Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
16
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
математика / высшее образование / инновации / методы обучения / проблемно-ориентированный подход / интерактивные методы / игровые методики / информационно-коммуникационные технологии / проектная деятельность / mathematics / higher education / innovations / teaching methods / problem-oriented approach / interactive methods / game-based techniques / information and communication technologies / project-based learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М Дж Гаффарова

Данная работа посвящена исследованию инновационных методов преподавания математики в высших учебных заведениях. В статье рассматриваются основные принципы и подходы к обучению математике, такие как проблемно-ориентированный подход, интерактивные методы обучения, игровые методики, использование информационно-коммуникационных технологий и проведение интердисциплинарных проектов. Кроме того, рассматривается структура математической компетентности и ключевые компоненты этого навыка, необходимого для успешной учебной деятельности будущих учителей начальных классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING INNOVATIVE TEACHING METHODS TO DEVELOP MATHEMATICAL COMPETENCE IN FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

This work is dedicated to the study of innovative teaching methods of mathematics in higher education institutions. The article examines the basic principles and approaches to teaching mathematics, such as problem-based learning, interactive teaching methods, game techniques, the use of information and communication technologies, and conducting interdisciplinary projects. In addition, the structure of mathematical competence and key components of this skill necessary for successful educational activities of future primary school teachers are discussed.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

М.Дж. Гаффарова, преподаватель

Кыргызско-Узбекский международный университет имени Б. Сыдыкова (Кыргызстан, г. Ош)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-75-77

Аннотация. Данная работа посвящена исследованию инновационных методов преподавания математики в высших учебных заведениях. В статье рассматриваются основные принципы и подходы к обучению математике, такие как проблемно-ориентированный подход, интерактивные методы обучения, игровые методики, использование информационно-коммуникационных технологий и проведение интердисциплинарных проектов. Кроме того, рассматривается структура математической компетентности и ключевые компоненты этого навыка, необходимого для успешной учебной деятельности будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова: математика, высшее образование, инновации, методы обучения, проблемно-ориентированный подход, интерактивные методы, игровые методики, информационно-коммуникационные технологии, проектная деятельность.

Ускорение общественного развития, широкое внедрение IT-технологий и высокие требования современного рынка труда явно показывают, что традиционная система обучения устарела. Для формирования компетентных молодых специалистов в образовательных учреждениях необходимо использовать инновационные методы обучения, которые способствуют развитию креативности, а также познавательных, коммуникативных и личностно-активных качеств современных студентов. Два наиболее популярных определения инновации в образовании известны: первое определяет инновацию как любой новый метод, проект или идею, введенные сознательно в систему традиционного образования; второе определение говорит о педагогической инновации как целенаправленном новшестве, вносящем новые элементы в образовательную среду для улучшения всей образовательной системы. Многих известных педагогов и математиков, таких как В.П. Беспалько, Б.В. Гнеденко, В.В. Давыдов,

В.А. Далингер, Л.Д. Кудрявцев,

И.Я. Лернер, В.М. Монахов, A.A. Столяр и др. волновала проблема содержания и повышения качества образования, и математического том числе [1].

Сегодня преподаватели должны внедрять разнообразные инновации и конкурентные методики, которые позволяют студентам лучше усваивать учебный материал. Активные методы обучения отличаются высокой степенью вовлеченности студентов в учебный процесс, стимулируя их когнитивную и творческую активность при решении поставленных задач. Это создает ощущение успеха у молодых людей, мотивируя их на активное участие. В рамках нестандартных занятий-соревнований студенты взаимодействуют друг с другом, работая в команде и играя в игровом формате. Такие занятия должны быть увлекательными и стимулировать самостоятельное изучение материала. Использование активных форм обучения требует, как индивидуального, так и группового решения задач, что содействует новому уровню взаимодействия между студентами и преподавателем. Однако для успешного применения таких методов необходима серьезная подготовка как в плане психологии, так и методологии. Для проверки знаний, контроля успеваемости и стимулирования активности студентов можно использовать цепочку по теории, где математические термины из предыдущих утверждений

включаются в последующие высказывания.

Исследование в области использования инновационных методов преподавания для формирования математической компетентности будущих учителей начальных классов имеет большое значение для развития образовательной системы и повышения качества обучения. Математическая компетентность представляет собой сложный многогранный навык, который включает в себя умение понимать математические концепции, применять их на практике, решать математические задачи, а также обладать математической культурой и готовностью к постоянному развитию своих математических знаний и умений. Формирование математической компетентности у будущих учителей начальных классов является одной из ключевых задач образовательной системы, поскольку от уровня их математической подготовки зависит качество обучения школьников. Структура математической компетентности включает следующие компоненты [2]:

- знание математических понятий и законов;

- умение применять математические методы для решения задач;

- умение анализировать и интерпретировать математическую информацию;

- развитие логического мышления и абстрактного мышления.

Каждый из этих компонентов играет важную роль в формировании математической компетентности у будущих учителей начальных классов и требует специального внимания при организации образовательного процесса. Способность обучаемых мыслить логически, оценивать, отбирать и использовать информацию, принимать решения самостоятельно, а также применять полученную в университете и школе систему математических знаний, умений и навыков для построения и исследования математических моделей, необходимых при решении профессиональных задач - все это составляет математическую компетенциию.

Для успешного формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов необходимо

применять различные педагогические подходы, такие как [3]:

- проблемно-ориентированный подход, который позволяет студентам самостоятельно исследовать математические задачи и находить решения;

- интерактивные методы обучения, такие как работа в группах, дискуссии, проектная деятельность, которые способствуют активизации учебной деятельности студентов;

- игровые методики, которые делают процесс обучения более интересным и эффективным.

Итак, «компетентностный подход является необходимым условием обеспечения непрерывности образования, его фундаментальности, а системообразующие единицы, в частности математические компетенции, выступают как конкретные цели высшего профессионального образования».

Эффективное сочетание различных педагогических подходов позволяет создать благоприятные условия для формирования математической компетентности у будущих учителей начальных классов. Инновационные методы преподавания математики представляют собой современные подходы к организации учебного процесса, направленные на активизацию учебной деятельности студентов, развитие их творческого мышления и формирование математической компетентности. Рассмотрим некоторые из них подробнее [4]:

1. Проблемно-ориентированный подход: Этот метод предполагает постановку перед студентами реальных или вымышленных математических задач, требующих применения знаний и умений для их решения. Студенты самостоятельно анализируют задачу, выделяют ключевые моменты, разрабатывают стратегию решения и проверяют результаты.

2. Интерактивные методы обучения: Включают в себя работу в группах, обсуждение математических задач, проектную деятельность, использование интерактивных технологий и приложений. Эти методы позволяют студентам обмениваться опытом, обсуждать различные подходы к решению задач, активно участвовать в

учебном процессе и развивать коммуникативные навыки.

3. Игровые методики: Игры и игровые ситуации позволяют сделать процесс обучения более интересным и захватывающим. Математические игры развивают логику, внимание, быстроту мышления, а также помогают закрепить математические знания и умения. Примерами таких игр могут быть игры с числами, логические головоломки, математические кроссворды и т.д.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ):

Применение современных технологий в обучении математике позволяет создать интерактивные учебные ресурсы, визуализировать математические концепции, про-

связь. Это способствует повышению мотивации студентов, улучшению понимания материала и развитию компьютерной грамотности.

Важным результатом исследования является выявление значимости инноваций в образовании для эффективного обучения математике. Использование современных методов позволяет стимулировать активность студентов, развивать их творческое мышление, формировать навыки самостоятельной работы и повышать общую математическую компетентность. Дальнейшее развитие исследований в этой области позволит углубить понимание о влиянии инновационных методов на процесс обучения математике и оптимизировать учебный процесс в целом.

водить онлайн-тестирование и обратную

Библиографический список

1. Смирнова Е.И. Инновации в образовании: теория и практика. - М.: Академия, 2018.

2. Петрова Н.А. Интерактивные методы обучения в высшей школе. - СПб.: Питер, 2017.

3. Логинова Т.С. Игры в обучении математике: теория и практика. - М.: Книжный дом, 2019.

4. Технологии в образовании: сборник научных статей. - М.: Наука, 2020.

USING INNOVATIVE TEACHING METHODS TO DEVELOP MATHEMATICAL COMPETENCE IN FUTURE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS

M.Dzh. Gaffarova, Lecturer

Kyrgyz-Uzbek International University named after B. Sydykov (Kyrgyzstan, Osh)

Abstract. This work is dedicated to the study of innovative teaching methods of mathematics in higher education institutions. The article examines the basic principles and approaches to teaching mathematics, such as problem-based learning, interactive teaching methods, game techniques, the use of information and communication technologies, and conducting interdisciplinary projects. In addition, the structure of mathematical competence and key components of this skill necessary for successful educational activities of future primary school teachers are discussed.

Keywords: mathematics, higher education, innovations, teaching methods, problem-oriented approach, interactive methods, game-based techniques, information and communication technologies, project-based learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.