Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля'

Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1461
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ефремова Т.А.

В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности работы налоговых органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information technologies while conducting tax inspections

Тhe paper examines aspects of improving the performance of inspections by tax authorities through the application of a balanced package of measures for the development and large-scale implementa-tion of a system enabling taxpayers to generate and file tax returns and financial statements in an electronic format, the computerization of desk audit, the implementation of state-of-the-art IT-based procedures for planning and supporting field tax audits.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе проведения налогового контроля»

налоговый робот

использование информационных технологий

в процессе проведения налогового контроля

В настоящее время автоматизация процессов налогообложения стала не только насущной потребностью, но и необходимым условием реализации налоговой реформы. Автоматизация налогового контроля за счет применения взаимоувязанного комплекса мероприятий по внедрению системы формирования и сдачи в налоговые органы в электронном виде документов, автоматизированной камеральной проверки, внедрению прогрессивных автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок способствует рационализации и повышению результативности

работы налоговых органов.

Вопрос оснащения компьютерной техникой и средствами передачи данных стал одним из важнейших. Без его решения трудно наладить эффективную работу налогового контроля за правильностью исчисления и полноты поступления налогов в бюджет. Первоочередным условием формирования эффективного налогового контроля является современная, основанная на передовых информационных технологиях система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Преимуществами процесса автоматизации приема отчетности налогоплательщиков для налоговых органов являются:

- оперативность ввода информации в базу данных инспекции;

- качественная обработка отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки;

- формирование перечня налогоплательщиков для выездной проверки;

- автоматизация сверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных;

- возможность оперативного формирования статистики посредством выборок и др.

Ефремова Т. А.

преподаватель кафедры «Налоги

и налогообложение», Мордовский государственный университет имени НП. Огарева

налоги и налогоо

в настоящее время

_автоматизация

_процессов

_налогообложения

_стала не только

_насущной

_потребностью,

_но и необходимым _условием

реализации

налоговой реформы

Кроме этого, представление налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде представляет ряд существенных преимуществ и самим налогоплательщикам:

- нет необходимости тратить время в очередях;

- отчетность точно соответствует всем утвержденным требованиям;

- обновление форм отчетности производится по каналам связи;

- можно запрашивать информацию о состоянии своих расчетов с бюджетами разных уровней и оперативно получать соответствующие выписки и др.

Таким образом, речь идет уже не просто о системе сдачи отчетности, а о более широкой системе информационного обмена между налогоплательщиками и налоговыми органами. Целенаправленное и настойчивое внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процес-тронной обработки данных и массо-переход на представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Передаваемая в налоговый орган в электронном виде информация сразу вносится в соответствующую программу, которая автоматически проверяет все показатели расчетов и фиксирует обнаруженные ошибки, что относительно легко проверяется работниками налоговых служб. Такой механизм дает возможность проведения 100%-й автоматизированной камеральной налоговой проверки, приводит к значительной экономии рабочего времени и существенно снижает риск ошибок в результате влияния субъективного фактора. Компьютерная обработка и хранение всей информации о проводимых автоматизированных камеральных проверках обеспечивает возможность оперативного сбора статистической информации по любому показателю налоговой и бухгалтерской отчетности и результатам проведенных проверок. В частности, использование компьютерной технологии позволяет

_российское предпринимательство, 2008, № 3

отслеживать динамику развития предприятия, соблюдение им налогового законодательства, начислять платежи в бюджет и формировать перечень предприятий для выездной проверки. Вместе с тем, недостатком действующего программного обеспечения процедур камеральных проверок и камерального анализа является то, что оно предполагает полную автоматизацию только самой процедуры камеральной проверки, а отбор налогоплательщиков для выездных проверок осуществляется преимущественно в запросном режиме, т.е. критерии отбора вводятся налоговыми инспекторами самостоятельно. При этом весьма велика роль субъективного фактора. Кроме того, действующее программное обеспечение разработано без учета отраслевой специфики налогоплательщиков и не ориентировано на сопоставление уровней отдельных показателей, содержащихся в отчетности, с определенными значениями этих показателей для соответствующей отрасли. Очевидно, что основной путь повышения результативности налогового контроля - переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, а также оценить реальный размер налоговых обязательств. Наличие эффективной процедуры отбора налогоплательщиков для проведения налоговых проверок является абсолютно необходимым для рациональной организации налогового контроля. Лишь применение такой процедуры способно обеспечить в условиях значительной нагрузки на специалистов налоговых органов, их максимальную эффективность в аспекте как произведенных доначислений в бюджет, так и профилактического воздействия на налогоплательщиков (при минимальных затратах времени и усилий на их проведение). Следующим шагом в автоматизации налогового контроля должна стать разработка программного обеспечения для сопровождения

первоочередным

условием

формирования

эффективного

налогового

контроля является

современная

система

представления

отчетности

в электронном виде

_действующее

_программное

_обеспечение

_разработано

_без учета

_отраслевой

_специфики налого-

_плательщиков

и не ориентировано

_на сопоставление

_уровней отдельных _показателей

выездных налоговых проверок. Необходимо автоматизировать поддержку подготовки и контроля выполнения программы их проведения, включая перечень вопросов, нуждающихся в проверке, поддержку анализа первичной документации, отчетных и других документов налогоплательщика.

Программное обеспечение по автоматизации выездных налоговых проверок должно:

- обеспечивать обмен информацией с автоматизированной информационной системой «Налог» (информационными ресурсами местного, регионального и федерального уровней);

- позволять формализовать формирование выходной информации, в том числе результатов выездной налоговой проверки;

осуществлять загрузку данных бухгалтерс-ого и налогового учета налогоплательщика (на основе наиболее распространенных бухгалтерских программ) в базу данных системы выездного офиса.

При переходе к автоматизированному выездно-алоговому контролю налоговые инспектора смогут с помощью компьютерных программ:

онтролировать правильность и достоверность формирования показателей налоговых деклараций (расчетов) на основании данных бухгалтерского и налогового учета;

- рассчитывать суммы налогов на основе результатов аналогичной деятельности других налогоплательщиков в случае невозможности достоверного определения налоговой базы на основе данных налогового и бухгалтерского учета налогоплательщика;

- определять вероятную налоговую базу проверяемого налогоплательщика на основе косвенных методов и др.

Внедрение автоматизированных методов планирования и сопровождения выездных налоговых проверок позволит разработать и применять автоматические системы выявления потенциальных или явных неплательщиков налогов. При разработке таких систем должна использоваться точная формализация методик отбора налогоплательщиков для контрольных проверок и выявления неплательщиков, а в

^ссийское предпринимательство, 2008, № 3 88—

недалеком будущем также специальные алгоритмы и элементы искусственного интеллекта. Наличие эффективной возможности распознавать с высокой степенью вероятности налоговыми органами неплательщиков имеет значение для обеспечения полноты сбора налогов. Таким образом, в настоящее время в вопросах совершенствования налогового контроля важнейшее значение приобрело использование современных информационных технологий - систем приема и обработки данных, аппарат-но-технических средств, специального прикладного программного обеспечения. Они призваны повысить уровень производительности в налоговых органах, что, в свою очередь, должно отразиться на эффективности их контрольной работы в сфере камеральных и выездных проверок.

Литература

1. Андрющенко С. Н. Информационные технологии в налоговом администрировании // Российский налоговый курьер. - 2006. - № 16. - С. 60.

2. Бетина Т. А. Об использовании и эффективности автоматизированного камерального налогового контроля // Налоговый вестник. - 2005. - № 7. - С. 78-84.

3. Гайворонская О. В. Отчетность через Интернет: экономим время // Российский налоговый курьер. -2005. - № 20. - С. 72-74.

наличие

эффективной

налого-

плательщиков

для проведения

налоговых

проверок является

абсолютно

необходимым

для рациональной

организации

налогового

контроля

Yefremova, T. A.

teacher, Taxes and Taxation Department, Ogaryov Mordovian State University

Use of information technologies while conducting tax inspections

The paper examines aspects of improving the performance of inspections by tax authorities through the application of a balanced package of measures for the development and large-scale implementa-tion of a system enabling taxpayers to generate and file tax returns and financial statements in an electronic format, the computerization of desk audit, the implementation of state-of-the-art IT-based procedures for planning and supporting field tax audits.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.