вольным, однако государство создает ряд условий, которые делают его если и не обязательным, то необходимым.
Таким образом, страхование в РФ за последние годы получило существенное развитие. Были созданы условия для развития системы страховой защиты имущественных интересов населения, предприятий и государства. Однако , существует ряд проблем, решение которых необходимо для дальнейшего развития рынка страхования в России. К таким проблемам относятся, уровень платежеспособности и спроса граждан и юридических лиц на страховые услуги, использование не в полной мере механизма страхования, слабое развитие страховых операций, отсутствие системы мер по совершенствованию законодательства о налогах и сборах в сфере страхового рынка и т. д.
Поэтому необходимо создать целостную научную систему, которая обеспечит дальнейшее развитие страхования [4].
Список литературы
1. Глотова И.И., Томилина Е.П., Углицких О.Н., Клишина Ю.Е. Финансы // Ставрополь, ООО «Альфа Принт». -2012;
2. Янова С. Ю., Горулев Д. А. Страховой рынок России: качество роста и проблемы развития. - М.: Финансы, 2013.
3. Окунев. О. Б. Страхование в Российской Федерации: Учебное пособие. - М.: МГИМО-Университет, 2009.
4. Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня» /Ресурсы интернет: http:// www.insur-info.ru.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ПРЯМОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ
ПРОЕКТОВ В РОССИИ Хаустова Татьяна Владимировна, к.э.н., доцент Хаустова Екатерина Владимировна, к.э.н., доцент Курский институт социального образования (филиал) РГСУ
В статье рассматривается роль инструментов прямого государственного участия в реализации отечественной политики финансирования науки и инноваций.
Модернизация российской экономики требует концентрации усилий, в том числе и финансовых ресурсов, на структурных преобразованиях в сочетании с модернизацией всей технологической базы российской промышленности. Инновационная модель развития экономики предполагает формирование институциональных и иных условий осуществления научной и инновационной деятельности, а также механизмов ее стимулирования. Центральное место в этом процессе принадлежит совершенствованию политики финансирования науки и инноваций. Причем, основными ее элементами (с учетом последствий мирового кризиса), должны выступить:
повышение эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на выполнение исследований, разработок и внедрение их результатов в производство; обеспечение приоритетного финансирования фундаментальных исследований; усиление программно-целевого метода финансирования научно-инновационной сферы; привлечение дополнительных (альтернативных) источников финансирования науки и инноваций.
На сегодняшний день финансирование науки из средств федерального бюджета составляет около 2,9% от общего объема расходов, при этом показатель характеризуется устойчивым ростом на протяжении 2000-2013 гг., за исключением отдельных периодов (рисунок 1) [3]. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.
Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет.
Бюджетные ассигнования достаточно равномерно распределяются между секторами фундаментальных и прикладных научных исследований. Тем не менее, в последние годы доля финансирования фундаментальных исследований несколько сократилась, составив в 2012 году 29%. Такая тенденция сдерживает развитие научной отрасли, т.к. именно процесс создания и освоения новой техники (технологии) является основой инновационного процесса, выступая генератором знаний и идей.
313070,8
269296,9
222214,8
135859,5155472,0
44884,2 54589,8
9177,1 12021,1 14754,4 20503 22627,8 8219,3 11666,6 16301,5 21073,3 24850,3 32025,1 42
77934 92380,1
I' и
______Л72,0 91684,5
866
23,2
12230,9 12230,9
7*
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
на фундаментальные исследования на прикладные научные исследования
Рисунок - Государственные расходы на науку в 2000-2013гг.
К инструментам прямого государственного финансирования инновационных проектов также относится создание научных фондов, наиболее зна-
чимыми из которых являются - Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ). РФФИ и РГНФ финансируют на конкурсной основе в форме грантов небольшие проекты фундаментальных исследований. Причем их бюджеты представляют собой фиксированную долю отчислений от суммарных государственных расходов на гражданскую науку.
Главным направлением деятельности фондов является поддержка инициативных исследовательских проектов в области фундаментальных исследований: на них направляется не менее 70% средств РФФИ и более 50% средств РГНФ. Размеры инициативных грантов небольшие - как правило, не превышают 400 тыс. рублей. Фонды поддерживают в среднем около 40% всех поступивших заявок. Таким образом, уровень конкурса является практически оптимальным: считается, что объективный выбор проектов возможен в том случае, когда поддерживается от 20% до 35% заявок. В последние 2-3 года уровень конкурса стал снижаться в связи с ростом бюджетного обеспечения ФЦП с одной стороны и сохранением небольшого размера грантов - с другой. [2]
В мировой практике особое внимание уделяется поддержки малых инновационных предприятий, поскольку считается, что мелкий и средний наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в создании наукоемких продуктов и технологий в расчете на единицу затрат на исследования и разработки. В России с 1994 года функционирует Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. В настоящее время с его помощью реализуется почти 20 программ инновационного развития. Ежегодно финансовую поддержку получают более 2000 малых инновационных предприятий и более 1500 молодых ученых. [4] Финансирование осуществляется на основе открытого конкурса. Проекты проходят независимую экспертизу на научно-техническую новизну, финансово-экономическую обоснованность, перспективу производственной и рыночной реализации продукции. Для поддержки НИОКР малых предприятий на безвозмездной основе используется около 85% бюджетных средств фонда.
Для повышения эффективности НИОКР в научных организациях и вузах целесообразно: - изучить и отчасти заимствовать лучшие корпоративные практики в области организации, проведения и финансирования научных исследований; - разработать меры по созданию множественных источников финансирования науки, максимизации привлечения частных инвестиций от юридических и физических лиц независимо от организационно правовой формы и формы собственности для финансирования исследований и разработок; - разработать стимулирующие меры привлечения частного сектора в финансировании исследований и разработок, которые приведут к паритетному соотношению доли бюджетных средств и доли частного сектора в финансировании исследований и разработок 50 на 50 [1].
Таким образом, инструменты прямого государственного финансирования модернизации промышленности активно реализуются в современной системе управления. С одной стороны, такая политика с большей вероятностью приводит к искажению рыночных стимулов, особенно в условиях несовершенства институциональной среды. С другой прямое финансирование позволяет оказать адресную помощь предприятиям и отраслям промышленности.
Список литературы
1.Ковалева В.Е. Государственная политика модернизации и инновационный процесс в России // Экономические науки - 2012 г. - №3 (88) - С. 38-43
2. Миндели Л.Э. Модернизации, инновации, инвестиции // Официальный сайт Института проблем развития науки РАН [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.issras.ru/
3. Федеральная служба государственной статистики/ Наука и инновации [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.gks.ru/
4. Хаустова Т.В. Об оценке рисков венчурного бизнеса//Креативная экономика-2010г. - №12- С. 22-28
ВЛИЯНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЗДОРОВЬЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Холматова Зироат, г.Коканд, КГПИ, Узбекистан Хушназарова Мавзуна, студентка Нефтяной колледж, г.Коканд, Узбекистан
В данной статье раскрываются интерактивные методы обучения, опираясь на методику проведения тренингов в общеобразовательных школах.
Авторы изложили цели, содержание, технологию проведения, размер группы, комментарии тренингов.
В своих суждениях авторы особо остановились на том, что подобные тренинги оказывают огромное положительное воздействие на здоровье и социальное поведение личности и обеспечивают его социально-психологическое благополучие.
На основе изучения и внедрения интерактивных методов обучения в школах Узбекистана проводятся исследования о влиянии умственных и физических нагрузок на двигательные и функциональные возможности организма школьников и предлагаются научно-педагогические основы, организационные и методические условия оздоровительной направленности учебно-воспитательного процесса.
Исходя из основных принципов и положений программы «Года здорового ребенка», Закона «Об образовании», «Национальной программы по подготовке кадров», ребенок должен быть физически и психологически здоров, воспитан в духе мира, равенства, уважения человеческого достоинст-