Краткие сообщения
УДК 372.881.111.1 DOI: 10.14529^170413
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
А.Д. Чувашова
Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия
В современной образовательной организации перед преподавателями поставлена глобальная задача формирования умений и навыков, которые необходимы будущим специалистам для решения профессиональных задач, связанных с их профессиональной деятельностью. Отсутствие системы внедрения иностранного языка в образовательный процесс в техническом вузе приводит к тому, что студенты не в полной мере овладевают многими практическими умениями, которые предполагают использование иностранного языка. В их числе умения пользоваться информационными технологиями, решая те профессиональные задачи, которые опираются на знание иностранных языков. Применение и освоение информационных технологий при обучении иностранному языку трактуются как, с одной стороны, цели иноязычного и информационного образования, с другой стороны - как средства образовательной и будущей профессиональной деятельности. При этом смешанное обучение предстает адекватным методом обучения.
Ключевые слова: информационные технологии, смешанное обучение, компьютеризация, информационно-коммуникационная среда, повышение эффективности обучения.
Актуальность. В современных условиях вхождения России в мировое сообщество, что повлекло за собой интеграцию языков и культур и интернационализацию образовательной деятельности, наблюдается расширение международных экономических, политических и научных связей. Таким образом, появляется необходимость в подготовке высококвалифицированных специалистов с таким уровнем владения иностранным языком, который бы в полной мере позволил им решать профессиональные задачи в соответствии с предъявляемыми требованиями к ним.
Много работ посвящено подготовке будущих специалистов к профессиональной деятельности средствами иностранного языка. Ученые разрабатывают и обосновывают способы использования иностранного языка в качестве средства обучения различным видам профессиональной деятельности. При этом ставятся двоякие цели освоения как собственно лингвистической компетенции, так и компетенций будущей профессиональной деятельности, которые опираются на знание языка. Исследуются проблемы поиска путей повышения мотивации учебной деятельности студентов технических специальностей, свя-
занные с овладением профессиональным иностранным языком, а также проблемы извлечения информации в целях развития образовательных потребностей человека [4].
На сегодняшний день важной составляющей педагогического мастерства преподавателя становится его соответствие уровню развития науки и техники, его умению решать профессиональные задачи с применением информационных технологий и иностранного языка [3]. Содержание компетенций пользования иностранным языком и информационными технологиями инновационно в силу того, что они рассматриваются не как самостоятельная цель, а как средство решения тех задач, в которых они применяются. В частности, исследователи указывают на использование инженерами информационных технологий в таких целях, как сбор, накопление, обработка, хранение, представление и распространение информации, необходимой для решения профессиональных инженерных задач; программирование и автоматизация производственных процессов и управления ими. В образовательном процессе использование компьютеров не только повышает мотивацию образования, стимулируя познавательную ак-
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 103-106
Краткие сообщения
тивность, но и формирует квазипрофессиональную образовательную среду. Иностранный язык при этом применяется как средство реализации информационных технологий и сбора, хранения, перемещения информации.
Использование смешанного обучения. Этим обусловлено то, что сегодня смешанное обучение является одним из самых актуальных педагогических приемов и методик в организации образовательного процесса по иностранному языку в университетах технических направлений в последнее время. Для успешного внедрения смешанного обучения в образовательный процесс необходима информационно-коммуникационная среда, например, обучающая платформа Moodle, которая основана на системе управления обучением посредством интернет-технологий. Информационно-коммуникационная система Moodle идеально подходит для эффективной реализации модели смешанного обучения иностранному языку в техническом вузе [5].
Понятие смешанного обучения появилось сравнительно недавно и представляет собой новую форму применения старых методов, объединяя в себе традиционные и инновационные подходы, формальные и неформальные методы. Исследователи указывают, что данный метод есть комбинация известных методов «очное face-to-face, электронное online learning и самостоятельное обучение self-study learning» [5]. Особенностью данного метода является опора на методологическое основание управления знаниями.
Для технологии смешанного обучения характерны: сравнительно большая самостоятельность студентов, необходимость организовывать, в частности, планировать свою деятельность, анализировать информацию, принимать решения, достигать запланированные результаты и оформлять их с использованием информационных технологий.
Е.В. Вардашкина предлагает современную модель смешанного обучения, согласно которой: «учебные материалы существуют не только в печатном, но и в электронном виде; преподаватель составляет ресурсную карту, в которой указаны основные и дополнительные материалы, ссылки Интернета, которыми может пользоваться студент»; «есть возможность онлайн-общения при помощи таких инструментов, как чат, форум, блог»; развиваются «навыки поиска, анализа информации»
[1], работы в команде, правильного распределения обязанностей и способности нести ответственность; используются аудио и видеолекции, которые делают процесс обучения простым и более насыщенным.
В организации высшего образования использование технологий смешанного образования требует от преподавателей, ведущих занятия со студентами технических направлений, преимущественного владения следующими педагогическими знаниями, умениями и навыками: применения информационных технологий; структурирования учебного материала; отбора материала для работы на занятии и в самостоятельной деятельности; управления образовательным процессом и стимулирования самоуправления студентами их учебной деятельностью [2].
Выводы. Подводя итоги вышесказанному, следует отметить, что в инженерном образовании следует переносить акцент с собственно лингвистической подготовки на использование языка как средства решения профессиональных задач; информационные технологии также применяются как средство (как получения образования, так и решения в будущем профессиональных (инженерных) задач); современным и адекватным средством подготовки студентов технических направлений к решению инженерных задач с применением информационных технологий является смешанное обучение. Соответствующая модель смешанного обучения позволяет как осваивать лингвистические и информационные компетенции, так и использовать язык и информационные технологии в образовательном процессе, а в будущем - применять их как средства решения профессиональных задач.
Литература
1. Вардашкина, Е.В. Модель смешанного обучения английскому языку студентов неязыковых вузов / Е.В. Вардашкина // Современные проблемы в пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании. -www.sworld.com.ua.
2. Волченкова, К.Н. Языковая политика вуза как основа развития непрерывной лингвистической подготовки в университете в условиях интернационализации / К.Н. Волченкова // Университет XXI века в системе непрерывного образования: материалы
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 103-106
Чувашова А.Д.
Использование информационных технологий в обучении иностранному языку
III Междунар. науч.-практ. конф., 2017. -С. 66-72.
3. Девтерова, З.Р. Современные технологии обучения иностранному языку в вузе / З.Р. Девтерова // Вестник Майкопского гос. технолог. ун-та. - 2009. - № 3. - С. 105-111.
4. Сериков, Г.Н. Извлечение информации как предпосылка развития образовательных потребностей человека / Г.Н. Сериков //
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 3. - С. 8-17. DOI: 10.14529/ped160301
5. Bryan, A. Blended learning: definition, models, implications for higher education / A. Bryan, K.N. Volchenkova // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2016. - Т. 8, № 2. - С. 24-30. DOI: 10.14529/ped160204
Чувашова Анна Дмитриевна, аспирант кафедры безопасности жизнедеятельности, ЮжноУральский государственный университет, г. Челябинск, [email protected].
Поступила в редакцию 1 октября 2017 г.
DOI: 10.14529/ped170413
THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN THE TEACHING OF A FOREIGN LANGUAGE
A.D. Chuvashova, [email protected]
South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation
In any modern educational institution, teachers face a big problem of developing skills and abilities that are necessary for future specialists to deal with their professional tasks within their professional sphere. If there is no such system that focuses on the introduction of a foreign language to the educational process at a technical university, students won't acquire enough practical skills that presuppose the use of a foreign language. Among the mentioned skills there is the skill to use information technologies when dealing with some professional tasks that rely on the knowledge of foreign languages. Information technologies and learning foreign languages are treated as, on the one hand, the objectives of foreign language and information education and, on the other hand, as a means of education and future profession. Thus, blended learning appears to be an adequate teaching method.
Keywords: information technologies, blended learning, computerization, information and communication system, improving the efficiency of education.
References
1. Vardashkina E.V. Model' smeshannogo obucheniya angliyskomu yazyku studentov neyazykovykh vuzov: Sovremennye problemy v puti ikh resheniya v nauke, transporte, proizvodstve i obrazovanii [Blended Learning Model of Teaching English to Students of Non-language Universities: Current Issues and their Solutions in Science, Transport, Production and Education]. Available at: www.sworld.com.ua (accessed 4.08.2017).
2. Volchenkova K.N. [Language Policy of the University as the Basis for the Development of Continuous Linguistic Training at the University in the Conditions of Internationalization]. Universitet XXI veka v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchno-praktiche-skoy konferentsii [University of the XI Century in the System of Continuous Education: Materials of the III International Scientific and Practical Conference]. 2017, pp. 66-72. (in Russ.)
Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». 2017. Т. 9, № 4. С. 103-106
Краткие сообщения
3. Devterova Z.P. [Modern Technologies of Teaching Foreign Language in High School]. Bulletin of Maikop State Technological University, 2009, no. 3, pp. 105-111. (in Russ.)
4. Serikov G.N. [Gathering Information as a Prerequisite for the Development of Human Being Education Needs]. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, no. 3, pp. 8-17. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped160301
5. Bryan A., Volchenkova K.N. Blended Learning: Definition, Models, Implications for Higher Education. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences, 2016, vol. 8, no. 2, pp. 24-30. DOI: 10.14529/ped160204
Received 1 October 2017
ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ
FOR CITATION
Чувашова, А.Д. Использование информационных технологий в обучении иностранному языку / А. Д. Чувашова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2017. - Т. 9, № 4. - С. 103-106. БО!: 10.14529/ре(!170413
Chuvashova A.D. The Use of Information Technologies in the Teaching of a Foreign Language. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 103-106. (in Russ.) DOI: 10.14529/ped170413
Bulletin of the South Ural State University. Ser. Education. Educational Sciences. 2017, vol. 9, no. 4, pp. 103-106