DOI: 10.12737/article_5926a05ad55288.41712151
Винник А.Е., ст. препод., Прядко С.Н., канд. экон. наук, доц.
Белгородский государственный национальный исследовательский университет
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ ОЦЕНКИ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛЮЧЕВЫХ
КОМПЕТЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА
В статье обоснована необходимость развития ключевых компетенций в управлении региональными экономическими системами в рамках ресурсного подхода. Представлена классификация ключевых компетенций организации, в том числе строительной отрасли, по следующим признакам: носитель, содержание ключевой компетенции, стадия жизненного цикла, сфера проявления и пр. В заключение представлена матрица привлекательности рынка Белгородской области и уровень совпадения с ключевыми компетенциями в бизнесе.
Ключевые слова: ключевые компетенции, ресурсная теория фирмы, строительная отрасль.
Введение. В современных экономических условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, риска и ужесточения конкурентной среды одной из актуальных проблем остается поиск долгосрочных источников устойчивых конкурентных преимуществ развития не только организаций, но и отдельных регионов.
Проблему повышения конкурентоспособности российских предприятий и регионов исследуют большое количество авторов. Так, в качестве основных направлений ученые отмечают возможности импортозамещения [2], внедрение инноваций в управление организацией [9], внесение изменений в организационную культуру [1] и другое. Одной из наиболее востребованных западных теорий повышения конкурентоспособности является ресурсная теория фирмы, в рамках которой получила развитие не менее популярная концепция ключевых компетенций Г. Хэмела и К. Прахалада [7]. Поскольку регион можно рассматривать как квазикорпорацию со свойствами экономической организации, мы считаем возможным применение положений ресурсной теории фирмы и понятия стержневых компетенций к региональной экономике. Для успешной и устойчивой работы на определенном рыночном сегменте, необходимо обладать набором ключевых компетенции, состав которых специфичен для каждого из них. При этом совместимость сегмента рынка определяется тем, насколько имеющиеся корневые компетенции социально - экономической системы совпадают с ключевыми компетенциями данного рынка.
Методология. Для оценки региональных ключевых компетенций развития бизнеса нами было проведено исследование, состоящее из трех этапов: 1) анализ теоретических данных по проблеме исследования, классификация ключе-
вых компетенций региональной социально-экономической системы; 2) анализ статистических данных, характеризующих уровень и динамику развития основных направлений регионального бизнеса (базиса для формирования ключевых компетенций); 3) составление матрицы привлекательности регионального рынка на уровне совпадения с ключевыми компетенциями в бизнесе.
Основная часть. Многочисленные исследования последних лет показывают, что успех в конкурентной борьбе зависит от трех базовых групп факторов: внутренних и внешних компетенций, а также динамических способностей. При этом именно низкие динамические способности (низкий инновационный потенциал, неспособность быстро адаптироваться к изменениям на рынке и управлять знаниями) являются одной из наиболее значимых причин слабой конкурентной позиции не только российских компаний, но и целых регионов.
Классификация ключевых компетенций, обоснование выбора инструментов оценки и развития до настоящего времени остается недостаточно изученной и дискуссионной проблемой. Так, Неганова И.С. выделяет два самостоятельных вида компетенций: профессиональные и организационные. Москалев В.А. говорит о существовании человеческих, управленческих, маркетинговых, производственных, инновационных и финансовых компетенций организации. Белякова Г.Я. и Сумина Е.В. выделяют системные, личностные и динамичные ключевые компетенции [8]. На основании теоретических данных по проблеме исследования, была составлена классификации ключевых компетенций, представленная в таблице 1.
Анализ данной проблемы в условиях и на материалах Белгородской области показал, что наиболее привлекательными сегментами регио-
нального бизнеса можно считать: сельское хозяйство и производство, добычу железорудного сырья, производство стали и металлопродукции, а также строительство. Так, по данным корпорации «Развитие», Белгородская область в течение ряда лет входит в число регионов-лидеров по основным показателям экономического развития и инвестиционной привлекательности. На долю региона в общероссийском масштабе приходится 1,1 % валового регионального продукта страны, 4,0 % объема продукции сельского хо-
Классификация ключевых компетенций реп
зяйства, 1,0 % общего объёма работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», 1,6 % продукции обрабатывающих производств. В регионе добывается треть всей российской руды, производится сталь и прокат лучших марок [4].
Анализ динамики статистических данных показал наличие и тенденцию роста в основных выделенных направлениях бизнеса, в которых сосредоточены региональные ключевые компетенции [6] (табл. 2).
Таблица 1
альной социально - экономической системы
Признаки классификации Виды компетенций
Носитель ключевой компетенции - сотрудники («компетенции персонала»); - группы сотрудников (формируют «производственные» компетенции); - организация в целом («организационные» или «рыночные» компетенции).
По содержанию - специальные, связанные с производством определенного продукта, услуги или технологических операций; - компетенции взаимодействия, касающиеся формирования отношений с коллегами, деловыми партнерами и клиентами; - компетенции развития, позволяющие накапливать опыт, обучаться, создавать инновации и решать новые проблемы.
По стадии жизненного цикла - отработавшие; -компетенции, сохраняющие свою силу, но имитируемые конкурентами; - устойчивые и трудно имитируемые компетенции.
По сфере проявления - компетенции, связанные с доступом к рынку; - компетенции, связанные с доверием со стороны потребителей.
По уровню формирования - ресурсные; - компетенции, основанные на комплементарном эффекте; - компетенции, основанные на синергетическом эффекте (инновационные).
Таблица 2
Динамика отдельных показателей валового регионального продукта Белгородской области,
2011-2015 гг.
Валовой региональный продукт, в млн. руб. в том числе: 2011 2012 2013 2014 2015
сельское хозяйство 77706,1 94228,5 96664,7 124900,1 142462,8
добыча полезных ископаемых 105869,0 87166,1 86204,6 76858,7 72273,7
обрабатывающие производства 91833,1 99272,8 96004,6 107293,2 127316,7
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 19503,8 19229,9 24768,8 20500,7 20196,5
строительство 41145,7 45599,7 47925,4 40688,7 53503,1
оптовая и розничная торговля 69142,1 82905,6 85415,8 106686,2 113814,8
финансовая деятельность 958,0 1034,7 983,5 1265,4 1252,3
Согласно представленным данным видно, что ключевыми направлениями развития регионального бизнеса является сельское хозяйство (за пять лет динамика составила 5,5 %); оптовая и розничная торговля (динамика - 3 %), строительство (динамика - 30,0 %).
На основании проведённых исследований, нами была составлена матрица привлекательности сегментов рынка Белгородской области для
использования и развития направлений бизнеса, совпадающих с региональными ключевыми компетенциями (рис. 1).
Таким образом, развитие ключевых компетенций является важнейшим направлением повышения эффективности использования региональных ресурсов, условием для разработки успешной стратегии социально-экономического
развития и повышения конкурентоспособности региона в долгосрочной
л
т с о н
Л
л е
ате
к е л в и
£
а
нта
е
s
г е с
о г о н ч о н
ы р
ая
к о с ы
M
к з и
X
Корневые бизнесы сельское хозяйство; добыча полезных ископаемых; оптовая и розничная торговля. Иллюзорные возможности строительство; промышленное производство; обрабатывающие производства; образование.
Периферийные бизнесы финансовая деятельность; страхование; связь. Бесперспективные направления деревообрабатывающее производство; лесное хозяйство.
Сильное Слабое
Совпадение с корневыми компетенциями Рис. 1. Привлекательность рынка Белгородской области и уровень совпадения с ключевыми компетенциями
в бизнесе
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Avilova Z.N., Gulei I.A., Shavyrina I.V. Formation of the customer-centric organizational culture of the university as a factor of effective social and economic development of the region // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3. С. 207-216.
2. Герасименко О.А., Авилова Ж.Н., Гукова Е.А. Импортозамещение в промышленности: комплексный подход с позиции государственно-частного партнерства // Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова. 2016. № 1. С. 209-213.
3. Глаголев С.Н., Дорошенко Ю.А., Ма-нин А.В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, значение, импакт-факторы и способы оптимизации // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2014. № 2 (50). С. 127-131
4. Инвестиционный портал Белгородской области [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://belgorodinvest.ru/ru/about/economic-performances.
5. Ломовцева О.А., Герасименко О.А. Приоритеты и механизмы ГЧП в формировании ин-новационноемкого промышленного комплекса
региона // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. Т. 35. № 13-1 (210). С. 5-9.
6. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Шр://Ье^ .gks.rU/wps/wcm/connect/rosstat_ts/belg/r u/statistics.
7. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. 2003. Вып. 3. С. 19-46.
8. Соснина Е.Ю. Управление развитием компетенций организации промышленности / Е.Ю. Соснина: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. 2009. -Режим доступа: http://dissers.ru/1raznoe/1/1108-1-sosnina-elena-yurevna-upravlenie-razvitiem-kompetenciy-organizaciy-promisЫennosti-special.php.
9. Тхориков Б.А. Проблемы целеполагания в системе государственного управления социальной сферой // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 1-2. С. 164-166.
Vinnik A.E., Pryadko S.N.
THE USE OF TOOLS TO ASSESS THE REGIONAL CORE COMPETENCIES OF BUSINESS DEVELOPMENT
The article substantiates the necessity of developing key competencies in the management of regional economic systems within the ^ framework of the resource approach. Classification of the key competencies of the organization, including the construction industry, is presented on the following grounds: carrier, content of key competence, stage of life cycle, sphere of manifestation, etc. In conclusion, the matrix of the attractiveness of the Belgorod region market and the level of coincidence with key competencies in business are presented.
Key words: key competencies, resource-based theory of the firm, building industry.
Винник Алина Евгеньевна, старший преподаватель кафедры менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Адрес: Россия, 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85 E-mail: [email protected]
Прядко Светлана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Адрес: Россия, 308015, Белгород, ул. Победы, д. 85 E-mail: [email protected].