Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в сфере управления персоналом'

Использование информационных технологий в сфере управления персоналом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1515
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
информационные технологии / информация / персонал / предприятие / information technology / information / personnel / company

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. В. Кукарцев

Проводится анализ исследования информационных технологий в управлении персоналом. Рассматриваются технологии, с помощью которых могут быть решены вопросы управления персоналом на предприятии. Документированная информация является основой, на которой базируется управленческая деятельность. Эффективность данной деятельности во многом зависит от производства, передачи и потребления информационных продуктов. В современном обществе информация становится новым двигателем прогресса и важным оружием в конкурентной борьбе. Качество информации определяется ее актуальностью и возможностью оперативной обработки и во многом определяет качество управления. В настоящее время для повышения качества управления стало необходимым уделять все больше внимания совершенствованию систем работы с документацией, так как управленческий процесс базируется на работе с информационными источниками, носителем которой является документ в той или иной форме. В современном мире для повышения эффективности деятельности, улучшения информационной системы работы с документами, повышения производительности и эффективности труда управленческого аппарата, активно внедряются информационные технологии и программное обеспечение, позволяющее решить многие проблемы, связанные с ведением документооборота в организации. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы. Предложены правила, которые помогут руководству повысить эффективность взаимодействия с персоналом: точное определение тех задач, которые вложены в послание, учитывая цели тех, кому адресовано сообщение и тех, кого оно касается; провести анализ главной цели послания (правильная интонация, подход, язык); провести анализ окружения при любом общении (время коммуникации, форма общения, обстановка в коллективе предприятия); провести консультацию с другими сотрудниками, очень важно добиться участия всех сотрудников; обратите внимание на главную мысль и интонацию вашего послания; коммуникация должна быть последовательной и хорошо организованной, она должна соответствовать задачам организации в целом и должна быть установлена не только на сегодня, но и на завтра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF PERSONNEL MANAGEMENT

The purpose of this article is to analyze the research of information technologies in personnel management. In the article technologies are considered, with the help of which questions of personnel management at the enterprise can be solved. Documented information is the basis on which management activities are based. The effectiveness of this activity largely depends on the production, transmission and consumption of information products. In modern society, information becomes a new engine of progress and an important weapon in the competitive struggle. The quality of information is determined by its relevance and the possibility of prompt processing and largely determines the quality of management. At present, to improve the quality of management, it has become necessary to pay increasing attention to improving the systems of working with documentation, since the management process is based on working with information sources, the carrier of which is a document in one form or another. In the modern world, in order to increase the efficiency of activities, improve the information system for working with documents, improve the productivity and efficiency of the work of the administrative apparatus, information technologies and software are being actively introduced that allow solving many problems related to the maintenance of workflow in the organization. This is the reason for the relevance of the chosen topic. The article proposed rules that will help management improve the effectiveness of interaction with staff: an accurate definition of those tasks that are embedded in the message, taking into account the goals of those who are addressed to the message and those to whom it relates; to analyze the main purpose of the message (correct intonation, approach, language); conduct an analysis of the environment in any communication (time of communication, form of communication, situation in the company team); to consult with other staff, it is very important to get all employees involved; pay attention to the main idea and intonation of your message; communication should be consistent and well-organized, it must be consistent with the organization's objectives in general and should be established not only for today, but also for tomorrow.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в сфере управления персоналом»

Раздел S

ЭКОНОМИКА ТРУДА. УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

УДК 316.27

Для цитирования: Кукарцев В. В. Использование информационных технологий в сфере управления персоналом // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3. С. 62-65.

For citations: Kukartsev V. V. Use of information technologies in the field of personnel management // Social and economic systems management. 2017. No. 3. Рр. 62-65. (In Russ., abstr. in Engl.)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ

В. В. Кукарцев

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: vlad_saa_2000@mail.ru

Проводится анализ исследования информационных технологий в управлении персоналом. Рассматриваются технологии, с помощью которых могут быть решены вопросы управления персоналом на предприятии. Документированная информация является основой, на которой базируется управленческая деятельность. Эффективность данной деятельности во многом зависит от производства, передачи и потребления информационных продуктов. В современном обществе информация становится новым двигателем прогресса и важным оружием в конкурентной борьбе. Качество информации определяется ее актуальностью и возможностью оперативной обработки и во многом определяет качество управления.

В настоящее время для повышения качества управления стало необходимым уделять все больше внимания совершенствованию систем работы с документацией, так как управленческий процесс базируется на работе с информационными источниками, носителем которой является документ в той или иной форме.

В современном мире для повышения эффективности деятельности, улучшения информационной системы работы с документами, повышения производительности и эффективности труда управленческого аппарата, активно внедряются информационные технологии и программное обеспечение, позволяющее решить многие проблемы, связанные с ведением документооборота в организации. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Предложены правила, которые помогут руководству повысить эффективность взаимодействия с персоналом: точное определение тех задач, которые вложены в послание, учитывая цели тех, кому адресовано сообщение и тех, кого оно касается; провести анализ главной цели послания (правильная интонация, подход, язык); провести анализ окружения при любом общении (время коммуникации, форма общения, обстановка в коллективе предприятия); провести консультацию с другими сотрудниками, очень важно добиться участия всех сотрудников; обратите внимание на главную мысль и интонацию вашего послания; коммуникация должна быть последовательной и хорошо организованной, она должна соответствовать задачам организации в целом и должна быть установлена не только на сегодня, но и на завтра.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, персонал, предприятие. USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF PERSONNEL MANAGEMENT

V. V. Kukartsev

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av. Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: vlad_saa_2000@mail.ru

The purpose of this article is to analyze the research of information technologies in personnel management. In the article technologies are considered, with the help of which questions of personnel management at the enterprise can be solved. Documented information is the basis on which management activities are based. The effectiveness of this activity largely depends on the production, transmission and consumption of information products. In modern society, information becomes a new engine of progress and an important weapon in the competitive struggle. The quality of information is determined by its relevance and the possibility of prompt processing and largely determines the quality of management.

At present, to improve the quality of management, it has become necessary to pay increasing attention to improving the systems of working with documentation, since the management process is based on working with information sources, the carrier of which is a document in one form or another.

In the modern world, in order to increase the efficiency of activities, improve the information system for working with documents, improve the productivity and efficiency of the work of the administrative apparatus, information technologies and software are being actively introduced that allow solving many problems related to the maintenance of workflow in the organization. This is the reason for the relevance of the chosen topic.

The article proposed rules that will help management improve the effectiveness of interaction with staff: an accurate definition of those tasks that are embedded in the message, taking into account the goals of those who are addressed to the message and those to whom it relates; to analyze the main purpose of the message (correct intonation, approach, language); conduct an analysis of the environment in any communication (time of communication, form of communication, situation in the company team); to consult with other staff, it is very important to get all employees involved; pay attention to the main idea and intonation of your message; communication should be consistent and well-organized, it must be consistent with the organization's objectives in general and should be established not only for today, but also for tomorrow.

Keywords: information technology, information, personnel, company.

Введение. Информационные системы управления персоналом - набор программного обеспечения и определенных технологий, позволяющий автоматизировать и совершенствовать бизнес-процессы в следующих областях: управление кадрами, расчет и выплата заработной платы, документооборот и табельный учет.

Это программное обеспечение позволяет координировать действия различных департаментов, а также каналов взаимодействия между руководством и персоналом. Данное программное обеспечение дает персоналу доступ к полной информации о работнике, необходимой для качественного контроля и правильного планирования бюджетов по заработной плате, командировкам и обучению.

Управление кадрами можно рассматривать, как информационный процесс, т. е. функционально включающий использование, обработку и хранение информации, а саму систему управления - как информационную систему.

Управление персоналом является сферой практической деятельности, направленной на обеспечение организации качественным персоналом и предусматривающая оптимальное его использование [7].

На сегодняшний день управление персоналом тесно связано с информационными технологиями. Необходимыми атрибутами конкурентоспособного предприятия являются Интернет, компьютерная техника и персонал, владеющий навыками работы с информационными технологиями.

Сущность и место информационных технологий в управлении персоналом. В результате интенсивного развития информационных технологий в последнее время стали выделять автоматизи-

рованные информационные системы. Созданные программы являются новой технологией и специализированным обеспечением. Если смотреть шире, то такие программы - совокупность организационного обеспечения персонала предприятия. Их предназначение заключается в своевременном обеспечении определенных подразделений организаций или людей специальной информацией [8].

Информационные технологии рассматривают как технологии, предназначенные для упрощения деятельности предприятия, т. е. конечных пользователей.

Информационные технологии, тесно связанные с персоналом, можно разделить на следующие группы:

- интернет-технологии, к которым относятся программное обеспечение, различные веб-сайты, электронная почта, всевозможные программы мгновенного обмена сообщениями. В наши дни, интернет-технологии больше всего укрепились в информационной сфере.

- технико-аппаратное обеспечение, включающее в себя все физические части компьютера, телефонная связь, факс, принтер и т. д.

- специализированное программное обеспечение, к которому следует отнести БИР-системы, которые используются специалистами по управлению персоналом, информационно-правовые системы, отдельные программы авторизации.

Управленческий процесс рассматривается как обработка информации, поэтому чем внимательнее обработка информации, тем лучше управление. В совершенствовании управления предприятием важную роль играют информационные технологии,

Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 3

с помощью которых решаются актуальные задачи в управлении кадрами в организации:

- регистрирование персональных данных сотрудников компании;

- поиск новых кадров и их перемещение;

- оплата труда, выплата различных пособий, контроль за осуществлением выплат;

- контроль подотчетных сумм;

- налоговый учет;

- организация системы управления с документами;

- использование трудовых ресурсов, их планирование и учет;

- формирование расписания и специальных инструкций для персонала.

В защите конфиденциальной информации, которая участвует в управлении персоналом организации, программное обеспечение играет очень важную роль.

Особенности прикладных программ, используемых при управлении персоналом. Рассмотрим некоторые из программ, которые позволяют автоматизировать и упростить работу департаментов управления персоналом (см. таблицу).

Библиографический список

1. Бердников А. О., Тынченко В. С. Совершенствование системы материального стимулирования на предприятии // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 1, №. 11.

2. Бойко А. А., Бахмарева Н. В. Принципы проектирования процессно-ориентированных структур управления // Вестник СибГАУ. 2009. Вып. 1 (22), ч. 1. С. 189-192.

В конце XX века на смену эпохе машин пришла эпоха информационных технологий. Это позволило собирать, хранить, обрабатывать и передавать информацию на новом уровне качества и доступности, в том числе и в сфере управления.

Рассмотрев четыре наиболее известные программы для комплексной автоматизации систем управления персоналом, мы можем сделать вывод, что информационные технологии стали прочной опорой для бизнеса и специалистов всех сфер деятельности. Каждый год человечество совершенствуется, улучшаются программные продукты, разрабатываются новые, более удобные и доступные, а информационные технологии упрочняют свои позиции в нашей жизни.

Заключение. Таким образом, управление персоналом - совокупность воплощенных в жизнь решений по объему информации на предприятии, которая вращается внутри системы управления персоналом организации при ее функционировании. Самую главную роль в системе управления кадрами играют технико-коммуникационное обеспечение и информация.

3. Бойко А. А. Имитационно-динамическая модель воспроизводства основных фондов как инструмент повышения качества стратегических управленческих решений // Проблемы современной экономики. 2013. № 3 (47). С. 206-211.

4. Бойко А. А., Рыбачек Н. В. Развитие функционально-стоимостного анализа на машиностроительных предприятиях // Вестник СибГАУ. 2005. № 3. С. 279-284.

Программы для комплексной автоматизации персоналом

Название Достоинства Недостатки

Фараон Интегрирование документов с пакетом программ Microsoft Office, наглядность, удобность Не подходит для отдела кадров и кадровых агентств, поскольку не позволяет размещать вакансии, отслеживать сотрудников после трудоустройства, хранить и импортировать резюме

АиТ :\Управление персоналом Состоит из независимых друг от друга программных модулей, использующих общую базу данных, что позволяет создавать гибкую конфигурацию системы и единое информационное пространство при взаимной удаленности рабочих мест друг от друга Относительно дорогая установка программы, цена которой зависит от выбора количества рабочих мест и модулей

1С: Персонал Программа является одним из вариантов использования трех программных продуктов: «1С:Предприятие 8. Оценка персонала», «1С-Битрикс: Корпоративный портал» и «1С: Зарплата и управление персоналом 8» Не подходит для работы кадровых отделов и агентств

Quinyx Workforce Подходит для компаний любой сферы деятельности и масштаба; включает комплексные решения по управлению кадрами, подбору, оценке и развитию персонала, расчету заработной платы, учету рабочего времени и самообслуживанию сотрудников; позволяет арендовать программу (для работы программы требуется лишь доступ в Интернет) Отсутствует однопользовательская версия, нет функций поиска вакансий в Интернете, аттестации и адаптации персонала

5. Бойко А. А. Концепция стратегического планирования воспроизводства основных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Труды МАИ : электрон. журн. 2013. Вып. 70.

6. Бойко А. А. Методологические принципы планирования инновационного воспроизводства основных производственных фондов предприятий ракетно-космической промышленности // Вестник СибГАУ. 2012. Вып. 4 (44). С. 303-306.

7. Еремин Л. В., Королев А. Ю., Косарев В. П. Экономическая информатика и вычислительная техника. М. : Финансы и статистика, 2013.

8. Информационные технологии управления : учеб. пособие / под. ред. Ю. М. Черкасова. М. : Инфра-М, 2009.

9. Кондрин А. В., Кукарцев А. В. Стратегия внедрения CALS-технологий // Вестник СибГАУ.

2011. № 3 (36). С. 210-214.

10. Кравец А. А., Кукарцев В. В., Сенашов С. И. Организация информационной системы сбора данных по медицинской помощи на территории края // Актуальные проблемы авиации и космонавтики.

2012. Т. 1. С. 396-397.

11. Кукарцев В. В., Шеенок Д. А. Оптимизация программной архитектуры логистических информационных систем // Логистические системы в глобальной экономике. 2013. № 3. С. 138-145.

12. Кукарцев В. В., Шеенок Д. А. Оценка затрат на модернизацию программного обеспечения критических по надежности систем // Вестник СибГАУ. 2012. № 5 (45). С. 62-65.

13. Концептуальная модель многоэтапной комплексной оценки надежности автоматизированных систем управления предприятиями // Фундаментальные исследования / В. А. Кулягин, Р. Ю. Царев, Д. В. Капулин и др. 2015. № 7-2. С. 323-327.

14. Торгунакова А. В., Хачатурова С. С. Информационные технологии в управлении персоналом // Международный студенческий научный вестник. 2016. № 1.

15. Тынченко В. С., Сахалтуева Ю. С., Платонова О. В. Применение OLAP-технологий в управлении предприятием // Экономика и социум. 2016. № 12-3. С. 86-88.

16. Тынченко В. С., Тынченко В. В. Особенности применения GRID-технологии для распределенного решения крупномасштабных задач // Актуальные проблемы экономики, информатики и права. 2008. С. 132.

17. Якуба Е. С., Тынченко В. С. CRM-система на базе многомерных OLAP-кубов // Решетневские чтения. 2015. Т. 2, № 19. С. 198-200.

References

1. Berdnikov A. O., Tynchenko V. S. Perfection of the system of material incentives at the enterprise // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2015. T. 1, № 7.

2. Boyko A. A., Bakhmareva N. V. Principles of designing process-oriented control structures // Vestnik

SibGAU. 2009. Vyp. 1 (22), part 1. Krasnoyarsk, 2009. Рp.189-192.

3. Boyko A. A. Simulation-dynamic model of reproduction of fixed assets as a tool for improving the quality of strategic management decisions // Problems of Modern Economics. 2013. No. 3 (47). Pр. 206-211.

4. Boyko A. A., Rybachek N. V. Development of functional and cost analysis at engineering enterprises // Vestnik SibGAU. 2005. No. 3. Pр. 279-284.

5. Boyko A. A. The concept of strategic planning for the reproduction of fixed assets of enterprises of the rocket and space industry // Electronic Journal "Proceedings of the MAI". 2013. Issue 70.

6. Boyko A. A. Methodological principles of planning of innovative reproduction of the basic production assets of enterprises of the rocket and space industry // Vestnik SibGAU. 2012. Vyp. 4 (44). Рp. 303-306.

7. Eremin L. V., Korolev A. Yu., Kosarev V. P. Economic Informatics and Computer Science. Moscow : Finance and Statistics, 2013.

8. Information technology management : textbook / under. еd. Yu. M. Cherkasova. Moscow : Infra-M, 2009.

9. Kondrin A. V., Kukartsev A. V. The strategy of introduction of CALS-technologies // Vestnik SibGAU. 2011. No. 3 (36). Pр. 210-214.

10. Kravets A. A., Kukartsev V. V., Senashov S. I. Organization of an information system for collecting data on medical assistance in the territory of the region // Actual problems of aviation and cosmonautics. 2012. T. 1, № 8. Pр. 396-397.

11. Kukartsev V. V., Sheenok D. A. Optimization of the software architecture of logistics information systems // Logistic systems in the global economy. 2013. No. 3-1. Рp. 138-145.

12. Kukartsev V. V., Sheenok D. A. Estimating the cost of software upgrading critical for reliability systems // Vestnik SibGAU. 2012. No. 5 (45). Pр. 62-65.

13. Kulyagin V. A., Tsarev R. Yu., Kapulin D. V., Pupkov A. N., Kukartsev V. V. A conceptual model of a multi-stage integrated assessment of the reliability of automated enterprise management systems // Fundamental Research. 2015. No. 7-2. Pр. 323-327.

14. Torgunakova A. V., Khachaturova S. S. Information technologies in personnel management // International student scientific bulletin. 2016. No. 1

15. Tynchenko V. S., Sakhaltueva Yu. S., Platonova O. V. Application of OLAP technologies in enterprise management // Economy and society. 2016. No. 12-3. Pр. 86-88.

16. Tynchenko V. S., Tynchenko V. V. Features of GRID-technology application for the distributed solution of large-scale tasks // Actual problems of economics, informatics and law. 2008. P. 132.

17. Yakuba E. S., Tynchenko V. S. CRM-system based on multidimensional OLAP-cubes // Reshetnev Readings. 2015. T. 2, No. 19. Рp. 198-200.

© Кукарцев В. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.