ПЕЛНГОГПЧЕСКПЕ ИНУКП
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА
И. Ю. Соколова
THE USAGE OF THE INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN CONDITIONS OF LEVEL EXPERT TRAINING SYSTEM
Sokolova I. Y.
The classification, characteristics and practical realization of innovative psychoeducational technologies at university, its main types and forms (problem-searching, communicative-interactive, active imitation, art technologies, psychotechnologies) are given in the article.
Key words: problem-searching technologies, communicative-interactive technologies, active imitation technologies, art technologies, psychotechnologies.
В статье дается классификация, характеристика и практическая рекализация инновационных психолого-педагогических технологий в вузе, основных их видов и форм организации (проблемно-поисковые, коммуникативно-диалоговые, имитационно-игровые, арт-технологии, психотехнологии).
Илючевые слова: проблемно-поисковые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, имитационно-игровые технологии, психотехнологии, арт-технологии.
УДК 378.147
Переход к новому социально-экономическому жизненному укладу, основанному на рыночной экономике, разгосударствление (диферсификация) системы образования, усиление процессов демократизации и гуманизации; переход к личностно ориентированной парадигме обучения и воспитания, распахнувли перед педагогом дверь в мир инноваций и новых образовательных технологий, парадигм и множества вопросов, до настоящего времени не получивших четких ответов. Какое будет востребовано высшее образование в XXI веке? Каким должно быть содержание подготовки специалиста в соответствии со стандартами III поколения? Какие инновационные образовательные технологии будут способствовать максимальной реализации компетентностного подхода в подготовке специалистов?
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов специально для Всероссийского молодежного форума «Я участвую в реформе образования», организованном национальным институтом «Высшая школа управления», провел опрос студентов, цель которого состояла в том, чтобы выявить отношение студентов к обновлению содержания образования; в частности, к образовательным технологиям в контексте современных требований, предъявляемых к высшему образованию; усилению его адекватности запросам работодателей.
Центральный момент в решении перечисленных проблем связан с переориентацией результатов высшего образования на пе-
речень тех компетенций, которые востребованы работодателями и за формирование которых отвечает вуз. Студентам было предложено отметить в анкете наиболее важные компетенции для их будущей профессиональной деятельности, а также узнать те компетенции к которым вуз не готовит или готовит в недостаточной степени.
По мнению студентов, наиболее важными компетенциями, развитию которых следует уделить особое внимание, являются: стремление к успеху; умение работать в команде; способности к организации и планированию деятельности, принятия решений, новым идеям (креативность); знание второго языка; лидерство; способность адаптироваться к новым ситуациям, а также навыки управления информацией (1).
В Ставропольском государственном университете студентами магистратуры, в рамках выполнения выпускной квалификационной работы по дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы», проводились аналогичные исследования. Студентами нашего университета были выделены следующие наиболее важные для них компетенции, это: способность к критике и самокритике; навыки межличностных отношений, владение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций; способность работать в междисциплинарной среде; способность к новым идеям (креативность); умение работать в команде; владение организационно-управленческими навыками; стремление к успеху.
Таким образом, особенности профессиональной деятельности современного специалиста требуют навыков работы в команде, способность принимать коллективные решения в условиях постоянных динамических перемен и неопределенности.
Для эффективной деятельности организациям и предприятиям сегодня требуются ответственные и инициативные работники, стремящиеся к профессиональной самореа-лизации,направленные на постоянный карьерный рост.
По мнению будущих специалистов и работодателей, в профессиональной деятельности современного преподавателя
высшей школы должны доминировать инновационные образовательные технологии, позволяющие наиболее эффективно реализовать компетентностный, практико-ориен-тированный, профессионально-личностный подходы.
В своей педагогической деятельности широко применяю коммуникативно-диалоговые, имитационно-игровые, психологические, арт-технологии, основная цель которых формирование общекультурных (общенаучных, социально-личностных, инструментальных) и профессиональных компетенций.
Инновационные психолого-педагогические технологии характеризуются следующими признаками: диалогичность мышления, наличие обратной связи, принудительная активация мышления и поведения, повышенная эмоциональность, рефлексия.
Дадим краткую характеристику и практическое применение каждой группе инновационных образовательных технологий.
Проблемно-поисковые технологии прежде всего направлены на формирование общенаучных и инструментальных компетенций; способности к новым идеям (креативность); способности работать в междисциплинарной среде и готовность к критике и самокритике.
Основные виды данной группы образовательных технологий - это кейс-технологии, видеопрактикум, проективные технологии, метод конкретных ситуаций, видеоанализ, диагностический практикум, технологии с использованием мультимедийного инструментария.
Так, например, кейс-технологии основаны на комплектовании наборов (кейсов) текстовых, учебно-методических материалов с использованием различных видов носителей информации. Данная технология решает следующие профессионально-развивающие задачи:
1. Способность применять верные решения в условиях неопределенности.
2. Разрабатывать алгоритм принятия решений.
3. Овладеть навыками исследования ситуаций.
ШИ. Ю. Соколова
4. Разрабатывать план действий, ориентированных на намеченный результат.
5. Применять полученные теоретические знания, в том числе при изучении других дисциплин для решения практических задач.
6. Учитывать точки зрения других специалистов на рассматриваемую проблему при принятии окончательного решения (6).
Кейс-технологии целесообразно применять не только на семинарских, практических, лабораторных занятиях, но и в самостоятельной контролируемой работе, как средство контроля промежуточной и итоговой аттестации. Также можно предложить студентам самостоятельно разработать содержание кейса по наиболее актуальным проблемам изучаемой науки и организовать процесс взаимоопроса. А из наиболее «продвинутых» студентов создать группу экспертов-аналитиков.
В основе проективных технологий лежит метод проектов, который включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов. Отличительными признаками данной технологии являются: наличие проблемы, максимальная самостоятельность студентов, четкий алгоритм (последовательность) действий, применение исследовательских методов, практическая значимость результатов.
Логическая цепочка проективной технологии включает в себя: определение проблемы и постановка задач («мозговой штурм», «круглый стол») - выдвижение гипотезы - обсуждение методов решения -обсуждение способов, предполагаемых результатов - сбор и систематизация полученных данных - подведение итогов, оформление результатов (презентация, защита творческих отчетов, просмотр) - выводы, выдвижение новых проблем исследования.
Классификацию основных типов проектов можно разделить на три группы: по виду деятельности (исследовательские, поисковые, творческие, ролевые, прикладные); по характеру участников и контактов (индивидуальные, парные, групповые, вузовские, городские, региональные, федеральные, межвузовские); по содержанию (моно-,
межпредметный, телекоммуникационный проект).
Проективные технологии используются на семинарских, практических занятиях, СКР, в различных формах научной деятельности студентов, а также можно широко применять на проблемных, бинарных и по-линарных лекциях.
Отдельно хотелось бы остановится на видеопрактикуме и видеоанализе. При организации данных форм работы как на лекци-онно-семинарских занятиях, так и на СКР, научной деятельности студентов, необходимо учитывать следующие методические рекомендации:
1. Перед просмотром учебно-научного фильма четка дать студентам установку на какие вопросы они должны высказать свою точку зрения.
2. Предложить алгоритм анализа видеоматериала, указать на возможные межпредметные связи, преемственность тем изучаемой дисциплины.
3. Целесообразно использовать метод опорного конспекта (особенно на лекции, при рассмотрении нового материала).
Итак, проблемно-поисковые технологии обеспечивают реализацию практико-ориен-тированного подхода, предполагающего интеграцию теории и практики, активизацию познавательной, научно-исследовательской активности обучаемых, применению ЗУН в нестандартных условиях.
Коммуникативно-диалоговые технологии прежде всего направлены на формирование социально-перцептивных, коммуникативных, организаторских компетенций.
Основные виды: диспут, дискуссия, интеллектуальный бой, телемост, пресс-конференция, интервью, интервью-диалог, турнир ораторов, интеллектуальная дуэль, сократов-круг, открытая кафедра, «волшебный стул», «техника аквариума» и др. В качестве примера дадим характеристику следующим формам организации:
«Техника аквариума» - разновидность дискуссии, которая усиливает включенность участников в групповое обсуждение проблем, развивает навыки групповой работы,
совместного принятия решения. Её процедура выглядит таким образом:
1. Постановка проблемы ведущим.
2. Деление аудитории на подгруппы, расположенные по кругу.
3. Каждая подгруппа выбирает одного его члена, который будет представлять позицию подгруппы всей аудитории.
4. Дается коллегиальное обсуждение проблемы внутри группы (время фиксированное) для определения общей точки зрения.
5. Ведущий просит всех представителей группы выйти в центр и отстоять позицию своей группы.
6. Остальные имеют право задавать провокационные вопросы своим оппонентам.
7. Если представитель подгруппы затрудняется ответить, можно взять тайм-аут или в письменном виде (записка) подсказать.
8. Анализ качества аргументации выступающих; подведение итогов; выявление лучших.
«Интеллектуальная дуэль» позволяет активизировать компетентность специалистов по конкретной теме; устроить взаимопроверку; упражняться в искусстве владения средствами эристики. Приглашаются в центр два дуэлянта, которые задают друг другу вопросы по обозначенной ведущим теме. Остальная аудитория - секунданты, которые оценивают качество вопросов (про-блемность, интеграция теории и практики) и ответов (лаконичность, точность, артистичность). Методом голосования определяется победитель.
Данные формы работы целесообразно использовать в проведении проблемных, бинарных, полинарных лекциях, лекциях-диалогов, визуализации, пресс-конференции, в организации деятельности научного кружка, лаборатории и, конечно же, на семинарских занятиях, коллоквиумах и т. п.
Таким образом, коммуникативно-диалоговые технологии, применяемые в образовательном процессе, обеспечивают овладение способами публичного выступления, искусством ведения спора, диалога, полемики; умением работать в команде, проявляя толерантность к мнению оппонента и соучастника диалога, воспитание коммуни-
кативной культуры и социальной мобильности в условиях мультикультурной среды.
Основной целью имитационно-игровых технологий является формирование умений моделировать профессиональные ситуации и различные способы ее решения; развитие умения работать в команде; формирование организационно-управленческих компетенций, способности адаптироваться к новым условиям; овладение конструктивными способами разрешения конфликтных ситуаций; способности работать в междисциплинарной среде.
Основными видами игровых технологий являются организационно-деятельностные, деловые, ситуационные, ролевые игры.
Дадим краткую характеристику основных видов имитационно-игровых технологий.
1. Организационно-деятельностные игры направлены на разработку концепций, стратегий перспективного развития образовательного учреждения:
- проблемно-деловые игры (способствуют развитию коллектива посредством поиска неординарного совместного решения стоящих перед ним проблем).
- имитационно-моделирующие игры (упражняют будущих специалистов в проектировании моделей различных педагогических систем образовательного учреждения: воспитательных, образовательных, научно-исследовательских, авторских, различных форм обучения, внеаудиторной работы и т. п.).
- инновационные игры (направлены на развитие инновационного мышления, поведения, способности разрабатывать проекты, экспериментальные апробации инноваций).
- рефлексивные (направлены на психологическое развитие каждого участника игры, снятие стереотипов, обучение анализу человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству).
- поисково-апробационные (предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых, управленческих проблем).
Таким образом, все виды организацион-но-деятельностных игр требуют от будущего специалиста разработки проекта и решения производственных задач, способствующих отработке оптимальных решений в прогнозируемых условиях; выдвижению и подготовке резервных возможностей в управлении, «вскрытию» и компенсации механизмов торможения развития образовательного учреждения и его структур; определение способов выведения его из кризиса и программирование полиальтернативных способов решения (5).
2. Деловые игры направлены на проигрывание реальных профессионально-личностных ситуаций.
Так, производственные деловые игры способствуют решению административно-хозяйственных и финансово-экономических задач в условиях конкурентной борьбы конкретного образовательного комплекса, пространства различного уровня (муниципального, регионального, федерального).
Исследовательские деловые игры направлены на разработку концепций, программ эксперимента; прогнозирование возможных последствий, потенциальных проблем при внедрении нововведений.
Аттестационные (квалификационные) - проводятся для выявления уровня компетентности, квалификации специалистов при их аттестации, моделирование индивидуальной траектории профессионально-личностного развития и саморазвития.
Дидактические (учебные) направлены на развитие репродуктивных и творческих профессиональных знаний, умений и навыков.
3. Ситуационно-ролевые игры предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивно-сти и раскрытию харизматического потенциала специалиста.
При апробации игровых технологий в подготовке будущих специалистов необхо-
димо учитывать этапы подготовки и организации вышеперечисленных игр, которые включают в себя: вводный (подготовительный) этап, основной (организация конкретного вида игры) и заключительный (после-игровая дискуссия).
Необходимо большое внимание уделить заключительному этапу, который позволяет решить следующие послеигровые задачи дискуссии:
• Установить те проблемы, явления, которые имели место в игре;
• Определить и показать соответствие игры реальной жизни;
• Оценить принятые в игре решения, их эффективность, нравственный или ценностный смысл;
• Выявить причины позитивного и негативного поведения участников в игре;
• Установить, имеют ли место в реальной жизни подобные образцы поведения;
• Предложить, что нужно изменить в игре, в действиях участников, чтобы достичь лучшего результата;
• Проанализировать, что нужно изменить в своем поведении, стиле общения каждому участнику;
• Подумать, какой урок можно извлечь для профессиональной деятельности (2).
Таким образом, на основе анализа различных видов имитационно-игровых технологий, ориентированных на социально-профессиональное развитие личности, которое способствует задействованию предельно возможного спектра ресурсов личности; эффективной реализации практико-оренти-рованного, деятельностного подходов; учета индивидуальных особенностей личности в ходе реализации технологии; развитию личности в контексте жизненного, профессионального и духовного пути; формированию способности становиться субъектом принятия самостоятельных решений, обусловливающих путь к созидательной деятельности.
Психотехнологии способствуют формированию умения личности оценивать собственные ресурсы (личных качеств), необходимые в решении конкретной моделирующей профессиональной ситуации; формированию социально-перцептивных, коммуникативных, аутопсихологических, рефлексивных компетенций.
Основной формой работы являются тренинги, упражнения, социально-психологические игры. В зависимости от целевого назначения тренинговых занятий они могут быть:
- организационно-коммуникативные (развитие лидерских качеств личности);
- социально-перцептивные (формирование адекватного восприятия себя и окружающих, способность выстраивать конструктивные межличностные отношения);
- когнитивные (развитие психических процессов, познавательных способностей);
- рефлексивные (формирование адекватной самооценки, способность определять индивидуальную траекторию профессионально-личностного саморазвития, самосовершенствования).
Критерием успешности применения психотехнологий является сформированное умение личности целенаправленно анализировать и измерять параметры деятельности или же модифицировать собственную жизненную позицию соответственно меняющимся социально-профессиональным условиям (4).
Под жизненной позицией подразумевается способность человека к комплексной организации собственной жизни, решению её противоречий, построению ценностных отношений.
На современном этапе большой интерес представляют арт-технологии, сущность которых заключается в применении техник разных видов искусства в учебно-воспитательном процессе как средства творческой самореализации и способа личностного развития будущего специалиста. Основными формами проведения арт-технологий являются: мини-лекции, ролевые
и деловые игры, видеообсуждение, концепты, групповые дискуссии.
Мини-лекции - короткие (до 15 мин.) информационные модули, в которых в сжатой форме преподавателем излагаются теоретические положения рассматриваемой проблемы. Эти модули могут как предварять отработку участниками иллюстрируемых положений (из теории - в практику), так и подводить итог проведенному взаимодействию в группе (из практики - в теорию).
Ролевые и деловые игры - проигрывание участниками конкретной профессиональной ситуации.
Кейс-студия - анализ участниками конкретных случаев по актуальным проблемам, их разбор участниками описанных ситуаций с экспертной позиции, с «высоты своего опыта».
Психогимнастические упражнения - совокупность письменных и устных, вербальных и невербальных упражнений, проводимых в малых группах, направленных на расширение возможностей сознания, открывающее новые грани восприятия одной и той же проблемы.
Видеообсуждение - просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).
Методические средства, направленные на получение участниками тренинга содержательных результатов, - концепты, инструменты, ресурсы.
Концепты - осознанное усвоение теории, понимание всех причинно-следственных и иных связей в той картине мира, которая задается данной теорией; способность многоаспектно проанализировать реальность.
Инструменты - овладение участниками новыми приемами и способами действия в той содержательной области, которой посвящен тренинг; освоение инструментария, применяемого в модельных ситуациях, ролевых и деловых играх.
Ресурсы - осознание своих личностных и коммуникативных особенностей, своих субъективных картин мира и концептов, установок; осознание своих действий, их целенаправленное применение на практике (6).
ШИ. Ю. Соколова
В зависимости от вида художественно-творческой деятельности выделяют следующие направления арт-технологий: библиотерапия, музыкотерапия, драматерапия, сказкотерапия, изотерапия.
Библиотерапия - направление арт-терапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то есть самовыражение через творческое сочинение.
Основные техники, которые можно применять на различных занятиях с учетом специфики изучаемой дисциплины - это использование готовых произведений любого жанра, письма (коллеге, начальнику, конкуренту и т. п.), стихи (использование размера без рифм), написание любого литературного произведения, устный рассказ на заданную (выбранную) тему, автобиография в виде литературного произведения, переписка субличностей, сочинение архетипических легенд, сочинение сказки, сочинение по кругу, драматургия, синквейн.
В своей практической деятельности широко использую такую технику библиотерапии как синквейн.
Синквейн - литературная форма, сочиняемая по жесткой схеме, которая не изменяется. Состоит из 11 слов, рифмовать запрещено, предлоги и союзы словами не являются.
Цель применения:
- креативный менеджмент и креативность в менеджменте;
- стресс-менеждмент: саморегуляция и самосбережение в деятельности руководителя (специалиста).
Техника написания синквейна:
Первая строка - одно слово, название состояния;
Вторая строка - два слова, описание, в том числе и метафорическое, этого состояния;
Третья строка - три слова, действия, которые вы обычно совершаете, попав в это состояние;
Четвертая строка - четыре слова, чувства, которые вы испытываете, совершив привычные действия;
Пятая строка - повторение первой строки, название состояния.
Ценность данной техники заключается в том, что личность может изменить нежелательное состояние, в которое человек регулярно попадает. Своего рода саморегуляция через раскодирование словестных метафор. Так же можно сконцентрироваться на позитивных состояниях. Примеры синквейнов студентов магистратуры географического факультета.
Депрессия,
Вязкий туман.
Лежу, в комочек сжавшись.
Отчаянье, бессилие, и страх, и пустота...
Депрессия.
Депрессия,
Нет времени,
Лежу, закрыв глаза,
И пусто, пусто, пусто, пусто.
Тишина
Депрессия,
Выжатый лимон,
Звоню подруге, плачу,
Мне легче, ясность, осмысленность,
Оптимизм.
Основная идея этой процедуры: меняя действия, совершая нечто новое, пробуя различные варианты, мы способны изменить своё состояние или укрепить, если речь идет о положительных эмоциональных состояниях.
Также данную технику можно использовать в раскрытии сущности понятий предметов изучения конкретной науки.
Драматерапия - вид игровой деятельности, ориентированный на процесс и на удовольствие в этом процессе, связан со способностью выражать события и переживания ярко и точно; способность посмотреть на них другими глазами. Направлен на развитие спонтанности, импровизационности, пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной), харизматичности; расширению поведенческих реакций, возможности переиграть жизненные сценарии.
Основные техники драматерапии: сценическая пластика (пантомима, пластические этюды, сценический танец), работа с
голосом («озвучка» фрагментов знакомых фильмов, сказок, жизненых сюжетов), беспредметные и предметные этюды, театр импровизации («История театра», «Национальные традиции»), драматизация художественных произведений, драматизация фантазий философских категорий, эмоциональных состояний (добра, зла, красоты и т. п.), театр абсурда, кукол и др.
Сказкотерапия - использование сказки в целях психодиагностики развития и креативности личности как расширение спектра альтернативных решений.
Виды: рецептурные сказки, использование архетипа сказки, сочинение сказок, дра-матерапия сказки, рисование сказки, сказочное путешествие.
Изотерапия - применение художественно-изобразительных средств с целью коррекции и развития личности.
Виды: рисунок, коллаж, лепка, скульптура, готовые произведения художественного искусства.
Техники использования рисунка:
- Рисунок по кругу (групповая динамика, система взаимоотношений и стилей поведения в команде);
- Общий рисунок на заданную (свободную) тему;
- «Триптих» («Я какой есть», «Я глазами других», «Я каким хочу быть» и др.);
- Автопортрет (портрет группы);
- «Моя группа», «Мой университет», диалог-рисунок «Почта» («Я хочу тебе сказать», «Я боюсь тебе сказать», «Я не хочу, чтобы ты знал», «Письмо-рисунок преподавателю» и т. п.);
- Рисование стихов, музыки (снятие напряжения);
- Рисование своих чувств, эмоций, переживаний, настроений и других членов группы («Мой стресс»);
- Свободный рисунок «Я-зима, лето, осень, весна»;
- Ассоциативное рисование;
- Рисование гербов (персональный, профессии, статуса, должность, группы, организации.
Музыкотерапия - воздействие музыки на психические структуры личности посредством: сочинения музыки (импровизации), рисования музыки; вокалотерапии с драматизацией; импровизации на различных музыкальных инструментах; слушания музыки и обсуждения возникших ассоциаций; сочинения рассказов, стихов после прослушивания музыки и т. п.
Таким образом, применение арт-технологий в целостном образовательном процессе вуза будет способствовать созданию благоприятного социально-психологического микроклимата, снижению напряженности, повышению стрессоустойчи-вости у субъектов педагогического процесса, формированию экопсихологической культуры личности.
Преподавателю высшей школы в рамках использования инновационных образовательных технологий обучения необходимо:
- продуманно использовать методические приемы, дидактические материалы и технические средства обучения в строгом соответствии с целями и задачами конкретных занятий в рамках данной группе компетенций;
- учитывать качественный контингент студентов, их индивидуальные особенности, познавательные возможности, интересы, характер деятельности;
- умение создавать эмоциональный фон совместной деятельности и управлять им, учитывая возрастные особенности и психологическое состояние аудитории;
- управлять собственным эмоциональным состоянием и владеть способами эмоционального заражения аудитории. Это особенно важно в момент позитивного закрепления новых установок, снятия напряженности в ситуации значимой конкурентной борьбы, а также при переходе из эмоционального пласта реагирования в когнитивный момент организации рефлексивного анализа учащимися, происходящих в рамках учебного времени событий;
- владеть содержанием и новейшими изменениями в профессиональной области, составляющей предмет изучения, наполняя
материал жизненными ситуациями и примерами из практики.
Эффективность процесса обучения в высшей школе обеспечивают интеграция академических и инновационных форм и методов взаимодействия преподавателя и студентов, которые позволяют личности повысить свою конкурентоспособность; улучшить свой вербальный и визуальный имидж; развить ассертивность, харизматический потенциал; научиться вести конструктивные
переговоры; техники быстрого установления делового контакта; понять преимущества разных стратегий взаимодействия для создания команды; овладеть техниками «эвристического оптимизма» (ориентация на успех) и технологиями управления своей репутацией; раскрепоститься и приобрести уверенность в себе; преодолеть комплексы неполноценности; сформировать внутреннюю мотивацию к самосовершенствованию и саморазвитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гришанова Н. О новой парадигме развития высшего профессионального образования // Альмаматер. - 2007. - № 4. - С. 8-13.
2. Князев А. М., Одинцова И. В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. - М.: Изд-во РАГС, 2008. - 208 с.
3. Колонина Т. Ю., Трусь А. А. Арт-терапевтические техники в тренинге. СПб.: Речь, 2010. - 189 с.
4. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально-психологического обучения. -М.: Изд-во «Академия», 2007. - 91с.
5. Панфилова А. П. Игротехнический менеджмент. - СПб, 2008. - 508 с.
6. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие / под ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2010. - 386 с.
Об авторе
Соколова Ирина Юрьевна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», кафедра педагогики и психологии высшей школы, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой. Сфера научных интересов -психология способностей, одаренности, творчества, инновационные технологии в образовании. [email protected]