Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе обучения студентов'

Использование информационных технологий в процессе обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8855
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАТИКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / INFORMATION TECHNOLOGY / EDUCATION / STUDENTS / EDUCATIONAL PROCESS / INFORMATION TECHNOLOGY SCIENCE / COGNITIVE INTEREST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлов Михаил Юрьевич

Статья посвящена использованию информационных технологий в процессе обучения студентов. В ней рассматриваются основные способы внедрения информационных технологий (ИТ), способствующих активизации познавательного интереса у обучающихся в ВУЗе. Аргументирована актуальность использования ИТ, раскрыта потребность в модернизации образовательного процесса, описаны преимущества, недостатки, а так же проблемы внедрения ИТ в современное образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Орлов Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of information technologies in the process of teaching students

The article is devoted to the use of information technologies in the process of student learning. It discusses the main ways of introduction of information technology (IT) to facilitate activation of students' cognitive interest at the university. The paper argues the relevance of the IT use, reveales the need for the modernization of the educational process, describes the advantages, disadvantages, as well as the problem of the introduction of IT in modern education.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе обучения студентов»

Орлов М.Ю.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Неотъемлемой частью жизни современного человека являются информационные технологии. Процесс информатизации охватил все сферы нашей жизни: экономика, образование, наука. Он включает в себя возможность получения информации, проникновение информационных технологий в научные, производственные, общественные сферы.

Одним из главных направлений процесса информатизации общества является информатизация образования, так как процесс приобретения новых знаний становится проще, доступнее, обеспечивает возможность получать любые знания, не выходя из дома. ИТ способствуют развитию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, а также активизируют интерес студентов, ведь ни для кого не секрет, что различные гаджеты - главные атрибуты современного человека [3]. Информационные технологии предоставляют студентам и преподавателям возможность:

-сделать обучение более эффективным;

-сократить трату времени на поиск и запись информации, увеличив, тем самым, время на практическую деятельность;

-дать возможность индивидуального обучения, сделав процесс образования открытым;

-сделать интересным процесс обучения для категории студентов, отличающихся способностями, стилем обучения, а также для студентов с нарушениями здоровья;

-разнообразить учебную деятельность.

Модернизация учебного процесса требует перехода от пассивных, главным образом, лекционных способов усвоения материала к активным, таким как самостоятельная и коллективная работа, исследовательская деятельность, ориентированность на практику. Нельзя упускать из вида тот факт, что объём информации и знаний постоянно растёт, а количество отведённого времени для изучения предметов остаётся неизменным. Процесс информатизации позволяет преподавателям расширить круг знаний студентов, что, в свою очередь, положительно влияет на уровень их подготовки в целом [8].

Мы обозначили основные способы внедрения ИТ в процесс обучения студентов:

Электронные учебники. Электронный учебник - это электронное учебное издание, альтернатива бумажным изданиям. В нём содержатся материалы по основным образовательным программам, а также приложения в виде таблиц, ил-

люстраций и тестов. Использование электронного учебника, как отмечают учителя, отличается простотой, удобством использования и полнотой содержания. Студент может читать текст прямо с экрана мобильного телефона, ноутбука или планшета, это позволяет вовлекать в процесс обучения всех учащихся, так как это для них ново и интересно. Ещё одним плюсом является то, что использование ЭУ экономически выгодно. Не все студенты готовы покупать дорогостоящие печатные издания, а у некоторых отсутствует возможность частого посещения библиотечного центра, электронная версия стоит гораздо меньше и при этом постоянно обновляется и дополняется. Важным преимуществом электронного издания является интерактивность. Учащиеся могут открывать аудиофайлы, видеоролики, копии различных документов, переходить по смежным ссылкам, расширяя свои знания.

Имея множество преимуществ, электронные версии нуждаются в доработке. В частности, невозможность воспроизведения электронных версий на некоторых устройствах, отсутствие технического обеспечения в школах, родители озадачены вопросом безопасности использования ЭУ для здоровья ребёнка.

Чтобы проверить, действительно ли степень полезности ЭУ соответствует заявленной, мы использовали их в 9-х классах и на лекциях у 1-ого курса университета.

Школьники и студенты с удивлением отреагировали на данный эксперимент. Эксперимент продлился месяц, после чего мы провели опрос, в результате которого была получена следующая информация: обучающиеся были рады тому факту, что не было необходимости приносить с собой бумажные издания, воспроизводили аудио и видео контент несколько раз подряд в том случае, если возникали затруднения в понимании материала. Некоторые студенты скачали себе электронное издание на смартфон и использовали его в течение лекции. Мы заметили всплеск познавательной активности у обучающихся, а многие отмечали, что работа с ЭУ интереснее и удобнее, нежели с книжным изданием. По результатам эксперимента можно сделать вывод, что наблюдается положительный результат применения ЭУ в образовательном процессе.

Электронные тренажёры. Электронный тренажёр - это такое средство обучения, которое содержит подсказки и советы, что позволяет учащимся не бояться совершать ошибки. Электронные тренажёры имеют ряд преимуществ: объективность и своевременность выставления оценок, тренажёр выставляет оценку сразу после выполнения задания; простота использования - учащиеся выбирают или вписывают правильный ответ; возможность многократного использования и долговременного хранения результатов; возможность сразу исправить ошибки, проверить себя ещё раз. Современные тренажёры не требуют от учителя огромных усилий, множество из них либо предоставлены в готовом виде, либо могут «перемешивать» ответы самостоятельно, что исключает риск совпадения заданий и ответов.

В течение вышеописанного эксперимента мы также предприняли попытку внедрения данного способа в процесс обучения наряду с электронными учеб-

никами. Результаты не переставали удивлять. Проведенный после применения электронных тренажеров контроль знаний показал улучшение понимания и запоминания сложного научного материала более чем у 80% учащихся 9-ого класса и у не менее 60% студентов ВУЗа. Это говорит о высокой степени полезности данного способа внедрения ИТ, но, к сожалению, не всегда удается его осуществить по причинам, о которых мы поговорим позже, обсуждая проблемы внедрения ИТ.

Электронные тестовые системы. Внедрение электронных тестовых систем является наиболее быстрым способом проверки полученных знаний и, как следствие, оперативной работой над пробелами. Использование электронных тестовых систем возможно как на компьютере, так и на телефоне с доступом в интернет. Тесты позволяют преподавателю провести быструю проверку усвоения знаний студентами, помогают увидеть, на что нужно обратить внимание на следующем занятии, для студентов же делают занятие более интересным и насыщенным. Также тестовые системы являются удобным средством сбора статистических данных [4].

Мультимедийное сопровождение процесса обучения. Мультимедийное сопровождение - одно из самых распространённых примеров использования ИТ в образовании. Отличительной его особенностью является информативность и зрелищность. Иллюстративные примеры, видеоролики и аудиофайлы позволяют учащимся легко усвоить материал. Правильно подобранные элементы помогают преподавателю сделать занятие интересным и содержательным. [1]

Однако постоянное использование мультимедиа сопровождения может стать обыденностью, что не позволит в дальнейшем достигать желаемого эффекта.

Дистанционное обучение (ДО). ДО - это взаимодействие преподавателя и студентов на расстоянии. Ведущим средством ДО являются информационные технологии. ДО позволяет снизить затраты преподавателей и студентов ( оплата жилья, аренда помещения и т.д.), обучать одновременно большое количество человек, находящихся на значительно расстоянии друг от друга, повысить качество обучения за счёт использования электронных библиотек и сетевых ресурсов, важнейшим преимуществом ДО является гибкость - студенты могут получать знания в удобное время и в любом месте. ДО доступны все перечисленные виды ИТ.

Мобильные приложения. Дин Хэймер, руководитель проекта BrainPop сказал: «Важно понять и осознать значение того, что у детей появились в руках гаджеты. У детей появилась возможность учиться, где бы они ни находились». И цитата эта применима не только к детям. Многие преподаватели негативно относятся к использованию на лекции смартфонов студентами. Тем не менее, это явление можно направить в иное русло и использовать в учебном процессе. На базе операционных систем Android и Apple существует огромное множество приложений, при помощи которых можно решить массу задач. Но большинство студентов, а тем более и преподавателей не знают об этом. Грамотное исполь-

зование мобильных приложений в ходе лекции позволяет решать поставленные задачи и направлять внимание студентов на изучаемый объект.

Создание видеороликов для демонстрации практической деятельности вне учебного заведения - еще один метод использования ИТ, который активизирует познавательную активность студентов в свободное от учёбы время. Демонстрируя видеоролики на семинарах и конференциях, они смогут поделиться опытом с коллегами, а также повысить навык владения техническими средствами обработки информации.

Проведение видеоконференций с целью обмена знаниями с людьми из других регионов России, а также из других стран. Опыт и знания наших и иностранных коллег поможет обучающимся в освоении будущей профессии. Но организация поездки за границу является роскошью для многих студентов. Именно поэтому намного практичнее связаться с людьми из другой страны с помощью видеоконференции.

В дополнение к сказанному выше мы приведем еще несколько способов, но без подробного описания: использование ноутбуков для записи конспектов лекций, установка автоматизированных систем голосования, изучение робототехники для моделирования различных процессов; 3D прогулки по интересным местам.

Современные проблемы внедрения ИТ в образование. Анализ литературы и обобщение собственного опыта позволяют нам выделить ряд проблем, связанных с информатизацией процесса образования.

Ограничение времени использования ПК и других гаджетов на лекциях. Эта проблема связана с санитарно-гигиеническими нормами. Данные нормы весьма обоснованы, поэтому время, отведённое ИТ на лекциях должно быть регламентировано.

Недостаточная материально-техническая база образовательных учреждений. Как правило достаточное количество компьютерной техники находится только в компьютерном классе. Решением этой проблемы может стать создание расписания использования кабинетов ИТ, использование личных мобильных устройств, ноутбуков и планшетов.

Конкуренция с традиционной системой обучения, неподготовленность педагогов. В большинстве случаев преподаватели не готовы к внедрению ИТ в образовательный процесс. Это связано с недостаточной компьютерной грамотностью, нехваткой времени и материально-технического обеспечения, а также с нежеланием отходить от проверенной временем традиционной системы обучения. Решением данной проблемы может стать подготовка преподавателей и повышение их квалификации с использованием ИТ, демонстрация преимуществ, которые способны внести в образовательный процесс, иллюстрация возможности совместного использования компьютеров с другими техническими средствами [6].

Недостаточный уровень знаний ПК у студентов. Так как основное использование студентами ПК - досуговое, то роль преподавателя состоит в том, чтобы

показать студентам, как ПК может помочь им в учёбе. Здесь важна систематичная и целенаправленная работа по использованию ПК, формирование у студентов понимания, что компьютер и ИТ при грамотном использовании могут стать главными помощниками в решении различных задач [5].

Целесообразность использования ИТ в образовательном процессе. Данная проблема - обобщение всех, указанных выше. Ежедневно возрастает потребность общества в подготовке людей, владеющих ИТ.

Таким образом, мы видим, что проблема внедрения ИТ в образовательный процесс многогранна , и должна решаться комплексно. Её решение способствует модернизации образовательного процесса, делает удобным, гибким и доступным. Информатизация процесса обучения повысит уровень познавательной активности студентов, что улучшит их профессиональную подготовку в целом.

Информатизация образования ведет к изменению существенных сторон образовательного процесса. Изменяется деятельность студента и преподавателя. Студент может оперировать большим количеством разнообразной информации, интегрировать ее, имеет возможность автоматизировать ее обработку, моделировать процессы и решать проблемы, быть самостоятельным в действиях. Преподаватель также освобождается от рутинных операций, получает возможность диагностировать , следить динамику обучения и развития студента. Следует сказать, однако, что масса преподавателей не готова к переходу от лекционной формы обучения и от объяснительного традиционного обучения к использованию информационных технологий в образовании. Электронная техника пока используется в основном как вспомогательное средство обучения. В определенной мере преподаватели правы: компьютер и новые информационные технологии постепенно будут менять процесс и, вероятно, не заменят полностью традиционные технологии обучения. Но, тем не менее, научно- технический прогресс не стоит на месте, и уже само государство предлагает новые стандарты образования и, например, обязует издательства создавать электронные варианты учебных пособий [2]. Можно предположить, что в связи с нарастающим объемом информации, в будущем проблема грамотного использования ИТ приобретет глобальный характер, именно поэтому преподавателям средних школ и ВУЗов необходимо пересмотреть свои позиции относительно грамотного использования ИТ на занятиях. Уже не новость, что образование бьет тревогу из-за того, что детей и студентов поработили гаджеты и удивить чем бы то ни было современную молодежь всё труднее и труднее. Отсюда появляется потребность в модернизации образовательного процесса, либо в создании качественно новой системы образования и образовательных стандартов, которые исключат неправильное использование ИТ во время обучения не только учениками и студентами, но и самим преподавателем. Но, несмотря на то, что развитие технических средств обработки информации идёт ускоренными темпами, сама наука информатика относительно молода, поэтому система образования не успевает следовать за её постоянными изменениями. В будущем информационные и мультимедиа технологии смогут дать студенту то, что не даст ни преподаватель, ни бумажные источники

- а именно наглядную, детальную демонстрацию трудового процесса, практическую часть, которая будет подкреплена теоретической частью лекции, что в совокупности позволит студенту стать высококлассным специалистом в своей области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдуллаев А.Н. Некоторые методические особенности применения информационных технологий в процессе обучения математике / А. Н. Абдуллаев, А. И. Игнатов, К. Останов // Молодой ученый. 2016. №11. С. 1405-1408.

2. Бастриков М.В. Пономарев О.П. Информационные технологии управления: Учебное пособие. М.- Л.: Изд-во Ин-та «КВШУ», 2005. 140 с.

3. Берулава, Г.А. Внутривузовское электронное пространство на основе новых образовательных технологий / Берулава Г.А., Дружинина А.В., Беляева Е.В., Малыш В.Г., Пильщикова Т.С., Исталиева С.К., Кадырова Л.Р. //Высшее образование в России. 2014. № 12. С. 83-89.

4. Горбунова Л. И. Использование информационных технологий в процессе обучения Л. И. Горбунова, Е. А. Субботина // Молодой ученый. 2013. №4. С. 544-547.

5. Молоткова Н.В., Сахаров И.С. Качество услуг ИТ, организационно-технологические решения: учебное пособие. М.- Л.: Издательство Тамбовского гос. техн. университета 2008. 92 с.

6. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.- Л.: Педагогическое общество России, 1998. 640 с.

7. Сафонов В.И. Проблемы внедрения КТО в учебный процесс // Интеграция образования. 2007. №2. С.53-57.

8. Сулейманов Р.Р. Методика решения учебных задач средствами программирования: методическое пособие. М.- Л.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. 188 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.