Phi Delta Kappan. 2010. № 9, pp. 662-663.

13. Roderick J., Guidelines for studying education in non-school settings: implications for teacher education. 1984. no 1, pp. 37-41.

14. Rowe M. Using google drive to facilitate a blended approach to authentic learning. British Journal of Educational Technology. 2013. no 4, pp. 594-606.

15. Sung P.F., Yang M.L. National identity and its relationship with teachers 'historical knowledge and pedagogy: the case of Taiwan. Asia pacific journal of education. 2016. no, pp. 179-194.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Бекузарова Наталья Владимировна, доцент кафедры «Информационных технологий обучения и непрерывного образования» института педагогики, психологии и социологии, кандидат педагогических наук Сибирский федеральный университет

ул. Свободный проспект, 79, г. Красноярск, Красноярский край, 660041, Российская Федерация bekuzarova@mail ru

Шумовский Олег Игоревич, магистр кафедры «Информационных технологий обучения и непрерывного образования» института педагогики, психологии и социологии

Сибирский федеральный университет ул. Свободный проспект, 79, г. Красноярск, Красноярский край, 660041, Российская Федерация Shumovskiyoleg@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Bekuzarova Natalya Vladimirovna, Associate Professor «Information Technology Training and Continuing Education», Institute of Education, Psychology and Sociology, Candidate of Pedagogical Sciences Siberian Federal university

79, Svobodnyj Prospect, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Region, 660041, Russian Federation bekuzarova@mail ru

Shumovskiy Oleg Igorevich, Master «Information Technology Training and Continuing Education», Institute of Education, Psychology and Sociology

Siberian Federal university

79, Svobodnyj Prospect, Krasnoyarsk, Krasnoyarsk Region, 660041, Russian Federation Shumovskiyoleg@mail. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.