Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ, ГИСТОЛОГИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ, ГИСТОЛОГИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика преподавания / творческий подход / анатомия человека / пластинация / активный и интерактивный методы обучения / teaching methods / creative approach / human anatomy / plastination / active and interactive teaching methods

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Эргешова Аида Масалбековна, Джолдубаев Сагынбек Джаркынбаевич, Аргынбаевава Акмарал Турдалыевна, Нуруев Мирлан Камалович

В статье рассмотрены возможность интерактивного метода обучения в решении учебных и педагогических задач, в том числе повышении мотивации и оценки качества обучения. Проанализировано эффективное использование интерактивного метода обучения на практических занятиях по анатомии человека со студентами международного медицинского факультета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Эргешова Аида Масалбековна, Джолдубаев Сагынбек Джаркынбаевич, Аргынбаевава Акмарал Турдалыевна, Нуруев Мирлан Камалович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AN INTERACTIVE FORM OF TRAINING AT THE DEPARTMENT OF ANATOMY, HISTOLOGY AND NORMAL PHYSIOLOGY

The article considers the possibility of an interactive learning method in solving educational and pedagogical tasks, including increasing motivation and evaluating the quality of training. The article analyzes the effective use of interactive teaching methods in practical classes on human anatomy with students of the International Medical Faculty.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ, ГИСТОЛОГИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. МЕДИЦИНА

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. МЕДИЦИНА JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. MEDICINE

e-ISSN: 1694-8831

№2(2)/2023, 95-100

УДК:

DOI: 10.52754/16948831 2023 2(2) 12

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ, ГИСТОЛОГИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

HHTEPAKTH^YY ОКУТУУ ФОРМАЛАРЫН НАТОМИЯ, ГИСТОЛОГИЯ ЖАНА НОРМАЛДУУ ФИЗИОЛОГИЯ КАФЕДРАСЫНДА ПАЙДАЛАНУУ

USING AN INTERACTIVE FORM OF TRAINING AT THE DEPARTMENT OF ANATOMY,

HISTOLOGY AND NORMAL PHYSIOLOGY

Эргешова Аида Масалбековна

Эргешова Аида Масалбековна Ergeshova Aida Masalbekovna

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети Osh State University

_ km. sauleaibek000@gmail.com_

Джолдубаев Сагынбек Джаркынбаевич

Джолдубаев Сагынбек Джаркынбаевич Dzholdubayev Sagynbek Dzharkynbaevich

к.м.н., доцент Ошский государственный университет

м.и.к., доцент Ош мамлекеттик университети Associate Professor, Osh State University

dzholdubayev@mail.ru_

Аргынбаевава Акмарал Турдалыевна

Аргынбаевава Акмарал Турдалыевна Argynbaeva Akmaral Turdalyevna

к.б.н., доцент Ошский государственный университет

д. б.и.к., доцент Ош мамлекеттик университети associate professor Osh State University

argynbaeva82@mail.ru_

Нуруев Мирлан Камалович

Нуруев Мирлан Камалович Nuruev Mirlan Kamalovich

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети Osh State University nuruev1976@mail.ru

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ АНАТОМИИ, ГИСТОЛОГИИ И НОРМАЛЬНОЙ ФИЗИОЛОГИИ

Аннотация

В статье рассмотрены возможность интерактивного метода обучения - в решении учебных и педагогических задач, в том числе повышении мотивации и оценки качества обучения. Проанализировано эффективное использование интерактивного метода обучения на практических занятиях по анатомии человека со студентами международного медицинского факультета.

Ключевые слова: методика преподавания, творческий подход, анатомия человека, пластинация, активный и интерактивный методы обучения.

Интерактивдуу окутуу формаларын натомия, гистология жана нормалдуу физиология кафедрасында пайдалануу

Аннотация

Макалада интерактивдYY усул менен окутуу мумкунчулугу - окуу жана педагогикалык маселелерди чечууде, анын ичинде окутуу сапатын баалоо жана мотивацияны жогорулатуу каралган. Эл аралык медицина факультетинин студенттерине адамдын анатомиясы боюнча практикалык сабакта интерактивдуу окутуу ыкмасын колдонуунун натыйжалуулугу анализденген.

Using an interactive form of training at the Department of anatomy, histology and normal physiology

Abstract

The article considers the possibility of an interactive learning method - in solving educational and pedagogical tasks, including increasing motivation and evaluating the quality of training. The article analyzes the effective use of interactive teaching methods in practical classes on human anatomy with students of the International Medical Faculty.

Ачкыч свздвр: окутуунун методикасы, чыгармачылык мамиле, адамдын анатомиясы, пластинация, активдуу жана интерактивдуу окутуу методу

Keywords: teaching methods, creative approach, human anatomy, plastination, active and interactive teaching methods.

Введение

В Ошском государственном университете в 2011 году разработаны методы, где были подробно разъяснены и приняты «Положение об интерактивных формах обучения» (inter-"между", act-''действовать"). Студент является субъектом взаимодействия, активно участвует в процессе обучения и имеет обратную связь. Современные занятия анатомии человека всё больше приобретают значение необычных творческих занятий, параллельно с интерактивным обучением. Эффективность современного занятия основывается на широкой реализации связи с жизнью, и применения новых форм обучения.

Деятельность каждого преподавателя должна быть сопряжена с творческим подходом. Преподаватель как наставник, прежде всего, должен пробудить у студентов желание познавать, искать и экспериментировать. Это должно происходить при активном участии студента [1]. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит способствовать становлению гармоничной всесторонне развитой личности. [2]

Такие формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность, способствуют повышению интеллектуальной активности студентов, следовательно, и эффективности урока [4]. Характерной особенностью этих занятий является их оригинальность по замыслу и структуре, а также формируют новые знания, закрепляют умения, осуществляют контроль навыков.

Эта форма занятия - с одной стороны, возможность лучше узнать и понять студентов, оценить их индивидуальные особенности, выявить познавательный интерес и возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Функции нетрадиционных форм занятий заключаются в развитии интеллектуальных и творческих способностей студентов. Посредством нестандартных методов обучения, активизации познавательной деятельности, формировании навыков общения и ориентации в изучаемом предмете [3, 7].

Внедрение АМО (Активный Метод Обучения) на кафедре АГНФ в последние годы стало особенно актуально в связи с сокращением часов практических занятий и в то же время с сохранением прежнего объема изучаемого фактического материала. Вследствие чего возникает острая потребность улучшить предыдущую дидактическую систему [5].

Одним из главных и необходимых навыков для успешного усвоения предмета «анатомия человека» является умение распознавать и дифференцировать анатомические образования на муляжах, на планшетах и на пластинации [3].

Основная сложность при идентификации анатомических структур, на используемых наглядных пособиях, связана с тем, что иллюстрации в атласах, учебниках и учебных пособиях по анатомии человека не имеют полного сходства с муляжами и, особенно с пластинацией, поэтому перед преподавателем возникает необходимость построения учебного процесса [5].

Цель работы

Внедрить АМО в учебный процесс кафедры анатомии гистологии и нормальной физиологии человека и оценить его влияние на уровень успеваемости.

Материал и методы исследования

Анализ уровня успеваемости студентов до и после внедрения АМО на кафедре анатомии человека проводился в 1 и во 2 группах первого курса лечебного факультета в рамках раздела «спланхнология». В каждой группе было по 15 студентов.

Первые 5 практических занятий проводились по традиционному методу обучения. При этом практическое занятие начиналось с тестирования, преподаватель объяснял обучающимся важность текущей темы. Затем педагог устраивал опрос студентов в ходе которого акцентировал внимание на клинически значимых анатомических образованиях, разбирал алгоритм идентификации изучаемых структур на планшетах, муляжах и на пластинационных материалах. Занятие заканчивалось 20 минутной самостоятельной работой обучающихся с наглядными пособиями и подведением итогов преподавателем.

Проведение с 6 по 10 занятие в рамках раздела «спланхнология» осуществлялась с использованием АМО. После завершения изучения всего раздела для каждого студента проводился отдельно расчет суммы пяти оценок, полученных на практических занятиях с традиционным методом.

Таким образом, из сумм оценок формировались в 1 и во 2 группах по два вариационных ряда. Внедрение в учебный процесс АМО на кафедре АГНФ осуществляли следующим образом. После проведения тестирования в начале занятия проводили мотивацию студентов по изучению текущей темы занятия в течение 7-8 минут. Затем давали краткую общую анатомо-функциональную характеристику анатомическим образованиям, включенным в рамки текущего занятия. Отдельно подчеркивали значимость тех анатомических структур, на которых врачи часто выполняют оперативные приемы или диагностические манипуляции.

После завершения мотивации и инструктажа студентов по особенностям работы с наглядными пособиями делили обучающихся на две группы. Продолжительность самостоятельной работы каждой группы по 20 минут. После чего студенты первой и второй групп менялись заданиями. В первой группе студенты самостоятельно работали с планшетами и муляжами, а также с различными схематическими рисунками. Иллюстративной основой с готовыми обозначениями для них были различные атласы или электронные пособия с цветными рисунками.

Главными задачами в этой группе являлись

1) идентификация всех анатомических образований текущей темы на наглядных пособиях (муляжах, планшетах, схемах),

2) разбор основных топографических образований, разбираемой области,

3) проведение сравнительной характеристики локализации и синтопии изучаемых структур на планшетах и муляжах.

Решение третьей задачи, важна тем, что планшеты дают плоскостную визуализацию анатомическим структурам, а муляжи объемную [6].

Первая группа

В ходе работы первой группы студенты обменивались мнениями по поводу правильности идентификации изучаемых образований, сравнительной характеристики изображенных анатомических структур на планшетах и муляжах [2]. Когда студент затруднялся (сложности при идентификации структур или интерпретации пространственного расположения топографических образований) допускалось вмешательство преподавателя, который в этом случае не просто отвечал на узкие по содержанию вопросы, но и направлял и координировал дальнейшую работу этой группы. Итогом работы стал полный разбор изучаемых анатомических структур на планшетах и муляжах с обязательным использованием латинской терминологии. На заключительном этапе студенты старались отдельно продемонстрировать и назвать клинически значимые анатомические образования на наглядных пособиях.

Вторая группа

Вторая группа студентов изначально получала задание работать с пластинационными препаратами. В этом случае активно использовали компьютерную технику, которая расположена в учебной комнате. Компьютер задействовали для демонстрации учебного фильма, в котором идет демонстрация с комментариями, изучаемых анатомических структур на пластинации, которые должны обнаружить на препаратах обучающиеся [3]. Студенты второй группы имели возможность перезапускать при необходимости по нескольку раз прошедшие отрезки учебного фильма, а также приостанавливать его, ставить на паузу.

После выполнения активной фазы самостоятельной работы студентами обеих групп подводили итоги, отвечают на дополнительные вопросы, акцентировали внимание на сравнительную характеристику работы коллективов первой и второй групп. Выделяли группу, которая рациональней организовала работу, быстрее справилась с этапом идентификации анатомических образований. Во второй части занятия переходили к опросу и выставлению оценок.

Выводы

1. Применение интерактивного метода - значительный рост статистических показателей успеваемости студентов на практических занятиях.

2. Внедрение интерактивного метода - выявление статистических оценок успеваемости студентов до и после АМО, что позволяет повысить рост обучающихся

3. До внедрения АМО уровень успеваемости студентов в 1 группе в среднем 15,3%, а во 2 группе 15,6%. После применения АМО во 2 группе с 6-10 занятия уровень успеваемости студентов в среднем 22,6%. Эти значения прироста уровня успеваемости студентов позволяют предположить, что внедрение интерактивного метода позволит в среднем повысить рейтинг обучающихся на 20%.

Литература

1. Железнов Л.М., Титов В.Т., Галеева Э.Н. О методике преподавания на кафедре Анатомии человека организма в свете новых образовательных стандартов. Научный журнал ''Фундаментальное исследование''2013.-№11-5 С.1030-1034

2. 2.Лазаренко Т.В., Андреева С.А, Новикова М.С., Сесорова И.С Научный журнал "Фундаментальное исследование'' выпуск №11(30)часть4,стр22-22

3. Кларин М.В., Интерактивное обучение-инструмент освоения нового опыта. Педагогика. -2000-№7. -С.12-18.

4. Коротков Э.М. Управление качеством образования; Учебное пособие для вузов.М.Мир,2006.-320с.

5. Панина Т.С., Вавилова Л.Н Современные способы активизации обучения/под. ред. Т.С Паниной.-М. Академия,2007.- 176с.

6. Дюсенова СБ., Корнеева Е.А. АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА // Успехи современного естествознания. - 2014. - № 12-2. - С. 138-140.

7. Талипов, А., Тагаева, Д., & Кубанычбек кызы, Т. (2023). ИнтерактивдYY геометриялык чейре тYЗYY аркылуу окуучуларда тYЙYндYY компетенттYYЛYктeрдY калыптандыруу. Вестник Ошского государственного университета, (3), 59-64. https://doi.org/10.52754/16948610 2023 3 7. ББК: 8С1№РРТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.