Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе развития речи'

Использование информационных технологий в процессе развития речи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2304
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Довидович М.В.

Дошкольный возраст это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Довидович М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе развития речи»

Использование информационных технологий в процессе развития речи

Довидович М. В.,

магистрант дошкольного факультета, Белорусского государственного педагогического университета им. М.Танка,

г. Минск, Республика Белорусь

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

Известный исследователь Ф.А. Сохин сформулировал три направления развития речи:

- структурный (формирование разных структурных уровней системы языка -фонетического, лексического, грамматического);

- функциональный, или коммуникативный (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции, развитие связной речи, двух форм речевого общения - диалога и монолога);

- когнитивный, познавательный (формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи). [4,14]

В своем диссертационном исследований О.А. Бизикова отмечает, что «эффективность использования традиционных и компьютерных игр в процессе развития диалогической речи в старшем дошкольном возрасте достигается благодаря их интеграции. Системообразующим фактором интеграции игр выступают их единые дидактические задачи, а способом интеграции игр является их концентрация вокруг задач формирования диалогических умений детей. Формой интеграции игр является технология развития диалогической речи у старших дошкольников, включающая комплекс традиционных и компьютерных игр, интегрированных на основе их общего предназначения в реализации каждого этапа формирования диалогических умений детей (сенсорного, репродуктивного, конструктивного и творческого)» использование компьютерных игр для развития дошкольников, безусловно, имеет ряд достоинств. Например, предъявление информации на экране компьютера в игровой форме привлекательно для ребенка, так как подобные игры вызывают у него яркие эмоции. Компьютерные игры становятся увлекательными посредством интеграции аудио- и видеозаписи, тем самым подстегивая непроизвольное внимание благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике. Помимо этого, если ребенок правильно решает игровую задачу, герои сказок и мультфильмов поощряют его, повышая уверенность в себе, что особенно важно для детей с заниженной самооценкой.

Однако компьютерные игры не в состоянии заменить традиционную детскую игру, поскольку не удовлетворяют одну из главных потребностей ребенка дошкольного возраста - потребность в межличностном общении со сверстниками. Безусловно, существуют он-лайн игры, позволяющие взаимодействовать со сверстниками, перемещая человека в виртуальную действительность. Но это не реализация потребности, а некое ее замещение, поскольку, во-первых, в компьютерных играх эмоциональный компонент общения со сверстником несколько смазывается и притупляется — выражение эмоций в игре может и не отражать реального настроения играющего. Это значит, что игроки не получат адекватной обратной связи друг от друга. Во-вторых, в общении посредством компьютерной игры полностью отсутствует

невербальный компонент (мимика, жестикуляция, пантомимика и т. д.), который существенно дополняет вербальный компонент межличностного общения. В-третьих, он-лайн игры (в отличие от самодеятельных игр, основным содержанием которых является совместная деятельность) основаны на параллельном взаимодействии играющих. Другими словами, он-лайн игра сопоставима с «игрой рядом», когда играющие находятся в общем игровом пространстве, но каждый предоставлен самому себе. Таким образом, в компьютерных играх утрачиваются богатство и разнообразие коммуникативных действий, чрезвычайная эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность коммуникативных актов. [1,201]

Так Е. Кульпанович, отмечает, что мультимедийная презентация используется в педагогическом процессе дошкольного учреждения как средство обучения, в которое интегрированы информационные объекты различных типов: звук, текст, изображение. Это придаёт им развивающий характер, так как появляется возможность интеграции разных видов искусств (анимации, графики, музыки, дизайна), что позволяет создать образ, близкий субкультуре современных детей.

В своей работе Е. Кульпанович использует мультимедийные презентации, подобранные в соответствии с лексической темой. Они привлекают внимание детей, вызывают огромный интерес, стимулируют познавательную активность, в связи с чем повышаются качество и эффективность обучения, внимание детей концентрируется более долгое время, занятие становится более насыщенным. Всё это способствует: развитию сенсорных функций, артикуляционной моторики, развитию познавательной деятельности, особенно мышления, памяти, внимания, коммуникативных способностей детей, формированию личности ребёнка с одновременной регуляцией социальных отношений. [3,55-56]

Воспитатель детского сада А.В. Ищенко в своей работе по развитию речи с применением ИКТ использует следующие варианты:

1. Составление предложений из слов по картинке, по схеме, опорным словам.

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

3. Для развития фонематического слуха выделение картинок на заданный звук.

4. Рассказы по цепочке.

5. Игры типа: «Чего не стало», «Покажи и назови», «Чего не хватает».

В рамках таких занятий открывается перспектива использования новых методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность и творческое воображение как визуально, так и с помощью слухового анализатора: большое количество иллюстраций содержат музыкальные фрагменты, увеличивающие эффективность усвоения детьми материала, который подается наглядно, динамично, зрелищно.

Системная работа по использованию интегрированного обучения и информационных компьютерных технологий позволяет ориентировать детей на саморазвитие, подчерпнуть новые знания.

Применение компьютера влияет на мотивацию детей, проявляет свою оригинальность, задать вопросы, что в свою очередь благоприятно влияет на развитие речи. Это объясняется наличием элементов занимательности и игры, что является сильнейшим средством повышения мотивации.

Информационные технологии позволяют не только воссоздать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. [2,12]

Особое внимание в применении ИКТ на занятиях по развитию речи уделяется мультимедийным средствам. Ведь мультимедиа дает возможность представить информацию не традиционно, а с помощью фото, видеографики, анимации, звука. Детей привлекает новизна данных занятий. В группе создается обстановка реального общения, при которой дети стремятся выразить своими эмоции от увиденного своими словами, с желанием выполняют предложенные задания, проявляют стойкий интерес к новому. В настоящее время выбор мультимедийных программ развивающего характера довольно

обширен. Работа с программами предполагает многообразные формы деятельности детей. Это дает возможность сделать речевую деятельность вариативной (фонетическая, связная, монологическая). Использование данного материала на занятиях по развитию речи способствует усвоению большего количества материала.

«Презентация — это обучающий мини-мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребёнку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны.

Таким образом, развитие речи рассматривается как формирование навыков и умений точной, выразительной речи, свободного и уместного использования языковых единиц, соблюдения правил речевого этикета. Применение компьютерных программ, игр, мультимедийных презентаций в дошкольном учреждении возможно и необходимо. Их использование в процессе коррекционного обучения позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций — внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы.

Литература

1 . Бизикова О.А. Развитие диалогической речи у старших дошкольников в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр / О.А. Бизикова. Дисс. ... канд.пед.наук. - Екатеринбург, 2007. - 205 с.

2 . Ищенко Анна Вячеславовна Применение ИКТ в детском саду для развития речи дошкольников.

3 . Кульпанович, Е. Компьютерные презентации как средство обучения детей дошкольного возраста / Е. Кульпанович // Пралеска. - 2012. - № 11. - С. 55-57.

4 . Сохин Ф. А. Задачи развития речи//Развитие речи детей дошкольного возраста/Под ред. Ф. А. Сохина. - М., 1984. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.