Научная статья на тему 'Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава'

Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
166
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРОЧНЕНИЕ ИЗОЛЯЦИИ / ИНФРАКРАСНЫЙ НАГРЕВ / ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ПРОЧНОСТЬ / ИЗОЛЯЦИОННЫЙ ПАЛЕЦ / СПЕКТРАЛЬНЫЙ СОСТАВ ИЗЛУЧЕНИЯ / ТЯГОВЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ / ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ / STRENGTHENING INSULATION / INFRARED RADIATION / ELECTRICAL STRENGTH / INSULATION STUD / SPECTRAL COMPOSITION OF RADIATION / TRACTION ROLLING STOCK / ELECTRICAL EQUIPMENT

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лобыцин И. О.

Цель: Повышение надежности изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава при деповском и заводском ремонтах. Совершенствование ремонта изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей путем применения технологии инфракрасного нагрева. Методы: Исследования осуществлялись в соответствии с методами теории планирования эксперимента и заключались в сравнении технологий восстановления изоляции по показателям электрической прочности. Результаты: В ходе изучения процесса упрочнения различных изоляционных материалов пропиточными смесями с использованием инфракрасного излучения была выявлена оптимальная система «спектральный состав излучения-жидкий полимер-изоляционная лента» для восстановления изоляционных конструкций тягового подвижного состава. Кроме того, был определен наиболее эффективный источник инфракрасного излучения для упрочнения электроизоляционного лакового покрытия изоляционных пальцев тяговых электродвигателей. Практическая значимость: Проведенные эксперименты позволят усовершенствовать процесс восстановления изоляции обмоток тяговых электрических машин и аппаратов с помощью технологии инфракрасного нагрева, которая сокращает время на выполнение технологического процесса не менее чем в 5 раз и уменьшает затраты электроэнергии, по сравнению с традиционной технологией конвективной сушки, позволяя достичь относительно высокого качества изоляционного слоя. Созданный переносной лабораторный комплекс дает возможность изучить рациональные режимы упрочнения изоляции электрооборудования тягового подвижного состава при применении современных пропиточных электроизоляционных составов. Результаты лабораторных исследований процесса упрочнения изоляционных пальцев инфракрасным излучением играют значимую роль при проектировании и изготовлении производственной установки для ремонта изоляционных пальцев в заводских и деповских условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лобыцин И. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Utilization of infrared radiation in strengthening insulation constructions of electrical equipment of traction rolling stock

Objective: Increasing reliability of insulation constructions of electrical equipment of traction rolling stock during depot and factory repairs. Perfecting repair of insulation studs of brush gear carrier by applying the infrared heating technology. Methods: The study was carried out in accordance with experiment planning methods and consisted of comparison of technologies for restoring insulation by electrical strength indices. Results: In the course of study of the process of strengthening various insulating materials by impregnation compounds with the use of infrared radiation, the system of “spectral composition of radiation-liquid polymer-insulation tape”, optimal for restoration of insulation constructions of traction rolling stock, was identified. In addition, the most efficient source of infrared radiation for strengthening electrical-insulation lacquer coating of insulation studs of traction electrical engines was identified. Practical importance: The experiments will allow perfecting the process of restoring insulation of winding of traction electrical engines and machines by utilization of the infrared radiation technology, which reduces time required for implementation of technological processes at least five-fold, and cuts electrical power costs, compared to traditional convection drying technology, allowing achieving relatively high quality of insulation layer. The newly developed portable laboratory system would allow studying rational regimes of strengthening the insulation of electrical equipment of traction rolling stock in utilization of modern impregnating electrical-insulation formulae. Results of laboratory studies of the process of strengthening insulation studs by infrared radiation have a significant role in designing and production of a production unit for repairs of insulation studs in factory and depot conditions

Текст научной работы на тему «Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава»

УДК 621.33

Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава

И. О. Лобыцин

Иркутский государственный университет путей сообщения, Российская Федерация, 664074, Иркутск, ул. Чернышевского, 15

Для цитирования: Лобыцин И. О. Использование инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава // Известия Петербургского университета путей сообщения. - СПб.: ПГУПС, 2020. - Т. 17. - Вып. 1. - С. 108-116. 001: 10.20295/1815-588Х-2020-1-108-116

Аннотация

Цель: Повышение надежности изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава при деповском и заводском ремонтах. Совершенствование ремонта изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей путем применения технологии инфракрасного нагрева. Методы: Исследования осуществлялись в соответствии с методами теории планирования эксперимента и заключались в сравнении технологий восстановления изоляции по показателям электрической прочности. Результаты: В ходе изучения процесса упрочнения различных изоляционных материалов пропиточными смесями с использованием инфракрасного излучения была выявлена оптимальная система «спектральный состав излучения-жидкий полимер-изоляционная лента» для восстановления изоляционных конструкций тягового подвижного состава. Кроме того, был определен наиболее эффективный источник инфракрасного излучения для упрочнения электроизоляционного лакового покрытия изоляционных пальцев тяговых электродвигателей. Практическая значимость: Проведенные эксперименты позволят усовершенствовать процесс восстановления изоляции обмоток тяговых электрических машин и аппаратов с помощью технологии инфракрасного нагрева, которая сокращает время на выполнение технологического процесса не менее чем в 5 раз и уменьшает затраты электроэнергии, по сравнению с традиционной технологией конвективной сушки, позволяя достичь относительно высокого качества изоляционного слоя. Созданный переносной лабораторный комплекс дает возможность изучить рациональные режимы упрочнения изоляции электрооборудования тягового подвижного состава при применении современных пропиточных электроизоляционных составов. Результаты лабораторных исследований процесса упрочнения изоляционных пальцев инфракрасным излучением играют значимую роль при проектировании и изготовлении производственной установки для ремонта изоляционных пальцев в заводских и деповских условиях.

Ключевые слова: Упрочнение изоляции, инфракрасный нагрев, электрическая прочность, изоляционный палец, спектральный состав излучения, тяговый подвижной состав, электрооборудование.

Введение

Традиционная технология изготовления или восстановления изоляционных конструкций электрооборудования локомотивов базируется на использовании конвективных методов нагре-

ва, позволяющих превратить жидкие пропиточные материалы в твердые электроизоляционные покрытия под воздействием температур в интервале 100-130 °С. В последнее время были проведены исследования процессов ускоренного отверждения с применением нетрадиционных

методов нагрева, в основе которых лежит применение токов высокой частоты, а также радиационное отверждение потоками ускоренных электронов и инфракрасным излучением.

Высокочастотный нагрев способствует внутреннему разогреву полимерной изоляции, при этом скорость увеличения температуры определяется подведенной удельной мощностью и не зависит от теплопроводности и геометрических размеров объекта. Этот фактор значительно ускоряет переход полимера из жидкого состояния в твердое, однако ведет к явному снижению межслоевой прочности отвержденной изоляции [1].

При радиационном нагреве ускоренными электронами процесс отверждения электроизоляционных материалов сокращается в десятки раз, а степень твердости значительно не отличается от получаемой при отверждении традиционной технологией. Следует подчеркнуть, что данный метод используется с помощью дорогостоящего оборудования, поэтому в каждом конкретном случае необходим анализ целесообразности его применения [2].

Технически универсальным и легко реализуемым является метод инфракрасного энергоподвода. Создание высоких удельных мощностей излучения на наружных слоях позволяет ускорить процесс отверждения с относительно высоким коэффициентом полезного действия и при меньших вложениях на приобретение источников излучения с рефлекторами. Данный метод наиболее эффективен для восстановления изоляционных конструкций электрооборудования тягового подвижного состава и уже зарекомендовал себя при упрочнении лобовых частей обмоток якорей тяговых электродвигателей [3, 4].

Исследование системы «спектральный состав излучения-жидкий полимер-изоляционная лента» в процессе упрочнения

В данной статье термин «упрочнение» используется в процессе, при котором жидкие полимеры (лаки и компаунды) превращаются

в твердые под действием теплового излучения в технологиях изготовления и восстановления изоляционных конструкций электрооборудования для различных отраслей промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Кроме того, в этот термин заложены основные характеристики и свойства электроизоляционных материалов: электрическая и механическая прочность, нагревостойкость, хладостойкость, влаго- и водостойкость, гибкость и эластичность, химическая стойкость, шероховатость, трекингостой-кость и др.

Экспериментальное исследование системы «спектральный состав излучения-жидкий полимер-изоляционная лента» заключается в применении концентрированного локального инфракрасного энергоподвода для отверждения оболочечной изоляционной конструкции.

Объектами исследований выступали:

- пропиточные материалы типа ФЛ-98, ПК-11, ВЗТ-1, имеющие в своем составе различное содержание летучих веществ;

- электроизоляционные слюдинитовые ленты ЛСЭП-934 ТПл и ЛСп-Н-ТПл, с различными прочностными и теплофизическими характеристиками;

- инфракрасные длинно-, средне- и коротковолновые источники излучения.

Для упрочнения образцов использовался переносной лабораторный комплекс сушки изоляции инфракрасным излучением (рис. 1). Данный комплекс был специально сконструирован для выявления рациональных режимов упрочнения изоляции электрооборудования тягового подвижного состава.

Эффективность упрочнения полимерной изоляции инфракрасным излучением определяется по показаниям электрической прочности путем воздействия пробивного напряжения на слюдинитовую ленту с отведенным электроизоляционным материалом [5]. На рис. 2 представлены основные результаты экспериментальных исследований по определению электрической прочности отвержденной инфракрасным излучением полимерной изоляции.

Наиболее высокие показатели по электрической прочности были получены при отвержде-

Рис. 1. Переносной лабораторный комплекс сушки изоляции: 1 - самоклеящаяся пленка; 2 - алгоритм работы с лабораторным комплексом; 3 - индикаторный дисплей информации; 4 - передняя панель управления комплексом; 5 -система охлаждения; 6 - вентилятор системы вытяжки; 7 - ИК-излучатель; 8 - регулировочные линейки; 9 - торцевая площадка; 10 - гофрированная труба; 11 - отсек для размещения дополнительного оборудования; 12 - асбестовый картон общего назначения; 13 - разъем для подключения к сети, выключатель разъема; 14 - предохранитель; 15 - регулируемая по высоте

полка; 16 - разъем штЮБВ

ЛСК-ПОТПл ЛСЭП-934

Рис. 2. Результаты экспериментальных исследований по определению электрической прочности отвержденной инфракрасным излучением полимерной изоляции

нии средневолновым инфракрасным излучением, генерируемым керамическими излучателями типа ECS-2 мощностью 500 Вт, на образце из слюдинитовой ленты типа ЛСЭП-934, толщиной 0,11 мм, пропитанной в компаунде ВЗТ-1. В целом отмечены высокие показатели электрической прочности на всех образцах с этой же слюдинитовой лентой независимо от спектрального состава излучения и пропиточного материала по сравнению со слюдинитовой лентой типа ЛСК-110 ТПл такой же толщины. Отличия показателей сопротивления электрическому пробою при изменении марки слюдинитовой ленты позволяют судить об особенностях механизма взаимодействия системы «спектральный состав излучения-жидкий полимер-изоляционная лента» в процессах упрочнения.

В заявленных характеристиках слюдинитовых лент ЛСЭП-934 и ЛСК-110 ТПл очень большая часть элементов изоляционных лент совпадает, расхождение в подложках. У слюдинитовой ленты ЛСЭП-934 подложка изготовлена из полиэтилентерефталатной пленки и стеклоткани, пропитанной эпоксидно-полиэфирным связующим. В свою очередь, у слюдинитовой ленты ЛСК-110 ТПл подложка изготовлена из полиэтиленнафталатной пленки Теонекс производства фирмы «DuPont Teijin Films» и стеклоткани, пропитанной компаундом. По данной причине результаты по электрической прочности значительно отличаются, так как механизм взаимодействия теплового излучения при облучении материалов с различными веществами существенно влияет на физико-химические свойства отвержденного полимера [6-8].

Применение инфракрасного излучения при упрочнении изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей

Применительно к практической реализации метода инфракрасного нагрева для упрочнения изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей тяговых двигателей электровозов ранее был проведен анализ влияния спектрального со-

става инфракрасного излучения, характеристик пропиточных материалов и изоляционных лент на качество полимеризации.

В традиционной технологии восстановления изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей используются пропиточные материалы для изготовления и восстановления обмоток электрических машин. Стоит отметить то, что конструктивно пальцы (рис. 3) представляют собой стальные шпильки, изготовленные из стали марки 45 и опрессованные прессматериалом типа АГ-4 В, покрытым электроизоляционным лаком типа ФЛ-98. Фактор использования различных изоляционных слоев позволяет исследовать систему «спектральный состав излучения-жидкий полимер-прессматериал» при упрочнении изоляционных пальцев [9-11].

Прессматериал АГ-4 В, представленный на рис. 3, обладает высокой механической прочностью, теплостойкостью и хорошими электроизоляционными свойствами. В его состав входят фенолоформальдегидная смола, как связующее вещество, и стеклянные нити, являющиеся наполнителем.

Лак типа ФЛ-98 включает в свой состав смесь двух смол: резольнобутанольной (60 %-ный раствор в бутаноле) и алкидной (50 %-ный раствор в смеси двух растворителей (1:1) ксилола и уайт-спирита). Стоит отметить, что смешивание смол выполняют в соотношении 26:74. Готовый электроизоляционный материал перед использованием зачастую разбавляют ксилолом до рабочей вязкости [12].

Элементы, входящие в состав электроизоляционных лент типа ЛСЭП-934 ТПл, имеют наибольшее сходство с составляющими прессма-териала АГ-4В. При отверждении лент данного типа и пропиточного лака ФЛ-98, также применяющегося в технологии деповского ремонта изоляционных пальцев, наилучшие результаты были получены при нагреве средневолновыми источниками инфракрасного излучения (см. рис. 2). В связи с этим было решено использовать средневолновые керамические инфракрасные излучатели типа ЕСБ-2 для упрочнения изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей (рис. 4).

Рис. 3. Изоляционные пальцы кронштейнов щеткодержателей тяговых электродвигателей постоянного тока типов НБ-418 К6, НБ-514, НБ-520

Рис. 4. Упрочнение изоляционных пальцев инфракрасным излучением

Надежность изоляционных пальцев зависит от их электрической прочности, поэтому проверка качества изоляции осуществлялась путем воздействия постоянно нарастающего напряжения до пробивного значения. Для опреде-

ления электрической прочности изоляционных пальцев применялись испытательные установки WPT-4.4/100 и GPT-6/120, которые позволяют получить переменное напряжение до 100 кВ и до 120 кВ выпрямленного напряжения со ско-

123456789 10

№ образца

Рис. 5. Результаты экспериментальных исследований по определению электрической прочности изоляционных пальцев

ростью подъема 2 % в секунду с возможностью автоматического отключения при возникновении пробоя [13].

Воздействию пробивного напряжения подверглись три партии изоляционных пальцев по 10 образцов каждая. Первая партия была восстановлена по традиционной (конвективной) технологии, вторая - с помощью инфракрасного излучения, третья была очищена от лака ФЛ-98 и состояла из прессматериала, не прошедшего процесс восстановления. Результаты экспериментальных исследований по определению электрической прочности отражены на рис. 5.

Проведенные исследования электрической прочности изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей после упрочнения их изоляционного слоя технологией инфракрасного нагрева дают возможность судить о том, что: 1) применение средневолновых керамических источников инфракрасного излучения позволяет достичь высокоэффективного результата упрочнения изоляционной поверхности на основе пропиточного лака ФЛ-98 и прессматериала АГ-4 В в сравнении с конвективным методом; 2) изоляционные пальцы тяговых электродвигателей, не покрытые пропиточным изоляционным лаком, имеют высокую вероятность

возникновения пробоя из-за относительно большого содержания стеклянных нитей в составе, которые способствуют снижению диэлектрических свойств прессматериала.

Заключение

Основным преимуществом инфракрасного нагрева является возможность концентрации большой мощности в рабочих объемах или на поверхности нагреваемого материала, обеспечивающей получение высоких температур. Но самое главное преимущество состоит в том, что большая концентрация мощности позволяет получать начальные температуры за сравнительно короткий промежуток времени, исчисляемый минутами или секундами, что приводит в необходимых случаях к ускоренному нагреву материала [14, 15]. Высокая концентрация мощности обеспечивает интенсификацию технологических процессов и, следовательно, большую производительность установок и экономию энергии. Принцип концентрации мощности распространяется как на когерентные источники инфракрасного излучения, так и на некогерентные.

Библиографический список

1. Барэмбо К. Н. Сушка, пропитка и компаундирование обмоток электрических машин / К. Н. Барэмбо, Л. М. Бернштейн. - М. : Гос. энергетич. изд-во, 1961. - 368 с.

2. Худоногов А. М. Анализ эффективности существующих способов сушки изоляции обмоток тяговых электрических машин / А. М. Худоногов, Е. Ю. Дуль-ский // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : Материалы четвертой Всерос. науч.-практич. конференции с международным участием. 13-17 мая 2013 г. - Иркутск : ИрГУПС, 2013. - С. 422-425.

3. Лыткина Е. М. Локальный метод капсулирова-ния лобовых частей обмоток тяговых электрических машин / Е. М. Лыткина, А. С. Ковшин, Е. Ю. Дуль-ский // Проблемы, решения, инновации транспорта Российской Федерации : сб. науч. трудов науч.-практич. конференции студентов, аспирантов и молодых ученых ЭМФ ИрГУПС. - Иркутск : ИрГУПС, 2010. - С. 19-25.

4. Худоногов А. М. Критерии оптимальности при капсулировании изоляции лобовых частей обмоток электрических машин тягового подвижного состава / А. М. Худоногов, С. Г. Еремеев, Е. М. Лытки-на // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. - 2009. - № 2. - С. 236-239.

5. Дульский Е. Ю. Анализ пространственного распределения инфракрасного излучения в процессе кап-сулирования изоляции электрических машин тягового подвижного состава / Е. Ю. Дульский // Вестн. ИрГТУ / под ред. И. М. Головных и др. - Иркутск : ИрГТУ, 2013. - № 7. - С. 132-136.

6. Ваксер Н. М. Изоляция электрических машин : учеб. пособие / Н. М. Ваксер. - Л. : Изд-во ЛПИ, 1985. - 83 с.

7. Дульский Е. Ю. Моделирование режимов ИК-энергоподвода в технологии продления ресурса тяговых электрических машин с использованием метода конечных элементов / Е. Ю. Дульский // Вестн. ИрГТУ / под ред. И. М. Головных и др. - Иркутск : ИрГТУ, 2013. - № 12. - С. 258-263.

8. Лобыцин И. О. Повышение надежности изоляционных пальцев кронштейнов щеткодержателей электрических машин тягового подвижного

состава / И. О. Лобыцин, Е. Ю. Дульский, А. А. Васильев // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - 2017. - № 4. - С. 218-224.

9. Лобыцин И. О. Терморадиационное восстановление малогабаритных изоляционных элементов тяговых электродвигателей локомотивов / И. О. Лобыцин,

A. М. Худоногов, Е. Ю. Дульский // Разработка и эксплуатация электротехнических комплексов и систем энергетики и наземного транспорта : Материалы третьей Междунар. науч.-практич. конференции с международным участием. - Омск : Изд-во Омск. гос. ун-та путей сообщения, 2018. - С. 236-243.

10. Худоногов А. М. Анализ конструктивных особенностей элементов электромагнитной системы тяговых электродвигателей локомотивов / А. М. Ху-доногов, Е. Ю. Дульский, В. Н. Иванов, И. О. Ло-быцин // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : Материалы девятой Междунар. науч.-практич. конференции. 10-13 апреля 2018 г. - Иркутск : ИрГУПС, 2018. - С. 351-355.

11. Бочаров В. П. Магистральные электровозы. Тяговые электрические машины / В. П. Бочаров, Г. В. Василенко, А. П. Курочка и др. ; под ред. В. И. Бочарова,

B. П. Янова. - М. : Энергоатомиздат, 1992. - 464 с.

12. Немухин В. П. Повышение нагревостойкости и влагостойкости изоляции тяговых электрических машин / В. П. Немухин // Повышение надежности электрооборудования тепловозов ; под ред. В. П. Немухина. - М. : Транспорт, 1974. - С. 20-42.

13. Лыков А. В. Тепло- и массообмен в процессах сушки / А. В. Лыков. - М. : Госэнергоиздат, 1956. -464 с.

14. Лебедев П. Д. Сушка инфракрасными лучами / П. Д. Лебедев. - М. : Госэнергоиздат, 1955. - 232 с.

15. Дульский Е. Ю. Совершенствование технологии ремонта магнитной системы тяговых двигателей электровозов / Е. Ю. Дульский // Вестн. ИрГТУ / под ред. И. М. Головных и др. - Иркутск : ИрГТУ, 2012. -№ 4. - С. 103-108.

Дата поступления: 02.09.2019 Решение о публикации: 16.01.2020

Контактная информация:

ЛОБЫЦИН Игорь Олегович - аспирант; [email protected]

Utilization of infrared radiation in strengthening insulation constructions of electrical equipment of traction rolling stock

I. O. Lobytsin

Irkutsk State Transport University, 15, Chernyshevskogo ul., Irkutsk, 664074, Russian Federation

For citation: Lobytsin I. O. Utilization of infrared radiation in strengthening insulation constructions of electrical equipment of traction rolling stock. Proceedings of Petersburg Transport University, 2020, vol. 17, iss. 1, pp. 108-116. (In Russian) DOI: 10.20295/1815-588X-2020-1-108-116

Summary

Objective: Increasing reliability of insulation constructions of electrical equipment of traction rolling stock during depot and factory repairs. Perfecting repair of insulation studs of brush gear carrier by applying the infrared heating technology. Methods: The study was carried out in accordance with experiment planning methods and consisted of comparison of technologies for restoring insulation by electrical strength indices. Results: In the course of study of the process of strengthening various insulating materials by impregnation compounds with the use of infrared radiation, the system of "spectral composition of radiation-liquid polymer-insulation tape", optimal for restoration of insulation constructions of traction rolling stock, was identified. In addition, the most efficient source of infrared radiation for strengthening electrical-insulation lacquer coating of insulation studs of traction electrical engines was identified. Practical importance: The experiments will allow perfecting the process of restoring insulation of winding of traction electrical engines and machines by utilization of the infrared radiation technology, which reduces time required for implementation of technological processes at least five-fold, and cuts electrical power costs, compared to traditional convection drying technology, allowing achieving relatively high quality of insulation layer. The newly developed portable laboratory system would allow studying rational regimes of strengthening the insulation of electrical equipment of traction rolling stock in utilization of modern impregnating electrical-insulation formulae. Results of laboratory studies of the process of strengthening insulation studs by infrared radiation have a significant role in designing and production of a production unit for repairs of insulation studs in factory and depot conditions.

Keywords: Strengthening insulation, infrared radiation, electrical strength, insulation stud, spectral composition of radiation, traction rolling stock, electrical equipment.

References

1. Barembo K. N. & Bernshtein L. M. Sushka, propit-ka i kompaundirovanie obmotok elektricheskikh mashin [Drying, impregnation and compounding of electrical engines' winding]. Moscow, Gosenergoizdat Publ., 1961, 368 p. (In Russian)

2. Khudonogov A. M. & Dul'skii E. Iu. Analiz effek-tivnosti sushchestvuiushchikh sposobov sushki izoliatsii obmotok tiagovykh elektricheskikh mashin [Analysis of efficiency of existing methods of drying insulation of traction electrical engines' winding]. Transportnaia in-frastruktura Sibirskogo regiona [Transport infrastructure of the Siberian region]. Papers of the 4th All-Russian

scientific and practical conference with Intl. participation, Irkutsk, May 13-17, 2013. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2013, pp. 422-425. (In Russian)

3. Lytkina E. M., Kovshin A. S. & Dul'skii E. Iu. Lokal'nyi metod kapsulirovaniia lobovykh chastei obmotok tiagovykh elektricheskikh mashin [Local method for capsulation of coil ends in winding of traction electrical engines]. Problemy, resheniia, innovatsii transporta Rossiiskoi Federatsii [Problems, solutions, innovations in transport of the Russian Federation]. Coll. papers of scientific and practical conference of students, PhD students and young researchers of the electromechanical department of the Irkutsk State Transport University. Ir-

kutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2010, pp. 19-25. (In Russian)

4. Khudonogov A. M., Eremeev S. G. & Lytki-na E. M. Kriterii optimal'nosti pri kapsulirovanii izoliatsii lobovykh chastei obmotok elektricheskikh mashin tiago-vogo podvizhnogo sostava [Optimum criteria in capsulation ofinsulation ofcoil ends ofwinding oftraction rolling stock's electrical engines]. Nauchnye problemy transporta Sibiri i Dal'nego Vostoka [Scientific problems of transport in Siberia and the Far East], 2009, no. 2, pp. 236-239. (In Russian)

5. Dul'skii E. Iu. Analiz prostranstvennogo raspre-deleniia infrakrasnogo izlucheniia v protsesse kapsuliro-vaniia izoliatsii elektricheskikh mashin tiagovogo podvizhnogo sostava [Analysis of spatial distribution of infrared radiation in the process of capsulation of insulation of traction rolling stock's electrical engines]. Vestnik of IrGTU [Irkutsk State Transport University Herald]. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2013, no. 7, pp. 132-136. (In Russian)

6. Vakser N. M. Izoliatsiia elektricheskikh mashin [Insulation of electrical engines]. Study guide. Leningrad, LPI [Leningrad Polytechnic Institute] Publ., 1985, 83 p. (In Russian)

7. Dul'skii E. Iu. Modelirovanie rezhimov IK-ener-gopodvoda v tekhnologii prodleniia resursa tiagovykh elektricheskikh mashin s ispol'zovaniem metoda konech-nykh elementov [Modelling of infrared energy supply regimes in the technology for life extension of traction electrical engines utilizing the finite elements method]. Vestnik of IrGTU [Irkutsk State Transport University Herald]. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2013, no. 12, pp. 258-263. (In Russian)

8. Lobytsin I. O., Dul'skii E. Iu. & Vasil'ev A.A. Povy-shenie nadezhnosti izoliatsionnykh pal'tsev kronshteinov shchetkoderzhatelei elektricheskikh mashin tiagovogo podvizhnogo sostava [Increasing reliability of insulation studs of brush gear carriers of traction rolling stock's electrical engines]. Sovremennye tekhnologii. Sistemnyi analiz. Modelirovanie [Modern technologies. System analysis. Modelling], 2017, no. 4, pp. 218-224. (In Russian)

9. Lobytsin I. O., Khudonogov A. M. & Dul'skii E. Iu. Termoradiatsionnoe vosstanovlenie malogabaritnykh izo-liatsionnykh elementov tiagovykh elektrodvigatelei loko-motivov [Thermoradiation restoration of small-scale insulation elements of traction electrical engines of locomotives]. Razrabotka i ekspluatatsiia elektrotekhnicheskikh kompleksov i sistem energetiki i nazemnogo transporta

[Development and operation of electrotechnical complexes and power systems of surface transport]. Proc. of the 3rd Intl. scientific and practical conference with international participation. Omsk, OmGUPS [Omsk State Transport University] Publ., 2018, pp. 236-243. (In Russian)

10. Khudonogov A. M., Dul'skii E. Iu., Ivanov V. N. & Lobytsin I. O. Analiz konstruktivnykh osobennostei el-ementov elektromagnitnoi sistemy tiagovykh elektrodvi-gatelei lokomotivov [Analysis of design features of electromagnetic system elements of locomotives' traction electrical engines]. Transportnaia infrastruktura Sibirskogo regiona [Transport infrastructure of the Siberian region]. Papers of the 9th Intl. scientific and practical conference, Apr. 10-13, 2018. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2018, pp. 351-355. (In Russian)

11. Bocharov V. P., Vasilenko G. V., Kurochka A. P. et al. Magistral'nye elektrovozy. Tiagovye elektricheskie mashiny [Main line electric locomotives. Traction electrical engines]. Eds by V. I. Bocharov, V. P. Ianov. Moscow, Energoatomizdat Publ., 1992, 464 p. (In Russian)

12. Nemukhin V. P. Povyshenie nagrevostoikos-ti i vlagostoikosti izoliatsii tiagovykh elektricheskikh mashin [Increasing thermal and humidity resistance of traction electrical engines' insulation]. Povyshenie nadezhnosti elektrooborudovaniia teplovozov [Increasing reliability of diesel locomotives' electrical equipment]. Ed. by V. P. Nemukhin. Moscow, Transport Publ., 1974, pp. 20-42. (In Russian)

13. Lykov A. V. Teplo i massoobmen vprotsessakh sushki [Heat and mass transfer in drying processes]. Moscow, Gosenergoizdat Publ., 1956, 464 p. (In Russian)

14. Lebedev P. D. Sushka infrakrasnymi luchami [Drying by infrared radiation]. Moscow, Gosenergoizdat Publ., 1955, 232 p. (In Russian)

15. Dul'skii E. Iu. Sovershenstvovanie tekhnologii remonta magnitnoi sistemy tiagovykh dvigatelei elektrovo-zov [Perfecting technology for repair of magnetic system of electrical locomotives' traction engines]. Vestnik of IrGTU [Irkutsk State Transport University Herald]. Irkutsk, IrGUPS [Irkutsk State Transport University] Publ., 2012, no. 4, pp. 103-108. (In Russian)

Received: September 02, 2019 Accepted: January 16, 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Author's information:

Igor' O. LOBYTSIN - Postgraduate Student; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.