Научная статья на тему 'Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО'

Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
62
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / СОГЛАШЕНИЕ О ГОСЗАКУПКАХ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГЧП / WTO / WORLD TRADE ORGANIZATION / STATE INDUSTRIAL POLICY / AGREEMENT ON GOVERNMENT PROCUREMENT / PROJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / PPP / INTERNATIONAL PROJECTS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Захаров Александр Николаевич, Смирнова Людмила Рэмовна, Лыков Сергей Евгеньевич

Статья посвящена использованию инструментов государственной промышленной политики как способ повышения эффективности участия России в ВТО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Захаров Александр Николаевич, Смирнова Людмила Рэмовна, Лыков Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of tools of the state industrial policy for increase in efficiency ofparticipation of Russia in the WTO

This article focuses on using the tools of the state industrial policy one of the ways to improve Russian participation in the WTO.

Текст научной работы на тему «Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО»

Использование инструментов государственной промышленной политики в целях повышения эффективности участия России в ВТО

А.Н. Захаров, Л. Р. Смирнова, С.Е. Лыков

УДК 338.45 ББК 65.301 З - 382

Успешно завершившиеся переговоры по присоединению России к ВТО определили качественный переход дискуссий на страницах многих авторитетных российских изданий от общего обсуждения вероятных плюсов и минусов к конкретным стратегиям эффективного использования возможностей данной организации в соответствии с целями, которые ставит перед собой Российская Федерация. Как уже неоднократно подчеркивал Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин1, цель присоединения к ВТО - беспрепятственный выход российской продукции на международные рынки, рациональное участие в международном разделении труда, получение полноценных выгод от интеграции в мировую экономику. На сегодняшний день, можно говорить о том, что нормами и правилами ВТО регулируется более 90% всей мировой торговли товарами и услугами2. В этих условиях России важно таким образом выстраивать свою стратегию участия, чтобы, невзирая на множество ограничений, накладываемых условиями соглашений и правил ВТО проводить выгодную для себя торгово-экономическую политику. Например, известно, что в рамках ВТО запрещено применять экспортные субсидии в любых формах, включать в инвестиционные и иные соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке, предоставлять привилегии государственным предприятиям или монополиям, вовлеченным в торговлю, дискриминировать товары и услуги и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и услугами и их поставщиков других стран по любым признакам (за исключе-

1 Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на заседании правительства, официальный сайт Газета.ги, режим доступа: http://www.gazeta.ru/news/ business/2008/10/27/

2 The WTO Annual Report 2011, официальный сайт Всемирной торговой организации, режим доступа: http://www.wto.org

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2012

26

нием товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе), дискриминировать поставщика услуги или услугу по сравнению с отечественным поставщиком или услугой, если нет на этот счет специального соглашения. Естественно, что в отсутствии продуманной и скоординированной промышленной политики Россия уже через 3-5 лет рискует столкнуться с рядом негативных проявлений:

□ потерей доли рынка отечественными предприятиями вследствие возрастания конкуренции со стороны зарубежных производителей за счет снижения таможенных пошлин;

□ ростом числа безработных в краткосрочном периоде из-за увольнений на неконкурентоспособных предприятиях (в долгосрочном периоде вследствие реструктуризации экономики уровень безработицы должен сократиться);

□ инфляционным всплеском и снижением платежеспособности отечественных предприятий вследствие курса на сближение внутренних и мировых цен на энергоносители;

□ потерей значительной части доходов государства из-за отмены экспортной пошлины на поставки за рубеж топлива и сырья, вследствие того, что эти отрасли являются основным источником поступлений в бюджет;

□ ослаблением и уходом с рынка предприятий малого бизнеса, не способных конкурировать с сильнейшими иностранными корпорациями;

□ замещением доли российской продукции импортным продовольствием на внутреннем рынке, что может создать угрозу продовольственной независимости страны;

□ трудностями экономической интеграции на пространстве СНГ, так как при прочих равных условиях существующие двусторонние соглашения с точки зрения ВТО не являются преференциальными, что может привести к снижению взаимного торгового оборота со странами Содружества - важнейшими внешнеторговыми партнерами России, что становится особенно актуальным в условиях создания Таможенного союза и Евразийского союза.

В то же время, по словам главы российской делегации по присоединению к ВТО М. Медведкова, соглашения были подписаны на весьма выгодных для страны условиях, а именно: удалось избежать резкого снижения импортных пошлин, защищающих отечественного производителя, в том числе на сельхозпродукцию (с 13,2 до 10,8 %), на промышленные товары (с 9,5 до 7,3 %), на автомобили (с 15,5 до 12 %), на товары из древесины и бумаги (с 13,4 до 8 %), которое будет производиться постепенно в период до 2020 года3. За это время (около 8 лет) государству надо научиться эффективно использовать уже хорошо зарекомендовавшие себя механизмы защиты внутреннего рынка и производителя. Действительно, полноценное применение инструментов промышленной политики государства, согласующихся

3 Макаренко А. Все флаги в гости будут к нам. Бизнес-журнал, №12, 2011, сс.39-48

3 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

27 ^

с правилами и нормами Всемирной торговой организации (таких как: тарифная защита, антидемпинговые расследования, специальные защитные меры (механизм квотирования импорта на внутреннем рынке, компенсационные пошлины)) позволит смягчить, возможно, болезненные для нашей промышленности и экономики изменения. В этих условиях важно развивать и совершенствовать систему поддержки отечественных производителей, как на внутреннем рынке, так и за рубежом. В частности, поддержка российских производителей, ориентированных на экспорт должна в первую очередь основываться на инструментах экономической дипломатии, экспортного кредитования и страхования, гарантийной поддержки экспорта промышленной продукции. Нельзя не отметить важность использования системы конкурсных закупок - динамичного механизма всесторонней интеграции отечественной промышленности в мировой рынок товаров и услуг, одного из путей повышения международной конкурентоспособности России. Тем более что в рамках ВТО существует специальное Соглашение по государственным закупкам ВТО (далее Соглашение), которое уже подписано рядом стран: США, странами Евросоюза, Канадой, Арменией, Гонконгом, Исландией, Израилем, Японией, Корей, Лихтенштейном, Арубой, Норвегией, Сингапуром, Швейцарией, Тайпеем. В статусе наблюдателя пока пребывают: Австралия, Аргентина, Китай, Саудовская Аравия, Турция, Украина.

Соглашение призвано создавать условия для развития международной торговли на рынках государственных закупок путем снятия законодательных, тарифных и иных препятствий и ограничений. В его рамках должны указываться государственные организации федерального и регионального уровня, а также предприятия в государственной собственности, которые должны в своей деятельности руководствоваться не только требованиями национального законодательства, но и Соглашением. При этом нормативная правовая база и сама практика закупок должны быть приведены к требованиям Соглашения, причем, их выполнение является обязательным только для закупок, стоимость которых превышает установленные ценовые пределы.

В России государственные закупки по-прежнему являются важным звеном в системе мер, направленных на стимулирование развития национального производства, поддержания внутреннего спроса, обеспечения обороноспособности страны и продовольственной безопасности. Подписав Соглашение, Россия автоматически получит доступ на рынок государственных закупок других стран, составляющий в среднем 10-15 % от ВВП каждого государства. Но вместе с тем, Россия должна будет открыть внутренний рынок госзакупок (ежегодный объем4 которого составляет

4 Казимирко-Кириллова А. Федеральная контрактная система, 25.01.2012, официальный сайт Торгово-промышленные ведомости издания Торгово-промышленной палаты, режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/1963.html

^ 28

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2012

6 трлн рублей) для доступа иностранных компаний и обеспечить равные условия для всех. Вкупе с невысоким уровнем международной конкурентоспособности отечественных производителей и поставщиков, это может грозить замещением существенной доли российских участников рынка госзакупок иностранными. В рамках Соглашения ВТО о госзакупках страны-участники могут сформировать список исключений, не подпадающих под его действие (например, оборонно-промышленный комплекс), но во всех других случаях обязаны обеспечить недискриминационный отбор поставщиков вне зависимости от доли иностранного участия и аффилированности с производителями других стран. Использование в качестве критериев отбора: требований лицензирования технологий, осуществления инвестиций, использования бартера с позиций Всемирной торговой организации не поощряется и рассматривается как ущемление прав участников. Поэтому, для того, чтобы присоединение к Соглашению не привело к дисбалансу на рынке госзакупок в России, уже сейчас необходимо продумывать и выстраивать систему защиты отечественных производителей и поставщиков в сфере государственных закупок, не запрещенной правилами и нормами Всемирной торговой организации. Для начала, Минэкономразвития планирует предоставить преференции для участия в системе государственных закупок тем российским производителям, импортные пошлины на продукцию которых были снижены при присоединении России к ВТО. К таким преференциям относится и установление так называемого "национального режима". Под национальным режимом в международном частном праве, как известно, понимается принцип, устанавливаемый в международных договорах и национальном законодательстве, в силу которого юридические лица и граждане одного государства обладают на территории другие государства такими же правами, льготами и преимуществами, а также несут такие же обязанности, как и его собственные юридические лица и граждане. В ряде соглашений ВТО также предусмотрена возможность установления национального режима, который подразумевает, что при появлении на внутреннем рынке любой страны импортных товаров по отношению к ним должен применяться режим, который не будет менее благоприятным, чем тот, который действует в отношении товаров, производимых на месте. В России предполагается установить следующие правила: при проведении госзакупок отечественные товары или услуги автоматически получат 15-ти процентное преимущество по цене перед зарубежными конкурентами. В ближайшее время список продукции, на которую распространяется национальный режим, будет дополнен за счет свинины, сахара, сельскохозяйственных комбайнов и бумаги. Страны СНГ являются важнейшими внешнеторговыми партнерами России, снижение взаимного торгового оборота с которыми противоречит нашим национальным интересам. Поэтому, национальный режим может быть распространен и на ближайших партнеров России по СНГ. Например, Казахстан планирует присоединиться к национальному режиму России в 2014 году.

3 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

29 ^

Тот факт, что соглашения ВТО ограничивают слишком активное участие государства в области инноваций, четко очерчивая рамки возможной финансовой поддержки, может негативно сказаться на динамике развития наукоемких производств. Причем, если промышленно развитые страны, вполне укладываются в данные ограничения, то для России в условиях современного состояния научно-технической сферы, вливания в инновации должны быть существенно больше. Низкий уровень инновационной активности5, недостаточное развитие производства высокотехнологичной продукции и ее малая доля в структуре производства и экспорта пока не позволяют России обеспечить себе достойное место в мировой инновационной системе. Поэтому, в условиях сложившейся ситуации и существующих ограничений поддержка отечественных производителей в сфере наукоемких технологий, осуществляемая посредством государственно-частного партнерства, может стать тем механизмом, который позволит, не выходя за рамки соглашений и норм ВТО, обеспечивать устойчивый рост конкурентоспособности отечественного научно-технического продукта. Для стимулирования инновационной активности государству также следует осуществлять поддержку развития инновационного предпринимательства и бизнеса в промышленном производстве. При этом, по мнению Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина, следует оказывать поддержку отечественным компаниям, патентующим свою продукцию не только в России, но и за рубежом. В.В. Путин6 подчеркнул, что "государство заинтересовано, чтобы у наших производителей было максимальное число запатентованных технологий, и готово, конечно, помогать и в финансовом отношении, и юридически".

В условиях присоединения России к ВТО одной из основных задач государства на сегодня является поиск инструментов промышленной политики государства, повышающих эффективность участия нашей страны в данной организации. По нашему мнению, в качестве таких инструментов в первую очередь следует выделить механизм ГЧП, включающий систему государственных закупок. Механизмы государственно-частного партнерства способны оказать серьезную поддержку как в решении вопросов формирования региональной инфраструктуры, развития малого и среднего бизнеса (в том числе за счет специально ориентированных на них проектов), но при условии решения организационно-правовых и финансовых

5 Носкова В.Н., Фомичев Ю.П., Шелгунов А.И. Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и российского бизнеса в инновационной деятельности. Международный Фонд технологий и инвестиций, Москва, официальный сайт Международного Фонда технологий и инвестиций, режим доступа: http://ifti.ru/part_consult/publ

6 Совещание Председателя Правительства России В.В.Путина о повышении эффективности госуправления с помощью информационных технологий, Новосибирск, 17.02.2012, официальный сайт Председателя Правительства России В.В.Путина, режим доступа: http:// premier.gov.ru

^ 30

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2012

аспектов реализации региональных проектов. Таким образом, первоочередным шагом для России должно стать выстраивание такой промышленной политики, которая обеспечит решение системных проблем в отечественной экономике, будет способствовать ее росту и позволит рассчитывать на получение выгод от участия страны в ВТО.

БИБЛИОГРАФИЯ:

1. Выступление Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина на заседании правительства, официальный сайт Газета.ги, режим доступа: http://www.gazeta. ru

2. Захаров А.Н. Международные конкурсные торги. Издание 2-е дополненное и переработанное. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2011.- С. 160.

3. The WTO Annual Report 2011, официальный сайт Всемирной торговой организации, режим доступа: http://www.wto.org

4. А.Макаренко. Все флаги в гости будут к нам. Бизнес-журнал, №12, 2011, сс.39-48

5. А.Казимирко-Кириллова, Федеральная контрактная система, 25.01.2012, официальный сайт Торгово-промышленные ведомости издания Торгово-промышленной палаты, режим доступа: http://www.tpp-inform.ru/economy_business/1963.html

6. Носкова В.Н., Фомичев Ю.П., Шелгунов А.И. Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и российского бизнеса в инновационной деятельности. Международный Фонд технологий и инвестиций, Москва, официальный сайт Международного Фонда технологий и инвестиций, режим доступа: http://ifti.ru/part_consult/publ

7. Совещание Председателя Правительства России В.В.Путина о повышении эффективности госуправления с помощью информационных технологий, Новосибирск, 17.02.2012, официальный сайт Председателя Правительства России В.В.Путина, режим доступа: http:// premier.gov.ru

3 - 2012

Российский внешнеэкономический вестник

31 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.