Научная статья на тему 'Использование инструментов маркетингового анализа для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений'

Использование инструментов маркетингового анализа для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИРМА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЭКОНОМИКА / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / КАРТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ / ЦЕНА / КАЧЕСТВО / УПРАВЛЕНИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ГРУППА / FIRM / COMPETITIVENESS / ECONOMY / MARKETING ANALYSIS / POSITIONING CARD / PRICE / QUALITY / MANAGMENT / STRATEGIC GROUP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вайсман Елена Давидовна, Соловьева Ирина Александровна

Предложена методика построения карт позиционирования, позволяющая в двумерной системе координат определить позиции игроков на исследуемом рынке. Основным отличительным преимуществом методики является получение более точной, количественной оценки рыночных позиций фирм, что, в свою очередь, существенно расширяет возможности маркетингового анализа. Показано, что в результате такого анализа может быть решен целый ряд аналитических задач, что позволит предприятию более обоснованно подойти к выбору стратегии своего поведения на рынке, направленной на выживание и ростконкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of tools of marketing analysis for increase of validity of accepted administrative decisions

The article offers a new method of positioning map building which allows to determine the positions of key players on the studied market in two-dimensional coordinate system. The main differentiating advantage of the method is the fact that it helps to obtain more precise quantified estimation of players' market positions and it significantly extends the opportunities of marketing analysis. It's demonstrated that as a result of such analysis a wide range of analytical tasks can be solved. Thus it allows a company to choose its marketing strategy more grounded and increase its competitiveness.

Текст научной работы на тему «Использование инструментов маркетингового анализа для повышения обоснованности принимаемых управленческих решений»

УДК 339.1 + 658.8 ББК У9(2)-18

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ОБОСНОВАННОСТИ ПРИНИМАЕМЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ1

Е.Д. Вайсман, И.А. Соловьева

Предложена методика построения карт позиционирования, позволяющая в двумерной системе координат определить позиции игроков на исследуемом рынке. Основным отличительным преимуществом методики является получение более точной, количественной оценки рыночных позиций фирм, что, в свою очередь, существенно расширяет возможности маркетингового анализа. Показано, что в результате такого анализа может быть решен целый ряд аналитических задач, что позволит предприятию более обоснованно подойти к выбору стратегии своего поведения на рынке, направленной на выживание и рост конкурентоспособности.

Ключевые слова: фирма, конкурентоспособность, экономика, маркетинговый анализ, карта позиционирования, цена, качество, управление, стратегическая группа.

Непременным условием принятия обоснованного управленческого решения является наличие полноценной, актуальной и корректной информации о состоянии рынка. Требования к этой информации существенно повышаются в условиях кризиса, когда рост предприятий уже не обеспечивается ростом рынка, и необходимо интенсифицировать усилия по поиску путей выживания и повышения своей конкурентоспособности. Значительную помощь в этом поиске может оказать маркетинговый анализ. На наш взгляд, в достаточной степени эффективным инструментом такого анализа являются карты позиционирования.

Карты позиционирования, или, как их иногда называют, атрибутивные, то есть основанные на свойствах или атрибутах, карты восприятия [4] позволяют идентифицировать различные пакеты выгод или ценностей и описать воспринимаемые потребителями рыночные позиции основных брендов или игроков. По сути, такие карты представляют собой некую картину рынка, на которой в двумерной системе координат изображены конкурирующие марки или фирмы. Чаще всего в качестве одной из координат используется ценовой параметр, а в качестве второй - какой-либо качественный параметр.

Анализ публикаций [6-8], описывающих методики построения карт позиционирования отечественными и зарубежными авторами, позволяет отметить, по крайней мере, три чаще всего встречающихся недостатка этих методик.

Во-первых, в ряде случаев в основу построения карты кладутся результаты экспертных оценок рыночных аналитиков, в то время как объективная оценка должна опираться на мнение потребителей.

Во-вторых, рыночные позиции анализируе-

мых брендов или фирм зачастую не оцениваются количественно в заданной системе координат, а определяются примерно, «на глазок».

В-третьих, методики не предлагают инструментов анализа полученной информации.

В результате такого построения рыночные позиции исследуемых объектов определяются приблизительно, недостаточно точно, что не позволяет использовать эту информацию для выработки обоснованных управленческих решений.

С целью нивелирования отмеченных недостатков авторами разработана методика построения карт позиционирования фирм-конкурентов на рынке и предложены инструменты их анализа.

В основу методики положена оценка значений двух, в каждом конкретном случае специально формируемых, факторов, каждый из которых рассчитывается в относительных единицах, с помощью соответствующего индекса:

• количественного, представляющего оценку уровня цен фирмы, работающей на конкурентном рынке;

• качественного, выражающего комплексную оценку уровня (качества) обслуживания фирмой своих клиентов.

При расчете количественного фактора отдельной задачей является выбор базы сравнения цен фирм-конкурентов. В некоторых случаях, когда различия в ассортименте не дают возможности выявить общий для всех анализируемых фирм продукт (под продуктом обычно понимают товар или услугу), приходится вводить некую условную базу сравнения. Это может быть, например, товар стандартизированного размера, услуга в единицу времени и т. п. В некоторых случаях в расчет может быть принята цена не одного, а нескольких,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы), проект 2.1.3/753».

наиболее характерных для исследуемого рынка, продуктов.

По сути, количественный фактор представляет собой индекс, отражающий уровень цен на продукт конкретной фирмы по отношению к средним или максимальным ценам, сложившимся на исследуемом сегменте рынка, который мы предлагаем рассчитывать по следующей формуле:

I,

цен,

(1)

^ср(шах)

где 1цен - индекс цен в у-й фирме; Су - цена основного (или стандартизированного) продукта в -й фирме; Сср(тах) - средняя (максимальная) цена продукта среди исследованных фирм; у - порядковый номер фирмы.

В результате расчета индекса цен 1цен по каждой из отобранных для анализа фирм определяется значение первой координаты карты позиционирования.

Вторая координата характеризует состояние качественного фактора, который, в отличие от количественного, является комплексным. Поэтому при его формировании, прежде всего, необходимо определить, какие именно выгоды или атрибуты исследуемых фирм необходимо учесть. Выбор пакета этих атрибутов, определение степени важности каждого из них, а также балльная оценка уровня (качества) атрибутов всех анализируемых фирм зависит от особенностей исследуемого рынка, и осуществляется с помощью исследования мнений потребителей. Использование балльной оценки обусловлено тем фактом, что в качественный фактор, как правило, входят атрибуты, имеющие различные единицы измерения.

Каждый атрибут оценивается с помощью соответствующего индекса, рассчитываемого как отношение суммы баллов, полученных конкретной фирмой, к среднему по рынку или максимально возможному количеству баллов по тому или иному атрибуту, с помощью следующей формулы:

1к =-

В,

(2)

/ ср(тах)

где Iк - индекс /-го атрибута комплексной оценки качества обслуживания клиентов для у-й фирмы; В/] - количество баллов, полученное у-й фирмой по /-му атрибуту; В/ ср(тах) - среднее или максимальное количество баллов, которое может получить фирма по /-му атрибуту; у - порядковый номер фирмы; / - порядковый номер атрибута, по которому рассчитывается индекс.

В целом качественный фактор или, другими словами, комплексная оценка уровня (качества) обслуживания фирмой своих клиентов определяется как многомерная средняя по следующей формуле:

П I

І=1 1 к, с

(3)

где 1к - индекс уровня (качества) обслуживания клиентов у-й фирмой; IК] - индекс /-го атрибута

уровня (качества) обслуживания клиентов для ]-й фирмы; I к - среднее значение индекса /-го атрибута уровня (качества) обслуживания клиентов среди исследованных фирм; Wi - коэффициент значимости данного индекса; ] - порядковый номер фирмы; / - порядковый номер индекса; п -общее количество атрибутов, используемых для оценки уровня (качества) обслуживания клиентов.

В результате по каждой из отобранных для анализа фирм определяется значение второй координаты карты позиционирования. В конечном счете на карту наносятся позиции исследуемых фирм.

Анализ выявленных рыночных позиций позволяет, во-первых, выделить, по терминологии М. Портера [5], так называемые стратегические группы (фирмы, близкие по своим конкурентным позициям), внутри которых происходит основная конкурентная борьба. Во-вторых, определить степень конкуренции и дифференциации внутри каждой группы. В-третьих, оценить конкурентоспособность каждого представителя группы, и, наконец, в-четвертых, на основе определения наиболее целесообразной политики ценообразования и продвижения определить целесообразные направления его стратегического развития.

Разработанная методика была апробирована авторами при проведении исследований ряда рынков г. Челябинска (в частности, [1-3]). В качестве примера приведем результаты исследования челябинского рынка юридических услуг, направленного на выработку стратегии развития одного из его игроков.

Для определения возможных направлений стратегического развития фирмы по результатам исследования рынка (п = 60 фирм) была построена карта позиционирования. Ее построение потребовало адаптации разработанной методики к особенностям рынка юридических услуг.

Определение количественного фактора -индекса цен

Для определения уровня цен юридических фирм были оценены средние затраты клиентов на оплату:

• услуг по регистрации предприятия;

• услуг арбитража;

• комплексного абонентского обслуживания в течение 1 месяца.

Выбор перечня услуг обусловлен частотой их потребления и интересом фирмы-заказчика к расширению объема предложения по абонентскому обслуживанию. Для получения сопоставимых данных была смоделирована фирма-клиент юридических услуг определенной организационноправовой формы, отраслевой принадлежности и определенного масштаба деятельности, от лица которой проводился опрос.

В табл. 1 сведены результаты расчетов индексов цен на регистрацию 1рег, услуги арбитража 1арб, на комплексное месячное абонентское обслуживание 1аб, на основе которых получен общий индекс цен на услуги конкретной юридической фирмы 1щнВ качестве примера приведены данные по 10 из 60 исследованных фирм. Аналогичные расчеты проведены по всей выборке.

Таблица 1

Индексы цен на услуги юридических фирма

Определение качественного фактора - индекса комплексной оценки уровня (качества) обслуживания клиентов

По мнению абсолютного большинства аналитиков все еще низкая степень организованности современного российского рынка юридических услуг не позволяет с достаточной корректностью оценить качество предоставляемых на нем услуг [9, 11]. Именно поэтому в методику позиционирования введен не фактор качества услуг, а фактор уровня (качества) обслуживания клиентов юридическими фирмами.

При проведении комплексной оценки уровня (качества) обслуживания клиентов юридическими фирмами использовалась система из четырех показателей:

• показатель 1 - «Широта ассортимента предлагаемых фирмой услуг»;

• показатель 2 - «Оперативность реагирования на запросы клиентов»;

• показатель 3 - «Доступность информации о фирме»;

• показатель 4 - «Месторасположение офиса».

Выбор этих показателей в качестве характеристик уровня обслуживания клиентов, а также оценка их относительной важности получены в результате опросов как специалистов рынка юридических услуг, так и потребителей этих услуг. Для получения индекса комплексной оценки уровня (качества) обслуживания клиентов Ш необходимо было рассчитать значения частных индексов по каждому из четырех показателей.

Показатель 1. Широта ассортимента услуг конкретной юридической фирмы считается сегодня важным показателем ее конкурентоспособности.

По оценкам игроков челябинского рынка юридических услуг сегодня можно выделить фирмы, продвигающие так называемые публичные услуги (то есть типичные юридические, и связанные с ними услуги) и фирмы, оказывающие «специальные» услуги, связанные со спецификой экономической ситуации в Челябинске. В нашем исследовании показатель «широта ассортимента» оценивался по первой группе фирм по балльной шкале (табл. 2).

Таблица 2

Балльная оценка показателя «Широта ассортимента»

Широта ассортимента услуг Количество баллов

1 вид услуг 1

2 любых вида услуг 2

Более 2-х видов услуг З

Индекс показателя «Широта ассортимента» рассчитывался как отношение суммы баллов, полученных конкретной юридической фирмой, к максимально возможному количеству баллов (3).

Показатель 2. Оперативность реагирования на запросы клиентов оценивалась по скорости получения от каждой исследуемой фирмы необходимой информации с помощью телефонного звонка, а также запросов по электронной почте по балльной шкале, представленной в табл. 3 (максимально по этому показателю фирма могла получить 3 балла).

Таблица 3

Балльная оценка показателя «Оперативность реагирования на запросы клиентов»

Критерии оперативности реагирования на запросы клиентов Количество баллов

1. Возможность получения необ-

ходимой информации по телефону:

- с первого звонка; 2

- ответ получен со 2-3-й попытки 1

- для получения информации необ-

ходимо более 3-х попыток Q

2. Возможность получения необ-

ходимой информации по электрон-

ной почте:

- ответили на запрос по e-mail 1

- не ответили на запрос по e-mail Q

Индекс показателя «Оперативность реагирования на запросы клиентов» (1опер) для каждой конкретной фирмы рассчитывался по формуле (2).

Показатель 3. Для оценки показателя «Доступность информации о фирме» учитывались выявленные в процессе исследования тенденции российского рынка юридических услуг, согласно которым в настоящее время конкурентоспособность юридической фирмы принято оценивать в числе прочих показателей наличием у нее «работающего» сайта [10].

Показатель «Доступность информации о фирме» для каждой конкретной юридической фирмы оценивался по балльной шкале следующим образом (табл. 4).

№ Название юридической фирмы Ipeг Icp6 Ic6 ^єн i

1 Покровъ Q,9Q 1,З9 Q,S7 1,Q5

2 Партнер Q,95 1,42 1,Q6 1,15

З Траст 1,51 Q,66 1,З2 1,1б

4 Профи 1,15 н/д 1,17 1,1б

5 Пульс Закона Q,79 Q,99 Q,95 Q,91

б Русская Правда н/д Q,66 н/д Q,66

7 Советник Q,64 1,З1 Q,64 Q,S6

S СоветникЪ Q,72 Q,11 Q,79 Q,54

9 Стратегия бизнеса UQ н/д 1,З2 1,З1

1Q Стрелец-консалтинг 1,51 Q,SS Q,9Q 1,1Q

Таблица 4

Балльная оценка показателя «Доступность информации о фирме»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, конкретная юридическая фирма может получить максимально 7 баллов по анализируемому показателю. Индекс показателя «Доступность информации о фирме» рассчитывался как отношение суммы баллов, полученных данной юридической фирмой, к максимально возможному.

Показатель 4. Показатель «Месторасположение офиса» был выбран для оценки, исходя из его важности с точки зрения конкурентоспособности, в принципе, почти для любого бизнеса, а в особенности, бизнеса услуг. Для оценки значения показателя использовалась балльная шкала (табл. 5).

Таблица 5

Балльная оценка показателя «Месторасположение офиса»

Таким образом, по этому показателю «Месторасположение офиса» конкретная юридическая фирма может получить максимально 4 балла. В табл. 6 приведены сводные результаты расчета индексов Іасс, Іопер, Ідоступ, Іместо на примере 10 из 60 обследованных фирм.

Обобщенный индекс комплексной оценки уровня (качества) обслуживания клиентов 1к1 рассчитывался как многомерная средняя по приведенной выше формуле (3). При этом значения коэффициентов значимости каждого показателя определялись экспертным путем (в качестве экспертов использовались потребители рынка юридических услуг).

На основе рассчитанных значений индексов 1щн, и 1ы по каждому из представителей исследуемой выборки была построена карта рыночного позиционирования игроков челябинского рынка юридических услуг (рис. 1).

Таблица 6

Индекс уровня «качества» обслуживания клиентов юридическими фирмами

№ Название фирмы Іасс Іопер Ідоступ Іместо І,

1 Покровъ 1,00 0,67 1,00 0,57 0,85

2 Практика 0,90 1,00 0,25 0,14 0,68

3 Траст 1,00 0,67 0,50 0,57 0,75

4 Профи Центр 1,00 0,00 0,50 0,29 0,56

5 Пульс Закона 1,00 0,67 0,50 0,86 0,80

6 Русская Правда 0,80 0,33 1,00 0,14 0,70

7 Советник 1,00 1,00 0,50 0,14 0,73

8 СоветникЪ 1,00 1,00 0,75 0,14 0,78

9 Стратегия бизнеса 1,00 0,33 0,25 0,43 0,60

10 Стрелец- консалтинг 1,00 0,67 0,25 0,29 0,64

Анализ карты позиционирования позволяет констатировать, что рынок юридических услуг г. Челябинска представлен четырьмя стратегическими группами. В первую группу попали, в основном, адвокатские конторы, занимающиеся исключительно арбитражем и отличающиеся относительно высокими ценами на свои услуги. Этой особенностью, очевидно, и объясняется тот факт, что первая стратегическая группа расположена на иррациональной оси карты.

Вторая группа представлена мелкими фирмами с относительно невысоким, по нашим оценкам, уровнем обслуживания клиентов и относительно низкими ценами на свои услуги.

Третья стратегическая группа - это фирмы, уровень обслуживания клиентов которыми соответствует, по нашим оценкам, среднему по рынку. Свои услуги они продвигают по ценам несколько выше или ниже среднеотраслевых.

Четвертая стратегическая группа - наиболее крупные юридические компании Челябинска, продвигающие на рынок относительно широкий спектр услуг по ценам выше средних по рынку.

Полученная карта существенно расширяет возможности маркетингового анализа. Так, кроме определения текущей рыночной позиции фирмы на рынке на ее основе можно решить еще целый ряд задач.

1. Построенная карта дает возможность для оценки степени конкуренции внутри каждой стратегической группы. Для этого, на наш взгляд, целесообразно использовать два критерия: количество присутствующих в ней игроков и уровень дифференциации внутри группы, который мы пред-

Доступность информации о фирме Количество баллов

Фирма размещает рекламу в бесплатных СМИ (например, в Челябинске это газеты «Из рук в руки», «Соседи») 1

Фирма размещает рекламу в печатных и электронных справочниках (например, в Челябинске это издание «Прайс», 74.ru и т. д.). 2

Фирма размещает рекламу на собственном сайте, но сайт редко обновляется или вообще не обновляется 3

Фирма размещает рекламу на собственном регулярно обновляемом сайте 4

Месторасположение офиса Количество баллов

1. Фирма расположена в пределах микрорайона расположения здания суда, регистрационной палаты и т. п. 3

- Офис фирмы расположен в центре города 2

- Другое месторасположение офиса фирмы 1

2. Близость к офисным центрам (расположение внутри или вблизи офисного центра) 1

Рис. 1. Карта позиционирования юридических фирм г. Челябинска

лагаем измерять с помощью таких показателей как размах вариации, коэффициент вариации.

В случае использования показателя «размах вариации» можно получить характеристики дифференциации отдельно по ценовому и качественному факторам. Если же аналитик предпочитает получить общую оценку дифференциации внутри стратегической группы, следует использовать интегральный коэффициент вариации. Мы предлагаем его рассчитывать как среднюю арифметическую простую из частных коэффициентов по каждому фактору следующим образом:

Кв

+ К.

К =

вар

О’ О'

цен +^ка

І

ЦЄНср

І к

. (4)

2 2 где Кеар - интегральный коэффициент вариации для стратегической группы; Квар - коэффициент

вариации цен для стратегической группы; Кеар -

коэффициент вариации уровня (качества) обслуживания клиентов для стратегической группы; ОЦен - среднеквадратическое отклонение цен для

стратегической группы; О'кач - среднеквадратическое отклонение уровня (качества) обслуживания клиентов для стратегической группы; 1цен -

среднее значение цен для стратегической группы; I - среднее значение уровня (качества) обслу-

ср

живания клиентов для стратегической группы.

В случае анализа рынка с преобладанием ценовых либо качественных предпочтений потребителей этот коэффициент целесообразно рассчитывать как

среднюю арифметическую взвешенную величину, что потребует выявления степени важности (веса) для потребителей того или иного фактора.

Так, в нашем примере представители второй стратегической группы отличаются сравнительно низкой дифференциацией по ценовому фактору и высокой - по качественному. Наибольшее количество конкурентов сосредоточено в четвертой стратегической группе, при этом интегральный коэффициент вариации, рассчитанный по формуле (4), составляет 0,56, что свидетельствует об относительно высокой степени дифференциации в группе.

2. На основании полученных значений координат карты появляется возможность рассчитать коэффициенты стратегических позиций фирм-конкурентов, которые, по сути, с нашей точки зрения, характеризуют их конкурентоспособность:

^ кач.

—, (5)

К =

ксп,

Іц

где Кксп - коэффициент конкурентоспособности для ]-й фирмы; - индекс цен ]-й фирмы;

- индекс уровня (качества) обслуживания

клиентов ]-й фирмой; ] - порядковый номер фирмы.

Конкурентоспособность предприятия тем выше, чем выше показатель ее конкурентоспособности, что достигается в случае, когда качественные показатели растут более быстрыми темпами, чем ценовые. Понятно, что сравнение коэффициентов конкурентоспособности целесообразно проводить внутри каждой стратегической группы. Так, в четвертой стратегической группе нашего

примера наиболее высокий коэффициент конкурентоспособности завоевала юридическая фирма «Пульс Закона».

3. На основе полученной информации можно выявить зависимость цены на предлагаемые фирмой продукты от уровня (качества) обслуживания клиентов. Так, для юридических фирм четвертой стратегической группы эта зависимость проиллюстрирована на рис. 2.

Видно, что, несмотря на существующую зависимость между исследуемыми переменными, далеко не все фирмы при выборе политики ценообразования ориентируются на сложившийся уровень обслуживания клиентов.

Выявленная зависимость дает дополнительные возможности и для выбора наиболее эффективной политики продвижения, поскольку, в част-

ности, выявляет наиболее конкурентоспособные атрибуты продукта, которые следует подчеркивать в обращении к клиентам.

4. При выборе наиболее целесообразного направления развития фирмы (рис. 3) необходимо учитывать, с одной стороны, тенденции развития рынка и особенности спроса, с другой - существующие у анализируемой фирмы ресурсные ограничения. Изменение рыночной позиции фирмы, как правило, требует определенных затрат, и эти затраты должны быть сопоставимы с потенциальными результатами. Так, изменение рыночной позиции может улучшить, ухудшить или не повлиять на финансовое положение фирмы.

Аналитики рынка признают, что сегодня юридическая компания существенно повышает свою конкурентоспособность, если может полностью

Рис. 2. Зависимость уровня цен от качества предоставляемых услуг на рынке юридических услуг г. Челябинска

1,2

Индекс цен

Карта позиционирования

іласть построения!

0,9

0,8

Рис. 3. Возможные направления стратегического развития юридической фирмы

сопровождать финансово-хозяйственную деятельность предприятий-клиентов: от создания до ликвидации. И конкурентная борьба в настоящее время уже идет не за бухгалтерское или юридическое сопровождение предприятия, а за клиента целиком.

В нашем случае это означает, что для фирм, попавших, например, в четвертую стратегическую группу, наиболее целесообразным направлением развития является движение по карте вверх и вправо, что соответствует решениям, направленным на рост качества оказываемых услуг (например, за счет расширения их ассортимента) и, в меньшей степени, повышение цен на них. Заметим, однако, что, учитывая современную кризисную ситуацию, решения, связанные с ростом цен, могут оказаться неэффективными.

5. Построение карт позиционирования в динамике позволяет отследить соответствие фактического направления развития фирмы запланированному с целью выявления так называемых «разрывов» - отклонения значений фактических целевых показателей от плановых, определить, за счет изменения каких факторов происходит укрепление или ослабление рыночных позиций. Кроме того, добавление факторно-индексного анализа может выявить составляющие качества, которые внесли основной вклад в изменение рыночных позиций или те, изменение которых способствует достижению цели с наименьшими затратами ресурсов.

Таким образом, построение карт позиционирования предложенным способом предоставляет достаточно широкие возможности для маркетингового анализа, на основе результатов которого предприятие может более обоснованно подойти к выбору стратегии своего поведения на рынке, направленной на выживание и рост конкурентоспособности.

Литература

1. Вайсман, Е.Д. Обзор рынка туристических услуг / Е.Д. Вайсман, И.А. Дубских // Информации

онно-аналитическое издание «У№-Пространст-во». - Апрель 2003. - С. 17-20.

2. Вайсман, Е.Д. Рынок отделочных строительных материалов города Челябинска / Е.Д. Вайсман, И. А. Дубских // Информационноаналитическое издание «У№-Пространство. -Ноябрь 2002. - С. 14-18.

3. Вайсман, Е. Д. Рынок фитнес-услуг Челябинска: состояние и перспективы / Е.Д. Вайсман, И.А. Соловьева // Теория и практика маркетинговых исследований в России: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции; под ред. В.И. Кебы. - Магнитогорск: ГОУ ВПО «МГТУ», 2007. -С. 25-30.

4. Ламбен, Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Стратегический и операционный маркетинг /Ж.-Ж. Ламбен; пер. с фр. -СПб.: Питер, 2005. - 800 с.

5. Портер, Майкл. Конкурентная стратегия / М. Портер; пер. с англ. - Альпина Бизнес Букс,

2007. - 454 с.

6. Статистика: учебник для вузов по специальности «Финансы и кредит» / И.И. Елисеева, Н.М. Гордеенко, О.В. Долотовская и др.; под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Высшее образование, 2006. -565 с.

7. Гайдаенко, Т.А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА / Т.А. Гайдаенко. - М.: Эксмо,

2008. - 512 с.

8. Теория статистики: учебник для экон. специальностей вузов / Р.А. Шмойлова, В.Г. Минаш-кин, Н.А. Садовникова, Е.Б. Шувалова; под ред. Р.А. Шмойловой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 654 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. www.raexpert.ru. - официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА».

10. www.urallaw.ru - официальный сайт коллегии адвокатов «Частное право».

11. www.rusjur.ru. - официальный сайт коллегии адвокатов «РусЮрЗащита».

Поступила в редакцию 25 июня 2009 г.

Вайсман Елена Давидовна. Кандидат экономических наук, профессор кафедры «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - управление конкурентоспособностью предприятия. Контактный телефон: 89120837021.

Elena Davidovna Vaysman. Candidate of Economics, professor of the Economics and Finance department in South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: management of competitiveness of an enterprise. Contact phone: 007-9120837021.

Соловьева Ирина Александровна. Кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и финансы» Южно-Уральского государственного университета, г. Челябинск. Область научных интересов - управление инвестиционными процессами на предприятии. Контактный телефон: 89191212244.

Irina Aleksandrovna Solovjeva. Candidate of Economics, associate professor of the Economics and Finance department in South Ural State University, Chelyabinsk. Scientific interests: management of investment processes at an enterprise. Contact phone: 0079120837021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.