Научный вестник ЮИМ №4' 2014
Экономическая политика и хозяйственная практика
УДК 379.85 ББК 65.433 3 67
использование информационных технологий в туризме
(Рецензирована)
Зленко Дмитрий Георгиевич,
старший преподаватель кафедры гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 458 79 18, е-mail: [email protected]
Аннотация. Актуальность настоящего исследования обусловлена тем обстоятельством, что без использования информационных технологий не обходится ни одна из сфер жизнедеятельности, поскольку каждая область и, в частности туристская сфера, нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Поэтому непрерывно прогрессирующие информационные технологии регулярно предлагают новейшие продукты, к примеру, программное обеспечение либо вспомогательные процессы для туристской сферы.
Ключевые слова: туризм, информационные технологии, программное обеспечение, туристское предприятие.
use of information technologies in tourism
Zlenko Dmitry Georgievich,
senior lecturer in the Department of hotel and tourism business of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 458 79 18, е-mail: [email protected]
Summary. The relevance of this study is due to the fact that without the use of information technology can not do any one of the spheres of life, as each region, and in particular tourist areas in need of processing large amounts of data and information services. Therefore, information technology is continuously progressing regularly offer the latest products, for example, software, or support processes for the tourism sector.
Keywords: tourism, information technology, software, tourist enterprise.
На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации и в информационном обслуживании. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей.
За счёт информационных технологий появляется возможность управлять большими потоками информации с применением вычислительной техники. По сути, они являются комплексом технологических и инженерных наук, которые необходимы для организации жизнедеятельности современного общества: могут обрабатывать информацию, хра-
нить и передавать её на большие расстояния за короткие сроки.
Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые информационные технологии проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них. Обратим внимание, к примеру, на глобальные платёжные системы, дающие снять webmoney любому человеку, либо положить деньги на виртуальный счёт для интернет-покупок. Такая услуга открывает ряд возможностей для современного человека.
Поскольку информационные технологии способны обеспечить минимальные расходы при обработке, передаче и хранении информации, производ-
19
Экономическая политика и хозяйственная практика
ственная область становится более рентабельной. Помимо этого непрерывно прогрессирующие информационные технологии регулярно предлагают новейшие продукты, к примеру, программное обеспечение либо вспомогательные процессы, производством которых занимаются страны третьего мира. За счёт этого обеспечивается не только трудоустройство населения, но и сокращение стоимости вспомогательных продуктов.
Каждый современный человек сможет назвать ряд преимуществ информационных технологий. Помимо этого трудно назвать хоть одну область, где не внедрены такие технологии. Стоит отметить важные производственные процессы, обеспечивающие жизнедеятельность человека, любой спектр услуг или отдых - всё работает посредством информационных технологий.
Туризм является сферой растущего применения информационных технологий. Наличие персонального компьютера с установленным пакетом офисных программ позволяет туристскому предприятию более эффективно выполнять рутинные функции, связанные с документооборотом предприятия. Вместе с тем следует отметить, что основой применения программного обеспечения в туристском бизнесе является использование баз данных[4]. К сожалению, на настоящий момент не существует специально разработанных коммерческих приложений для туристского бизнеса, вместе с тем следует отметить, что многие туристские предприятия разрабатывают собственные приложения на основе широко известных продуктов для разработки баз данных. Применение баз данных в масштабе одного туристского предприятия позволяет организовать и обеспечить накопление данных по продажам, партнерам, поставщикам, обрабатывать накопленные данные, формировать на их основе туры, отслеживать объемы сбыта и проводить маркетинговые исследования как внешней, так и внутренней среды предприятия и многое другое.
Построение таких баз данных в масштабах одного туристского предприятия возможно как с применением программного продукта Microsoft Access, так и на основе специальных продуктов, предназначенных для разработки специализированных приложений на основе баз данных (Microsoft Fox Pro, Delphi и др.). Таким образом, даже не прибегая к специализированному программному обеспечению, туристское предприятие в состоянии разработать и применить приложения для автоматизации многих производственных процессов.
Если же говорить о специализированном программном обеспечении туристского предприятия, то необходимо отметить, что применение получили как российские, так и зарубежные пакеты, ориенти-
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
рованные на автоматизацию деятельности туристского предприятия. Остановимся на некоторых из них. Наиболее удачными российскими программами автоматизации работы туристских предприятий считаются «Само-тур», «Турбо-тур», «Аист», «TurWin» и некоторые другие.
Комплекс программ «Само-тур» имеет четыре главных режима работы: ведение информационных справочников, создание туров, обслуживание клиентов и автоматизация бухгалтерии.
Программа «Турбо-тур» ориентирована в первую очередь на туроператорские компании, специализирующиеся на внутреннем, въездном, выездном групповом или индивидуальном туризме.
Программа «TurWin» может использоваться как на отдельном компьютере, так и в локальной сети. При работе с клиентом программа позволяет легко подобрать подходящий тур по нескольким критериям: стране, направлению, отелю, срокам и стоимости поездки. После выбора страны, гостиницы, авиарейса и других дополнительных услуг программа самостоятельно выполнит формирование и калькуляцию тура.
Применение программы «Аист» целесообразно при необходимости оперативной обработки большого объема информации, а также для принятия решений в режиме реального времени. Она позволяет хранить в памяти компьютера описание туристских маршрутов, расписание отправки групп, квоты греет в отелях, калькуляции туров, структуру дополнительных услуг и т.д.
Пакет прикладных программ «Туристский офис» предназначен для комплексной автоматизации туристских фирм в пределах офиса с возможностью их дальнейшего объединения в единое информационное пространство[2]. Комплекс состоит из трех основных модулей: туристского, финансового, модуля управления документооборотом и внешними связями.
Программный комплекс для автоматизации туристского офиса «Мастер-тур» состоит из шести функциональных блоков: блока формирования туров; реализации туристского продукта; работы с партнерами; финансового; административного; справочного. В программе имеется гибкий механизм формирования цен, разрешающий вводить дифференцированные цены на одну и ту же услугу, предоставляемую разными партнерами или предлагаемую разным клиентам, задавать комиссионные (в процентах или доле), предлагаемые конкретному партнеру. С помощью этой программы можно вести справочники партнеров, стран, городов, отелей, трансферов, транспортных средств, экскурсий, авиаперелетов, основных и вспомогательных услуг. По сравнению с другими системами автоматизации
20
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
туристского офиса главным достоинством программного комплекса «Мастер-тур» является возможность функционирования в режиме удаленного доступа, что позволяет, например, организовать работу сетей «туроператор—агентства», «туроператор—филиалы (представительства)».
Подводя итог, можно отметить, что применение современных персональных компьютеров и офисного программного обеспечения позволяет туристскому предприятию эффективно решать многие задачи в следующих направлениях: разработка необходимой документации; обеспечение надлежащего документооборота; подготовка договоров и соглашений; учет результатов хозяйственной деятельности; анализ результатов хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования внешней и внутренней среды; ведение баз данных по клиентам, продажам, кадрам и т.д.
Использование персональных компьютеров в деятельности туристских предприятий имеет значительно больший эффект в случае объединения всех компьютеров в локальную сеть. Использование сетевых решений дает возможность создавать несколько взаимосвязанных рабочих мест, что, в свою очередь, позволяет распределить базу данных предприятия между различными пользователями (рабочими местами).Таким образом организовать более полное накопление данных в базе данных предприятия, обеспечить их распределение между пользователями (рабочими местами), есть возможность организовать так называемый электронный документооборот, что позволяет создать «безбумажный» офис.
Концепция «безбумажного» офиса не ограничивается исключительно переводом документооборота в электронный вид, а рассматривает возможности, предоставляемые сетевыми технологиями, как инструмент управления предприятием (функции планирования, организации и контроля). Следует заметить, что применение сетевых решений в туристском бизнесе (локальные сети) способно повысить качество работы службы продаж туристского предприятия, так как обеспечивает персонал по продажам эффективным инструментом получения сведений о наличии свободных мест в групповом туре, об изменениях и перерасчетах цен и другой информации. Вместе с тем данные об осуществленных продажах становятся доступными бухгалтерии, службе маркетинга, экономической службе, что позволяет учитывать экономические показатели хозяйственной деятельности, осуществлять их анализ по различным направлениям.
Применение систем электронного бронирования туристскими предприятиями предоставляет широкие возможности по созданию и комплекта-
Экономическая политика и хозяйственная практика
ции различного рода туров, способно удовлетворить самые разнообразные потребности туристского рынка. К неоспоримым преимуществам систем электронного бронирования относятся быстрота и скорость размещения заказов, широта охвата туристских услуг, глобальный подход (бронирование практически в любой точке мира), сокращение издержек туристского предприятия на поиск партнеров и поставщиков туристских услуг, возможность работы по конфиденциальным тарифам с большим количеством поставщиков, гарантированное качество заказанных услуг, а также возможность массового производства туров с учетом индивидуальных особенностей и пожеланий каждого клиента.
Развитие систем электронного бронирования является одним из специфических направлений развития информационных систем. Другое не менее важное направление развития связано с формированием, так называемых глобальных сетей и прежде всего сети Интернет. Как отмечалось выше, развитие интернет-технологий стало возможным благодаря тесной интеграции компьютерных и коммуникационных технологий. На протяжении последнего десятилетия сеть Интернет стремительно развивалась, совершенствовались линии связи, увеличились пропускные способности, развивалось программное обеспечение. На сегодняшний день сеть Интернет превратилась в глобальную информационную систему, не имеющую границ [5]. Использование сети Интернет в организации туризма имеет в настоящее время несколько практических направлений.
Первое направление - это использование информационных возможностей сети Интернет как источника информации для проведения различного рода исследований и анализа в целях организации туристской деятельности: при проведении исследований и анализе состояния и направлений развития туризма, при поиске партнеров, получении информации о стране, ее культуре, достопримечательностях, истории, наиболее привлекательных местах с точки зрения туризма, получении информации о климатических условиях, погоде, расписаниях рейсов авиакомпаний, поездов и т.д. Однако следует отметить, что широкие информационные возможности сети Интернет являются не только ее преимуществом, но и имеют недостаток -потребность в большом количестве времени на поиск и обработку необходимой информации.
Вторым направлением применения сети Интернет стало создание специализированных сайтов, предоставляющих услуги бронирования и резервирования туристских услуг подобно системам электронного бронирования. Развитие интернет-серверов, предлагающих услуги для профессиональной
21
Экономическая политика и хозяйственная практика
Научный вестник ЮИМ №4' 2014
работы, может рассматриваться в качестве одного из примеров так называемой электронной коммерции. Однако следует различать создание собственного сайта и открытие так называемого виртуального магазина, что, конечно же, не одно и то же. Создание собственных web-страниц или интернет-сайтов является на сегодняшний день важным элементом в осуществлении маркетинговой стратегии предприятий туризма в сети Интернет. Web-страница туристской компании может стать своего рода визитной карточкой компании и рекламным каталогом предлагаемых ею туров. Помимо этого, web-страница может быть важным элементом в организации самой туристской деятельности компании, в частности, стать инструментом для расширения контактов с партнерами или выполнять функции приема заказа клиентов на приобретение различных туров.
Сущность электронной коммерции заключается в том, что потребитель осуществляет покупку в режиме реального времени не выходя из своего дома. Рассмотренные примеры использования web-сайта туристской компанией для предварительного заказа тура клиентом могут лишь частично относиться к понятию электронной коммерции, так как речь не идет о приобретении тура, а лишь о его заказе. За предварительным заказом туристских услуг с использованием web-сайта обязательно следует процедура оплаты заказанных услуг, как правило, предусматривающая явку клиента в туристскую компанию, т.е. заказ лишь предваряет акт купли-продажи туристских услуг.
По свидетельствам специалистов, электронная коммерция[3] имеет большое будущее. В качестве ее положительных характеристик можно отметить возможность покупателя совершать покупки, не выходя из своего дома, возможности компании охватить не только местный рынок, но и выйти за его пределы на национальный или международный рынки.
Вместе с тем необходимо отметить и наличие, по крайней мере, в настоящий момент, отдельных узких мест в этом явлении: необходимость высокой оперативности и скорости доставки покупки потребителю; высокая степень организации и координации деятельности всех служб и подразделений компании; сложность в реализации персонального подхода к каждому клиенту.
С распространением средств электронного платежа, развитием коммуникационных сетей и ростом количества потенциальных пользователей
сетью Интернет возникает реальная возможность создания виртуального туристского бюро. При создании такого бюро туристская компания получает возможность расширить географию своего сбыта, привлечь дополнительных клиентов. Однако, как и в случае с виртуальным магазином, необходимо учитывать, прежде всего, важность персонального подхода к каждому клиенту. Туризм, как известно, представляет собой сферу деятельности, где очень важную роль играют отношения «человек - человек». Восприятие и приобретение туристской услуги, ее потребление в немалой степени зависят от качества этого отношения, поэтому личностный подход к каждому клиенту чрезвычайно важен для достижения конечной цели туристского предприятия. В свою очередь, то, что сегодня предлагается в сфере электронной коммерции, скорее напоминает широко известный принцип самообслуживания в торговле, где покупателю предоставляется возможность самостоятельного выбора тех или иных товаров, сообразуясь с личными представлениями об их качестве, уровне изготовления, известности марки и т.д. В деятельности туристской компании такой подход, как правило, не приемлем, так как потенциальный турист по большей мере не информирован о тех свойствах и качествах, которыми обладает конкретный турах[1]. В процессе знакомства с предлагаемым туром потребитель нуждается в помощи квалифицированного сотрудника туристского предприятия, а порой и в консультациях и советах, как по выбору тура, так и по комплектаций его дополнительными услугами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Ведерников В.П. Деловой туризм как сегмент рынка гостеприимства // Курорты. Сервис. Туризм. - 2014. -№1(22). - С. 30-34.
2. Лазовская С.В., Ермоленко Н.Ю. Ключевые компетенции человеческого фактора как ядро интеграционного механизма в сфере услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. -2012. - С. 267-272.
3. Никитина И.А. Роль социального фактора в увеличении производительности труда // Экономика и предпринимательство. - 2014. - №11-3. - С. 574-576.
4. Кучеренко И.М. Стратегия обучения и развития персонала в сфере гостеприимства // Социально-экономический ежегодник-2014. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - С.164-168.
5. Лазовский В.Ф., Маймула Г.В. Перспективы развития туристического комплекса // Проблемы управления развитием организации и опыт подготовки менеджеров. Сборник научных статей. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014. - С. 48-51.
22