Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в процессе обучения магистрантов по направлению подготовки "Техносферная безопасность"'

Использование информационных технологий в процессе обучения магистрантов по направлению подготовки "Техносферная безопасность" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / МАГИСТРАНТЫ / КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION TECHNOLOGIES / INDEPENDENT WORK / UNDERGRADUATES / CASE-TECHNOLOGIES.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокроусова О.А., Кононенко Е.В.

В статье рассматриваются подходы к использованию информационных технологий в процессе подготовки магистрантов-заочников, обучающихся в профильных вузах МЧС России по направлению «Техносферная безопасность». Авторами актуализировано использование кейс-метода или метода ситуационных задач, как одного из перспективных и эффективных подходов в рамках профильной подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокроусова О.А., Кононенко Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN THE TRAINING DIRECTION "TECHNOSPHERE SAFETY"

The article deals with the approaches to the use of information technology in the process of training part-time students studying in specialized universities of the Ministry of emergency situations of Russia in the direction of "Technosphere security". The authors actualized the use of the case-method or the method of situational problems as one of the promising and effective approaches in the framework of profile training.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в процессе обучения магистрантов по направлению подготовки "Техносферная безопасность"»

Мокроусова О. А., Кононенко Е. В.

Уральский институт ГПС МЧС России г.Екатеринбург, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Аннотация

В статье рассматриваются подходы к использованию информационных технологий в процессе подготовки магистрантов-заочников, обучающихся в профильных вузах МЧС России по направлению «Техносферная безопасность». Авторами актуализировано использование кейс-метода или метода ситуационных задач, как одного из перспективных и эффективных подходов в рамках профильной подготовки.

Ключевые слова: информационные технологии, самостоятельная работа, магистранты, кейс-технологии.

Mokrousova, O. A., Kononenko E. V.

Ural Institute of state fire service of EMERCOM of Russia

Ekaterinburg, Russia

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGY IN THE LEARNING PROCESS OF STUDENTS IN THE TRAINING DIRECTION «TECHNOSPHERE SAFETY» Abstract

The article deals with the approaches to the use of information technology in the process of training part-time students studying in specialized universities of the Ministry of emergency situations of Russia in the direction of "Technosphere security". The authors actualized the use of the case-method or the method of situational problems as one of the promising and effective approaches in the framework of profile training.

Key words: information technologies, independent work, undergraduates, case-technologies.

Технический прогресс обеспечил возможность массового доступа обучающихся к сетевым компьютерным технологиям и интенсивного их использования в учебном процессе, что стало эффективным средством организации самостоятельной работы. С помощью сетевых средств (Интернета) становятся возможными широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, проведение виртуальных учебных занятий (лекций, практических и лабораторных занятий) в реальном режиме времени [1].

Современные тенденции развития профессионального образования выводят на первый план самостоятельную работу магистрантов, обучающихся в профильных вузах МЧС России по заочной форме, как основной форме обучения. Особенностью изучения специальных дисциплин магистранта-заочника является индивидуализация обучения, требующая постоянного контроля работы каждого магистранта со стороны преподавателя. В рабочих учебных планах в соответствии с ФГОС возросла доля учебного времени, отводимого на самостоятельную работу, однако нормативы на ее контроль преподавателем остались прежними.

С учетом специфики содержания подготовки магистранта по направлению подготовки «Техносферная безопасность», одним из приоритетных направлений использования в учебном процессе информационных технологий является компьютерное моделирование. Современные информационные технологии дают возможность моделировать сложнейшие технологические процессы и явления, сценарии развития событий, а при необходимости и натурные испытания. В процессе моделирования можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению, а также варьировать временной масштаб событий [2].

Особая роль в этом процессе отводится построению абстрактных моделей, воспроизводящих основные размерные, физические или функциональные характеристики рассматриваемого объекта, благодаря чему появляется возможность глубже изучить суть сложных процессов и явлений. В этом случае модель является и средством обучения, и способом воспроизведения объекта, что позволяет значительно повысить степень усвоения при организации учебной деятельности и выполнять модельные эксперименты в рамках выполнения научной работы. В связи с этим, компьютерное моделирование наиболее оправдано при изучении таких специальных дисциплин, лабораторный эксперимент для которых в

значительной степени затруднён или практически неосуществим ввиду его сложности, опасности или высокой стоимости [3].

Преподаватели, использующие в своей деятельности информационные и компьютерные технологии, должны быть готовы к их обновлению и практическому применению при решении профессиональных задач. Важнейшими составляющими готовности к компьютерному моделированию являются умение самостоятельно работать на персональном компьютере и готовность осваивать новые информационные технологии для организации образовательного процесса (программы для разработки презентаций, видео-, аудиоуроков, электронных учебных комплексов, практикумов). Это касается использования автоматизированных информационных систем при проектировании технических устройств с использованием современных программных продуктов (AutoCAD, Kompas), а также профессиональных пакетов программ по прогнозированию чрезвычайных ситуаций и расчетной оценке рисков.

Для формирования готовности к компьютерному моделированию перспективно применение кейс-метода (метода ситуационных задач).

Опыт применения кейс-технологий показал, что при разработке и реализации кейсов в учебном процессе следует учитывать ряд принципов, обеспечивающих эффективность их использования в образовательных программах:

• кейс - рассматриваемый случай или ситуация - должен соответствовать целям обучения;

• кейс должен быть максимально приближен к реальной профессиональной деятельности (реальное событие или искусственно создаваемая ситуация, где часть реального материала используется в сочетании с какой-либо типовой проблемой);

• задание должно быть подобрано таким образом, чтобы можно было пользоваться разными путями для поиска вариантов решения;

• в зависимости от учебной цели кейсы могут отличаться по уровню обобщенности, по количеству представленной в них информации, по сложности проблемы;

• материал кейса ни в коем случае не должен быть устаревшим, его следует обновлять параллельно с изменениями в нормативном обеспечении и реальной практике.

Принципиальное отличие кейс-технологии от других интенсивных технологий активизации учебного процесса состоит в том, что при ее использовании превалирует необходимость профессиональной и

управленческой компетентности обучаемого. Для большинства рассматриваемых ситуаций целесообразно привлечение специальных знаний.

Например, кейсы из практики нарушения правил пожарной безопасности на предприятиях требуют от обучаемого знаний положений «Технического регламента о требованиях пожарной безопасности», Правил противопожарного режима в Российской Федерации и других нормативных документов; кейсы по исследованию людских потоков и эвакуации людей из зданий при пожаре требуют знания методологии нормирования эвакуации людей из зданий при пожаре и социально-психологической компетентности. Эти знания приходят не столько с жизненным опытом, сколько с овладением профессией и навыками поиска правовой, нормативной и технической информации и применения ее для решения практических или научных задач.

Достоинством метода кейсов является то, что он дает уникальную возможность изучить сложные или эмоционально значимые вопросы в безопасной обстановке учебного занятия, а не в реальной жизни, с ее угрозами и риском. Он позволяет учиться, не тревожась о неприятных последствиях, которые могут возникнуть в случае неправильного решения, но при этом анализировать возможные последствия такого решения. Использование метода кейсов для подготовки магистрантов-заочников помогает дополнить многие теоретические аспекты посредством введения практических задач, которые магистрантам необходимо решать.

Применение кейс-технологии позволяет уже на вводной лекции выдать магистрантам-заочникам полный комплект учебных материалов, позволяющий им самостоятельно сформировать необходимые знания и навыки по изучаемым дисциплинам, подготовиться к зачетам и экзаменам, а также самостоятельно проконтролировать уровень сформированности знаний и навыков. Методические материалы по дисциплинам, выполненные в виде кейсов, интегрированы в обучающую систему.

Использование кейсов для магистрантов-заочников позволяет повысить мотивацию и уровень ответственности за качество своего обучения; увеличить объем усваиваемых теоретических знаний и уровень формирования практических навыков. С точки зрения взаимодействия преподавателя и обучающегося внедрение кейс-технологии позволяет повысить объективность итоговой оценки по изучаемым дисциплинам и более серьезно подготовиться к защите магистерской диссертации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сайфутдинова Г.Б., Мироненко А.С. Возможности использования информационно-коммуникативных технологий и социальных сетей в самостоятельной работе студентов вузов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 7. - С. 183-188.

2. Мокроусова О.А. Инновационные технологии в обучении магистров по направлению подготовки «Техносферная безопасность» // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. -Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 60. - Ч. 2. - С. 250253.

3. Субачева, А.А., Гузанов, Б.Н. Внедрение информационных технологий для дидактического сопровождения специальных технических дисциплин при подготовке специалистов профессии риска // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск, 2010. - № 6. - С. 64 - 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.